Работа с песней и видеоклипом на уроке французского языка

  Работа с песней и видеоклипом на уроке французского языка. Аннотация: В данной статье содержится примеры  практического применения работы с песней и видеоклипом на уроках французского языка. Ключевые слова: коммуникативные и познавательные задачи, песня, видеоклип, активизация речемыслительной деятельности, формирование коммуникативной компетенции, мотивация. Актуальность данной статьи  заключается в том, чтобы доказать эффективность  использования аудиовизуальных средств (песни и видеоклипа) ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с песней и видеоклипом на уроке французского языка.

Аннотация: В данной статье содержится примеры практического применения работы с песней и видеоклипом на уроках французского языка.

Ключевые слова: коммуникативные и познавательные задачи, песня, видеоклип, активизация речемыслительной деятельности, формирование коммуникативной компетенции, мотивация.

Актуальность данной статьи заключается в том, чтобы доказать эффективность использования аудиовизуальных средств (песни и видеоклипа) в обучении французскому языку.

Цель - показать возможность использования песни и видеоклипа на уроках французского языка, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Комплексное решение воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

Работа с песней и видеоклипом может оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Каковы же методические преимущества данного вида работы? На мой взгляд, песня является средством прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают, новые слова и выражения, а уже знакомая лексика встречается в новом контексте, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова, что способствует пополнению словарного запаса, а так же знакомит учеников с элементами культуры страны изучаемого языка: музыкой, артистами, социальным окружением . Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая и речемыслительная деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению французского языка, что содействует эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого.

Урок с использованием песни и видеоклипа детям предлагается не из развлекательных целей, а из учебных. Поэтому тема его должна быть связана с темой программы: «Путешествие», «Музыка», «Дружба», «Город», «Праздники», «Транспорт» и др..

На уроке видеоклип может быть использован:

  1. для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

  2. для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;

  3. как стимул для развития речевых навыков и умений;

  4. для разрядки, снимающей напряжение.

Для того чтобы использование видеоклипа и песни в процессе обучения иностранному языку было эффективным необходимо систематическое и рациональное использование его на уроках. Поэтому следует определить его место в системе обучения и частоту предъявления. За годы работы в школе я убедилась, что использование данного средства обучения один раз в неделю или, по меньшей мере, один раз в две недели наиболее оптимально. И самое главное, чтобы содержание данного материала было связано с последующей работой на уроке.

Традиционно в методике процесс работы с музыкальным материалом делят на четыре этапа, причём каждый этап имеет ряд задач, которые необходимо выполнить для эффективности данного вида работы.


  1. Подготовительный или преддемонстрационный этап имеет целью настроить учащихся на выполнение задания, снять возможные трудности восприятия текста песни.

  2. Восприятие или демонстрационный этап знакомит с особенностями культуры страны изучаемого языка, развивает воображение и внимание, пробуждая интерес и мотивируя речевую деятельность учащихся.

  3. Контроль понимания основного содержания или последемонстрационный этап необходим для контроля понимания предложенного материала.

  4. Развитие языковых навыков и умений устной речи или творческий этап нацелен на развитие и активизацию речемыслительной деятельности, используя в качестве основы и опоры текст песни.

При работе над текстом песни развиваются навыки чтения, активизируются грамматические конструкции, а при просмотре и прослушивании - навыки произношения, правила фразового ударения, особенности ритма и интонации.

Для обучения говорению я применяю следующие упражнения:

  • просмотр видеоклипа без звука и ответы на вопросы о том, где находятся персонажи, каковы взаимоотношения между ними;

  • просмотр видеоклипа без звука и описание персонажа, одежды, природы, города, транспорта, обстановки в комнате и т.д. ;

  • обсуждение названия песни, на которую снят клип;

  • взятие интервью у исполнителя песни;

  • составление словесного портрета исполнителя;

  • ответ устно или письменно на вопросы;

  • работа над текстом с пропущенными словами;

  • прослушивание и рассказ о том, что возможно они увидят на экране;

  • поиск слов, в предложенном списке, которые учащиеся «видят» и «слышат»;

  • распределение упражнений в логической последовательности в соответствии с содержанием видеоклипа.

Благодаря работе с песней формируются умения и навыки в области аудирования, т. к. звучит живая французская речь в естественном темпе. Для обучения аудированию предлагаю следующие упражнения:

  • Выявите несоответствующее тексту песни утверждение;

  • перечислите лица (объекты, страны, виды транспорта и т.п.);

  • найдите расхождения между услышанным и изображенным;

  • восстановите по смыслу пропущенную фразу в тексте песни.

Для выполнения некоторых заданий на поиск языковой информации требуется повторное прослушивание и просмотр видеоклипа, а также выполнение возможных заданий:

  • подберите французские эквиваленты, услышанные в песне к следующим русским словам и выражениям;

  • подберите русский эквивалент к следующим французским словам и выражениям;

  • запишите все прилагательные (глаголы), которые употреблялись в видеоклипе с существительным, например, «море» и т.д.;

  • образуйте от выделенных в песне существительных (глаголов, прилагательных) однокоренные прилагательные (существительные, наречия)

  • запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической форме, в которой они были употреблены в тексте;

  • выпишите из текста песни глаголы в прошедшем времени и тд.

При выборе видеоклипа для работы в образовательных целях необходимо придерживаться определённых правил:

  1. Мелодии должны нравиться учащимся, а музыкальное сопровождение должно быть современным и живым (т.к. учащиеся будут петь песни не только в классе, но и тогда, когда урок уже закончился). Однако далеко не все видеоклипы, которые интересны учащимся, можно использовать на уроках в школе. Это должен быть ценный в познавательном отношении учебный материал, способствующий повышению мотивации учащихся в изучении французского языка.

  2. Музыкальный материал должен соответствовать интересам и возрасту учащихся и сопровождаться выполнением учебных заданий.

  3. Тексты песен должны соответствовать тематике занятий, содержать ранее изученную лексику, а вновь вводимые лексические единицы должны быть представлены в понятном контексте.

  4. Предлагаемый видеоматериал должен способствовать созданию благоприятного климата на уроке и иллюстрировать определённые традиции, обычаи и реалии культуры страны изучаемого языка;

  5. Видеоклип должен иметь положительный воспитательный потенциал и не должен содержать кадров, выражающих агрессию, показывающих насилие, имеющих ярко выраженный антисоциальный характер, призывающих к противозаконным действиям и т.д.
    Успех в овладении иностранным языком находится в прямой зависимости от активности школьников, от того, как они вовлечены в саму речевую деятельность: сколько слушают, говорят, читают, пишут на иностранном языке. А учитель, в свою очередь, должен быть изобретателен, находчив, эмоционален, коммуникабелен, ведь проведение интересного обучающего урока возможно только при условии его тщательной подготовки.

Использование музыкальных произведений способствует реализации

воспитательной функции, т.к. пробуждает интерес учащихся к другой культуре, развивает воображение и внимание, чувство взаимопонимания, толерантного отношения к культуре другого народа.

Образовательная задача реализуется путём овладения необходимыми видами речевой деятельности: говорение, письмо, чтение, аудирование. Одновременно он познаёт культуру изучаемого языка.

Осуществление развивающей задачи направлено на развитие языковых, интеллектуальных, творческих способностей учащихся, на расширение кругозора учащихся, повышение уровня их общей культуры.

Все данные задачи ставились исходя из основной цели изучения иностранных языков - развитие у школьников способности использовать иностранный язык как язык общения.

Решение данных задач не только активизирует творческий потенциал учащихся средствами французского языка, но и учит ребят анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями; дети приобщаются к культурным ценностям страны изучаемого языка.

Значение работы с песней и видеоклипом:

  1. Обучаемые получают возможность расширять свои знания на незнакомом аутентичном материале. Осознание того, что они понимают иноязычную речь, способствует повышению самооценки и мотивации к изучению предмета.

  2. Появляется возможность больше узнать о культуре, истории, традициях, обычаях людей страны изучаемого языка, развивать языковую догадку и расширять кругозор.

  3. Развиваются все виды коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Видеосопровождение делает процесс обучения аудированию более эффективным.

  4. Создаются условия для самостоятельной работы обучаемых.





© 2010-2022