• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городок

Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городок

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городок















Содержание

2. Пояснительная записка.

2.1 Актуальность программы;

2.2 Целесообразность, новизна программы;

3.Краткая характеристика участников программы.

4. Педагогическая идея программы.

4.1 Сюжетная линия программы;

4.2 Словарь программы;

5. Целевой блок программы

5.1 Цель;

5.2 Задачи;

5.3 Предполагаемые результаты программы.

6. Критерии и способы оценки качества реализации программы.

7.Содержание и средства реализации программы:

7.1 Логика развития содержания по этапам программы;

7.2 Модель взаимодействия участников программы;

7.3 Система мотивации и стимулирования участников программы;

7.4 Содержательные и организационные особенности деятельности участников программы.

8. Кадровое обеспечение программы.

9. Информационно - методическое обеспечение программы.

10. Особенности материально - технического обеспечения программы.

11. Список литературы.

12 . Приложения

№1 Схема взаимодействия лагеря « Солнечный городок»» с социальными партнерами;

№2 Легенда игры.

2. Пояснительная записка

Лето - это благодатное время для укрепления здоровья детей, их физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. С наступлением летних каникул у многих родителей возникает вопрос о том, как организовать отдых их ребенка. Родители на работе, а ребенок, выйдя на летние каникулы, предоставлен обычно сам себе, у него появляется масса свободного времени. Заполнить это свободное время полезными и интересными занятиями становится основной заботой родителей. При этом не каждый ребенок готов провести лето вне дома, в загородном лагере без мамы и папы.

Летний оздоровительный лагерь при детском (подростковом) клубе для многих родителей становится оптимальным решением проблемы. Посещая лагерь при детском клубе ребенок находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи.

Кроме того, посещая летний оздоровительный лагерь при клубе, дети реализуют основные потребности, обусловленные их возрастными особенностями:

  • потребность в улучшении физического состояния и сохранении здоровья, как условии нормального жизнетворчества

  • потребность в приобретении опыта коллективного общения;

  • стремление к гуманизации взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • потребность в саморазвитии, самореализации своих способностей и возможностей.

Дети приходят в лагерь при детском клубе не только для того, чтобы научиться что-то делать, приобрести новые знания и умения, их привлекает возможность общения со сверстниками, имеющими сходные интересы, образ жизни и мыслей, то есть среда «таких же, как я». Клубный лагерь, его педагогический коллектив, постоянно повышают социальный статус и самооценку ребенка, значимость его самореализации и деятельности, позволяет ему быть самостоятельным в принятии решений и создают перспективу интересной творческой жизни, дают возможность заниматься любимым делом ( спортом, вокалом, творчеством) и в летний период.

2.1 Актуальность программы

Создание летнего оздоровительного лагеря при детском клубе помогает в решении ряда образовательных и социальных проблем: летний отдых обучающихся становится познавательным, ребята приобретают возможность получения практически ориентированных навыков, связанных с избранным ими профилем обучения в детском клубе. Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, организация содержательного досуга детей и подростков - отличительные черты данной программы.

Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных занятий (под руководством квалифицированных тренеров-преподавателей) с игровыми развлекательными и познавательными мероприятиями. Особое место отведено мероприятиям, посвященным формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам.

При оптимальной организации жизнедеятельности лагеря в сочетании с оздоровительным и развивающим потенциалом окружающей среды становится возможным создание условий для оздоровления, формирования и развития личности. Одним из важных направлений в реализации программы лагеря является вовлечение в его деятельность детей «группы риска» из социально - незащищенных, малообеспеченных семей.

2.2 Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса - воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.к включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- Федеральный закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».

- «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей» ( письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011года № 06 - 614).

- Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей ( создание авторских программ работы педагогических кадров) - Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012г. № 09 - 260).

- План мероприятий («Дорожная карта»). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012г. № 2620 - р).

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы( Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761).

- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе ( письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013г. №ИР-352/09 «О направлении программы) и рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы (письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013 №09-897 «О направлении рекомендаций»).

- Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2015года (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618 -р)

- Стратегия развития воспитания детей в Российской Федерации (декабрь 2014года)

3. Краткая характеристика участников программы

Основной состав лагеря - это обучающиеся детского (подросткового) клуба «Атлант», дети микрорайона «Лесной городок» в возрасте 7-14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 - 24 человек.

Социально - возрастной состав участников смены

1. Всего детей в лагере - ____чел., из них:

Мальчиков ____чел.

Девочек ____чел.

2. Возрастной состав детей:

7- 9 лет _____ чел.

10 - 11 лет ____ чел.

12 - 14 лет____ чел.

3. Социальный состав детей:

Дети из полных семей____ чел.

Дети «группы риска» всего ____ чел., из них;

Из малообеспеченных семей ____ чел.

Из неполных семей ____чел.

Из многодетных семей _____чел.

Из семей беженцев, переселенцев ____ чел.

Дети - сироты _____чел.

Опекаемые дети_____ чел.

Дети - инвалиды ____ чел.

Дети, состоящие на учете( ИДН, ПДН, ВШК) ____чел.

4. Педагогическая идея программы

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования художественной, физкультурно - спортивной, туристско - краеведческой направленностей единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

Однако анализ состояния здоровья современных детей свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Многие дети живут в неполных, малообеспеченных семьях, не способных обеспечить полноценное, здоровое питание, качественное оздоровление и отдых детей в каникулярное время..

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др.

По результатам анкетирования 76 % детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.

Основополагающей идеей данной программы является развитие у детей мотивации к ЗОЖ, к творчеству, самореализации. В качестве формы организации деятельности лагеря выбрана сюжетно - ролевая игра, с помощью которой выстраивается модель поведения, позволяющая детям попробовать разные социальные роли, проявить творчество и самостоятельность.

Основные принципы, способствующие реализации программы:

Принцип самоактуализации - необходимо пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально - приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности - необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип творчества и успеха - благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха способствует формированию позитивной Я - концепции личности воспитанников лагеря, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию, самостроительству своего Я.

Принцип доверия и поддержки - вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации, самоутверждению. Использование гуманистических личностно - ориентированных технологий обучения и воспитания в работе с детьми.

Принцип природосообразности - предполагает учет возрастных, психо - физиологических особенностей каждого ребенка.



  1. Сюжетная линия программы

Погружение в сюжет игры происходит через знакомство с легендой игры, во время которой лагерь превращается в Солнечный городок. Жизнь городка основана на развитии творческих способностей каждого его жителя, проявлении их талантов, активности, спортивных достижений, укреплении здоровья. Смысл сюжета игры - возвращение Солнечному городку яркости, привлекательности, украшение его домов и улиц, которые были нарушены нападением темных сил. Все это будет возможным, если жители городка будут активно участвовать в жизни и благоустройстве своего города (как индивидуально, так и коллективно). Жители городка живут на 2-х улицах - улице Спортивной и улице Фантазеров. У каждого жителя улицы свой собственный домик, который надо восстановить и украсить разноцветной мозаикой. Управляет городком Мэр, жизнью улиц руководят его Советники. В управлении Мэру помогает Городская дума ( детский орган самоуправления) , которую возглавляет Председатель . Активность жителей городка, их любознательность, трудолюбие, общительность, самостоятельность помогут городку стать красивым, а жизнь и отдых в Солнечном городке сделают веселой, яркой, полной удивительных приключений. ( легенда игры - см. Приложение №1)

  1. Словарь терминов игры

Термины

Понятия

Солнечный городок

Лагерь

Жители городка

Дети

Мэр городка

Начальник лагеря

Советники мэра

Воспитатели

Городская дума

Детский орган самоуправления

Председатель городской думы

Педагог - организатор

Улицы

Отряды

Командиры

Лидеры отрядов

Огонек

Сбор отряда

Вече -

Общий сбор жителей городка

Творческие мастерские

Кружковые комнаты



  1. Целевой блок программы

5.1 Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в условиях реализации интенсивных форм жизнедеятельности и специфики временного детского коллектива летнего лагеря.

5.2 Задачи:

-укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек; - создание условий для самоопределения, самореализации и развития детей через включение в разнообразие видов деятельности: познавательную, творческую, спортивную, трудовую; - актуализация навыков самостоятельности, самообслуживания ребенка в условиях жизни временного детского коллектива, формирование у детей жизненно важных гигиенических умений и навыков; - организация содержательного досуга детей и подростков.

5.3 Предполагаемые результаты

оздоровление и активный отдых детей;

совершенствование спортивного мастерства;

реализация творческого потенциала;

овладение организаторскими, коммуникативными навыками;

приобретение трудовых умений и навыков;

формирование стереотипов здорового образа жизни.

Участники программы

Ожидаемые результаты


Воспитанники лагеря

1. Физическое и духовное оздоровление детей и подростков на основе спортивных игр, спортивно- оздоровительных комплексов, мероприятий профилактической направленности.
2. Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей. 3. Практическое применение навыков ЗОЖ, конструктивного общения.

Родители

1.Физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление детей;
2. Полноценный и безопасный отдых ребенка

Педагоги

1.Реализация запланированных мероприятий в означенных сферах деятельности.
2.. Реализация потребностей ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;



  1. Критерии и способы оценки качества реализации программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

•Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

•Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

•Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

•Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Эффективность программы определяется системой показателей, которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям.

Направления деятельности

Целевые показатели


Физкультурно - спортивное
развитие

  • отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся;

  • выработка положительной мотивации детей и подростков к принципам здорового образа жизни


Развитие познавательной и творческой активности обучающихся

  • увеличение числа участников в мероприятиях лагеря и творческих объединениях;

  • реализация своих способностей и талантов, интериоризация полученных знаний.


Формирование основ нравственной культуры

  • сформированность основных нравственных качеств личности;

  • проявление навыков конструктивного, бесконфликтного общения.


Социализация личности обучающихся

  • рост социальной активности обучающихся;

  • развитие организаторских способностей детей;

  • отсутствие негативных социальных явлений среди детей

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

7. Содержание и средства реализации программы:

Основные блоки программы

I блок. «Быть здоровым - здорово!» (Оздоровительно-профилактический)

- проведение оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка, закаливание, воздушные солнечные процедуры, релаксация);

- тренинговые занятия, санитарно-гигиенические занятия, беседы, викторины о ЗОЖ, по профилактике вредных привычек;

2 блок. «Твори, выдумывай, пробуй!» (Развлекательно-познавательный)

- проведение досуговых мероприятий, развивающих интеллектуальный и творческий потенциал участников смены ( викторины, игры, экскурсии, конкурсы и т.д.).

3 блок. «Если не мы, то кто же? (Трудовой)

- общественно полезный труд (уборка территории, экологический десант).

- участие детей в работе творческих мастерских.

4 блок. «Я со спортом подружусь!» (Спортивный)

- тренировочная работа по видам спорта( каратэ, настольный теннис) ;

- спортивно- игровые программы;

- участие в лагерных соревнованиях, спартакиаде.

5 блок - «Мы - коллектив!» (Коллективно - творческая деятельность)

- Подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных особенностей детей, коллективная творческая деятельность, основанная на свободном самоопределении ребенка и обеспечивающая широкое поле деятельности для самореализации личности ребенка.

Виды и формы деятельности

  • коллективно-творческие дела;

  • игровые программы, игры, конкурсы, концерты;

  • индивидуальные и групповые беседы;

  • оздоровительные тренинги;

  • соревнования;

  • командная работа;

7.1 Логика развития содержания по этапам программы

1 этап - подготовительный (апрель - май)

1. Анализ результатов деятельности за прошлый год.

2. Изучение запросов детей и взрослых.

3. Разработка концепции Программы, определение основных целей и задач, изучение методического материала по тематике смены.

4. Планирование смены, подготовка методических рекомендаций.

5. Организация творческой группы, подбор педагогов .

6. Разработка планов по реализации Программы и сценариев конкретных мероприятий, оформление лагеря.

7. Учеба педагогических кадров.

Ожидаемые результаты этапа:

- Разработка идей смены, творческих мероприятий.

- Формирование команды единомышленников для реализации идей смены.

2 этап - организационный (1 - 3 день смены))

1. Организация жизнедеятельности лагеря, вовлечение участников программы в сюжетно - ролевую игру.

2. Знакомство с легендой сюжетно - ролевой игры. 3. Формирование актива лагеря. 4.Оформление отрядных мест.

5. Экспресс - опрос, корректировка планов работы.

6. Презентация творческих мастерских.

Ожидаемые результаты этапа: - Организация жизнедеятельности лагеря.

- Введение участников программы в сюжет смены.

- Адаптация воспитанников к условиям лагеря.

- Определение программы деятельности в отрядах

3 этап - основной (4-12 день смены)

1. Реализация Программы, в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами.

1.Участие детей и взрослых в сюжетно - ролевых играх, коллективная творческая деятельность участников Программы по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.

2.Занятия в творческих объединениях.

3.Ежедневное отслеживание эмоционального состояния детей, коррекционная работа по итогам диагностики.

Ожидаемые результаты этапа:

- Реализация плана смены.

- Активное участие детей в жизни лагеря.

- Вовлеченность детей в коллективно - творческие дела.

- Личностный и командный рост участников смены..

4 этап - заключительный( 13 - 15 день смены)

1.Подведение итогов работы творческих мастерских.

2.Анкетирование воспитанников, родителей, подведение итогов участия каждого ребенка в жизнедеятельности лагеря.

5 этап - аналитический( август- сентябрь)

Анализ работы, подведение итогов, обработка и оформление материалов смены.

7.2 Модель взаимодействия участников программы

Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городок

Организационные формы детских органов самоуправления

Вече - общее собрание - высший законодательный орган самоуправления. Принимает жизненно важные решения, утверждает документы, программы, планы. Собирается 2 - 4 раза за время смены.

Городская Дума - совет лагеря - высший исполнительный детский орган самоуправления. В него входят Мэр - начальник лагеря, командиры отрядов, Председатель городской Думы - педагог - организатор лагеря. Решает текущие вопросы, владеет информацией и осуществляет обмен информацией, руководит работой и разрабатывает задания группам, планирует и анализирует, заполняет мониторинг деятельности групп.

Командир отряда. Выбирается из числа актива отряда (жителей улицы) каждые два дня. Руководит делами отряда, информирует, представляет интересы отряда в Городской думе, контролирует организационные моменты и творческие процессы в отряде.

Отрядный огонек - собирается два раза в день. Утром планирует жизнь отряда: распределяет поручения, информирует; вечером - подводит итоги дня, определяет рейтинг, поощрения, разрешает конфликты и проблемы, принимает важные решения для всех членов отряда( жителей улицы).

Группы по ЧТП (чередование традиционных поручений) - небольшое объединение ребят для общения и деятельности: подготовка дела, дежурства, обсуждение проблем и интересных тем. Создаются для организации, или проведения, или участия в отрядном деле, в мероприятии лагеря.

Досуговая группа (ЧТП). Подготовка и проведение творческих дел, заполнение музыкальных и игровых пауз, проведение игр, досуговая часть на прогулках.

Дежурная группа (ЧТП).. Отвечает за чистоту и порядок в лагере, за выполнение режима дня, за выполнения закона ОО. Организация дежурства в столовой.

Спортивная группа (ЧТП). Организация и проведение зарядки, помощь в проведение соревнований, спортивных игр, дружеских встреч с другими лагерями, содержание спортивного инвентаря в порядке. Проведение познавательных дел на тему «Здоровый образ жизни»

Группа СМИ (ЧТП). Оформление рубрик информационного стенда лагеря, помощь досуговой группе в оформлении КТД. Выпуск стенгазет совместно с информационной группой. Обучение ребят оформительскому делу. Организация конкурса на лучшее оформление отряда, лучшую эмблему отряда.

С

Вече - общее собраниетруктура самоуправления

Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городок

Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городок

Городская Дума - Совет лагеря

Педагогический совет



Группы по ЧТП *Дежурная *Досуговая

*СМИ *Спортивная





Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городок

Каждый участник смены



З

Каждый участник сменыаконы лагеря

Закон чистоты и порядка

Закон единства слова и дела

Закон здорового образа жизни

Закон охраны, бережливого отношения к окружающей среде, имуществу

Закон гласности

Закон творчества

Закон уважения чужого мнения

Закон взаимопомощи

Закон принятия решений

Закон точного времени

7.3 Система мотивации и стимулирования участников программы

Результаты личных достижений жителей городка отражаются на фасаде домиков каждого жителя. Домики серые, их необходимо украсить, сделать цветными, нарядными. За каждое достижение, успех, помощь и добрые дела на радость людям жители города получают смальту - разноцветные камешки - мозаику, которыми украшают стены своих домов, цветы, которые можно высадить около своего домика. За смену каждый житель городка должен преобразить свой домик и территорию около него, чтобы город опять стал солнечным и радостным. При подведении итогов смены выявляются лидеры активности в различных видах деятельности. По окончании смены каждый житель города забирает свой разноцветный домик и получает звание

  • Самый активный житель;

  • Самый спортивный житель;

  • Самый творческий житель;

  • Самый трудолюбивый житель;

  • Житель - Знайка

  • Лидер - организатор

Смальта на домиках разного цвета с изображениями символов. Цвет и символика смальты означают

Зеленая смальта с ноткой - символ творчества;

Желтая смальта с лавровым венком - за спортивные успехи;

Голубая смальта с изображением книги - за интеллектуальные успехи;

Оранжевая смальта с сердечком - за помощь и трудолюбие;

Красная смальта с факелом - за лидерство.

Фиолетовая смальта - за активность в делах.

Диагностика и мониторинг реализации программы

Этап диагностики

раздел

Название методики

Назначение методики

Входная диагностика (организационный период)

«Давайте познакомимся!»

1.Живая анкета «Давайте познакомимся!

Получение первичной информации о ребенке

Изучение нравственных ценностей и направлений личности ребенка

1.Анкета «Цветок»;

2. Анкета «Что ты ждешь от пребывания в лагере?»;

3.Рисуночный тест «Какой я?»

Изучение интересов ребенка.

Изучение желаний и потребностей ребенка.

Получение информации о характере ребенка.

Текущая диагностика (основной период)

Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом

1.Эмоциональная цветопись - карта настроения и достижений ребенка;

2. «Градусник»

Изучение эмоционального самочувствия ребенка.

Получение информации о настроении ребенка.

Изучение временного детского коллектива

1.«Рисунок - образ».

2.«Рисунок - символ»

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу

Итоговая диагностика ( заключительный период)

Удовлетворенность детей от пребывания в лагере

1.Итоговая анкета «Согласен - не согласен»

Получение информации о том, что ребенку понравилось, не понравилось в лагере

Рейтинг личностного роста

«Солнечный домик»

Определение развития собственной личности

Активность участия детей в мероприятиях, их отношение к ним

Игра «Чудо - дерево»

Определить отношение детей к содержанию работы в отряде, в лагере в течение смены

7.4 Содержательные и организационные особенности деятельности участников программы:

  • Режим работы лагеря

Лагерь работает с 8.00 до 17.00

Продолжительность смены - 21 календарный день.

Начало работы лагеря с 3 августа 2015г.

Окончание работы лагеря - 23августа 2015г.

  • Распорядок дня

8.00 - 8.10

Здравствуй, лагерь наш любимый, Мы с тобой неразделимы! (прием детей)

8.10 -8.20

Чтобы быть весь день в порядке,

надо делать нам зарядку.

8.30 - 8.45

Пора, пора на огонек вам, детвора!

Чем будет занят день, узнай и ничего не прозевай!

9.00 - 9.30

Все за стол!

Узнать пора, что сварили повара.

10.00 -13.00

Играем, развлекаемся, творчеством и спортом занимаемся, учимся, растем, замечательно живем!

13.30 -14.00

Время обеда настало, и вот

Отряд за отрядом к столовой идет…

За столом серьезный вид!

У нас здоровый аппетит!

14.00 -15.30

Мы тихонько отдохнем, книжки почитаем и в настольную игру вместе поиграем!

15.30

Полдник

15.30 - 16.00

Отрядные огоньки, подведение итогов дня.

16.00 -17.00

Поиграем мы немного

И домой пора в дорогу



  • В своей деятельности детский оздоровительный лагерь «Солнечный городок» активно взаимодействует с социальными партнерами, привлекая их к организации и проведению мероприятий, используя их материальную и культурную базу и возможности.( Схема взаимодействия лагеря с социальными партнерами см. Приложение№2) Календарный план смены

Этапы смены

Дата

Содержание деятельности

1.Организационный период (3-5 августа)

03.08

День знакомств

«Здравствуй лагерь наш любимый» - экскурсия по Солнечному городку.

«Секреты доктора Гантелькина» - викторина

04.08

День удивительных открытий

«В стране Литературии» - поход в библиотеку.

«Самый, самый» - спортивный час

05.08

День знатоков родного края

«Нижегородская твердыня» - экскурсия в Нижегородский кремль.

«»Ты - нижегородец» - викторина

2.Основной период

(6-18 августа)

06.08

День единения с природой

«Погуляем, поиграем, на природе отдохнем» - посещение парка им. 1 Мая

«Кто вокруг живет, летает, что нас рядом окружает» - игровая программа

07.08

День развлечений и чудес

Посещение ТРЦ РИО

«Споемте, друзья!» - музыкальный час

10.08

День профессии

«Наш паровоз, вперед лети!» - экскурсия в музей паровозов.

«Профессии наших родителей» - клуб интересных встреч.

11.08

День спорта

«Вперед, олимпийцы!» - познавательная игровая программа ( библиотека)

«Раз, два и в дамки!» - шашечный турнир

12.08

День истории

«Здесь живет красота» - экскурсия в музей - усадьбу Рукавишниковых.

«Игры наших родителей» - разучивание подвижных уличных игр.

13.08

День туриста

Посещение Сормовского парка культуры и отдыха.

«Школа выживания» - турполоса.

14.08

День сильных и смелых

«Парад -алле!» - посещение нижегородского цирка.

«Азбука здоровья» - викторина

17.08

День Лесовичка

«В лес по загадки» - поход в лес до Солдатского озера.

«Кто в лесу живет, что в лесу растет?» - час вопросов и ответов

18.08

День здоровья

«Быть здоровым - здорово» - брейн - ринг(библиотека)

«Меткий стрелок» - соревнования по дартсу.

Итоговый период

(19 - 21 августа)

19.08

День искусства

«В мире прекрасного» - экскурсия в Нижегородский художественный музей.

«Глухие телефонисты» - игра

20.08

День памяти

«О мужестве. О доблести. О славе» - экскурсия в парк Победы.

«Пусть будет мирным небо над Землей» - выставка рисунков.

21.08

День расставаний

Итоговая диагностика.

«Как прекрасен этот мир, посмотри!» - прогулка на теплоходе.

Закрытие лагерной смены.

План - сетка мероприятий лагерной смены

Дата

Время

Содержание деятельности

1 день

03.08 (понедельник)

Утро

  • Встреча детей, распределение по отрядам; Знакомство с правилами поведения в лагере; Экскурсия по «Солнечному городку».

День

  • Игры на знакомство; Введение в сюжет игры; Выборы в Городскую думу; Подвижные игры на свежем воздухе.

Вечер

  • Оформление отрядного уголка; Викторина «Секреты доктора Гантелькина»; Занятия в кружках «Веселые нотки», секциях «Каратэ», «Настольный Теннис».

  • Отрядный огонек.

2 день

04.08(вторник)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек

День

  • «В стране Литературии» - поход в библиотеку;

  • Анкетирование детей( входная диагностика)

Вечер

  • «Самый, самый» - спортивный час.

  • Занятия в кружках, секциях;

  • Отрядный огонек.

3 день

05.08(среда)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • «Нижегородская твердыня» -экскурсия по Нижегородскому кремлю.

Вечер

  • Конкурс рисунка «Мой город любимый»;

  • Викторина «Ты - нижегородец»;

  • Занятия в кружках, секциях.

4 день

06.08(четверг)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • «Погуляем, поиграем, на природе отдохнем» - посещение парка им. 1 Мая.

Вечер

  • Игровая программа «Кто вокруг живет, летает, что нас рядом окружает»;

  • Игра на выявление лидера « Делай раз, делай два».

  • Отрядный огонек.

  1. день

07.08(пятница)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • День развлечений и чудес - посещение ТЦ РИО

Вечер

  • Музыкальный час «Споемте, друзья»

  • Тренировочные занятия; Подвижная игра «Индикатор»

  • Отрядный огонек

6 день 10.08(понедельник)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • «Наш паровоз, вперед лети!» - экскурсия в музей паровозов.

Вечер

  • Профессии наших родителей» - клуб интересных встреч;

  • Занятия в кружках, секциях.

  • Отрядный огонек.

7 день 11.08(вторник)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • Познавательная игра «Вперед, олимпийцы» - посещение библиотеки

Вечер

  • «Раз, два и в дамки» - шашечный турнир.

  • Занятия в кружках, секциях.

  • Отрядный огонек.

8 день 12.08( среда)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • «Здесь живет красота» - экскурсия в музей - усадьбу Рукавишниковых»

Вечер

  • «Игры наших родителей» - разучивание подвижных уличных игр. «Чижик», «Лапта», 12 записок.

  • Занятия в кружках, секциях.

  • Отрядный огонек.

9 день 13.08(четверг)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • Посещение Сормовского парка культуры и отдыха;

Вечер

  • «Школа выживания» - прохождение турполосы.

  • Отрядный огонек

10 день 14.08(пятница)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • «Парад - алле!» - посещение нижегородского цирка.

Вечер

  • Викторина «Азбука здоровья»

  • Музыкальный час «Песенка - чудесенка».

  • Тренировочные занятия.

  • Отрядный огонек.

11день 17.08(понедельник)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • «В лес по загадки» - поход в лес до Солдатского озера.

Вечер

  • Час вопросов и ответов «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»

  • Занятия в кружках, спортивных секциях.

12 день 18.08(вторник)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • Брейн - ринг «Быть здоровым здорово!» - посещение библиотеки.

Вечер

  • Соревнования по дартсу «Меткий стрелок»

  • Конкурс рисунка «Вредным привычкам - бой!

  • Отрядный огонек.

13 день 19.08(среда)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • «В мире прекрасного» - экскурсия в Нижегородский государственный художественный музей.

Вечер

  • Игра на внимание «Глухие телефонисты»

  • Занятия в кружках и спортивных секциях.

  • Отрядный огонек.

14 день 20.08(четверг)

Утро

  • Утренняя зарядка;

  • Отрядный огонек;

День

  • «О мужестве. О доблести. О славе» - экскурсия в Парк Победы

Вечер

  • «Пусть будет мирным небо над землей» - выставка рисунков.

  • «Быстрая ракетка» - итоговые соревнования по настольному теннису на лучшего игрока смены.

  • Отрядный огонек. Итоговая диагностика.

15 день 21.08(пятница)

Утро

  • Утренняя зарядка. Подготовка к закрытию лагерной смены. Диагностика «Солнечный домик»

День

  • «Как прекрасен этот мир, посмотри!» - прогулка на теплоходе по Волге до Бора.

Вечер

  • «Расстаются друзья» - закрытие лагерной смены. Награждение жителей Солнечного городка.

  • Итоговый отрядный огонек.



Работа творческих мастерских (расписание)

  • Настольный теннис

  • Каратэ

  • «Веселые нотки»

  • «Мы - патриоты»

8. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

Педагогический коллектив - воспитатели и педагоги ДО, те, кто создает смысловое поле общения, организует жизнь и совместную деятельность детей и подростков. В реализации программы участвуют педагоги детского клуба «Атлант».

Начальник лагеря -

Воспитатели -

Руководители творческих мастерских, спортивных секций -

Сферы деятельности педагога.

1. Работа с отрядом - обеспечение жизнедеятельности, помощи в самоопределении и самореализации каждому ребёнку; аналитическая работа.

2. Ведение творческой мастерской - демонстрация собственных способностей, реализация своего интереса, потенциала и желаний, предоставление детям возможности отдохнуть, научиться чему - то новому, совершенствовать свое мастерство, познакомиться с новыми формами организации досуга (подразумевает наличие программы занятий).

3. Работа в творческой группе, совете дела - помощь детям в организации и проведении коллективно - творческого дела, тематического дня (подразумевает наличие сценария или методической разработки по итогам работы).

4. Педагогические советы, совещания, планерки - фиксация профессионального личностного роста каждого педагога смены, способов дальнейшего развития педагогической системы.

Требования к деятельности педагога:

*обеспечение сохранности жизни и здоровья ребёнка;

* индивидуальный подход к каждому ребёнку;

* удовлетворение интересов наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных пространств деятельности;

* предоставление ребёнку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели;

* одобрение результатов деятельности ребёнка в какой - либо области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности;

* предоставление ребёнку возможности вносить вклад в общее дело группы, возможности достижения успеха и признания этого успеха значимыми для ребёнка людьми;

* создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

* поощрение работы над проектами, предложенными самими детьми;

* исключение какого-либо давления на детей, создание обстановки доверия и открытости;

* помощь в организации самоанализа, оценивания ребёнком собственной деятельности, самостоятельного решения проблем;

* приоритетность результатов, полученных ребёнком;

* стремление к саморазвитию, профессиональному совершенствованию.

Цель деятельности педагогов в смене - так организовать деятельность ребёнка или обеспечить такую её самоорганизацию, чтобы в этой деятельности сам ребёнок проявил себя соответствующим (наилучшим) образом и достиг максимально возможных практических результатов.

9. Информационно - методическое обеспечение программы

Чтобы программа была реализована в полном объеме, создано её информационно - методическое обеспечение:

  • Разработана и собрана нормативно - правовая документация, регламентирующая деятельность лагеря.

  • Разработаны должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и транспортировки детей и т.д.

  • Определены темы педагогических советов, проводимых в течение смены.

  • Разработано программное и дидактическое обеспечение работы творческих мастерских.

  • Разработана документация по работе лагеря: - график работы персонала, акт о приемке лагеря, режим дня, Договора с родителями,

  • Подготовлены журналы инструктажей, журнал посещаемости детьми лагеря.

  • Разработаны планы лагерной смены.

  • Разработано оформление лагеря и отрядных мест

Кроме нормативно-правовой базы, грамотно разработанного плана работы, необходимо иметь еще и наглядные материалы.

Цель всего педагогического коллектива - создать такую обстановку, при которой дети не только интересно и с пользой проводят время, но и с удовольствием находятся в стенах учреждения. Для этого каждый педагогический коллектив исходит из своих возможностей, но работа по оформлению лагеря начинается за несколько дней до его открытия и продолжается в течение смены.

Самым важным в работе педагогического и детского коллективов является сохранение жизни и здоровья, поэтому в лагере будут оформлены:

1. Уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает в себя:

- правила поведения в лагере;

- памятку для родителей;

- основные причины детского дорожно-транспортного травматизма;

- безопасные маршруты в лагерь и обратно домой;

- сигналы тревоги и действия при экстренной эвакуации из здания;

- опасность обращения с взрывоопасными предметами;

- действия на улице в экстремальной ситуации;

- оказание первой помощи и др.

Далее следует следующая информация:

2. Уголок органа самоуправления лагеря (включает фамилии, имена детей, их обязанности; план работы и др.).

3. Уголок по спортивно-оздоровительной работе «На спортивной волне»

Здесь отражена вся информация по данному направлению - о предстоящих соревнованиях, фамилии победителей, поздравления и др.

В оформление по лагерю также можно включить поздравления именинников, достижения во всех творческих конкурсах, фотографии, объявления и др.

Оформление отрядов

Здесь огромное поле деятельности как для воспитанников лагеря, так и для воспитателей, вожатых. Необходимо дать волю детям в изобретательстве и творчестве и можно быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно. Рубрики для отрядного уголка:

Календарь.

План на смену «Веселыми тропинками лета»;

Поздравляем!

Список отряда «Знакомьтесь, это мы!»;

Наша песня

Наши достижения

Всякая всячина ,Очень важная информация («Скоро в отряде»; «Что пишут в газетах»).

Наше настроение («Дерево настроения»).

Книга жалоб и предложений «Отрядная почта»).

Законы отряда («Это должен каждый знать обязательно на «пять»).

  • Наличие методических пособий, библиотечки методической литературы по вопросам организации жизнедеятельности в лагере, разработки сценариев, вопросники диагностик.

10. Особенности материально - технического обеспечения программы

Программа реализуется на базе детского (подросткового) клуба «Атлант». Общая площадь клуба 400кв.м. Клуб имеет 2 этажа, 2 учебные комнаты для занятия творческих объединений, спортивный зал, тренажерный и теннисный залы, актовый зал. В клубе имеется в наличии аудио - видео аппаратура для проведения массовых досуговых мероприятий, спортивный инвентарь, настольные игры. Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств (10%), бюджетного финансирования(90%). Массовые мероприятия ( экскурсии, выходы в кино, театры. музеи, зоопарк) финансируются родителями.

11. Список используемой литературы.

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие/Художник В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития: 2003. - 256с. - (Методика воспитательной работы).

2. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. - 128с.

3. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Г.В. Семья. - М.: 1998. - 366с.

4. Педагогика лета: Сборник методических материалов для организаторов летних оздоровительных лагерей. - ЦРО им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2004. - 44с.

5. Практическое руководство для придумывающих каникулы. ВДЦ «Орленок». Удмуртский государственный университет, РКМЦ «Каникулы» - 2006. - 158с.

6. Орленок: Книга вожатого.- М.: «Собеседник».,2005. - 350с.





П

Летний оздоровительный лагерь «Солнечный городок»Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокМетодическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городокриложение№1 Схема взаимодействия летнего оздоровительного лагеря «Солнечный городок» с социальными партнерами.























































Приложение№2

Легенда игры.

В серых каменных джунглях Сортировки затерялся маленький Солнечный городок. Его населяли малыши- крепыши и малышки- фантазерки и мечтательницы. Как все дети, они очень любили прыгать, бегать, петь песенки, танцевать, рисовать, заниматься спортом. Городок был такой маленький, что в нем насчитывалось всего 2 улицы. Но какие же они были красивые! Каждый житель Солнечного городка жил в своем отдельном домике и украшал его так, как подсказывала ему фантазия. Городок находился недалеко от Солдатского озера, окруженного соснами. Сосновая смола часто попадала в воду озера, застывала там, окрашивалась в разные цвета. Жители Солнечного городка находили на берегах озера кусочки разноцветной застывшей смолы. Эту смолу называли смальта. Ею малыши и украшали свои домики. Управлял Солнечным городком мудрый волшебник Радмир. Он подсказывал малышам, как сделать город еще красивее и посоветовал вокруг каждого домика посадить цветы, особенно подсолнушки. Ведь подсолнухи так похожи на маленькие Солнца. От них даже в пасмурный день в городке было всегда светло и радостно. Но вот однажды в городок пробрались злые сестрички Скука, Зависть, Лень и Грязнулька. С их приходом городок стал похож на серые каменные джунгли, потому что Зависть украла всю смальту со стен домиков, а Грязнулька сломала все подсолнушки и засыпала весь городок шелухой от семечек. Скука и Лень пробирались к малышам в дома и нашептывали им о том, что не надо приводить городок в порядок, лучше лежать в своих постельках и ничего не делать. И так малыши разленились, что им стало все равно, что их городок стал серым и скучным, а от безделья они стали слабыми и хворыми. Злые сестрички навредили не только малышам и их городку. Ночью они схватили волшебника Радмира и замуровали его в высокую башню. Кто же теперь поможет малышам? Но даже находясь в плену у злых сестричек, Волшебник Радмир попытался помочь малышам. Он прислал им почтового голубя с наказами, как побороть злодеек. Во- первых, надо заняться своим здоровьем и перестать лениться, разучить новые песни, чтобы в городе было звонко и радостно, объединиться всем вместе и научиться делать добрые дела, насадить новых подсолнушков, убрать всю грязь в Солнечном городке. А за это мэр Солнечного городка, назначенный Радмиром, будет награждать малышей кусочками смальты, чтобы их домики стали опять яркими и красочными. И когда город станет, таким как и прежде, кончится власть сестер - злодеек, Каменная башня рухнет и волшебник Радмир опять будет свободен, а малыши станут здоровыми, и будут , как прежде, радоваться жизни.

© 2010-2022