Е. Подгайц - Хоровое произведение Серенада

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ»

Методическая работа

Тема:

Е. Подгайц Хоровая миниатюра «Серенада»







Составила: Георгиш Александра Андреевна, преподаватель хоровых дисциплин, сольного пения

Локосово 2015

Оглавление.

  1. Введение 3

  2. История происхождения жанра «Серенада» в заподноевропейской и русской музыкальной культуре. 3

  3. Творческий путь Е. Подгайца 8

  4. Музыкально - теоретический анализ произведения 13

  5. Список литературы 18

  6. Приложение 19





































  1. История происхождения жанра «Серенада» в западноевропейской и русской музыкальной культуре

В словаре иностранных слов. «Серенада» (итал. Serenata - ясный, открытый), (лат. Sera (hora) - поздний (час) обозначает:

  1. В поэзии трубадуров - песня в честь дамы (обычно - любовный призыв), исполнявшийся под музыку вечером или ночью у нее под окном;

  2. Музыкальное произведение, род дивертисмента, для небольшого оркестра или инструментального ансамбля, исполнявшееся на открытом воздухе.

  3. Музыкальное произведение для камерного инструментального ансамбля; род вокально-камерного произведения; лирическая пьеса в характере вокальной серенады [32,с.461].

В литературном энциклопедическом словаре серенада (от франц. Serenade, итал. Sera - вечер), трактуется как вечерняя приветственная песня, приглашающая на свидание [34, с.215].

В энциклопедии «Кругосвет» серенада - это песня, представляющая собой обращение к возлюбленной [44].

Следует подчеркнуть, что к настоящему времени в Интернет ресурсах найдется множество определений серенады. В частности она понимается: а) как музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; б) как первоначальное название различных пьес любовного характера, исполняющихся обычно в вечерние часы перед домом какого-нибудь лица по аккомпанемент струнных инструментов; в) как наименование приветственных пьес, исполняющихся обычно в вечерние часы перед домом возлюбленной (название термина происходит от итальянского выражения al sereno - на открытом воздухе); г) как вечерня или ночная приветственная песня, исполняемая под окном возлюбленной (или какого-либо др. конкретного лица) с сопровождением лютни, мандолины, гитары [40, с. 203].

Кроме того, Интернет - источники показывают, что перевод слова серенада с французского и итальянского не совпадают с переводом немецкого слова «серенада». В частности в немецком языке Standchen («серенада») не совсем совпадает с общепринятым понятием, так как не приурочивается к определенному времени (вечеру) [31, с.148].

Вместе с тем серенада это не только «вечерняя песня», но и музыкальный жанр, возникший в вокальной музыке, затем сложившийся в средневековой Италии [36, с.246].

Далее отметим, что в хоровом словаре серенада обозначает название различных пьес, исполняемых перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви. Одновременно это и пьеса, исполняемая под открытым небом.[30, с.152].

В ряде источников научной литературы подчеркивается, что серенада - это произведение, предназначенное для исполнения на улице (в ночное время); и посвященное определенному лицу.

В музыкальной культуре различают инструментальные и вокальные серенады [37, с.204]. Поэтому серенаду часто трактуют как песню под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенную к возлюбленной.

Такой тип серенады был распространен в быту южнороманских народов. А уже позднее серенада стала жанром камерной вокальной музыки [45, с.337].

В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова [38,с.397] «серенада» имеет 2 значения. Первое относится к средневековой поэзии трубадуров, и трактуется как вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вокальном воздухе. Второе значение слова «серенада» заключает в себе песню в честь возлюбленной, исполняемую под ее окном, обычно под аккомпанемент гитары или мандолины. Так было принято в старой Италии и Испании.

В новом словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой [40, с.248] серенада имеет несколько значений и практически повторяет текст словаря иностранных слов;

  1. Песня в честь дамы обычно как любовный призыв, исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами и поэзии трубадуров;

  2. Музыкальное произведение - род дивертисмента для небольшого оркестра или инструментального ансамбля, исполнявшегося на открытом воздухе;

  3. Музыкальное произведение типа сюиты для камерного инструментального ансамбля;

  4. Род вокального камерного произведения или инструментальная лирическая пьеса.

В музыкальной энциклопедии за 1982 год под ред. Ю. В. Келдыша серенада трактуется в нескольких смыслах, а именно как:

- песня, представляющая собой обращение к возлюбленной;

- сольная инструментальная пьеса, воспроизводящая характерные черты вокальной серенады;

- циклическое ансамблевое инструментальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну;

- сочинение для пения с инструментом, большей частью с оркестровым сопровождением, создававшееся в XVII-XVIII веках в странах Западной Европы в честь каких-либо придворных торжеств (свадьбы, дни рождения или именины коронованной особы) и исполнявшегося в костюмах со скромным декорационным оформлением.

Анализ научной литературы свидетельствует, что слово серенада переводится на русский язык как «вечерняя песня» и образуется от итал. слова «sera» - вечер. По своему содержанию серенада представляет собой исполнение лирической песни в вечернее время влюбленного мужчины к даме сердца.

Что касается понятия серенада, то оно обозначает произведение, которое может исполнится, как в вокальной, так и в инструментальной музыке (отдельные произведения для солирующего голоса или инструменты, камерного оркестра или симфонического, в хоровой музыке a capella и сопровождением).

Жанр серенада зародился в эпоху Средневековья в недрах рыцарской культуры. С этого времени он становится надолго эталоном выражения любовных чувств. Как вокального так и инструментального.

В концертном исполнении для серенады открывается разнообразное и богатое по возможности исполнительское будущее. Она подстраивается, адаптируется в рамках различных жанров, включая:

- сольные вокальные произведения, призванные донести всю глубину сокровенных чувств;

- оперный жанр, позволяющий создать образ любовного дуэта;

- пышный торжественно церемониальную кантату, с использованием большого количества исполнителей;

- оркестровые сюиты, напоминающий небольшой концерт на открытом воздухе в вечернее время.

Однако, несмотря на то, что серенада воплощена в различных музыкальных жанрах, она неизменна несет в себе главное свое предназначение - выразить возвышенные чувства, будь то объяснение в любви возлюбленной или уважение, восхищение перед субъектом праздничной церемонии, или торжество по поводу рождения наследника или свадьбы.

Постепенно серена становится одним из концертных жанров, которому композиторы на протяжении многих веков относится большой симпатии, создавая инструментальные и вокальные сочинения. Вместе с тем, серена продолжает выполнять и свою первоначальную функцию - любовной песни. Как показывает история жанра, серена проявляет стойкую жизнеспособность, несмотря на то, что ее роль со временем менялась. Это можно проследить в многообразных формах функционирования серенады в той или иной культуры и ее занимаемой позиции в общей жанровой системе искусств на протяжении различных эпох.

Общественная практика показывает, что серенада охватывает почти все сферы музыкального искусства, от бытового до академического, от массового до элитарного, всегда оставаясь востребованной.

Многие вопросы жанра серенады, несмотря на ее большую популярность, в музыкальной практике и теории до конца еще не осмыслены. Но общеизвестно, что серенада в процессе эволюции удается удержаться на вершинах музыкальной культуры на протяжении 800 столетий, тогда как многие другие одночастные жанры сосуществовавшие вместе с серенадой уже потеряли свое значение, например жанр виреле, альбораде, серены.

Также были стилизованные серенады, изображающее бытовые образцы уходящей эпохи (вокальные серенады, имеющие популярность в Буржуазной среде Европейских городов). Это стилизование Итальянских и Испанских серенад были типично для творчества композиторов XIX в. Примером могут служить «Серенада» Р. Шумана (ор. 36, №2), песни «Ты спишь, сеньорита?» из тетради «Испанских песен» и «Стряхни блаженный сон» Х. Вольфа. Подобные стилизации были у русских композиторов такие как: А. Варламов «Ночь тиха» и П. Булахова «Серенада» можно разглядеть изображение итальянских серенад, а используемый в них жанр баркаролы так же указывает на национальные истоки серенады.

Многих выдающихся композиторов привлекает предназначение жанра серенады в его чистом виде: Г.Ф. Генделя («Празднество на Парнасе», «Атланта», «Ацис и Галатея»); В.А. Моцарта («Асканий в Альбе», «Сон Сципиона») и т.д.

2. Творческий путь Е. Подгайца

Подгайц Ефрем Иосифович - заслуженный деятель искусств России (2000 г.) Лауреат Премии правительства РФ в области культуры, Лауреат Премии города Москвы, Лауреат Почётной Премии Российского Авторского Общества «За вклад в развитие науки, культуры и искусства», Обладатель «Серебряного диска» Российской Академии музыки им. Гнесиных «За заслуги в баянном искусстве» Член правления Союза московских композиторов, профессор, Заведующий кафедрой композиции Московского Государственного Музыкально-Педагогического института им. Ипполитова-Иванова.

Автор более 250 сочинений (13 опер, 6-х мюзиклов, балета, симфонических, камерных, хоровых, вокальных произведений), широко исполняемых на фестивалях, конкурсах и концертах в России, Украине, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Венгрии, Японии, Швейцарии, Хорватии, США, записанных на пластинках и компакт-дисках, музыки к кинофильмам и спектаклям.

Сочинения Е. Подгайца исполняли крупнейшие музыканты:

М. Ростропович, Ю. Башмет, Л. Казарновская, Фр. Липс, А. Гиндин, А. Бузлов, В. Попов, Р. Кофман, В. Полянский, В. Синайский, В. Понькин, С. Сондецкис, М. Секлер, А. Брусиловский, Л. Амбарцумян, А. Дресслер, Ю. Милкис, Антигони Гони, Фортепианный дуэт Е. Сорокина и А. Бахчиев, «Fine Art's» квартет, Квартет им. Глинки.

Сочинения для детского хора в превосходном исполнении Детского хора «Весна» п\р А. Пономарёва получили широкую известность в России и за рубежом и принесли автору заслуженное признание.

Ефрем Подгайц в 2008 году выиграл главный приз конкурса Большого театра и Союза театральных деятелей России. В 2012 году его балет «Мойдодыр» поставлен в Большом театре. За музыку оперы «Ангел и психотерапевт» Е.Подгайц номинирован на премию «Золотая маска».

6 октября 1949 года. Музыкой стал заниматься довольно поздно. В возрасте 10 лет поступает в московскую музыкальную в школу № 30, где учится играть на скрипке и начинает заниматься композицией с Н.М. Гольбденберг (ученицей Яворского) и её учеником, тогда студентом Московской консерватории Е. Чаплыгиным.

В 1966 году поступает в музыкальное училище при Московской консерватории, где учится на теоретико-композиторском отделении (сольфеджио и теория - Д.А. Блюм, гармония - С.С. Григорьев, анализ - Ю.Н. Холопов, полифония - В.П. Фраёнов, сочинение - А.И. Пирумов). В 1974 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю.М. Буцко и Н.Н. Сидельникова и у Ю.А. Фортунатова по инструментовке. С 1974 по 1981 год работает (по распределению) редактором «Союзконцерта» в отделе Всесоюзных фестивалей искусств. В этот период композитор создаёт ряд важных сочинений - Первую симфонию, Квартет для скрипки, виолончели, ф-но и ударных, «Диптих памяти Д.Д. Шостаковича» для струнных, Вокальный цикл на стихи Р.М. Рильке. В 1978 году вступает в Союз композиторов России. В 1980 году пишет первое крупное сочинение для детского хора - кантату «Как нарисовать птицу» на стихи Ж. Превера, которая в исполнении Детского хора «Весна» п/р А. Пономарёва стала дебютом Подгайца на фестивале «Московская осень» и сразу принесла автору успех и известность.

С 1982 по 1990 год возглавлял творческое объединение «Композиторы и дети». С 1997 года - вёл класс композиции в Государственной Классической Академии им. Маймонида. С 2001г. преподаёт композицию в Государственном Музыкально-Педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова. С 2010 - заведующий кафедрой композиции ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.

Заслуженный деятель искусств России (2000), Лауреат Премии города Москвы (2008), Лауреат Премии правительства РФ в области культуры (2011), профессор, Член Правления Союза московских композиторов.

Среди основных сочинений: балет «Мойдодыр» (Москва, Большой театр, 2012); тринадцать опер, в том числе: «Алиса в Зазеркалье», поставлена в Санкт-Петербурге, «Принц и Нищий», поставлена в Санкт-Петербурге и Москве, «Дюймовочка», поставлена в Москве и Краснодаре, с огромным успехом идёт в Музыкальном театре им. Н.И. Сац и получила Гран-при, как лучший спектакль для детей, «Повелитель мух» (по Голдингу, Театр Сац, 2007), «Карлик Нос» (2009, Краснодар), «Ангел и Психотерапевт» (2011, Москва, Открытая сцена), «Лёд-9» (по К. Воннегуту), «Маленький принц», «Пастушка и трубочист»; три симфонии, два концерта для смешанного хора - «Псалмы царя Давида» и «Вещая душа» на ст. Ф. Тютчева, двадцать шесть концертов для различных инструментов с оркестром, в том числе два скрипичных концерта, первый в нашей стране Концерт для клавесина с оркестром, Концерт для мандолины с оркестром, «Бахчиев-концерт» для ф-но в 4 руки, Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра, Концерт для саксофона с оркестром, Концерт для альта с оркестром.

Особая область творчества Е. Подгайца музыка для детей. Кантаты «Как нарисовать птицу», «Лунная свирель», «Поэзия земли», опера-кантата «Чёрный омут», концерт для хора и ф-но «Времена года», «Ода греческой вазе», «Missa Veris » для хора и органа в превосходном исполнении Детского хора «Весна» п\р А.Пономарёва получили широкую известность в России и за рубежом и принесли автору заслуженное признание.

Музыка Е. Подгайца неоднократно звучала на музыкальных фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, в том числе: на фестивале современной музыки в Хаддерсфильде (Великобритания), в Турции, Венгрии, Швейцарии, Италии, Франции, США, Японии, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии, Таджикистане...

Авторские концерты композитора состоялись в г. Москве, Киеве, Берлине, Челябинске, Самаре, Уфе, Душанбе. Произведения Подгайца прочно вошли в педагогический репертуар музыкальных школ, училищ и ВУЗов.

Большое число сочинений композитора в различных жанрах опубликованы издательствами «Музыка» и «Композитор».

Французская фирма Opus 111 выпустила CD с записью «Весенней мессы» (Missa Veris) для детского хора органа, а также авторский CD Е. Подгайца «VOX SPIRITUALIS».

Фирмой «Артель «Восточный ветер» («Артсервис») издано 4 авторских диска: «Танцующий эльф» с камерной музыкой композитора (2003), «Тройной концерт и Двойной концерт» (2004), «Бахчиев-концерт и Липс-Концерт» (2005), «Как нарисовать птицу» (2006).

Осенью 1999 года в Москве, Петербурге и Краснодаре состоялся фестиваль музыки Е. Подгайца, посвящённый 50-летию композитора. Три оперных спектакля и пять авторских концертов, прошедших с большим успехом представили широкий спектр музыки композитора: симфоническую, хоровую, камерно-инструментальную, вокальную.

В декабре 2000 года на Международном фестивале баянистов и аккордеонистов в Москве обязательным сочинением был Концерт для баяна и камерного оркестра.

В 2001 году были созданы три крупных произведения, премьеры которых состоялись в 2002 году в Германии, США и России: «Липс-концерт» для баяна и симфонического оркестра, Концерт для гитары и камерного оркестра и «Нью-Йоркская месса» для хора, камерного оркестра и органа.

В 2002 году газета «Музыкальное обозрение» назвала Е. Подгайца «Композитором года». Е. Подгайц - один из авторов коллективного сочинения - Концерта для симфонического оркестра «10 взглядов на 10 заповедей», посвященного газете «Музыкальное обозрение». В мае 2003 года на фестивале в г. Бовэ (Франция) М. Ростропович продирижировал премьерой сочинения для оркестра виолончелей «Post festum», написанного по его просьбе. В июле 2005 года в Лондоне состоялась премьера Второй симфонии в исполнении Лондонского симфонического оркестра под руководством М. Ростроповича. В 2006 году состоялся дирижёрский дебют композитора. В Париже Е. Подгайц с успехом продирижировал своим Двойным скрипичным концертом.

Ефрем Подгайц в 2008 году выиграл главный приз конкурса Большого театра и Союза театральных деятелей России. В 2012 году его балет «Мойдодыр» поставлен в Большом театре.

Сочинения Е. Подгайца звучали в исполнении крупнейших музыкантов. Среди них дирижёры: М. Ростропович, Р. Кофман, В. Полянский, В. Синайский, В. Понькин, С. Сондецкис; Солисты: Ю. Башмет, Ф. Липс, М. Секлер, Л. Амбарцумян, А. Брусиловский, В. Фейгин, Л. Казарновская, А. Волков, А. Гиндин, А. Бузлов, А. Дресслер, Антигони Гони, Св. Липс; Детский хор «Весна» п/р А. Пономарёва Камерный оркестр «Времена года» п/р Вл. Булахова, Камерный хор Московской консерватории п/р Б. Тевлина, Латвийский государственный хор, Саратовский хоровой театр п/р Л. Лицовой, Хор «Духовное возрождение» п/р Л. Конторовича, Хор Казанского музыкального училища п/р Л. Дразниной.

Статьи о творчестве Е. Подгайца вошли в издающийся в Оксфорде Гроуновский энциклопедический словарь, а также в российское энциклопедическое издание «Музыканты мира». [1]

Вот некоторые высказывания по поводу особенностей музыки Е. Подгайца:

«Музыка Е. Подгайца - совершенно новая, необычная, но очень естественная. Она не просто привлекает, а покоряет сердца исполнителей и слушателей своей чистотой, поэтичностью, нежным юмором и серьезной жизненной философией». « С именем Подгайца в творческую жизнь наших детей вошел новый мир образов и переживаний, связанных с возвышенной мечтой, поэтической фантазией, любовью к природе и окружающему миру» - А.С. Пономарев [48]

«То, что мы видим в музыке Подгайца, лучше всего назвать метастилистикой, возникающей благодаря чрезвычайно интенсивному внутреннему росту интонации, преодолевающем стилистические барьеры. Полистилистика делает акцент на множественности, разнообразия, плюралистичности. Основной пафос музыкального мышления Подгайца монистичен, он не останавливается на многообразии, но ищет скрытое внутреннее единство» - Ю. Дружкин.







3. Музыкально - теоретический анализ произведения.

За основу хора «Серенада» Е. Подгайц взял стихотворение А. Фета, и это было не случайно, ведь именно А. Фет обогатил русскую поэзию небывалым до него умением точно и взволнованного передавать чувства, тонкие душевные настроения, пылкость любви, так тепло отзываться о природе своей родины. Его поэзия близка каждому русскому человеку, поэтому и стихи в этом произведении стоят на равных с музыкой, дополняя друг друга и служа гармоническому воплощению композиторского замысла.

Хоровая миниатюра «Серенада» была написана композитором в 1987 году. В это же время была написана еще одна миниатюра «Все проходит» на стихи Е. Баратынского. В этой связи Ефрем Подгайц говорит о том, что эти два произведения хоть и разные по смыслу и содержанию, и не имеющие одного автора стихотворного текста, принято исполнять вместе, образуя диптих. Тем не менее это не совсем так, поскольку в действительности они являются самостоятельными произведениями.

В «Серенаде» Е. Подгайц очень ярко проявились такие черты лирики, как ассоциативность и импрессионизм. Отсюда произведение созвучно импрессионизму.

Стихотворение «Серенада» А. Фета композитор использовал полностью. Оно является самостоятельным произведением, не входящем в отдельные циклы или опусы. Это сочинение было создано в 1844 году. Оно считается одним из ранних произведений поэта (ему было 24 года), было издано в его во втором сборнике стихов, созданном в 1850 году.

А. Фет а своем стиле, поведал об одном повороте чувств, при этом его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, она поражает разнообразием тем. Особая прелесть, помимо содержания текста, заключена им в характере настроений поэзии. Стих его, изображающий некое таинство захода солнца, настолько естественен, что созданные им образы легки и воздушны, словно в них нет ничего земного, хотя и говорят они именно о земном. При этом в стихотворении почти нет никакого действия, а есть только минутное впечатление.

В произведении описывается очарование летнего вечера, мимолетная зарисовка сумеречного пейзажа. А. Фет настолько четко и изобразительно передает зыбкие ощущения и чувства, возникающие при созерцании пейзажа, что, прочитав это стихотворение, воображение рисует созданные поэтом образы как на холсте.

Слова «Спи, мое дитя» в этом стихотворении используется как рефрен, похожий на припев «Баю - баюшки, баю» в колыбельных песнях. Следовательно, можно говорить о взаимопроникновении этого жанра в жанр серенады. В стихотворении - колыбельной повествование идет от лица матери, убаюкивающей свое дитя и создающей через образное описание природы ощущение прекрасного, волшебного мира, спокойного и доброго: можно представить себе переливы соловьиной песни, уходящее солнце, которое золотит горы своими последними лучами, наступающую вечернюю прохладу вместо приятного дневного зноя, и даже ангелов, которые опустили свои очи на землю, озаряя трепетным светом засыпающее дитя, чистое и невинное.

Стихотворение написано двусложной хореической стопой (где ударный слог предшествует будущему - _ _,_ _), состоит из трех строф, каждая из которых содержит по четыре строки.

Композитор использовал текст стихотворения целиком, что помогло наиболее полно отобразить в музыке поэтический и композиторский замысел. Взаимодействие литературного текста и музыки реализовано полностью, до детального совпадения, музыка «буквально» следует за словом, моментально отображая и реагируя на все его изменения, градации.

Говоря о музыкальной форме, ее можно охарактеризовать как простую - трехчастную репризную форму, схема выглядит так:





Первая часть (1-16 тт.) состоит из двух предложений квадратного строения (6т.+6т.), образующих период из двенадцати тактов, основная тональность которого C-dur. Данная часть исполняет роль экспозиции излагаемого музыкального материала. Период повторного строения (1-6тт.), второе предложение (7-12 тт.) полностью строится на материале первого, с небольшим изменением в каденции.

Вторая часть (13-24 тт.) состоит из 11 - ти тактов, начинается в тональности соль-мажор, что является доминантовой сферой для до-мажора, и представляет собой легкое противосложение первой части, это делается за счет смены темпа, характера музыки и фактуры. Она так же состоит из двух предложений неквадратного повторного строения (5т.+6т.)

В произведении композитор постоянно меняет размер. Возможно, это связанно с тем, что повествование идет от лица матери, поющей колыбельную. Она не является заученной ранее; а отображает то, о чем хочется спеть, поэтому размер не может быть постоянным в спонтанно спетой мелодии. И только попевки на слова «Спи, мое дитя» имеет четкий размер во всех окончаниях фразы - ¾ (кроме 23-24 такта, где это является повтором, более протяженным, утвердительным).

Исполнение мелодии в начале произведения партией сопрано позволяет говорить о том, что звучание этой серенады - колыбельной идет от женского лица. Однако в третьей части «Серенады» Подгайц мелодию поручает партии теноров, осуществляя тем самым музыкальное развитие, а затем вновь основная мелодия возвращается в партию сопрано. Небольшое дополнение - вокализ также исполняет партия сопрано, как будто бы мать завершает песню. Здесь четко прослеживается воздействие размера стиха и метра музыкального произведения, что способствует более четкому выражению создаваемых образов сочинения.

Гармонический язык данной хоровой миниатюры характерен для музыки современных композиторов второй половины XX- начала XXI века.

Особенно здесь заметно использование аккордов терцового строения, квартаккордов, которые являются созвучиями без определенной тональной связи. Подгайц использует в основном плагальные гармонические обороты и септаккордовые созвучия, аккорды второй, третьей, четвертой, шестой ступеней лада, нонаккорды, а так же нонаккорды характерны не только музыке импрессионизма, но и музыке более поздних направлений, поскольку несут в себе богатые красочные и изобразительные возможности. Данное произведение нельзя анализировать в рамках классической гармонии, это новая сфера более свободных гармонических отношений.

Основная тональность сочинения до-мажор, что полностью соответствует настроению стиха, состоянию созерцания, упоения природой. Но четкого ощущения присутствия именно этой тональности нет, так как конкретное звучание до-мажора есть лишь в конце, в последнем аккорде, а все произведение строится только на предвкушении тоники, на тяготении к ней.

Первое предложение первой части (1-6 тт., на слова «Тихо вечер догорает, горы золотя») начинается на нюансе piano где основная изобразительная роль отводится партии сопрано. Мелодия начинается в партии сопрано с плавного, поступенного движения, без скачков, что придает музыке умиротворенность, даже некоторую монотонность из-за постоянных повторов мелодических мотивов. Остальные партии в этом предложении выполняют роль гармонического заполнения.

Во втором предложении (7-12 тт., «Знойный воздух холодает, спи, мое дитя») интонационная сфера остается прежней, особенно в первой фразе (точное повторение), меняются только два последних такта (11-12 тт.), появляется crescendo, динамически подготавливая к следующей части. Вторая часть создает несколько иные образы, что можно увидеть через используемые Подгайцем музыкальные средства выразительности.

Е. Подгайц предусмотрительно динамически и в плане темпа и звуковедения предваряет следующую часть, чтоб не нарушить целостность восприятия хоровой миниатюры. Динамика этого предложения mp сохраняется до конца части. При этом сохраняются внутрифразовые выразительные кульминации, которые не требуют отдельного обозначения в нотном материале.

Третья часть (25-43 тт., «Смотрят ангельские очи, трепетно светя; так легко дыханье ночи, спи, мое дитя») является репризой первой части с небольшими изменениями в плане гармонического расположения, так как роль исполнения мелодии отводится партии теноров в первом предложении (25-30 тт.), что касается басов, то у них тесситурные условия становятся ниже.

Второе предложение абсолютно точно повторяет второе предложение первой части. Небольшое дополнение - вокализ (37-43 тт.), в конце произведения интонационно сохраняет прежний музыкальный характер.











































Список литературы:



  1. Аберт, Г.В. А. моцарт. - М.: Музыка, 1985.- Ч. 2, кн. 2. - 1787 - 1791. - 321 с.

  2. Романовский, Н.В. Хоровой словарь. - М.: Музыка, 2005. - 230 с.

  3. Серенада // Музыкальный словарь/ Риман Г. [Пер. с нем. Б.П. Юргенсона, доп. рус. отд.- нием ] - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008 - 585 с.

  4. Серенада // Большой словарь иностранный слов / сост. А.Ю. Москвин. - М.: Полюс, 2003. - 816 с.

  5. Серенада // Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П.А. Николаева, - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

  6. Серенада // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. / В. Г. Власов. - СПб.: Азбука - классика, 2008 - т. 8 - 848 С.

  7. Серенада // Современный словарь по общественным наукам / ред.: Н.И. Панов, О.Г. Данильян. - М.: ЭКСМО, 2007. - 528C/

  8. Серенада // Толковый словарь русского языка: в 4 т. / ред. Д.Н. Ушакова - М.: Современная энциклопедия, 1940. - т. 4. - 378 с.

  9. Серенада // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Т.3: П-Я. - 704 С.

  10. Серенада [ Электронный ресурс ] // Энциклопедия «Кругосвет». - электронные данные - [ Б. м.], 2012. - krugosvet.ru

  11. Серенада [ Электронный ресурс ] // Большой энциклопедический словарь - Электронные данные - [ Б. м.], - slovari.299.ru

  12. Ефрем Подгайц [ Электронный ресурс ] // [ текст ]. - электронные данные - [ Б.м], - sitnoff.narod.ru

  13. Забегаева О. А. - дипломная работа студентка 5 курса Магнитогорская Государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки





© 2010-2022