Статья «Усвоение правил и норм общения » (начальные классы)

С поступлением ребенка в школу происходит изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающи­ми людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья « Усвоение правил и норм общения »

С поступлением ребенка в школу происходит изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему большой интерес. Чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, которые далее, постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определял для ребенка в основном оценками учитель, успехами в учении, то к 3-4классах появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанных с независимой оценкой со стороны школьников личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

На пороге школьной жизни возникает уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словом. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутреннее проявление в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Благодаря исследованиям, проведенным Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали как нравственно - оценочных суждений они придерживают. Установлено, например, что в периоды жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла разделяющее все существующее только на две категории- хорошее и плохое и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм, появляющийся у детей приблизительно с одиннадцати лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть, нравственно оправданное и осуждаемо.

Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемые, что они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. Ребенок - нравственный реалист - моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрослому, даже если распоряжения расходятся с общепринятыми нравственными нормами. Более старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что говорить неправду

никогда нельзя: старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима.

Находясь, на стадии нравственного реализма и играя друг с другом, дети верят что, существует лишь одно истинное правило игры; дети- релятивисты признают, что правило игры можно изменять и с общего согласия готовы принять новые правила. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой проступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно из плохих или хороших побуждений. Более

старшие дети релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека давая нравственную оценку его действиям.

Спустя примерно 40 лет после того, как Ж.Пиаже опубликовал свои первые работы по развитию нравственных суждений у детей.

Л. Кельберг с чьей концепцией нравственного развития детей мы уже встречались, расширил, конкретизировал и углубил идеи Пиаже. Он установил, что на уровне развития морали дети действительно чаще дают оценки поведению только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и содержания поступков человека. С начало, на первой стадии этого уровня развития ребенка полагает, что человек должен подчиняться правилам для того, чтобы избежать наказания за их нарушение. На второй стадии возникает мысль о полезности нравственных действий сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое, которое, удовлетворяя личные потребности данного человека не мешает удовлетворить свои другому человеку.

На уровне конвенциальной морали важное значение в начале придается тому ,чтобы быть « хорошим человеком», соответствовать из вне заданному образцу такого человека. Затем на первом плане выступает идея общественного порядка или пользы для людей ( группы, общества). На высшем уровне постконвенциональной морали люди вначале оценивают поведение, исходя из абстрактных представлений о нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Произвольность поведения из области познавательных процессов и волевой регуляции поведения, что характерно для дошкольников, в младшем школьном возрасти распространяется на область чувств. У детей 3-4 классов отмечают первые, правда, еще неумелые, попытки сдерживать эмоции непосредственных импульсов и желаний. Наряду с этим начиная примерно с 3класса у младших школьников можно отметить проявление настойчивости как волевой черты характера.


© 2010-2022