• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление и презентация Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Выступление и презентация Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

(Слайд 1)

Каждый ребенок, научившись сливать буквы в слоги, а слоги в слова, становится активным читателем. В будущем, каким бы видом деятельности он ни занимался, эта его роль будет одной из ведущих. Через чтение человек познает окружающую его действительность и, благодаря познанию выбирает свой путь существования. Объективность познания зависит от того, насколько читатель грамотен и компетентен.

Что означает «грамотное чтение»? (Слайд 2)

Это способность понимать письменные тексты:

  • анализировать, размышлять над содержанием;

  • интерпретировать, излагать свои мысли о прочитанном на высоком уровне языковой культуры;

  • оценивать прочитанное;

  • применять содержание текстов для формирования своего собственного активного жизненного опыта, для достижения своих целей;

  • пользоваться различными источниками для нахождения нужной информации.

(Слайд 3) В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописано важное требование к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы - (Слайд 3) «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Таким образом, мы понимаем, что «грамотное чтение» необходимо для успешного изучения всех школьных предметов, а не только «литературного чтения». «Выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями разных возрастов». Получить данный результат поможет (Слайд 3) технология формирования типа правильной читательской деятельности, по-другому, названная (Слайд 3) «Технология продуктивного чтения», разработанная (Слайд 3) профессором (Слайд 3) Натальей Николаевной Светловской.

(Слайд 4) Цель данной технологии: создание условий для формирования личностного и ценностного отношения детей к чтению.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач: (Слайд 5)

  1. формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  1. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

  2. развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  3. приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Данная технология реализуется в три этапа: (Слайд 6)


  1. работа с текстом до чтения;

  2. работа с текстом во время чтения;

  3. работа с текстом после чтения.

Каждый этап работы имеет своё направление.


  1. Работа с текстом до чтения. (Слайд 7)

Цель этапа: антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Приёмы:

  • чтение фамилии автора;

  • чтение заглавия;

  • чтение ключевых слов;

  • рассматривание иллюстраций;

  • высказывание предположений о героях, теме, содержании текста, эмоциональной окрашенности, опираясь на выше описанные виды деятельности.

Данный этап заканчивается постановкой цели урока с учетом общей готовности учащихся к работе: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».


  1. Работа с текстом во время чтения. (Слайд 8)

Цель этапа: достижение понимания текста на уровне содержания.

Приемы:

  • первичное чтение текста (по выбору учителя: самостоятельное, чтение-слушание, комбинированное) с последующим выявлением первичного восприятия - совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием;

  • комментированное чтение текста по частям;

  • озаглавливание частей текста;

  • диалог с автором;

  • медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его фрагментов (выборочное чтение);

  • словарная работа (не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, а определять значение слова в контексте, чтобы не нарушить целостное восприятие текста);

  • беседа по содержанию с постановкой к тексту обобщающих вопросов.

Во время беседы учителю нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • следить за речью и избегать слов: «Стоп! Достаточно! Хватит!»;

  • нацеливать учащихся следует на характер и объем ответа, т.е. на развёрнутый, полный ответ («Расскажите, поясните, обоснуйте, сравните, опишите, аргументируйте…»);

Например, для сравнения:

- О чём беседовали ребята?

- Расскажите, о чём беседовали ребята?

  1. Работа с текстом после чтения. (Слайд 9)

Цель этапа: достижение понимания текста на уровне смысла.

Приемы:

  • анализ содержания текста: характеристика событий и места действия, анализ поступков героев, постановка проблемных вопросов к тексту и нахождение причинно-следственных связей, высказывание и аргументирование отношения к прочитанному, соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией, выявление и формулирование главной мысли текста;

  • рассмотрение художественных особенностей текста;

  • знакомство с писателем через различные источники и беседа о его личности;

  • повторное обращение к заглавию и иллюстрациям, обсуждение соответствия темы и заглавия, соотнесение видения художника-иллюстратора с читательским и авторским представлением;

  • творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся: (Слайд 10)

  • эмоции: выразительное чтение, сопоставление произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.;

  • воображение: составление диафильма, комикса, творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, чтение по ролям, инсценирование и др.;

  • осмысление содержания: рассказ о герое, событии, выборочный и краткий пересказ, пересказ от разных лиц, составление плана, работа с пословицами и соотнесение их с произведением, постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы и др.;

  • реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, наблюдение над языком, литературными приемами и художественными особенностями текста, стилизация.

Основная задача учителя на уроках - помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Для решения этой задачи целесообразно на втором этапе применять такие основополагающие приёмы как комментированное чтение и диалог с автором через текст.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности позволяет построить работу с произведением на постоянном сотрудничестве трёх сторон: ученик - учитель - автор. Ученики не только слушают, исполняют и дискутируют, они ещё «творят» и исследуют. В ходе исследовательской работы они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Метапредметные результаты в работе с данной технологией: (Слайд 11)

1. познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации;

2. коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре;

3. регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

4. личностные УУ: умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Преимущества урока с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности. (Слайд 12-13)


Этап

Традиционный урок

Продуктивное чтение

Цель

Выяснить главную мысль произведения (или др.) под руководством учителя.

Создать условия для формирования умения самостоятельно понимать текст

До чтения

Учитель сам ставит цель и готовит к восприятию текста (даёт информацию о писателе, о теме, объясняет значение непонятных, с его точки зрения, слов)

Учитель старается вызвать мотивацию к чтению, полагаясь на своё мнение, что может не дать результата.

Ученики прогнозируют содержание текста по его заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения

Учитель или хорошо читающие ученики читают весь текст вслух, остальные учащиеся слушают.

По ходу чтения ведут диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения

Ученики отвечают на вопросы, заданные учителем, перечитывают текст по его заданиям.

Ученики беседуют и уточняют позицию автора, его отношение к героям, ситуации. Анализируют целесообразность используемых автором литературных приёмов.


Структура урока с применением технологии формирования

типа правильной читательской деятельности. (Слайд 14)


Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация

внимания детей.

3. Общий план действий

1. Проверка готовности.

2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать

Этап I. Работа с текстом до чтения

1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация

знаний, появление темы, проблемы урока.

3. Антиципация

чтения.

4. Появление целей урока

1. Выбор способа проверки

(критерии: необходимость

проверки, активность способа,

соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание

возможности для учащихся

корректировать свою работу,

формировать навык самооценки и самоконтроля).

2. Точность подобранных заданий (в том числе и по тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

3. Организация подготовки

учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической,

эмоциональной направленности в

соответствии с возрастом детей.


4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,

психологической) готовности учащихся к работе

1. Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно, по

цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного и освоенного инструментария.

2. Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему

урока.

3. Определение смысловой,

тематической, эмоциональной

направленности текста, выделение его героев (самостоятельное) по названию, имени

автора, ключевым словам,

предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста

Этап II. Работа

с текстом во

время чтения

1. Первичное чтение текста.

2. Перечитывание

текста (в случае необходимости).

3. Беседа по содержанию в целом

1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, чтение

учителем; вслух или про себя)

с учётом специфики текста,

возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.

Выбор способа выявления

первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных

впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью

смежных видов искусств) с учётом особенностей текста,

возрастных и индивидуальных

возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием

последующей работы, внесение необходимых корректив.

2. Целевое обоснование этапа,

связь с результатами выявления первичного восприятия.

Организация медленного

«вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов

разной смысловой направленности, соотнесение объёма

фактуальных и подтекстовых

вопросов с художественными

особенностями текста и возможностями учащихся.

Краткий и ёмкий комментарий

текста.

Деление текста на смысловые

части и постановка уточняющего вопроса к части.

Организация в случае необходимости попутного составления плана, пересказа (в том

числе и с опорой на учебную

тетрадь).

Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования

текста.

3. Обобщение прочитанного.

Выявление совпадений первоначальных предположений

учащихся с окончательными

выводами по тексту.

Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработка его

выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов

1. Самостоятельное чтение

(или чтение-слежение, чтение-слушание) в соответствии с

программными требованиями

к качеству чтения (осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение

выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях

текста, рефлексия: «Почему

прогноз оказался неточным?

Какой информации оказалось

недостаточно?» и т.д.


2. Умение включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать

свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

3. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста

Этап III. Работа с текстом

после чтения

1.Концептуаль

ная беседа по

тексту.

2. Знакомство с

писателем.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

4. Творческие задания

1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно как проблемного). Организация коллективной дискуссии

(в том числе и проблемной).

Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (со_

вокупности главных смыслов).

2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами

учебника,

дополнительными

источниками.

3. Организация обсуждения

смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

4. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из

сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на

художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста,

особенностями литературного

развития учащихся.

Выбор организационной формы выполнения задания

1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез,

формулирование аргументов,

контраргументов. Умение корректировать, изменять свою

точку зрения.

Выделение основной идеи

текста, его концептуального

уровня (самостоятельное).

2. Умение дать характеристику

личности писателя на основании прочитанного («Какой он?

Что его привлекает в мире,

в людях, а что отталкивает?

В чём особенность его взгляда на мир?» и т.д.).

Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.

Умение разводить понятия

«писатель (создатель)», «автор

(герой произведения)», «рассказчик (повествователь)».

Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.).

3. Определение «характера»

заглавия: что оно отражает - тему или идею.

Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со

взглядом художника.

4. Выполнение (творческого) задания (в том числе и в учебной тетради) самостоятельно,

под руководством учителя, в паре, в группах

Подведение

итогов урока

Рефлексия

Аргументированное оценивание качества состоявшегося

чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Повторение выведенных законов, определений (нового, что

узнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности («Сегодня я научился …»,

«Я ещё не очень хорошо читаю

выразительно, мне надо…»).

Перечисление своих действий:

читали рассказ (ФИО автора)

«…» (название произведения)

и т.д. Демонстрация главного

итога: выразительное чтение,

интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.

Домашнее задание

Творческое задание

Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целями следующего урока.

Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей.

Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Самостоятельное чтение текста.

Задание в учебной тетради.

Заучивание наизусть. Работа по развитию речи


Слайд 15

7



© 2010-2022