Образовательная программа творческого объединения Мастерица

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Каков он, мир, в котором мы живём? Как сделать этот мир уютнее и добрее?

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения, а декоративное народное искусство - неиссякаемый источник мудрости и красоты. С древности создавалась высокая культура бытовой вещи.

Узнать народное творчество, полюбить его, понять и почувствовать, что это основа всей художественной культуры народа - задача обучения в творческом объединении.

В результате изготовления различных поделок, игрушек воспитанники овладевают приёмами пользования ручными инструментами, знакомятся с элементами графической грамоты, производят разметку несложных деталей, узнают о свойствах материалов. Во время занятий обучающиеся углубляют знания, умения по обработке различных материалов. В процессе художественного ручного труда создаются полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игр, отдыха, украшения быта.

Данная программа предусматривает занятия с детьми по следующим видам прикладного творчества:

- техника «изонить»;

- работа с бросовым материалом ( нитки, пряжа, шпагат, перчатки, швейная фурнитура, проволока );

- работа с бумагой (аппликация, объёмная аппликация, мозаика, украшения, квилинг, торцевание, коллаж, цветы);

- вышивка (простейшие швы на картоне, ткани, «крестом»);

- вышивка лентами;

- работа с тканью( аппликация, мозаика, текстильные украшения, коллаж, куклы- закрутки, куклы- обереги );

Объединение этих видов деятельности даёт широкий простор для проявления творческой фантазии, позволяет учитывать психологические особенности ребёнка, с его быстро сменяющимися интересами, от старшего детсадовского и младшего школьного возраста до среднего школьного возраста.

Разнообразие тем, широкий ассортимент материалов и их доступность позволяет создать условия для раскрытия способностей к творчеству каждого воспитанника и приобщить их к истокам декоративно-прикладного жанра.

Цель: создать условия для расширения и углубления знаний и представлений воспитанников о декоративно-прикладном творчестве, дающих им возможность творчески реализовать себя; для всестороннего гармоничного развития личности каждого ребёнка путём приобщения к занятиям декоративно-прикладным искусством, воспитание художественно- эстетического вкуса.

Задачи:

  • познакомить с комплексом теоретических знаний по основам моделирования изделий, цветоведению, материаловедению, эстетике, истории декоративно-прикладного искусства;

  • сформировать практические умения и навыки в художественной ручной вышивке, вышивке лентами, вязании крючком, работе с тканью, бумагой, изонитью ;

  • развивать творчество, поощряя стремление детей внести в работу выдумку, найти что-то новое, дать ребёнку возможность выступить в роли творца;

  • воспитать творческое отношение к данной работе и оказать в процессе обучения помощь воспитанникам в проявлении их творческой индивидуальности путём создания авторских оригинальных работ.

Классификация образовательной программы.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мастерица» является экспериментальной, соединяющей и дополняющей в себе темы типовой образовательной программы, а так же собственный опыт и наработки. Она разработана на основе программы «Культура быта. Художественная вышивка. Художественное вязание крючком.»,М. Просвещение, 1990 год, программы для внеклассной работы «Эстетика быта», М. Просвещение, 1986 год, методических пособий Н.А.Цирулик, Т.Н.Просняковой «Умные руки», «Уроки творчества», «Ручное творчество», Волгоград, «Учитель»,2007.

Образовательная программа адаптирована и рассчитана на детей старшего детсадовского и младшего школьного возраста.

В этом возрасте ребёнка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес техники должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользе и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру творчества, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Занятия в творческом объединении «Мастерица» помогают обучающимся лучше учиться. Поделки, изготовленные ими, с большой пользой применяются на праздниках, на уроках, помогают в организации досуга. Данная образовательная программа является общеразвивающей (классификация по признаку «общие и профессиональные» Д.Н.Попова) и познавательной (классификация по цели обучения Л.Г.Логинова), художественно-эстетической направленности.

Особенность программы и педагогическая целесообразность

С целью развития творческих возможностей обучающихся, задания подготовлены для них с неполными данными; им даются вопросы так, чтобы они могли анализировать техническую ситуацию, делать выводы, проявлять находчивость, смекалку, самостоятельно принимать решения и полученный опыт использовать в работе с другими объектами.

Одной из характерных особенностей творческой деятельности обучающихся является тесное взаимовлияние понятийного аппарата мышления и образного представления.

Организация образовательного процесса

Срок реализация программы - 3 года. Форма занятий - групповая.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа - 1 и 2 год обучения;

3 раза в неделю по 2 часа - 3 год обучения.

Возраст воспитанников- 7 - 12 лет.

Количество учебных часов: 1 год обучения - 144 часа; 2 год обучения - 144 часа; 3 год обучения - 216 часов.

Занятия проходят на базе НРООУ «Православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла» г. Белгорода.

Теоретический материал увлекательный и рассчитан на постепенное усвоение обучающимися.

Формы проведения учебного занятия:

Формы и методы подачи теоретического материала рассчитаны на младший и средний школьный возраст. Это - беседы, викторины, игры на знание терминологии, конкурсы, наглядный показ готовых изделий. Посредством применения игровых форм у обучающихся достигается лучшее усвоение материала.

Чтобы занятие было увлекательным, используются разнообразные формы, методы и средства обучения, такие как:

  • практические работы,

  • дидактические игры,

  • игровые программы.

Актуальность и новизна данной образовательной программы состоит в том, что она способствует расширению технических и художественно-эстетических знаний обучающихся. Основу теоретических знаний составляет декоративно - прикладное наследие российских мастеров и деятельность как коллективная форма творчества. Поделки, имитирующие народные промыслы, выполненные в различной технике и из разных материалов, различные виды творчества и труда, изделия, по тематике связанные с ремёслами и народными промыслами. Занятия объединения «Мастерица» преследуют развитие творческих способностей, достижение оптимального развития ручных умений каждого обучающегося. При этом важно иметь в виду, что практическая направленность на занятиях может способствовать раскрытию тех сторон индивидуальности ребёнка, которые не видны в других видах деятельности.


Принципы обучения

Основными принципами обучения являются: творческая активность, систематичность, последовательность, доступность, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, принцип единства группового и индивидуального обучения.

Большое внимание отводится принципу наглядности. Прежде, чем изготовить поделку, детям показывается образец, чтобы обучающиеся могли детально рассмотреть, придумать свои варианты.

Оборудование и инструменты:

  • ножницы;

  • игла;

  • шило;

  • канцелярский нож.

Материалы:

  • линейка;

  • карандаш;

  • акварельные краски;

  • гуашь;

  • пластилин;

  • картон;

  • клей ПВА;

  • цветная бумага;

  • ткань;

  • пластик;

  • фанера.

  • бисер

  • «Конструктор»

Дидактический раздаточный материал

В качестве дидактического раздаточного материала используется:

  • шаблон (животные, человек);

  • трафарет (листья, цветы, животные);

  • образец поделок, выполненный педагогом (по всем темам программы);

  • книги (см. Список литературы);

  • фотографии.

Методическая работа педагога

Одно из направлений деятельности - оказание методической помощи педагогическим работникам учреждений дополнительного образования, педагогам школ, воспитателям дошкольных учреждений в форме:

  • консультации (темы);

  • практическая помощь при подготовке и проведении массовых мероприятий (выставки, конкурсы, викторины);

  • разработка методических рекомендаций (темы);

  • разработка дидактических материалов;

  • проведение открытого занятия;

  • доклады на педагогических советах учреждения;

  • беседы для детей и родителей.

Ожидаемый результат

К концу первого года обучения дети должны :

знать:

  • - правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

  • - исторические сведения о бумаге, вышивке, ткани;

  • - виды простейших швов;

  • - технику аппликации, мозаики,

  • - технику пришивания пуговиц;

  • - технику работы с различными бросовыми материалами;

уметь:

  • - переводить трафареты и шаблоны и вырезать различные детали;

  • - выполнять склейку деталей;

  • - выполнять простейшие швы на картоне;

  • - выполнять бумажные и тканевые аппликации, мозаики, панно;

  • - изготовлять куклы- закрутки, закладки, украшения, игрушки из коробков; пришивать пуговицы; в работе смешанные техники.

К концу второго года обучения дети должны :

знать:

  • - технологию «изонити»;

  • -правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами;

  • - виды простейших швов;

  • - историю появления игрушек,

  • - свойства упаковочного картона, пластика, кожи;

уметь:

  • -проявлять самостоятельность в изготовлении изделий;

  • -содержать в порядке рабочее место, подготавливать его к работе;

  • -изготовлять игрушки из многоугольников, рамку для художественных работ;

  • - изготовлять открытки в технике «изонить»;

  • - выполнять простейшие швы на ткани;

  • - вышивать простейшие узоры на салфетках;

  • - раскраивать детали по шаблонам;

  • выполнять тканевые клеевые аппликации;

  • - изготовлять куклы-закрутки, коллажи;

  • - изготовлять простые игрушки, упаковку, вазы из различных бросовых материалов;

  • -технологию изготовления игрушек из многоугольников;

  • - работать индивидуально и в группе.

  • - выполнять декорирование стеклянных сосудов различными материалами.

К концу третьего года дети должны:

знать:

  • - правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

  • - исторические сведения о художественной вышивке, игрушках, вязании;

  • - различные виды швов;

  • - технику ручной вышивки швами «крест», «болгарский крест»;

  • - технику изготовления кукол из ткани;

  • - технику «изонить»;

  • - технику вязания крючком;

уметь:

  • - подбирать ткань, нитки для изготовления изделия;

  • - выполнять различные виды швов;

  • - вышивать счётными швами ручной художественной вышивки;

  • - вязать столбиками с накидом и без накида по схемам;

  • - изготовлять простейших кукол.

Условия реализации программы

Для организации процесса обучения необходимо:

  • кабинет для проведения занятий, соответствующий нормам и правилам САНПиН;

  • шкафы для хранения готовых изделий, инструменты и приспособления, необходимые для занятий;

  • дидактический материал (карточки, рисунки, шаблоны, таблицы, образцы изделий);

  • бумага различных видов, картон, клей, ножницы, карандаши, ткань, нитки, шпагат, пластик, швейная фурнитура, цветные лоскуты, ленты, пяльцы, иглы для вышивки, мулине, бисер, пайетки.

Методическое обеспечение

Многообразие техник изготовления изделий и направлений деятельности воспитанников позволяют создать условия для раскрытия способностей и талантов каждого ребёнка и приобщить их к истокам декоративно-прикладного творчества.

При организации учебного процесса используются следующие формы работы:

  • занятия:

- групповые - «Цвет как основное средство художественной выразительности в вышивке»;

- открытые - «искусство кружевоплетения», «Русские традиции лоскутного шитья»;

- итоговые - выставка готовых изделий «Наши достижения»;

  • беседы: «История появления вышивки», «Значение народных промыслов в развитии народной культуры»;

  • викторины: «Наши помощники в работе», «По дорогам сказки»;

  • конкурсы: на лучшее выполнения швов, на составление эскизов рисунков, изделий;

  • экскурсии в Музей народной культуры, на выставки декоративно- прикладного творчества в краеведческом и художественном музеях.

Для обучающихся младшего и среднего возраста преобладающим видом восприятия является - зрительное. Поэтому в процессе обучения в начале года преобладают объяснительно - иллюстративные технологии обучения, а затем - технологии развивающего обучения.

На занятиях используются следующие методы обучения: игровые программы; демонстрация техник выполнения работ; демонстрация готовых изделий.

В ходе занятий используются наглядные и дидактические материалы: карточки, . образцы изделий; эскизы изделий.

Учебный план

№№п\п

Название раздела

ВВсего часов

1 в год

Из них

Всего часов

2 год

Из них

Всего

часов 3 год

Из них

тт

ппр

тт

ппр

тт.

ппр

1

1

Введение в образовательную программу

22


2



2


2



2


2


22

Работа с бумагой

324


4


20


24


3


21


12


2


10

33.

Вышивка

440


5


35


40


5


35


40


5


35

44

Изонить

822

22

220


22


3


19


20


2


18

55.

Работа с тканью

224


2


22


24


4


20


30


4


26

66.

Работа с бросовыми материалами

326


3


23


26


3


23


12


2


10

77.

Вышивка лентами




-




72


8


64

88

Вязание

-






22

4

18

99.

Посещение выставок, экскурсии

44


4



4


4



4


4


110.

Итоговое занятие

22


2



2


2



2


2


Итого:

1144


24


122


144


26


118


216


35


181

Учебно - тематический план

Первый год обучения

№ п\п

Разделы программы и темы занятий

Всего

часов

В том числе

теория

Практика

1

Введение в образовательную программу

2

2


Работа с бумагой

24

2

22

21.

Что такое бумага? Виды бумаги.

Аппликация «Грибной дождик»

2

2

2

2

6

8


2

1







1




1

2

2

2

6

7



2

22.

33.

24.

25. 6.

77.

Аппликация «Космический корабль»

Мозаика. Виды мозаики.

Обрывная мозаика «Морская звезда»

Мозаика из бумажных комочков «Грибы», «Зайчик», «Снеговик».

Торцевание.

Квиллинг. Инструменты, материалы Элементы. Цветы. Снежинка. Пасхальное яйцо. Панно.

Вытыканка.

Вышивка

40

5

35

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

3

Инструменты и материалы.

Вдевание нити в иголку. Крепление нити на ткани

Сплети узор

Шов «вперёд иголка». «Зайчик». картон

Шов «за иголку». Медведь. картон

Шов «через край». Листик . картон

Шов «вперёд иголку с перевивом». «Бабочка». Картон

Закрепление ткани в пяльцах. Шов «вперёд иголка».

Шов «за иголку».

Шов «вперёд иголку с перевивом».

Шов петельный

Шов «тамбурный»

Шов «стебельчатый»

Вышивка салфетки

Вышивка панно

2

2

2


4


2

2

2

2


2

2

2

2

2

2

2

2

6

2

1


1








1




2

1

3


2

2

2

2


2

1

2

2

2

2

2

2

6

99.

Изонить


22

2


20

4.

Текстильные материалы

24

2

22

11.

22.

3

Виды ткани. Свойства ткани. Виды переплетений.

Пришивание пуговиц.

Аппликация «Цветочная полянка»

2


2

4

1


1


2

4

4

.

4

Куколки- талисманчики

Кукла «Колокольчик»

Композиция «Бабочка над цветком»

Синелька

4


4


2

6






1

4


4


2

5

5

Работа с бросовым материалами

26

3

23

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

Панно «Волшебные пуговки»

«Капитошка - попрыгунчик»

Украшения из макаронных изделий

Закладка из декоративной упаковочной тесьмы

Брелок для ключей из пряжки

Ганутель. Материалы и инструменты.

Изготовление пружинок

Оплетение заготовок лепестков нитками

Сборка и оформление панно

Декорирование. Материалы и инструменты.

Упаковка для подарков.

Ваза

Пасхальное яйцо.

2

2

2

2


2

2

2

2


2


2


2

2

2


1





1


1

2

1

2

2


2

1

2

2


2


1


2

2

2

111

Посещение выставок, экскурсии

4

4

712

Итоговое занятие «Наши руки не для скуки»

2

2

Итого:

144

22

122

Содержание изучаемого курса

Первого года обучения

1.Введение в образовательную программу.

Теория. Знакомство с работой объединения, правила поведения во время занятий, выборы актива, правила ТБ.

Практика. Выявить знания, умения и навыки детей, их увлечения.

Викторина по ТБ.

Оборудование. Таблицы с правилами ТБ, анкеты, тесты.

2. Работа с бумагой.

Теория. История бумаги. Виды бумаги. Виды аппликации и мозаики.

Способы моделирования. Свойства крепированной бумаги. Способ перевода выкроек и склейки. История квиллинга. Торцевание. Вытыканка.

Практика. Перевод лекал на бумагу, вырезание различных фигур, подбор фона, наклейка деталей. Гофрирование бумаги. Обрывная мозаика. Бумажные комочки . Квиллинг. Торцевание. Вытыканка.

Оборудование. Бумага различных видов цветная и белая, картон, клей ПВА, карандаш простой, ножницы, шаблоны, проволока.

3. Вышивка. 3.1-3.20.

Теория. Появление вышивки, материалы и инструменты, виды швов.

Практика. Выполнение швов «вперёд иголку», «за иголку», «через край», «двойной через край» на картоне. Выполнение швов «вперёд иголку», «за иголку», «петельный», «тамбурный», «стебельчатый». Вышивание салфетки, панно.

Оборудование. Картон, нитки мулине, иголки, выкройка деталей очешника, цветная бумага, ткань, пяльцы, ножницы.

4. Текстильные материалы.

Теория. Виды ткани и переплетений. Свойства ткани. Элементы цветоведения. Технология изготовления пальчиковых кукол, кукол из пряжи. Правила пришивания пуговиц. Технология подготовки лоскутов к шитью, аппликации. Технология изготовления рюши. Изготовление изделий в технике синелька.

Практика. Изготовление кукол-талисманчиков, пальчиковых кукол, тканевых аппликаций, образцов пришивания пуговиц, аппликации из нитей и рюша ,прихватки или салфетки в технике синелька.

Оборудование. Лоскуты, пряжа, пуговицы, швейные нитки, мыло, ножницы, карандаш, линейка, иголка, ткань для салфетки, ленты, картон, шаблоны, образцы изделий.

5. Работа с бросовыми материалами.

Теория. Что такое бросовые материалы и их свойства. Подготовка материалов к работе. Декорирование.

Практика. Изготовление различных панно, украшений из различных материалов, игрушек, закладок, брелка для ключей, упаковки для подарков, вазы, шкатулки.

Оборудование. Пластиковые ёмкости, пуговицы, пряжа, картон, спичечные коробки, фольга, шпагат, декоративная упаковочная тесьма, швейная фурнитура, желуди, орехи, трафареты, клей ПВА и «Момент», карандаш, ножницы, проволока, нитки «ирис», картонные коробочки, стеклянные сосуды.

6. Экскурсии, посещение выставок.

7. Итоговое занятие «Наши руки не для скуки».

Учебно - тематический план

Второй год обучения.

№п\п

Разделы программы и темы занятий

Всего часов

В том числе

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу

2

2

2.

Работа с бумагой

24

3

21

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

Материалы и инструменты. Выбор сюжета. Составление эскиза.

Виды фона( простой, сложный, мозаичный, насыпной, смешанный)

Трава.

Игрушки из многоугольников

(шар, гусеница, снеговик)

Ангел-подвеска. Ангел- витраж.

Рамка для художественных работ

Композиция из бумаги с применением тиснения, гофрировки и склейки в стык.

Объёмное торцевание.

2


2


2

4


2

4


4



4

1


1








1

1


1


2

4


2

4


3



4

3.

Техника « изонить»

22

3

19

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Инструменты и материалы. Кружево на картоне.

Упражнения «треугольник», «круг».

Панно «Космос».

Панно «Лето»

Панно «Сказка о рыбаке и рыбке»

2


6


4


6


4

2


1



5


4


6


4

4.

Вышивка

40

5

35

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

Из истории вышивки. Инструменты и материалы.

Выполнение швов «за иголку», «козлик», «роспись», «шнурок»

Упражнение «Цветок»

Упражнение «Бабочка»

Мережка «столбик», «раскол», «жучок»

Салфетка

Фартук для куклы

2


6


4

4

6

10


8

2


1






1


1



5


4

4

6


9


7

5.

Текстильные материалы

24

4

20

5.1.

5.2-5.3.

5.4.

5.5

5.6.

Виды и свойства ткани. Инструменты и приспособлени.

Шаблоны.

Аппликация «Девочка с шарами»

Из истории игрушек. Кукла - закрутка.

Ангел, зайчик - на -пальчик

Кукла «Пятница»

Что такое коллаж.

Коллаж Матрёшка».

2


4

4

4

6

4


1



1


1

1

1


4

3

4

5

3

Работа с бросовыми материалами

26

3

23

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

Упаковочный картон. Открытка «Солнышко».

Декоративное панно «Собор»

Ваза из бумажного шпагата

Панно на пластиковых крышках

Цветы из бумажного шпагата

Мартишоны

Игрушки из старых перчаток.

Панно в технике ганутель

2


4


4


2

4

2

4

4

1







1


1

1


4


4


2

3

2

3

4

7.

Экскурсии, посещение выставок

4

4


8.

Итоговое занятие .Выставка «Наше творчество»

2

2

Итого:

144

26

118


Содержание изучаемого курса.

Второй год обучения.


  1. Введение в образовательную программу.

Теория. Знакомство с графиком занятий, ТБ на занятиях, выборы актива, вспомнить «Золотые» правила объединения.

Практика. Викторина по ТБ, тесты на умение общаться, конкурсы знаний и умений.

  1. Работа с бумагой.

Теория. Материалы и инструменты. Виды фона. Технология изготовления игрушек из многоугольников, рамки для художественных работ, теснения и гофрировки бумаги, склейки в стык.

Практика. Выбор сюжетов. Составление эскиза. Изготовление травы, звёзд, игрушек, композиции.

Оборудование. Бумага различных видов(цветная, белая, ватман, калька, газетная), карандаш, шаблоны, ножницы, клей ПВА, проволока, нитки, картон.

  1. Техника «изонить».

Теория. История кружева на картоне. Инструменты. Материалы и их подготовка к работе. Технология выполнения основных элементов «треугольник», «круг».

Практика. Выполнение упражнений «треугольник», «круг», изготовление панно по выбору («Космос», «Снеговик», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Оборудование. Картон белый и цветной, линейка, циркуль, карандаш, игла, швейные нитки, нитки мулине, ножницы, образцы рисунков.

  1. Вышивка.

Теория. Из истории появления вышивки. Вышивка Белгородского края. Технология вышивки простейшими швами («за иголку», «козлик», «шнурок», «роспись». Правила перевода рисунка на ткань.

Практика. Выполнение упражнений «Бабочка», «Цветок», вышивка салфетки и фартука для куклы.

Оборудование. Х/б ткань, пяльцы, иглы, ножницы, нитки мулине, карандаш, копировальная бумага, образцы рисунков и изделий.

  1. Работа с тканью.

  2. Теория. История игрушек. (кукла). Что такое коллаж.

Практика. Выполнение тканевых клеевых аппликаций, изготовление куклы-закрутки, куклы- младенца, коллажа «Матрёшка».

Оборудование. Лоскуты ткани, швейные нитки, игла, ножницы, шаблоны, карандаш, мыло, тесьма, кружево, ленты, клей ПВА и «Момент»(прозрачный), картон, рамки для оформления работ.

6. Работа с бросовыми материалами.

Теория. Знакомство со свойствами упаковочного картона, шпагата,

пластика, трикотажа. Подготовка материалов к работе.

Практика. Изготовление открытки, декоративного панно, шкатулки, вазы, игрушек, упаковки для подарка.

Оборудование. Упаковочный картон, шпагат, старые перчатки, нитки, иголки, ножницы, клей ПВА и «Момент», пластиковые крышки и бутылки, упаковочная бумага и лента, старые открытки, шаблоны, шерстяные толстые нитки красного цвета, кусочки цветной клеёнки или искусственной кожи, проволока, образцы изделий.

7. Экскурсии, посещение выставок.

8. Итоговое занятие. Выставка «Наше творчество».

Учебно - тематический план

3 год обучения

№п\п

Наименование раздела и тем

Всего часов

В том числе

Теор.

Прак.

1.

Введение в образовательную программу

2

2



2.

Вышивка ленами


72


8


64


2.1

История вышивки лентами. Появление лент, их производство.

2

2


2.2

Элементы цветоведения.

2

1

1

2.3

Инструменты и материалы

2

2


2.4

2.5

Выполнение швов «вперед иголку», «за иголку», «стебельчатый», «сетка», «стежок с завитком», «перекрученный стежок с завитком», «петельный», «петелька с прикрепом» (3 варианта), «тамбурный», «петелька», «петелька с глазком», «козлик, «французский узелок», «розочка», «крест».

10

1

9

2.6

2.7

Изгтовление косметички

8

1

7

2.8

2.9

Пошив и вышивка платья для куклы

10

1

9

2.10

2.11

Изготовление вышитой рамочки

6

1

5

2.12

2.13

Изготовление вышитой закладки

6


6

2.4

2.5

Наволочка вышитая лентами

6


6

2.6

2.7

Объёмные цветы из лент.

10

1

9

2.9

Панно из лент

10


10

3.

Художественная вышивка

40

5

35

3.1

Историческая справка о художественной вышивке.

2

2


3.2

Орнаментальные знаки и их значение.

2

1

1

3.3

Инструменты и материалы

2

1

1

3.4

3.5

Вышивка Белгородской области.

4

1

3

3.6

3.7

Выполнение швов «косичка», «роспись» («полукрест») , «крест», «набор», «болгарский крест»

6


6

3.8

3.9

Закрепление нитки при выполнении мережки. Выполнение мережек «кисточка», «столбик», «снопик» 2-х видов, «козлик», «ажурная из скрещенных столбиков».

8


8

3.10

Изготовление набора салфеток

16


16

4.

Работа с тканью

30

4

26

4.1

История игрушки. Куклы.

2

2


4.2

4.3

Кукла - закрутка

4


4

4.4

4.5

Кукла - зерновушка.

2


2

4.6

4.8

Кукла - сувенир.

6


6

4.9

4.10

Кукла «Параскева Пятница»

8


8

4.11

4.12

Грелка на чайник «Клоун»

6

1

5

4.13

Зайчик - пашотница.

2

1

1

5.

Изонить

20

2

18

5.1

5.2

Панно «Цветы» в технике изонити

4


4

5.3

5.4

Панно « Зимний пейзаж» в технике изонити

8

1

7

5.5

5.6

Панно на свободную тему.

8

1

7

6.

Вязание

22

4

18

6.1

Об истории вязания. Инструменты и материалы.

2

1

1

6.2

6.3

Цепочка из воздушных петель.

4


4

6.4

6.5

Картинки из вязанных цепочек.

4

1


1

3


1

6.6

Столбик без накида

2

6.7

6.8

Вязание прихватки

8

1

7

6.9

Вышивка прихватки лентами.

2


2

7.

Работа с бумагой.

12

2

10

7.1

Скрапбукинг. История, материалы, инструменты.

2

2


7.2

7.3

Открытка «С Днём Ангела!»

2


2

7.4

7.5

Открытка «С Рождеством и Новым годом!»

4


4

7.6

7.7

Открытка пасхальная

4


4

8.

Работа сбросовыми материалами

12

2

10

8.1

Свойства бумажного шпагата. Инструменты.

2

1

1

8.2

8.3

Цветы из шпагата.

Букет.

4


4

8.4

8.5

Ёлочка в технике айрис фолдинг

6

1

5

8.6

Итоговое занятие « Конкурс мастериц»

2


2

8.7

Посещение выставок, экскурсии

4

4






Итого:

216

31

185

Содержание изучаемого курса.

Третий год обучения.


1. Введение в образовательную программу.

Теория. Знакомство с работой кружка, правила поведения в кружке, выборы актива, правила ТБ.

Практика. Выявить знания, умения, и навыки детей, их увлечения. Викторина по ТБ.

Оборудование. Таблицы с правилами ТБ, анкеты, тесты.

2. Вышивка лентами.

2.1. История вышивки лентами.

Теория. Появление лент, их производство, искусство вышивки, страны возникновения, где развита эта вышивка в настоящее время, элементы цветоведения.

Виды игл, сорта лент, ткани, правила пользования сантиметром, пяльцами.

Практика. Цветовой круг из лент, шкала оттенков одного цвета. Запяливание ткани в пяльцы, вдевание в иголку лент, завязывание узла на ленте

Оборудование. Образцы вышивки лентами, различные изделия в технике вышивки лентами, иллюстрации с рисунками, цветовой круг, таблица совместимости цветов. Клей, ножницы, пяльцы, иглы, ленты разных видов, ткань для вышивки, сантиметр, напёрсток, простой карандаш, кукла Белошвейка.

2.2. Виды швов.

Теория. Правила выполнения швов «вперёд иголку», «французский узелок», «стебельчатый», «стежок с завитком», «тамбурный», «розочка» и т.д.

Практика. Выполнение швов «тамбурный», «петелька с прикрепом», «петелька с глазком», «стежок с завитком», «розочка», «французский узелок», «перекрученный стежок с завитком», «стежок с завитком» и т.д.

Оборудование. Игла, ткань, пяльцы, ленты, карточки с образцами швов.

2.3. Косметичка.

Теория. Выбор ткани основной, подкладки, рисунка и лент. Чертёж выкройки косметички.

Практика. Раскрой косметички, вышивка рисунка, смётывание и стачивание деталей , отделка шнуром и бисером.

Оборудование. Ткань, ленты, игла, бумага, карандаш, шнур, бисер.

2.4. Платье для куклы.

Теория. Выбор фасона, ткани, рисунка для вышивки, лент, построение чертежа.

Практика. Раскрой, перевод и вышивка рисунка, смётывание и стачивание деталей платья, утюжка.

Оборудование. Ткань, ленты, игла, бумага, карандаш, нитки, ножницы, утюг.

2.5. Рамочка для фото.

Теория. Формы рамок, эскиз рисунка вышивки, подбор лент, ткани, бисера.

Практика. Перевод рисунка, вышивка узора, изготовление каркаса, натягивание вышивки на каркас, склеивание, оформление рамки тесьмой или шнуром.

Оборудование. Ткань, канва, бумага, карандаш, ножницы, ленты, шнур, тесьма, иглы, нитки, утюг, клей.

2.6. Закладка для книг.

Теория. Создание эскиза рисунка, правила изготовления лекал.

Практика. Перевод рисунка, подбор лент и ткани, вышивка, обтягивание и склеивание каркаса закладки, отделка шнуром.

Оборудование. Ткань, канва, бумага, карандаш, ножницы, ленты, шнур, тесьма, иглы, нитки, клей.

2.7. Декоративная наволочка.

Теория. Определение размера наволочки, выбор ткани, подбор лент, составление эскиза вышивки.

Практика. Раскрой, вышивка, смётывание и стачивание наволочки. Утюжка.

Оборудование. Ткань, ленты, ножницы, иголки, карандаш, утюг.

2.8. Букет.

Теория. Приёмы изготовления объёмных цветов из лент и тесьмы. Подбор лент для букета.

Практика. Изготовление цветов, сборка букета, соединение цветов с листвой.

Оборудование. Ленты, швейные нитки, иглы, искусственная зелень, проволока.

2.9. Панно.

Теория. Составление эскиза, подбор материалов для основы и фона, лент, бус, бисера.

Практика. Подготовка и оформление основы и фона, изготовление цветов, сборка панно и украшение бусинками и бисером.

Оборудование. Картон, рамка, ткань, ленты, кружево, бисер, бусинки, проволока, сухоцветы, нитки, иглы, клей «Момент», искусственная зелень.

3. Ручная художественная вышивка.

Теория. Исторические сведения, инструменты и материалы. Орнаментальные знаки и их значение.

Практика. Выполнение образцов белгородской вышивки.

Оборудование. Образцы вышивок, различные виды ниток, ткани для вышивки, пяльцы, различные иглы.

3.1. Ручные швы.

Теория. Правила выполнения швов «вперёд иголку», «за иголку», «стебельчатый», «петельный», «тамбурный», «козлик», «роспись», «шнурок».

Практика. Выполнение швов.

Оборудование. Ткань, пяльцы, нитки, иглы.

3.2. Мережки.

Теория. Правила закрепления нити и выполнения мережек «кисточка», «столбик», «раскол», «снопик-1», «снопик-2», «козлик», «ажурная из скрещённых столбиков».

Практика. Выполнение мережек.

Оборудование. Ткань, нитки, пяльцы, иглы.

3.3. Салфетка.

Теория. Подбор ткани, ниток, рисунков для вышивки.

Практика. Выполнение упражнений «бабочка», «цветок», перевод рисунка на ткань, вышивка узора, выполнение мережек и бахромы, стирка и утюжка готового изделия.

Оборудование. Ткань, нитки, иглы, пяльцы, утюг.

4. Работа с тканью.

Теория. Знакомство с историей игрушек, кукол. Виды кукол. Материалы и инструменты.

Практика. Изготовление куклы-закрутки, зерновушки, сувенира, грелки на чайник, зайчика-пашотницы.

Оборудование. Ткань, ленты, тесьма, лекала изделий, ножницы, швейные нитки, иголки, карандаш.

5. Изонить.

Теория. Подготовка эскизов изделий.

Практика. Изготовление панно.

Оборудование. Ножницы, иголка, нитки (ирис), карандаш, цветной картон, бархатная бумага, линейка, циркуль.

6. Вязание.

Теория. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Правила выполнения цепочки, столбиков с накидом и без накида.

Практика. Выполнение упражнений « цепочка», «столбик с накидом», «столбик без накида». Изготовление картинки из цепочек, прихватки, пояса, аппликации.

Оборудование. Ножницы, крючок, пряжа, схемы вязания, иголка, картон, карандаш, швейные нитки, клей ПВА или «Мастер».

7.Работа с бумагой.

Теория. История и развитие скрапбукинга. Материалы и инструменты.

Практика. Изготовление открыток к различным датам и праздникам.

Оборудование. Бумага для скрапбукинга, ножницы, карандаш, линейка, клей ПВА, остатки тесьмы, лент, кружева, различная фурнитура.

8.Работа с бросовым материалом.

Теория.Свойства бумажного шпагата. Техника изготовления цветов. История айрис филдинга.

Практика .Изготовление цветов из шпагата, открытка в технике айрис филдинга.

Оборудование. Бумажный шпагат, картон, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, вязальная спица, линейка, карандаш, проволока.

9. Итоговое занятие «Конкурс мастериц».

Проверка результативности и формы контроля

Чтобы убедиться в прочности знаний, умений и навыков, эффективности обучения по данной образовательной программе проводятся три вида контроля:

  1. входной (в форме педагогического наблюдения, игр, викторин, различных бесед, экскурсий);

  2. промежуточный (срезовые зачеты, внутрикружковые выставки, конкурсы);

  3. итоговый (в форме выставки, изготовления и защиты индивидуальной или коллективной творческой работы).

С учетом требования к образовательным программам в системе дополнительного образования выделяется комплекс ведущих программных знаний и умений.

Контроль качества учебного процесса


№№

пп\п

Наименование темы

Промежуточный контроль

(ноябрь, декабрь, март)

Итоговый контроль (май)

Вопросы

Форма проведения

Вопросы

Форма проведения

11.

Работа с бумагой

1.История бумаги.

2.Свойства бумаги.

3.Виды аппликаций.

Устный опрос, практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы.

Приёмы работы с кре-пированной бумагой.

Продемон-стрировать изготовление поделок из многоуголь-ников

Практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы, выставка изделий.

22.

Текстиль-ные материалы

1.Свойства ткани.

2.Виды переплете-ний.

3.История игрушки.

4.Куклы-закрутки.

Устный опрос, практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы.

1.Умение подбирать ткань по цвету и фактуре.

2.Изготовле-ние коллжа.

Практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы, выставка изделий.

33.

Бросовые материалы

1.Подбор и подготовка материалов к работе.

Изготовле-ние украшений из подручных материалов.

3. Шаблоны игрушек из перчаток.

Устный опрос, практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы.

1.Изготовле-ние игрушек из перчаток.

2.Продемон-стрировать изготовление поделок из упаковочного картона.

Практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы, выставка изделий.

44.

Изонить

1.История появления изонити.

2.Умение выполнять фигуры «треуголь-ник» и «круг»

Устный опрос, практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы.

Умение изготовления изделий в технике изонити

Практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы.

выставка изделий.

55.

Вышивка лентами

1.Соответствие формы и назначения изделия.

2. Виды швов.

3.Элементы цветоведе-ния.

4.Какие навыки, знания и умения используют-ся при работе с инструментами и материалами

5. Приёмы изготовле-ния объёмных цветов.

Устный опрос, практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы.

1.Виды швов.

2.Использова-ние таблицы совместимос-ти цветов при вышивке.

Практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы,

выставка изделий.

66.

Ручная художест-венная вышивка

1.История вышивки.

2.Виды швов.

3. Какие навыки, знания и умения используют-ся при работе с инструментами и материалами

4.Мережки

Устный опрос, практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы.

1.Понятие «орнамент».

2.Виды мережек.

Практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы,

выставка изделий.

87.

Вязание.

1.Свойства пряжи различного вида

2. Какие навыки, знания и умения используют-ся при работе с инструментами и материалами

3.Способы вязания

Устный опрос, практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы.

1.Способы соединения деталей.

2.Продемонстрировать изготовление различных изделий.

Практичес-кие задания, тематичес-кие игровые программы,

выставка изделий.


Список литературы для педагога:

  1. Андреева И.А. Рукоделие: Популярная энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999

  2. Гончарова Т.А. Рукоделие - М.: Вече, 2001

  3. Хвостов А.С. Декоративно прикладное искусство в школе - М.: Просвещение, 2002

  4. Журналы «Народное творчество», «Начальная школа», «Воспитание школьника», Творческое моделирование», 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2006 г.

  5. Горский В.А. Техническое творчество школьников - М.: Просвещение, 2000

  6. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах - М.: Начальная школа, 1999

  7. Ананьева Т.В. Художественные изделия их кожи - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2001

  8. Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда - М.: Просвещение, 1998

  9. Цейтлин Н. Е. Таблицы по трудовому обучению в 1-3 классах - М.: Просвещение, 1998

  10. Богомолов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - М.: 1998

  11. Богославская И. Л. Русская глиняная игрушка - Л.: Искусство, 1987

  12. Салтыков А.Б. Русская народная керамика - М.: Просвещение, 1998

  13. Попов Б.В. Учись мастерить - М.: Просвещение, 2002

  14. Гукасова А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских - М.: Просвещение, 2003

  15. Афанасьев С.П. Триста творческих конкурсов - М.:1998

  16. Хмара З.А. Поделки из бисера - М.: 2004

  17. Зайцева Н. Бисер. Украшения. Старинные мотивы. - М.: Аст-пресс, 2000

  18. Хижняк А.А. Природные ресурсы земли Белгородской. - Воронеж, 1989

Список литературы для детей:

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 2000

  2. Гончарова Т.А. Рукоделие. - М.: Вече, 2001

  3. Перевертень Г.И. Самоделки из родных материалов. - М.: Просвещение, 1999

  4. Журнал «Сделай сам», 2004 г., 2005 г., 2006 г.

  5. Журналы «Юный техник», «Творческое моделирование» 2005 г., 2006 г.

  6. Архенгельская В.И. Биссероплетение, 1998

  7. Романина В.И. Малинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению. - М.: Просвещение 2001

  8. Геронимус Т.М. Правила безопасности труда и личной гигиены учащихся 1-4 классов в процессе трудовой подготовки. - М.: Просвещение, 2003

  9. Геронимус Т.М. Феоктистова Л. М. Учимся работать. - М.: Просвещение, 2004

  10. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1987

  11. Гудилина С.И. Чудеса своими руками. - М.: Аквариум ГИППВ, 1999

  12. Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1997

  13. Розен Б.Я. Чудесный мир бумаги. - М., 1987

  14. Бубекина Г.В. Самоделки из природного материала. - М., 1990

  15. Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резуса. - М., 1981

  16. Лындина Ю. Фигурки из бисера. 250 фигурок для игры и подарков - культура и традиции, 2001 г., 2003 г., 2004 г.

  17. Городкова Т.В. Мягкая игрушка - мультики и зверюшки. - Ярославль: Академия развития, 1998

Список литературы для родителей:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 2002

  2. Бардиан А.М. Трудовое воспитание детей в семье. - М., 2001

  3. Корчак Я. Как любить детей. - Минск, 2000

  4. Михалков С.В. Всё начинается с детства. - М., 1989

  5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск, 1987

  6. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка. - М., 2001

  7. Хазанов Ю.С. Переходной возраст. - М., 2001

  8. Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми? - Минск, 1998

  9. Максимова А. Мягкая игрушка в школе и дома - журнал «Начальная школа», 2002 год №8

  10. Калмыков В.П. Игрушки-подарки - М.: Малыш, 1998-1999

  11. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1997

  12. Козлова Г.А. Копилка полезных дел. - Воронеж, 2000

  13. Хмара З.А. Подарок своими руками. - М., 2004

  14. Сокол И.А. Рукоделие. - Харьков, 1999

  15. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. - Ярославль: Академия развития, 1998

25


© 2010-2022