- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городок
Методическая разработка Программа летнего оздоровительного лагеря Солнечный городок
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Важнева Н.В. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Содержание
2. Пояснительная записка.
2.1 Актуальность программы;
2.2 Целесообразность, новизна программы;
3.Краткая характеристика участников программы.
4. Педагогическая идея программы.
4.1 Сюжетная линия программы;
4.2 Словарь программы;
5. Целевой блок программы
5.1 Цель;
5.2 Задачи;
5.3 Предполагаемые результаты программы.
6. Критерии и способы оценки качества реализации программы.
7.Содержание и средства реализации программы:
7.1 Логика развития содержания по этапам программы;
7.2 Модель взаимодействия участников программы;
7.3 Система мотивации и стимулирования участников программы;
7.4 Содержательные и организационные особенности деятельности участников программы.
8. Кадровое обеспечение программы.
9. Информационно - методическое обеспечение программы.
10. Особенности материально - технического обеспечения программы.
11. Список литературы.
12 . Приложения
№1 Схема взаимодействия лагеря « Солнечный городок»» с социальными партнерами;
№2 Легенда игры.
2. Пояснительная записка
Лето - это благодатное время для укрепления здоровья детей, их физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. С наступлением летних каникул у многих родителей возникает вопрос о том, как организовать отдых их ребенка. Родители на работе, а ребенок, выйдя на летние каникулы, предоставлен обычно сам себе, у него появляется масса свободного времени. Заполнить это свободное время полезными и интересными занятиями становится основной заботой родителей. При этом не каждый ребенок готов провести лето вне дома, в загородном лагере без мамы и папы.
Летний оздоровительный лагерь при детском (подростковом) клубе для многих родителей становится оптимальным решением проблемы. Посещая лагерь при детском клубе ребенок находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи.
Кроме того, посещая летний оздоровительный лагерь при клубе, дети реализуют основные потребности, обусловленные их возрастными особенностями:
-
потребность в улучшении физического состояния и сохранении здоровья, как условии нормального жизнетворчества
-
потребность в приобретении опыта коллективного общения;
-
стремление к гуманизации взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-
потребность в саморазвитии, самореализации своих способностей и возможностей.
Дети приходят в лагерь при детском клубе не только для того, чтобы научиться что-то делать, приобрести новые знания и умения, их привлекает возможность общения со сверстниками, имеющими сходные интересы, образ жизни и мыслей, то есть среда «таких же, как я». Клубный лагерь, его педагогический коллектив, постоянно повышают социальный статус и самооценку ребенка, значимость его самореализации и деятельности, позволяет ему быть самостоятельным в принятии решений и создают перспективу интересной творческой жизни, дают возможность заниматься любимым делом ( спортом, вокалом, творчеством) и в летний период.
2.1 Актуальность программы
Создание летнего оздоровительного лагеря при детском клубе помогает в решении ряда образовательных и социальных проблем: летний отдых обучающихся становится познавательным, ребята приобретают возможность получения практически ориентированных навыков, связанных с избранным ими профилем обучения в детском клубе. Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, организация содержательного досуга детей и подростков - отличительные черты данной программы.
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных занятий (под руководством квалифицированных тренеров-преподавателей) с игровыми развлекательными и познавательными мероприятиями. Особое место отведено мероприятиям, посвященным формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам.
При оптимальной организации жизнедеятельности лагеря в сочетании с оздоровительным и развивающим потенциалом окружающей среды становится возможным создание условий для оздоровления, формирования и развития личности. Одним из важных направлений в реализации программы лагеря является вовлечение в его деятельность детей «группы риска» из социально - незащищенных, малообеспеченных семей.
2.2 Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса - воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.к включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
- «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей» ( письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011года № 06 - 614).
- Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей ( создание авторских программ работы педагогических кадров) - Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012г. № 09 - 260).
- План мероприятий («Дорожная карта»). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012г. № 2620 - р).
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы( Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761).
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе ( письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013г. №ИР-352/09 «О направлении программы) и рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы (письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013 №09-897 «О направлении рекомендаций»).
- Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2015года (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618 -р)
- Стратегия развития воспитания детей в Российской Федерации (декабрь 2014года)
3. Краткая характеристика участников программы
Основной состав лагеря - это обучающиеся детского (подросткового) клуба «Атлант», дети микрорайона «Лесной городок» в возрасте 7-14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 - 24 человек.
Социально - возрастной состав участников смены
1. Всего детей в лагере - ____чел., из них:
Мальчиков ____чел.
Девочек ____чел.
2. Возрастной состав детей:
7- 9 лет _____ чел.
10 - 11 лет ____ чел.
12 - 14 лет____ чел.
3. Социальный состав детей:
Дети из полных семей____ чел.
Дети «группы риска» всего ____ чел., из них;
Из малообеспеченных семей ____ чел.
Из неполных семей ____чел.
Из многодетных семей _____чел.
Из семей беженцев, переселенцев ____ чел.
Дети - сироты _____чел.
Опекаемые дети_____ чел.
Дети - инвалиды ____ чел.
Дети, состоящие на учете( ИДН, ПДН, ВШК) ____чел.
4. Педагогическая идея программы
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования художественной, физкультурно - спортивной, туристско - краеведческой направленностей единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Однако анализ состояния здоровья современных детей свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Многие дети живут в неполных, малообеспеченных семьях, не способных обеспечить полноценное, здоровое питание, качественное оздоровление и отдых детей в каникулярное время..
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др.
По результатам анкетирования 76 % детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.
Основополагающей идеей данной программы является развитие у детей мотивации к ЗОЖ, к творчеству, самореализации. В качестве формы организации деятельности лагеря выбрана сюжетно - ролевая игра, с помощью которой выстраивается модель поведения, позволяющая детям попробовать разные социальные роли, проявить творчество и самостоятельность.
Основные принципы, способствующие реализации программы:
Принцип самоактуализации - необходимо пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально - приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности - необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип творчества и успеха - благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха способствует формированию позитивной Я - концепции личности воспитанников лагеря, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию, самостроительству своего Я.
Принцип доверия и поддержки - вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации, самоутверждению. Использование гуманистических личностно - ориентированных технологий обучения и воспитания в работе с детьми.
Принцип природосообразности - предполагает учет возрастных, психо - физиологических особенностей каждого ребенка.
-
Сюжетная линия программы
Погружение в сюжет игры происходит через знакомство с легендой игры, во время которой лагерь превращается в Солнечный городок. Жизнь городка основана на развитии творческих способностей каждого его жителя, проявлении их талантов, активности, спортивных достижений, укреплении здоровья. Смысл сюжета игры - возвращение Солнечному городку яркости, привлекательности, украшение его домов и улиц, которые были нарушены нападением темных сил. Все это будет возможным, если жители городка будут активно участвовать в жизни и благоустройстве своего города (как индивидуально, так и коллективно). Жители городка живут на 2-х улицах - улице Спортивной и улице Фантазеров. У каждого жителя улицы свой собственный домик, который надо восстановить и украсить разноцветной мозаикой. Управляет городком Мэр, жизнью улиц руководят его Советники. В управлении Мэру помогает Городская дума ( детский орган самоуправления) , которую возглавляет Председатель . Активность жителей городка, их любознательность, трудолюбие, общительность, самостоятельность помогут городку стать красивым, а жизнь и отдых в Солнечном городке сделают веселой, яркой, полной удивительных приключений. ( легенда игры - см. Приложение №1)
-
Словарь терминов игры
Термины
Понятия
Солнечный городок
Лагерь
Жители городка
Дети
Мэр городка
Начальник лагеря
Советники мэра
Воспитатели
Городская дума
Детский орган самоуправления
Председатель городской думы
Педагог - организатор
Улицы
Отряды
Командиры
Лидеры отрядов
Огонек
Сбор отряда
Вече -
Общий сбор жителей городка
Творческие мастерские
Кружковые комнаты
-
Целевой блок программы
5.1 Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в условиях реализации интенсивных форм жизнедеятельности и специфики временного детского коллектива летнего лагеря.
5.2 Задачи:
-укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек; - создание условий для самоопределения, самореализации и развития детей через включение в разнообразие видов деятельности: познавательную, творческую, спортивную, трудовую; - актуализация навыков самостоятельности, самообслуживания ребенка в условиях жизни временного детского коллектива, формирование у детей жизненно важных гигиенических умений и навыков; - организация содержательного досуга детей и подростков.
5.3 Предполагаемые результаты
оздоровление и активный отдых детей;
совершенствование спортивного мастерства;
реализация творческого потенциала;
овладение организаторскими, коммуникативными навыками;
приобретение трудовых умений и навыков;
формирование стереотипов здорового образа жизни.
Участники программы
Ожидаемые результаты
Воспитанники лагеря
1. Физическое и духовное оздоровление детей и подростков на основе спортивных игр, спортивно- оздоровительных комплексов, мероприятий профилактической направленности.
2. Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей. 3. Практическое применение навыков ЗОЖ, конструктивного общения.
Родители
1.Физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление детей;
2. Полноценный и безопасный отдых ребенка
Педагоги
1.Реализация запланированных мероприятий в означенных сферах деятельности.
2.. Реализация потребностей ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;
-
Критерии и способы оценки качества реализации программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
•Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
•Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
•Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
•Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Эффективность программы определяется системой показателей, которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям.
Направления деятельности
Целевые показатели
Физкультурно - спортивное
развитие
-
отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся;
-
выработка положительной мотивации детей и подростков к принципам здорового образа жизни
Развитие познавательной и творческой активности обучающихся
-
увеличение числа участников в мероприятиях лагеря и творческих объединениях;
-
реализация своих способностей и талантов, интериоризация полученных знаний.
Формирование основ нравственной культуры
-
сформированность основных нравственных качеств личности;
-
проявление навыков конструктивного, бесконфликтного общения.
Социализация личности обучающихся
-
рост социальной активности обучающихся;
-
развитие организаторских способностей детей;
-
отсутствие негативных социальных явлений среди детей
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
7. Содержание и средства реализации программы:
Основные блоки программы
I блок. «Быть здоровым - здорово!» (Оздоровительно-профилактический)
- проведение оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка, закаливание, воздушные солнечные процедуры, релаксация);
- тренинговые занятия, санитарно-гигиенические занятия, беседы, викторины о ЗОЖ, по профилактике вредных привычек;
2 блок. «Твори, выдумывай, пробуй!» (Развлекательно-познавательный)
- проведение досуговых мероприятий, развивающих интеллектуальный и творческий потенциал участников смены ( викторины, игры, экскурсии, конкурсы и т.д.).
3 блок. «Если не мы, то кто же? (Трудовой)
- общественно полезный труд (уборка территории, экологический десант).
- участие детей в работе творческих мастерских.
4 блок. «Я со спортом подружусь!» (Спортивный)
- тренировочная работа по видам спорта( каратэ, настольный теннис) ;
- спортивно- игровые программы;
- участие в лагерных соревнованиях, спартакиаде.
5 блок - «Мы - коллектив!» (Коллективно - творческая деятельность)
- Подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных особенностей детей, коллективная творческая деятельность, основанная на свободном самоопределении ребенка и обеспечивающая широкое поле деятельности для самореализации личности ребенка.
Виды и формы деятельности
-
коллективно-творческие дела;
-
игровые программы, игры, конкурсы, концерты;
-
индивидуальные и групповые беседы;
-
оздоровительные тренинги;
-
соревнования;
-
командная работа;
7.1 Логика развития содержания по этапам программы
1 этап - подготовительный (апрель - май)
1. Анализ результатов деятельности за прошлый год.
2. Изучение запросов детей и взрослых.
3. Разработка концепции Программы, определение основных целей и задач, изучение методического материала по тематике смены.
4. Планирование смены, подготовка методических рекомендаций.
5. Организация творческой группы, подбор педагогов .
6. Разработка планов по реализации Программы и сценариев конкретных мероприятий, оформление лагеря.
7. Учеба педагогических кадров.
Ожидаемые результаты этапа:
- Разработка идей смены, творческих мероприятий.
- Формирование команды единомышленников для реализации идей смены.
2 этап - организационный (1 - 3 день смены))
1. Организация жизнедеятельности лагеря, вовлечение участников программы в сюжетно - ролевую игру.
2. Знакомство с легендой сюжетно - ролевой игры. 3. Формирование актива лагеря. 4.Оформление отрядных мест.
5. Экспресс - опрос, корректировка планов работы.
6. Презентация творческих мастерских.
Ожидаемые результаты этапа: - Организация жизнедеятельности лагеря.
- Введение участников программы в сюжет смены.
- Адаптация воспитанников к условиям лагеря.
- Определение программы деятельности в отрядах
3 этап - основной (4-12 день смены)
1. Реализация Программы, в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами.
1.Участие детей и взрослых в сюжетно - ролевых играх, коллективная творческая деятельность участников Программы по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.
2.Занятия в творческих объединениях.
3.Ежедневное отслеживание эмоционального состояния детей, коррекционная работа по итогам диагностики.
Ожидаемые результаты этапа:
- Реализация плана смены.
- Активное участие детей в жизни лагеря.
- Вовлеченность детей в коллективно - творческие дела.
- Личностный и командный рост участников смены..
4 этап - заключительный( 13 - 15 день смены)
1.Подведение итогов работы творческих мастерских.
2.Анкетирование воспитанников, родителей, подведение итогов участия каждого ребенка в жизнедеятельности лагеря.
5 этап - аналитический( август- сентябрь)
Анализ работы, подведение итогов, обработка и оформление материалов смены.
7.2 Модель взаимодействия участников программы
Организационные формы детских органов самоуправления
Вече - общее собрание - высший законодательный орган самоуправления. Принимает жизненно важные решения, утверждает документы, программы, планы. Собирается 2 - 4 раза за время смены.
Городская Дума - совет лагеря - высший исполнительный детский орган самоуправления. В него входят Мэр - начальник лагеря, командиры отрядов, Председатель городской Думы - педагог - организатор лагеря. Решает текущие вопросы, владеет информацией и осуществляет обмен информацией, руководит работой и разрабатывает задания группам, планирует и анализирует, заполняет мониторинг деятельности групп.
Командир отряда. Выбирается из числа актива отряда (жителей улицы) каждые два дня. Руководит делами отряда, информирует, представляет интересы отряда в Городской думе, контролирует организационные моменты и творческие процессы в отряде.
Отрядный огонек - собирается два раза в день. Утром планирует жизнь отряда: распределяет поручения, информирует; вечером - подводит итоги дня, определяет рейтинг, поощрения, разрешает конфликты и проблемы, принимает важные решения для всех членов отряда( жителей улицы).
Группы по ЧТП (чередование традиционных поручений) - небольшое объединение ребят для общения и деятельности: подготовка дела, дежурства, обсуждение проблем и интересных тем. Создаются для организации, или проведения, или участия в отрядном деле, в мероприятии лагеря.
Досуговая группа (ЧТП). Подготовка и проведение творческих дел, заполнение музыкальных и игровых пауз, проведение игр, досуговая часть на прогулках.
Дежурная группа (ЧТП).. Отвечает за чистоту и порядок в лагере, за выполнение режима дня, за выполнения закона ОО. Организация дежурства в столовой.
Спортивная группа (ЧТП). Организация и проведение зарядки, помощь в проведение соревнований, спортивных игр, дружеских встреч с другими лагерями, содержание спортивного инвентаря в порядке. Проведение познавательных дел на тему «Здоровый образ жизни»
Группа СМИ (ЧТП). Оформление рубрик информационного стенда лагеря, помощь досуговой группе в оформлении КТД. Выпуск стенгазет совместно с информационной группой. Обучение ребят оформительскому делу. Организация конкурса на лучшее оформление отряда, лучшую эмблему отряда.
С
Вече - общее собраниетруктура самоуправления
Городская Дума - Совет лагеря
Педагогический совет
Группы по ЧТП *Дежурная *Досуговая
*СМИ *Спортивная
Каждый участник смены
З
Каждый участник сменыаконы лагеря
Закон чистоты и порядка
Закон единства слова и дела
Закон здорового образа жизни
Закон охраны, бережливого отношения к окружающей среде, имуществу
Закон гласности
Закон творчества
Закон уважения чужого мнения
Закон взаимопомощи
Закон принятия решений
Закон точного времени
7.3 Система мотивации и стимулирования участников программы
Результаты личных достижений жителей городка отражаются на фасаде домиков каждого жителя. Домики серые, их необходимо украсить, сделать цветными, нарядными. За каждое достижение, успех, помощь и добрые дела на радость людям жители города получают смальту - разноцветные камешки - мозаику, которыми украшают стены своих домов, цветы, которые можно высадить около своего домика. За смену каждый житель городка должен преобразить свой домик и территорию около него, чтобы город опять стал солнечным и радостным. При подведении итогов смены выявляются лидеры активности в различных видах деятельности. По окончании смены каждый житель города забирает свой разноцветный домик и получает звание
-
Самый активный житель;
-
Самый спортивный житель;
-
Самый творческий житель;
-
Самый трудолюбивый житель;
-
Житель - Знайка
-
Лидер - организатор
Смальта на домиках разного цвета с изображениями символов. Цвет и символика смальты означают
Зеленая смальта с ноткой - символ творчества;
Желтая смальта с лавровым венком - за спортивные успехи;
Голубая смальта с изображением книги - за интеллектуальные успехи;
Оранжевая смальта с сердечком - за помощь и трудолюбие;
Красная смальта с факелом - за лидерство.
Фиолетовая смальта - за активность в делах.
Диагностика и мониторинг реализации программы
Этап диагностики
раздел
Название методики
Назначение методики
Входная диагностика (организационный период)
«Давайте познакомимся!»
1.Живая анкета «Давайте познакомимся!
Получение первичной информации о ребенке
Изучение нравственных ценностей и направлений личности ребенка
1.Анкета «Цветок»;
2. Анкета «Что ты ждешь от пребывания в лагере?»;
3.Рисуночный тест «Какой я?»
Изучение интересов ребенка.
Изучение желаний и потребностей ребенка.
Получение информации о характере ребенка.
Текущая диагностика (основной период)
Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом
1.Эмоциональная цветопись - карта настроения и достижений ребенка;
2. «Градусник»
Изучение эмоционального самочувствия ребенка.
Получение информации о настроении ребенка.
Изучение временного детского коллектива
1.«Рисунок - образ».
2.«Рисунок - символ»
Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу
Итоговая диагностика ( заключительный период)
Удовлетворенность детей от пребывания в лагере
1.Итоговая анкета «Согласен - не согласен»
Получение информации о том, что ребенку понравилось, не понравилось в лагере
Рейтинг личностного роста
«Солнечный домик»
Определение развития собственной личности
Активность участия детей в мероприятиях, их отношение к ним
Игра «Чудо - дерево»
Определить отношение детей к содержанию работы в отряде, в лагере в течение смены
7.4 Содержательные и организационные особенности деятельности участников программы:
-
Режим работы лагеря
Лагерь работает с 8.00 до 17.00
Продолжительность смены - 21 календарный день.
Начало работы лагеря с 3 августа 2015г.
Окончание работы лагеря - 23августа 2015г.
-
Распорядок дня
8.00 - 8.10
Здравствуй, лагерь наш любимый, Мы с тобой неразделимы! (прием детей)
8.10 -8.20
Чтобы быть весь день в порядке,
надо делать нам зарядку.
8.30 - 8.45
Пора, пора на огонек вам, детвора!
Чем будет занят день, узнай и ничего не прозевай!
9.00 - 9.30
Все за стол!
Узнать пора, что сварили повара.
10.00 -13.00
Играем, развлекаемся, творчеством и спортом занимаемся, учимся, растем, замечательно живем!
13.30 -14.00
Время обеда настало, и вот
Отряд за отрядом к столовой идет…
За столом серьезный вид!
У нас здоровый аппетит!
14.00 -15.30
Мы тихонько отдохнем, книжки почитаем и в настольную игру вместе поиграем!
15.30
Полдник
15.30 - 16.00
Отрядные огоньки, подведение итогов дня.
16.00 -17.00
Поиграем мы немного
И домой пора в дорогу
-
В своей деятельности детский оздоровительный лагерь «Солнечный городок» активно взаимодействует с социальными партнерами, привлекая их к организации и проведению мероприятий, используя их материальную и культурную базу и возможности.( Схема взаимодействия лагеря с социальными партнерами см. Приложение№2) Календарный план смены
Этапы смены
Дата
Содержание деятельности
1.Организационный период (3-5 августа)
03.08
День знакомств
«Здравствуй лагерь наш любимый» - экскурсия по Солнечному городку.
«Секреты доктора Гантелькина» - викторина
04.08
День удивительных открытий
«В стране Литературии» - поход в библиотеку.
«Самый, самый» - спортивный час
05.08
День знатоков родного края
«Нижегородская твердыня» - экскурсия в Нижегородский кремль.
«»Ты - нижегородец» - викторина
2.Основной период
(6-18 августа)
06.08
День единения с природой
«Погуляем, поиграем, на природе отдохнем» - посещение парка им. 1 Мая
«Кто вокруг живет, летает, что нас рядом окружает» - игровая программа
07.08
День развлечений и чудес
Посещение ТРЦ РИО
«Споемте, друзья!» - музыкальный час
10.08
День профессии
«Наш паровоз, вперед лети!» - экскурсия в музей паровозов.
«Профессии наших родителей» - клуб интересных встреч.
11.08
День спорта
«Вперед, олимпийцы!» - познавательная игровая программа ( библиотека)
«Раз, два и в дамки!» - шашечный турнир
12.08
День истории
«Здесь живет красота» - экскурсия в музей - усадьбу Рукавишниковых.
«Игры наших родителей» - разучивание подвижных уличных игр.
13.08
День туриста
Посещение Сормовского парка культуры и отдыха.
«Школа выживания» - турполоса.
14.08
День сильных и смелых
«Парад -алле!» - посещение нижегородского цирка.
«Азбука здоровья» - викторина
17.08
День Лесовичка
«В лес по загадки» - поход в лес до Солдатского озера.
«Кто в лесу живет, что в лесу растет?» - час вопросов и ответов
18.08
День здоровья
«Быть здоровым - здорово» - брейн - ринг(библиотека)
«Меткий стрелок» - соревнования по дартсу.
Итоговый период
(19 - 21 августа)
19.08
День искусства
«В мире прекрасного» - экскурсия в Нижегородский художественный музей.
«Глухие телефонисты» - игра
20.08
День памяти
«О мужестве. О доблести. О славе» - экскурсия в парк Победы.
«Пусть будет мирным небо над Землей» - выставка рисунков.
21.08
День расставаний
Итоговая диагностика.
«Как прекрасен этот мир, посмотри!» - прогулка на теплоходе.
Закрытие лагерной смены.
План - сетка мероприятий лагерной смены
Дата
Время
Содержание деятельности
1 день
03.08 (понедельник)
Утро
-
Встреча детей, распределение по отрядам; Знакомство с правилами поведения в лагере; Экскурсия по «Солнечному городку».
День
-
Игры на знакомство; Введение в сюжет игры; Выборы в Городскую думу; Подвижные игры на свежем воздухе.
Вечер
-
Оформление отрядного уголка; Викторина «Секреты доктора Гантелькина»; Занятия в кружках «Веселые нотки», секциях «Каратэ», «Настольный Теннис».
-
Отрядный огонек.
2 день
04.08(вторник)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек
День
-
«В стране Литературии» - поход в библиотеку;
-
Анкетирование детей( входная диагностика)
Вечер
-
«Самый, самый» - спортивный час.
-
Занятия в кружках, секциях;
-
Отрядный огонек.
3 день
05.08(среда)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
«Нижегородская твердыня» -экскурсия по Нижегородскому кремлю.
Вечер
-
Конкурс рисунка «Мой город любимый»;
-
Викторина «Ты - нижегородец»;
-
Занятия в кружках, секциях.
4 день
06.08(четверг)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
«Погуляем, поиграем, на природе отдохнем» - посещение парка им. 1 Мая.
Вечер
-
Игровая программа «Кто вокруг живет, летает, что нас рядом окружает»;
-
Игра на выявление лидера « Делай раз, делай два».
-
Отрядный огонек.
-
день
07.08(пятница)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
День развлечений и чудес - посещение ТЦ РИО
Вечер
-
Музыкальный час «Споемте, друзья»
-
Тренировочные занятия; Подвижная игра «Индикатор»
-
Отрядный огонек
6 день 10.08(понедельник)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
«Наш паровоз, вперед лети!» - экскурсия в музей паровозов.
Вечер
-
Профессии наших родителей» - клуб интересных встреч;
-
Занятия в кружках, секциях.
-
Отрядный огонек.
7 день 11.08(вторник)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
Познавательная игра «Вперед, олимпийцы» - посещение библиотеки
Вечер
-
«Раз, два и в дамки» - шашечный турнир.
-
Занятия в кружках, секциях.
-
Отрядный огонек.
8 день 12.08( среда)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
«Здесь живет красота» - экскурсия в музей - усадьбу Рукавишниковых»
Вечер
-
«Игры наших родителей» - разучивание подвижных уличных игр. «Чижик», «Лапта», 12 записок.
-
Занятия в кружках, секциях.
-
Отрядный огонек.
9 день 13.08(четверг)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
Посещение Сормовского парка культуры и отдыха;
Вечер
-
«Школа выживания» - прохождение турполосы.
-
Отрядный огонек
10 день 14.08(пятница)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
«Парад - алле!» - посещение нижегородского цирка.
Вечер
-
Викторина «Азбука здоровья»
-
Музыкальный час «Песенка - чудесенка».
-
Тренировочные занятия.
-
Отрядный огонек.
11день 17.08(понедельник)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
«В лес по загадки» - поход в лес до Солдатского озера.
Вечер
-
Час вопросов и ответов «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»
-
Занятия в кружках, спортивных секциях.
12 день 18.08(вторник)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
Брейн - ринг «Быть здоровым здорово!» - посещение библиотеки.
Вечер
-
Соревнования по дартсу «Меткий стрелок»
-
Конкурс рисунка «Вредным привычкам - бой!
-
Отрядный огонек.
13 день 19.08(среда)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
«В мире прекрасного» - экскурсия в Нижегородский государственный художественный музей.
Вечер
-
Игра на внимание «Глухие телефонисты»
-
Занятия в кружках и спортивных секциях.
-
Отрядный огонек.
14 день 20.08(четверг)
Утро
-
Утренняя зарядка;
-
Отрядный огонек;
День
-
«О мужестве. О доблести. О славе» - экскурсия в Парк Победы
Вечер
-
«Пусть будет мирным небо над землей» - выставка рисунков.
-
«Быстрая ракетка» - итоговые соревнования по настольному теннису на лучшего игрока смены.
-
Отрядный огонек. Итоговая диагностика.
15 день 21.08(пятница)
Утро
-
Утренняя зарядка. Подготовка к закрытию лагерной смены. Диагностика «Солнечный домик»
День
-
«Как прекрасен этот мир, посмотри!» - прогулка на теплоходе по Волге до Бора.
Вечер
-
«Расстаются друзья» - закрытие лагерной смены. Награждение жителей Солнечного городка.
-
Итоговый отрядный огонек.
Работа творческих мастерских (расписание)
-
Настольный теннис
-
Каратэ
-
«Веселые нотки»
-
«Мы - патриоты»
8. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Педагогический коллектив - воспитатели и педагоги ДО, те, кто создает смысловое поле общения, организует жизнь и совместную деятельность детей и подростков. В реализации программы участвуют педагоги детского клуба «Атлант».
Начальник лагеря -
Воспитатели -
Руководители творческих мастерских, спортивных секций -
Сферы деятельности педагога.
1. Работа с отрядом - обеспечение жизнедеятельности, помощи в самоопределении и самореализации каждому ребёнку; аналитическая работа.
2. Ведение творческой мастерской - демонстрация собственных способностей, реализация своего интереса, потенциала и желаний, предоставление детям возможности отдохнуть, научиться чему - то новому, совершенствовать свое мастерство, познакомиться с новыми формами организации досуга (подразумевает наличие программы занятий).
3. Работа в творческой группе, совете дела - помощь детям в организации и проведении коллективно - творческого дела, тематического дня (подразумевает наличие сценария или методической разработки по итогам работы).
4. Педагогические советы, совещания, планерки - фиксация профессионального личностного роста каждого педагога смены, способов дальнейшего развития педагогической системы.
Требования к деятельности педагога:
*обеспечение сохранности жизни и здоровья ребёнка;
* индивидуальный подход к каждому ребёнку;
* удовлетворение интересов наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных пространств деятельности;
* предоставление ребёнку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели;
* одобрение результатов деятельности ребёнка в какой - либо области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности;
* предоставление ребёнку возможности вносить вклад в общее дело группы, возможности достижения успеха и признания этого успеха значимыми для ребёнка людьми;
* создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
* поощрение работы над проектами, предложенными самими детьми;
* исключение какого-либо давления на детей, создание обстановки доверия и открытости;
* помощь в организации самоанализа, оценивания ребёнком собственной деятельности, самостоятельного решения проблем;
* приоритетность результатов, полученных ребёнком;
* стремление к саморазвитию, профессиональному совершенствованию.
Цель деятельности педагогов в смене - так организовать деятельность ребёнка или обеспечить такую её самоорганизацию, чтобы в этой деятельности сам ребёнок проявил себя соответствующим (наилучшим) образом и достиг максимально возможных практических результатов.
9. Информационно - методическое обеспечение программы
Чтобы программа была реализована в полном объеме, создано её информационно - методическое обеспечение:
-
Разработана и собрана нормативно - правовая документация, регламентирующая деятельность лагеря.
-
Разработаны должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и транспортировки детей и т.д.
-
Определены темы педагогических советов, проводимых в течение смены.
-
Разработано программное и дидактическое обеспечение работы творческих мастерских.
-
Разработана документация по работе лагеря: - график работы персонала, акт о приемке лагеря, режим дня, Договора с родителями,
-
Подготовлены журналы инструктажей, журнал посещаемости детьми лагеря.
-
Разработаны планы лагерной смены.
-
Разработано оформление лагеря и отрядных мест
Кроме нормативно-правовой базы, грамотно разработанного плана работы, необходимо иметь еще и наглядные материалы.
Цель всего педагогического коллектива - создать такую обстановку, при которой дети не только интересно и с пользой проводят время, но и с удовольствием находятся в стенах учреждения. Для этого каждый педагогический коллектив исходит из своих возможностей, но работа по оформлению лагеря начинается за несколько дней до его открытия и продолжается в течение смены.
Самым важным в работе педагогического и детского коллективов является сохранение жизни и здоровья, поэтому в лагере будут оформлены:
1. Уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает в себя:
- правила поведения в лагере;
- памятку для родителей;
- основные причины детского дорожно-транспортного травматизма;
- безопасные маршруты в лагерь и обратно домой;
- сигналы тревоги и действия при экстренной эвакуации из здания;
- опасность обращения с взрывоопасными предметами;
- действия на улице в экстремальной ситуации;
- оказание первой помощи и др.
Далее следует следующая информация:
2. Уголок органа самоуправления лагеря (включает фамилии, имена детей, их обязанности; план работы и др.).
3. Уголок по спортивно-оздоровительной работе «На спортивной волне»
Здесь отражена вся информация по данному направлению - о предстоящих соревнованиях, фамилии победителей, поздравления и др.
В оформление по лагерю также можно включить поздравления именинников, достижения во всех творческих конкурсах, фотографии, объявления и др.
Оформление отрядов
Здесь огромное поле деятельности как для воспитанников лагеря, так и для воспитателей, вожатых. Необходимо дать волю детям в изобретательстве и творчестве и можно быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно. Рубрики для отрядного уголка:
Календарь.
План на смену «Веселыми тропинками лета»;
Поздравляем!
Список отряда «Знакомьтесь, это мы!»;
Наша песня
Наши достижения
Всякая всячина ,Очень важная информация («Скоро в отряде»; «Что пишут в газетах»).
Наше настроение («Дерево настроения»).
Книга жалоб и предложений «Отрядная почта»).
Законы отряда («Это должен каждый знать обязательно на «пять»).
-
Наличие методических пособий, библиотечки методической литературы по вопросам организации жизнедеятельности в лагере, разработки сценариев, вопросники диагностик.
10. Особенности материально - технического обеспечения программы
Программа реализуется на базе детского (подросткового) клуба «Атлант». Общая площадь клуба 400кв.м. Клуб имеет 2 этажа, 2 учебные комнаты для занятия творческих объединений, спортивный зал, тренажерный и теннисный залы, актовый зал. В клубе имеется в наличии аудио - видео аппаратура для проведения массовых досуговых мероприятий, спортивный инвентарь, настольные игры. Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств (10%), бюджетного финансирования(90%). Массовые мероприятия ( экскурсии, выходы в кино, театры. музеи, зоопарк) финансируются родителями.
11. Список используемой литературы.
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие/Художник В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития: 2003. - 256с. - (Методика воспитательной работы).
2. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. - 128с.
3. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Г.В. Семья. - М.: 1998. - 366с.
4. Педагогика лета: Сборник методических материалов для организаторов летних оздоровительных лагерей. - ЦРО им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2004. - 44с.
5. Практическое руководство для придумывающих каникулы. ВДЦ «Орленок». Удмуртский государственный университет, РКМЦ «Каникулы» - 2006. - 158с.
6. Орленок: Книга вожатого.- М.: «Собеседник».,2005. - 350с.
П
Летний оздоровительный лагерь «Солнечный городок»риложение№1 Схема взаимодействия летнего оздоровительного лагеря «Солнечный городок» с социальными партнерами.
Приложение№2
Легенда игры.
В серых каменных джунглях Сортировки затерялся маленький Солнечный городок. Его населяли малыши- крепыши и малышки- фантазерки и мечтательницы. Как все дети, они очень любили прыгать, бегать, петь песенки, танцевать, рисовать, заниматься спортом. Городок был такой маленький, что в нем насчитывалось всего 2 улицы. Но какие же они были красивые! Каждый житель Солнечного городка жил в своем отдельном домике и украшал его так, как подсказывала ему фантазия. Городок находился недалеко от Солдатского озера, окруженного соснами. Сосновая смола часто попадала в воду озера, застывала там, окрашивалась в разные цвета. Жители Солнечного городка находили на берегах озера кусочки разноцветной застывшей смолы. Эту смолу называли смальта. Ею малыши и украшали свои домики. Управлял Солнечным городком мудрый волшебник Радмир. Он подсказывал малышам, как сделать город еще красивее и посоветовал вокруг каждого домика посадить цветы, особенно подсолнушки. Ведь подсолнухи так похожи на маленькие Солнца. От них даже в пасмурный день в городке было всегда светло и радостно. Но вот однажды в городок пробрались злые сестрички Скука, Зависть, Лень и Грязнулька. С их приходом городок стал похож на серые каменные джунгли, потому что Зависть украла всю смальту со стен домиков, а Грязнулька сломала все подсолнушки и засыпала весь городок шелухой от семечек. Скука и Лень пробирались к малышам в дома и нашептывали им о том, что не надо приводить городок в порядок, лучше лежать в своих постельках и ничего не делать. И так малыши разленились, что им стало все равно, что их городок стал серым и скучным, а от безделья они стали слабыми и хворыми. Злые сестрички навредили не только малышам и их городку. Ночью они схватили волшебника Радмира и замуровали его в высокую башню. Кто же теперь поможет малышам? Но даже находясь в плену у злых сестричек, Волшебник Радмир попытался помочь малышам. Он прислал им почтового голубя с наказами, как побороть злодеек. Во- первых, надо заняться своим здоровьем и перестать лениться, разучить новые песни, чтобы в городе было звонко и радостно, объединиться всем вместе и научиться делать добрые дела, насадить новых подсолнушков, убрать всю грязь в Солнечном городке. А за это мэр Солнечного городка, назначенный Радмиром, будет награждать малышей кусочками смальты, чтобы их домики стали опять яркими и красочными. И когда город станет, таким как и прежде, кончится власть сестер - злодеек, Каменная башня рухнет и волшебник Радмир опять будет свободен, а малыши станут здоровыми, и будут , как прежде, радоваться жизни.