• Преподавателю
  • Другое
  • Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребёнка с нарушением речи

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребёнка с нарушением речи

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребёнка с нарушением речи.

В настоящее время для специалистов при работе с детьми, которые имеют психофизические нарушения актуальными стали задачи активного привлечения семьи в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследования особенностей этих отношений немногочисленны. Актуальность данной темы диктуется следующими обстоятельствами: система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Данный вопрос касается и семей, которые имеют детей с нарушением речи.

Опыт работы многих учёных показывает, что полная реализация целей коррекционно-образовательного процесса достигается через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию детско-родительских отношений. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. в своих работах отмечают, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий само по себе не может гарантировать переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Следовательно, необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребёнку взрослых.

К сожалению, практика показывает, что во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и семейная ситуация оказывает негативное воздействие на ребенка. Это может привести к нарушению личности и затруднить коррекционно-развивающий процесс.Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

  1. высокий уровень психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с особенностями в развитии;

  2. отсутствие мотивов к оказанию помощи «особенному» ребенку и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;

  3. непринятие особенностей ребенка. Это может быть обусловлено как особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.

Калягин В. А., Овчинникова Т. С. сделали сравнительный анализ российских семей, воспитывающих здорового ребенка и семей, которые воспитывают ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Результат следующий: у родителей в семьях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи функции воспитания, понимание своей ответственности за его здоровье превалируют над хозяйственными и бытовыми функциями.В целом для разных родителей, воспитывающих ребенка с нарушением речи, характерны следующие типы поведения в отношениях с ребенком: родители растеряны; жалуются либо отрицают состояние ребенка с нарушениями речи; ищут пути решения проблем.

В данной статье хотелось бы выделить формы организационной работы, которые можно использовать в семьях, имеющих детей с нарушениями речи:

  1. Консультативно-рекомендательная работа (при данной форме родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию. Здесь и прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций);

  2. Лекционно-просветительская работа (проводится для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. К этой форме работы относится и проведение тематических родительских собраний, которые могут быть разнообразными);

  3. Практические занятия (наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия - тематические лекции и семинары. Причем темы практических занятий соответствуют лекционным);

  4. Организация «круглых столов», родительских конференций (проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Данные встречи могут дать родителям много полезной информации);

  5. Индивидуальные и подгрупповые занятия.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, которые воспитывают детей с нарушением речи, является одной из актуальных тем в условиях специализированного дошкольного учреждения;

  2. основной целью в работе с родителями, воспитывающими детей с тяжелыми нарушениями речи, является оптимизация детско-родительских отношений, а также их взаимосвязь с коррекционно-развивающими занятиями.

Список литературы:

  1. Быкова М. В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений - М., Московский городской психолого-педагогический институт, 2008.

  2. Власова Т. А., Лубовский В. И. Значимость семейного воспитания ребенка с психофизическими отклонениями. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  3. Выготский Л. С. Мышление и речь: психика, сознание и бессознательное. -М., 2001.-366 с.

  4. Калягин В. А. Овчинникова Т. С. Логопсихология. М.: Академия, 2006г. - 320 с.

  5. Лях Т.И. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов-Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. - 286 с.

  6. Чиркина Г. В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей.//Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2004.



© 2010-2022