Программа элективного курса для 9 класса

В основу курса легли  программа   курса профильной ориентации для учащихся 9 классов общеобразовательных школ авторы     С.Н.Чистякова     и     Н.Ф.Родичев   и    программа     "Твоя профессиональная    карьера         для   учащихся    8-9    классов авторы Н.Чистякова, курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» М.Ю. Савченко,    Элективный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практическою знакомства с содержанием образователь...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по психологии "Выбор профессии" для учащихся 9 классов.

Составитель: Жулябина О.А.

Пояснительная записка.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Цели курса:

актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда,

Задачи курса:

повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробужденияпо требности в самосовершенствовании; сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

В основу курса легли программа курса профильной ориентации для учащихся 9 классов общеобразовательных школ авторы С.Н.Чистякова и Н.Ф.Родичев и программа "Твоя профессиональная карьера для учащихся 8-9 классов авторы Н.Чистякова, курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» М.Ю. Савченко,

Элективный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практическою знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования, и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Курс рассчитан на 36 часов.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных раз­делов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок,

конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

По окончании курса учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, моти­вах и ценностях профессионального груда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях полу­чения профессионального образования.




Тематический план занятий.


урока

тема

количество часов

теорет.

практич.

1

Современное общество, образование и профессии.

1

2

Общий обзор классификации профессий. Типы, классы, отделы и группы профессий.

3

Формула профессий.

4

Образовательная карта территории: профильное обучение в старшей школе и пути профессионального образования

5

Представление о себе и проблема выбора профессии.

6

Интересы и способности. Индивидуальные характеристики.

7

Темперамент и выбор профессии.

8

Требования профессий к развитию психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение)

8.

Стратегия выбора профессии.

9.

Проба выбора профиля обучения.

10.

Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования.

11.

Индивидуальное консультирование учащихся




Содержание программы.

1. Современные общество, образование и профессия.

Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. Синие, белые и золотые воротнички. Мозаичная профессиональная культура. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Мое образование и моя профессия. Почему я интересуюсь своим будущим?

Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».

2. Общий обзор классификации профессий.

Общее понятие о профессии, специальности, должности. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Практическая работа. Составление словаря профессий.

Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности». Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».

Способы классификации профессий. Профессии типа «человек - - человек», «человек - - техника», «человек - - природа», «человек - - знаковая система», «человек - художественный образ».

Практическая работа. Работа с таблицей «Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности».

3.Формула профессий.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию». Составление формул профессий.

4. Образовательная карта территории: профильное обучение в старшей школе и пути профессионального образования.

Практическое занятие: Проективная педагогическая методика «Карта города». Есть ли на нарисованной мной «Карте города» мое будущее место работы? Куда и зачем люди в нашем регионе ходят на работу? Презентация образовательной и (или) профессионально-производственной карты региона. Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона (тер­ритории). Рынок образовательных услуг. Востребованность различных видов профессионального труда в регионе. Риски предстоящего выбора. Самостоятельная работа с литературой, газетами и журналами. Контент-анализ материалов, отражающих рынок образовательных услуг и профессионального труда.

5. Представление о себе и проблема выбора профессии. «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Характер в структуре личности.

Практическая работа: Изучение самооценки. Определение особенностей характера по методике Кеттелла. Соотношение результатов диагностики с требованиями профессий к личности.

6. Интересы и способности. Индивидуальные характеристики личности.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды

мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы. Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии. Диагностические процедуры. Карта интересов; Опросник профессиональной готовности.

7. Темперамент и выбор профессии.

Теоретические представления о характере и темпераменте. требования различных профессий к свойствам темперамента. Практическая работа: Изучение собственного темперамента. Работа с таблицей «Типы темперамента».


  1. Требования профессий к развитию психических процессов: восприятию, вниманию, памяти, мышлению, воображению. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Определение среднего показателя внимания, памяти по группе. Способы развития познавательных процессов.

Практическая работа: изучение особенностей внимания, памяти, мышления. Профориентационная игра «Комплимент»

9. Стратегия выбора профессии.

Анализ факторов, влияющих на выбор профессии.

«Хочу» - - склонности, желания, интересы личности; «могу» - - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Понятие о профессиональной карьере.

Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека..

Практическая работа: Изучение мотивов выбора профессии. Анализ личного профессиональный план.

10. Проба выбора профиля обучения.

Практическое занятие: Определение уровня готовности к различным видам профессионального труда. Профориентационная игра «Будь готов».

11. Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования.

Практическая работа: Презентация проектов «Моя будущая профессия».

12. Индивидуальное консультирование учащихся. Дополнительная информационная поддержка. психодиагностика, реализация активизирующих опросников по запросу учащихся или их родителей. Виды профконсультации. Возможность получения профессио­нальной и медицинской консультации.

Рекомендуемая литература:

Твоя профессиональная карьера: Учеб, для 8-9 кл. общеобразо-ват.

учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалави-ной. -- М, 1998. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.

Н. Чистяковой и Т. И. Шалашной. - М.. 1999.

Бондарев В. Выбор профессии. -- М, 1989.

Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. -- М., 1989.

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. -- М., 1990.

Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Ы. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М., 1998.

Климов Е. А. Как выбирать профессию? - - М., 1990.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. -- М., 1988.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - - Ростов-на-Дону, 1996.

Коломинский Я. Л. Человек -- психология. - - М., 1986.

Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. - - Минск, 1990.

Кабаков В. С., 11орховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения.--Л., 1990.

Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. - - М., 1986.

Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. -- М., 1990.

Мир профессий: В 6 т. - М., 1985-1989.

Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию.--М., 1990.

Павлютеиков Е. М. Кем быть? -- Киев, 1989.

Переход крынку: концепция и программа. - - М., 1990.

Чистякова С. II., Захаров П. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. -- М., 1987.

8. Притязания человека и его профессиональная карьера.
Успешность в учебе и профессиональные притязания. Жизненный и
профессиональный успех глазами людей с разными ценностными
ориентациями. Притязания представителей различных
профессиональных групп (реалистическая, интеллектуальная, социальная,
артистическая, предпринимательская. конвенциональная). Имидж
успешного профессионала. Составляющие конкурентоспособности и тру­
доспособности. Профессиональные достижения. Профессиональная элита.
Вертикальная и горизонтальная карьера. Что я хочу от профессии'? Жизнь
под девизом «Я такой, какой я нужен работодателю» (или
противоположная установка). Обучение под девизом «Я такой, какой я
нужен учебному заведению» (или противоположная установка).

12. Презентация матрицы профиля обучения.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное

самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа груда» (защита профессии), «Профконсультация».

. Анализ личного профессионального плана.


© 2010-2022