• Преподавателю
  • Другое
  • Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ






Руководитель: Власова Е.Л.,

учитель изобразительного искусства, заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №33 г. Липецка












Оглавление




Стр.

1.

Введение.

2

2.

Глава I. Теоретическая часть.

4

3.

Глава II. Практическая часть.

8

4.

Заключение.

12

5.

Список литературы.

14

6.

Приложение.

15






















Введение

В конце XX и начале XXI вв. настало время в корне менять точку зрения общества в целом и каждого человека в отдельности на традиционное народное искусство. Сегодня необходимо по-новому оценить и определить место традиционного искусства в современной культуре. Оно должно занимать достойное место в общей системе национальной духовной культуры России.

Древние архаичные формы народного искусства в наши дни находятся на грани вымирания. Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы собрать, изучить и сохранить эти уникальные свидетельства древнейшей культуры народа.

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы. Обожженная в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который впоследствии получил название керамики. Керамические изделия - самые распространенные находки археологов. Керамические вещи окружали человека с древнейших времен. А вещи, окружающие человека, всегда естественно и просто говорят о его жизни. Тем более, вещи рукотворные, художественные. Каждый такой предмет носитель человеческого опыта. Предметы эти имеют особенную духовную ценность, хранят память культуры. К таким вещам относится и русская народная игрушка.

Актуальность: романовская глиняная игрушка - это самобытное, глубоко жизненное по содержанию и поэтому значительное культурное явление. В неё типично выражены наши местные, а также общенациональные - русские и общечеловеческие черты материальной и духовной народной культуры. Она ярко передает особенности самобытного творчества липецких мастеров. Через неё осуществляется связь между поколениями, и в этом заключена её духовная ценность. Романовская игрушка - одна из наиболее жизнестойких форм современного народного искусства. Она отражает естественное развитие народной эстетики в наши дни, в ней органично уживаются укоренившиеся веками традиции с элементами новейшей художественной культуры.

Гипотеза: изучение истории, культуры, традиций родного края на примере романовской игрушки влияет на развитие эстетического вкуса, духовного мира и приобщает к традициям родной культуры.

К сожалению сведений, о рассматриваемом народном промысле очень мало. Информация, содержащаяся в книге Т. Л. Гарибовой «Волшебный мир народной скульптуры» позволила расширить представление о народной игрушке как мелкой пластике. Н. А. Прямкова в книге «Об истории романовской игрушки» раскрывает исторические аспекты народного промысла, знакомит со значениями образов и основными элементами росписи романовской игрушки. Большая часть книги Е. Смолиевской «Липецкая романушка» рассказывает об особенностях образа женщины в романовской игрушке.

Объект исследования: традиционный народный промысел.

Предмет исследования: глиняная игрушка.

Цель работы: изучение истории, культуры и традиций родного края на примере русского народного промысла «Романовская глиняная игрушка», овладение приемами лепки и росписи романовской игрушки.

Задачи исследования:

1.Изучить историю зарождения народного промысла «Романовская глиняная игрушка»;

2. Рассмотреть развитие и состояние народного промысла на этапе современности;

3.Выявить закономерности в обработке глины, лепке и их росписи романовских игрушек;

4. Овладеть основными технологическими приёмами обработки глины, лепки и росписи при создании традиционной романовской игрушки;

5. Рассмотреть практическое использование романовской игрушки сегодня.

Методы и приёмы исследования:

1) изучение специальной литературы;

2) посещение центров декоративно-прикладного искусства города, Областного Краеведческого музея;

3) сотрудничество с художественно-графическим факультетом (кафедра ДПИ) ЛГПУ;

4) изучение творчества современных мастеров;

5) овладение и использование технологических приёмов обработки глины, лепки и росписи игрушек.

Глава I

Теоретическая часть

История романовской игрушки насчитывает три столетия. Родиной романовской игрушки является слобода Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне село Ленино Липецкого района Липецкой области). Рядом есть села Пады и Елецкое. Эти три села раньше были одним городом - Романовым. С XVI в. слобода Романово входила в родовое поместье бояр Романовых, заселили её крестьянами из старой вотчины Романовых, села Волба Скопинского уезда Рязанской губернии. Центр новой вотчины - «Романово городище». Это произошло, когда сюда приехал Иван Никитич Романов - дядя будущего царя. Основанный им город назвал он по своей фамилии. Залежи глины в этих местах были очень богатые. И белая глина, и красная, и желтая (для посуды). Крепостных привозили сюда из рязанской земли. Рязанцы любили на досуге из глины лепить. Особенно они обрадовались черной глине. Она считается самой пригодной для лепки игрушки.

Города, который дал название игрушке, скоро не стало. Виной всему был Петр I. Ему нужна была медь, которую вскоре обнаружили недалеко от Романова. Начинаются разработки месторождения, строятся заводы. Так возникает Липецк, а Романов постепенно угасает. Село Романово до революции насчитывало несколько десятков семей, занимающихся гончарным делом и глиняной игрушкой.

В Липецком уезде весенняя ярмарка на Егорьев день (23 апреля) обычно проводилась в селе Боринском. Зимой гончары делали разную посуду, лепили игрушки. А в теплые апрельские дни везли свои товар на весенние ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.

Большой отпечаток отложило на романовскую игрушку развитие Липецка в курортный город. Появляются городские сюжеты - конные выезды, офицеры, барышни, пожарные и даже паровоз с вагонами. Глиняная игрушка испытала влияние фарфора и фаянса. В романовской игрушке это влияние проступает особенно явно практически во всех народных промыслах данного направления [1]. Примером могут служить работы, хранящиеся в коллекции краеведческого музея г. Липецка. Первая коллекция романовской игрушки собрана в начале нашего века Липецким Петровским обществом распространения научных и практических знаний. По инициативе общества был создан историко-краеведческий музей в Липецке. В одном из отчетов Петровского общества читаем: «В селе Романово Липецкого уезда исстари существует кустарный гончарный промысел, и музеем положено начало составления коллекции глиняных игрушек работы этих кустарей. Игрушки очень разнообразны. Некоторые работают по старинным формам, но в последнее время старина заменяется новыми формами, конечно, соответствующими переживаемы интересам: в последние годы, например, появились куклы, изображающие японцев»[2].

В период коллективизации промысел был практически истреблён. Работали только отдельные мастера В. И. Митин и А. Ф. Коняхин. Известность народному промыслу в 80-е годы 20-го века вернул потомственный гончар И. Ф. Гункин. Некоторое представление о типе обычных крестьянских романовских игрушек дает небольшая коллекция из Загорского музея игрушки и работы современного народного мастера И. Ф. Гункина (1926- 1997гг.). Его манера лепки несет индивидуальность и традиции романовской игрушке. Животные и птицы в исполнении Гункина всегда одинаково крутобокие, их туловище напоминает форму яйца. И. Ф. Гункин работал с тем поразительным богатством народной фантазии, которая может сложиться на основе развитых традиций промысла. Его игрушки выражают живой народный юмор, всегда очень образны и поражают богатством народной выдумки. Вместе с тем, в его работе заметны следы упадка промысла, ведь обучаясь у отца и деда, он перенял те приемы, которыми пользовались мастера в начале века, - он применял «печатку» в изготовлении фигурок людей, сохранял обилие деталей в сложных композициях.

Современные мастера романовской игрушки. Создание Подгорненской фабрики народных промыслов подтолкнуло ее директора к поиску людей, знающих традиции изготовления народной игрушки. Он установил контакт с потомственным гончаром Гункиным И.Ф.[приложение I] и уговорил его сделать несколько игрушек.

Основной перечень игрушек, выполненных мастером Гункиным И.Ф.: гусь, утка с птенцами, удод, жаворонок с птенцами, индюк, орел, конь, собака, собака со щенками, баран, козел, корова, бык, олень, поросенок, медведь, всадник, жандарм с петухом, офицер на трехглавом коне, волк, несущий барана, лиса, несущая петуха, барыня с детьми и животными, композиции «Водовоз» и «Тройка» [приложение I]. Работы мастера экспонировались на областных и всероссийских выставках, пользуются большим спросом у коллекционеров.

В селе Хрущевка Липецкого района жила потомственная мастерица романовской игрушки Мария Васильевна Полянских - внучка известного мастера Ивана Павловича Митина. В Липецком областном краеведческом музее хранится богатая коллекция его работ. Митин продолжал развивать традиции игрушки, когда в начале XX века промысел был практически истреблен. Помимо традиционных сюжетов, композиций на светские темы, он создавал игрушки, которые приобрели черты народной скульптуры: игрушка, изображающие императора Николая II; композиции о жизненном и творческом пути Льва Толстого. По рассказу Марии Васильевны, лица персонажей формировались с помощью маски - штампа. Впоследствии они покрывались белой эмалью - это было подражанием модным тогда дорогим фарфоровым игрушкам [3].

Известным народным мастером романовской игрушки является Виктор Васильевич Маркин [приложение I], член союза художников России с 2000г., художник и педагог, народный мастер России. Один из немногих мастеров России, продолжающий традиции исконной русской игрушки в современном культурном пространстве.

Искусству лепки он обучался у И. Ф. Гункина. Родился В. В. Маркин в 1949 г. в деревне Хорошевка Липецкого района Липецкой области. В 1973 г. окончил отделение живописи народного университета им. Крупской. В романовском промысле с 1983 г. Отец познакомил его с Гункиным. У него Виктор и взял первые уроки.

В эпоху коммерциализации жизни, превращения любого изделия, прежде всего, в товар для продажи, есть всё же редкие творцы, для которых их ремесло - искусство, и за него не стыдно ответить и на страшном суде. В. В. Маркин из этой породы. Но главное его призвание учить детей. В 1989 г. В. В. Маркин окончил исторический факультет Липецкого государственного педагогического института. Более 15 лет он работает учителем в Троицкой средней школе, а также в организованном им кружке по изучению и лепке романовской игрушки. Уже его ученики Т. Н. Маркина, А. В. Маркин, С. В. Ильина, А. Колдаева, О. Милюкина, Е. Колесникова учат других искусству романовской игрушки. Маркин и его ученики участники выставок: Российский праздник традиционного творчества «Заиграй, моя игрушка!» (Тула, 1994), Всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки (Москва, 1989, 2001), Международный фестиваль «Славянский базар в Витебске» (1998, 2000, 2001), «Гончары России - 2000. Игрушка, детское творчество» (Тверь), V международное бьеннале глиняной игрушки «Терракота в Италии (Роана, 2001), I Международный фестиваль гончаров (Скопин, 2002), выставка народного творчества (Липецк, 2003) [приложение II] и другие [4].























Глава II

II. Практическая часть

Обработка глины. Исходным сырьем для романовской игрушки служит глина. Ее пластические возможности многообразны, а обожженные изделия - долговечны.

Для того, чтобы сделать из глины качественную игрушку, свежую глину надо оставить некоторое время на воздухе. Потом её необходимо подсушить до отвердевания. Подсушенную глину, мелко раздробленную деревянным молотом, засыпают в невысокую кадку, заполненную водой так, чтобы глина покрывалась ею на 5-10 см. Через сутки образуется глинистая суспензия. Для удаления инородных веществ, её процеживают через сито и оставляют на несколько дней. Затем воду удаляют через отверстия. Когда излишняя влага испарится, она станет плотной и пригодной для ручной обработки.

Свойства глины на различных стадиях влажности важны при манипуляциях с ней. В умеренно пластичном состоянии глина легко принимает нужную форму, и отдельные куски её могут соединяться друг с другом.

Пластичная глина, из которой делали и делают посуду и игрушку залегает в двух км от села Троицкое, в урочищах речки Белый Колодец. Один из старожилов Троицкого вспоминал: «Помню, глину мы брали синюю, в Студеновских хуторах за Борино. После обжига она становилась белая. Месили глину дома. Сначала разбивали лопаткой, потом заливали водой и били её железным прутом. Все с ног до головы были обмазаны глиной. Бывало придут ко мне ребята в гости, а кругом грязь невозможно какая, всё в глине. В семье нас было восемь детей. Старшие свистульки лепили, а мама прокалывала. Положим игрушки на полочку в три ряда, а мама ходит, щупает - «ага, подсохло, можно прокалывать». Выжигали свистульки и в горне всю ночь. Полена брали такие, чтоб подольше, пожарчей горели. Игрушки становились яркие, как угольки. Потом выгребаешь - слава богу, целы» [5].

Способы лепки романовской игрушки. Первоначально берём кусок глины и отбиваем между рук, чтобы из него вышел воздух. Тогда игрушка не треснет во время обжига.

Птица. [Приложение III] Из отбитого куска глины делается лепёшка размером с ладонь. На палец накладываются два её края. К ним присоединяются два остальных. Таким образом, формируется пустотелый пельмень, и сглаживаются места стыка. С одной стороны вытягивается хвост, а с другой присоединяется заранее вылепленная голова и конусовидные ноги. В хвосте делается свисток, а по бокам 1-2 отверстия.

Барыня. [Приложение III] Делим кусок глины на две части. Из одной делаем блин и сворачиваем пустотелую юбку-колокол. Из другой делаем голову с туловищем. Отдельно делаем и присоединяем к барыне 2 шарика - грудь, кокошник, бусы и фартук. Места стыка сглаживаются. При помощи стеки и штампа делаются рот, глаза и украшаются кокошник, бусы и фартук.

Конь. [Приложение III] Приминая пальцами, делим кусок глины на две части. Делаем форму катушки. Из одной, разделяя её на две части, вытягиваем задние ноги и хвост. Из другой передние ноги и шею. Отдельно вылепленную голову соединяем с шеей и делаем в хвосте свисток.

Готовую игрушку сушат 3-5 дней, обжигают 10-11 часов при t = 800 град. После этого её расписывают краской или глазируют [приложение IV].

Символика цвета и формы в романовской игрушке. Традиционные сюжеты романовской игрушки типичны и для других промыслов. Но, несмотря, на это они отличаются характером лепки и росписью. Фигурки животных и птиц монолитны. Они стоят на толстых ногах - столбиках, толсты их шеи и рога, массивным пластом ложатся крылья и хвосты птиц. Барыни не так тяжеловесны, у них короткие, прижатые к талии ручки, широкое, одной ширины с шеей, лицо с намеченными палочкой глазами - точками, ноздрями, ртом; на голове кокетливая шляпка, на груди - огромные пуговицы - лепешки или орнамент из глубоких борозд. Фантастическое зрелище - глиняные птицы, совершенно не похожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на короткие ноги. Массивная шея несет небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы нарядны, богато их оперение. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина. Поверхность крыльев и хвостов дробиться бороздками. Этот узор дополнен нанесенными штампиком круглыми розетками. Всё великолепие игрушки довершает раскраска маслом: голова и оперение покрываются темно - вишневой или черной краской, края лепного убранства довольно грубо окаймлены серебром.

Многие изделия пустотелы. Почти все игрушки одновременно выполняют двойную функцию: скульптура и простейший музыкальный инструмент. В прошлом считали, что если кто-то получит порчу, достаточно просвистеть в глиняную свистульку - и выздоровление неизбежно. Свистом наши предки не только изгоняли из человека хворь, но и отпугивали от жилища всякую нечисть, привлекая силы добра. По мере угасания древних поверий мелкая пластика постепенно уходит из мира язычества, становясь игрушкой, прекрасной декоративной скульптурой [1].

В романовской игрушке существует 40 основных сюжетов. В принципе, мастер должен следовать традициям, заложенным древними. Но Маркин рискнул и сделал одну игрушку, которая не имела аналогов у древних романовцев. Это - птица Сирин [приложение II]. Новая фигурка была вылеплена по всем правилами канонам романовской игрушки [4].

Самая простая и маленькая свистулька-жаворонок. Рисунка здесь - минимум. Она была у каждого юного романовца. Много делали козлов - символов семейного счастья. Два больших рога олицетворяют семью, синий цвет в игрушке - покровительство семейных уз богом. В романовской игрушке использовались четыре основных цвета - желтый, красный, зеленый и черный. Также активно использовался и алюминиевый оттенок - для передачи деталей. Романовскую игрушку в XIX веке глазуровали и расписывали алюминиевой или бронзовой красками, а иногда их использовали и одновременно. Поскольку глазурованная игрушка требует повторного обжига, то в начале XX века глазури стали заменять анилиновыми красителями на лаке.

В любой игрушке нет мелочей. Каждая деталь или цвет что - то значат. Например, женщина [приложение III]. Кокон - звёзды, бусы - дождь, зеленый цвет в костюме - земля, красный - сила. В самом низу одеяния ободочек. То, что ниже его - потусторонний мир. Строение фигурки напоминает описание изображений славянской языческой богини плодородия Макоши. Удоды и индюки -традиционные обереги для маленьких детей. Их клали в колыбель или рядом с ней.

К XIX веку, когда Липецк превратился в модный курорт, сюда стали съезжаться со всей России аристократы, дворяне поправлять свое здоровье на источниках минеральных вод, лечебных грязях. Нарядная светская публика - дамы в изысканных туалетах, генералы в эполетах и орденах - прогуливалась по городу, разъезжала на тройках или расписных санях. В творчестве мастеров появляются работы на городские сюжеты - «Парочки», «Тройки», «Барыни». Романовские кустари стали продавать на ярмарках глиняные игрушки, изображающие офицеров, всадников - генералов, дам в богатых нарядах [приложение II]. С помощью красок они добились похожести игрушек на модные тогда изделия из фарфора.





















Заключение

Значение игрушки липецких мастеров давно уже не игровое. Из детской забавы она постепенно превратилась в декоративную скульптуру, которую охотно используют для украшения современного интерьера. Она прекрасно сочетается с мебелью, тканями, и не просто украшает интерьер, а несет положительный эмоциональный заряд. Липецкая игрушка - это самобытное и значительное культурное явление. В ней типично выражены наши местные, общенациональные, общечеловеческие черты материальной и духовной народной культуры. Через неё осуществляется связь между поколениями, и в этом заключена её духовная ценность. Нужно отметить, что романовская игрушка - жизнестойкая форма современного народного искусства. Без удивительно красивых и ярких вещей, созданных талантом народных мастеров, наша жизнь была бы намного беднее. Ведь народная игрушка, продолжает идти вместе с нами в завтрашний день. Она украшает его, наполняет добротой и светом, уважением к творчеству мастеров и пониманием прошлого своего народа [приложение IV].

Выявленные закономерности:

1. Народный промысел «Романовская глиняная игрушка» зародился в нашем крае три столетия назад. Сегодня романовские игрушки известны и в России и за рубежом;

2. Знаменитый народный мастер Гункин И. Ф. одним из первых начал возрождение забытого промысла романовской глиняной игрушки. Его ученик Маркин В. В. продолжил начатое учителем дело и сегодня сам передает секреты мастерства своим ученикам. Маркин В. В. и его ученики участники многих выставок;

3. В обработке глины, лепке романовских игрушек и их росписи нет случайностей. Традиционные приемы на всех этапах создания игрушки передаются из поколения в поколение.

4. Овладение основными технологическими приёмами обработки глины, лепки и росписи при создании традиционной романовской игрушки возможно при изучении специальной литературы и обучении у специалистов;

5. Романовская глиняная игрушка может служить предметом украшения интерьера, музыкальным инструментом, декоративным сувениром и продолжает выполнять свою традиционную роль - роль игрушки.

Вывод: на основании результатов изучения истории зарождения, развития и традиций русского народного промысла «Романовская глиняная игрушка», в ходе овладения приемами лепки и росписи романовской игрушки были выявлены особенности своеобразного характера лепки и росписи. Игрушки выполняются в соответствии с традициями, заложенными древними мастерами. Это и позволяет нам, при рассмотрении их основ и особенностей, узнать больше о культуре и традициях родного края. Народная игрушка из глины - это не прошлое нашей области. В настоящее время она возрождается повсеместно.





















Список литературы

[1] Гарибова Т. Л. Волшебный мир народной скульптуры. // Воронеж: Центр. Черноземное книжное издательство, 1977г.

[2] Прямкова Н. А. Об истории романовской игрушки // Липецк: Липецкий педагогический институт, 1994г.

[3] Смолеевская Е. Липецкая романушка //Липецк: Клуб. 2004г. № 4

[4] Русакова Э.А. В радостном мире игрушки. // Липецк: Липецкий областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, 1990г.

[5] Пивен Н.А. Липецкая глиняная игрушка. Материалы по этнографии.//Липецк: издание ГТО, Выпуск 2, 1962г.





















Приложение I

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ




И.Ф. Гункин и дети

Район Липецких

железных заводов. 1769г.


Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬИсследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ





В. В. Маркин «Водовоз» Автор: И.Ф. Гункин



Приложение II

Экспонаты из музейной коллекции

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬИсследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬИсследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



Утка Сирин Петух

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬИсследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



Пустотелые игрушки

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



Приложение III

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ




Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ




Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬИсследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ





Приложение IV


Результат практической работы



Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬИсследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬИсследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Не обожженные игрушки.

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Исследовательская работа на тему РОМАНОВСКА ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ




Обожженные и покрытые эмалью игрушки.




© 2010-2022