- Преподавателю
- Другое
- Программа кружка Бумажные фантазии
Программа кружка Бумажные фантазии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гулякова О.В. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ
Дивеев - Усадская СШ
УТВЕРЖДАЮ
Директор _____М.А. Стешина
31.08. 2014
Дополнительная образовательная программа
Кружок
(художественная направленность)
Возраст детей: 10-14 лет
Срок реализации программы: 2 года
Программу составила
Гулякова Ольга Владимировна
старшая вожатая
Дивеев - Усад
2014
Актуальность программы
Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке в течение двух лет по программе предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с различными техниками работ из бумаги (аппликация, квилинг, торцевание, модульное оригами, фигурное вырезание, айрис фолдинг);
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Учебно-тематический план занятий
1 года обучения
№ занятия
Тема
Количество часов
Дата проведения
Всего
в том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
- общие сведения
- правила техники безопасности
Материал - бумага
- из истории бумаги
- виды и свойства бумаги
1
1
Аппликация
2
История возникновения аппликации.
Виды аппликации.
Инструктаж по ТБ
1
1
3
Плоская аппликация
1
1
4
Симметричная аппликация
1
1
5-6
Модульная аппликация
2
2
Торцевание
7
История возникновения техники торцевания.
Просмотр презентации.
Инструктаж по ТБ.
1
1
8
Мастер-класс по торцеванию.
1
1
9-11
Плоскостное торцевание
- выбор эскиза
- изготовление деталей
- работа над композицией
3
3
12-14
Объемное торцевание
«Цветущий кактус»
«Сердечко»
3
3
Квиллинг
15
История бумажной филиграни.
Просмотр презентации.
Инструктаж по ТБ.
1
1
16
Элементы квиллинга, выполнение ажурных элементов
1
1
17-22
Композиции из бумажных лент
- выбор эскиза
- изготовление элементов
- творческая работа
6
6
Фигурное вырезание
23
Знакомство с техникой вырезания.
Просмотр презентации.
Инструктаж по ТБ.
1
1
24-25
Бумажные узоры
- выбор эскиза
- изготовление шаблона
- творческая работа
2
2
26-27
Художественное вырезание
- выбор эскиза
- изготовление шаблона
- работа над композицией
2
2
Бумажные фантазии
28-32
Самостоятельная работа декоративно-прикладного творчества
5
5
33-34
Выставка «Бумажные фантазии»
2
2
34
5
29
Содержание программы
1 года обучения
Вводное занятие (1 час)
Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями. Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях кружка.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе.
Аппликация (5 часов)
Знакомство с видами аппликации. Выполнение творческих работ в виде плоской, симметричной и модульной аппликации.
Торцевание (8 часов)
Знакомство с новой техникой обработки бумаги. Изготовление деталей. Размещение деталей по выбранному силуэту.
Квиллинг (8 часов)
Знакомство с техникой бумажной филиграни - квиллинг. Материала и инструменты. Основные приёмы. Выполнение декоративных работ, украшенных «бумажной филигранью».
Фигурное вырезание (5 часа)
Освоение приёмов техники художественного вырезания. Выбор эскиза, материала. Умение работать с разными инструментами.
Бумажные фантазии (5 часов)
Самостоятельная работа учащихся в применении освоенных техник художественно-прикладного творчества.
Выставка творческих работ (2 часа)
Учебно-тематический план занятий
2 года обучения
№ занятия
Тема
Количество часов
Дата проведения
Всего
в том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
- общие сведения
- правила техники безопасности
- приемы работы с бумагой
1
1
Айрис фолдинг
2
Айрис-фолдинг - радужное складывание.
Просмотр презентации.
Инструктаж по ТБ. Мастер-класс по айрис-фолдингу.
1
1
3-6
Радужное складывание
- выбор эскиза
- изготовление шаблона
- творческая работа
4
4
Бумажный тоннель
7
Подготовка к творчеству
- необходимые инструменты
- просмотр презентации
1
1
8-10
Бумажный тоннель
- выбор эскиза
- изготовление шаблона
- творческая работа
3
3
Квиллинг
11
Подготовка к творчеству
- материалы и инструменты
- элементы квилинга
- просмотр мастер - класса по квилингу
1
1
12-16
Композиции из бумажных лент
- выбор эскиза
- изготовление элементов
- творческая работа
5
5
Кусудама
17
Подготовка к творчеству
- необходимые инструменты
- просмотр презентации
1
1
18-22
Кусудама
- выбор эскиза
- изготовление элементов
- творческая работа
5
5
Скрапбукинг
23
Подготовка к творчеству
- необходимые инструменты
- просмотр презентации
1
1
24-28
Скрапбукинг
- выбор эскиза
- изготовление элементов
- творческая работа
5
5
Картон в интерьере
29-33
Поделки из картона для украшения интерьера
5
5
34
Выставка достижений
1
1
34
6
28
Содержание программы
2 года обучения
Вводное занятие (1 час)
Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями. Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях кружка.
Айрис-фолдинг (5 часов)
Навыки создания шаблона и работа с ним в стиле радужного складывания.
Бумажный тоннель (4 часа)
Навыки создания шаблона и работа с ним в стиле бумажного тоннеля.
Квиллинг (6 часов)
Усовершенствование умений в технике квиллинг. Материала и инструменты. Основные приёмы. Выполнение декоративных работ, украшенных «бумажной филигранью».
Кусудама (6 часов)
Навыки изготовление бумажных цветочных шаров.
Скрапбукинг (6 часов)
Навыки техники декоративного оформления фотографий, составления коллажей и т.д.
Картон в интерьере (5 часов)
Выполнение поделок из картона для украшения интерьера.
Выставка творческих работ (1 час)
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы дополнительного образования «Бумажные фантазии» необходимы следующие условия:
материально-технические условия
- Рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен.
- Наборы бумаги для занятий.
- Карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, шило, и т.п.
- В качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра и работы соответственно с имеющимися Internet- материалами по различным техникам работы с бумагой.
методические условия
- Инструкционные карты сборки изделий.
- Образцы изделий
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
- Интернет ресурсы по прикладному творчеству
Используемая литература
-
Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги. / М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008.
-
Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины./ М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008
-
Агапова И. Лучшие поделки из бумаги и картона. М.: Дом. 21 век., 2008.
-
Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010
-
Каминская Е. А. Поделки из бумаги для начинающих. Ростов-на-Дону, ООО ИД «Владис», 2010.
-
Лаврова Т.А. Праздник своими руками. Волгоград, «Учитель», 2009.
-
Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги./ М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
-
Шилкова Е. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. - М.: РИПОЛ классик, 2011.
-
Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе. - М.: Просвещение, 1990.
-
Юртакова Л.В. Квилинг: создаем композиции из бумажных лент. М.: Эксмо, 2012.