Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Представлена адаптированная основная образовательная программа  для ребёнка с ОВЗ, получающей образование в форме инклюзивного обучения         Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:              - освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;              - повысить уровень личностного развития и образования;             - восполнить  пробелы предшествующего обучения и воспитания;              - повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.     ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» РМЭ.

__________________________________________________________


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы

____СА Акпулатова ____ СВ Софронова _____СА Новосёлов

«____» _____ 2014 г. «____» _____ 2014 г. «____» _____ 2014 г.


Адаптированная основная образовательная программа на ребёнка с ограничительными возможностями здоровья МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»




Ружейникову Марию Вадимовну ученицу 4 класса КПП


по предметам: письмо и развитие речи

чтение и развитие речи

математика

трудовое обучение

изобразительное искусство

музыка



2014 - 2015 учебный год.


1. Пояснительная записка

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ)

определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для

ребёнка с ОВЗ, получающей образование в форме инклюзивного

обучения

Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:

- освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;

- повысить уровень личностного развития и образования;

- восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;

- повысить уровень познавательной и эмоционально - личностной сферы.

и предусматривает:

- организацию безбарьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта;

- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей каждого ребенка;

- использование вариативных форм получения образования;

- участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов:

-педагог-психолог;

- социальный педагог;

- учителя- предметники;

- медсестра.

2. Целевое назначение адаптированной образовательной программы

2.1. Содействие получению учащимися с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;

2.2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям в освоении основной образовательной программы основного и среднего общего образования;

2.3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

2.4. Формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

3. Задачи программы

3.1. Своевременное выявление у ребёнка трудностей адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

3.2. Определение особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

3.3.Создание условий, способствующих освоению ребёнком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной (коррекционной) программы в образовательной организации.

3.4. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии.

3.5. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг.

3.6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

4. Принципы разработки и реализации программы

5.1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

5.2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

5.3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

5.4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

5.5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

5.6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.

5.7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.

5. Условия реализации программы

Организационные условия

Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это интегрированная форма обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки по специальной (коррекционной ) образовательной программе и

по индивидуальной программе; с использованием надомного и коллективного обучения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

- оптимальный режим учебных нагрузок;

- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;

- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

- использование современных педагогических технологий;

- оздоровительный и охранительный режим;

- укрепление физического и психического здоровья;

- профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

- участие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- учителя - предметники;

- классный руководитель;

- медсестра.

Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.

Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.

Совместно с социальным педагогом, педагогом - психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя - предметники.

Программно-методическое обеспечение:

-УМК и рабочие программы по учебным предметам;

- диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога;

- цифровые образовательные ресурсы.

Кадровое обеспечение:

Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Материально-техническое обеспечение:

- наличие специально оборудованных учебных мест;

- приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей с ОВЗ;

- установка полов без перепадов и порогов;

- расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.

Информационное обеспечение

- создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

.

6. Содержание рабочих программ по учебным предметам

Рабочие программы для ребёнка с ОВЗ составлена на основе « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V111 вида подготовительный 1-4 классы» под редакцией В.В .Воронковой -М. Просвещение 2009 г. по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

7. Педагогические технологии, формы и методы обучения

и воспитания детей с ОВЗ

7.1. Технологии современного традиционного обучения.

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:

- систематический характер обучения;

- логически правильное изучение учебного материала;

и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.

7.2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.

7.3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

7.4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

7.5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.

7.6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

.

.

9. Предполагаемые результаты реализации программы

Создание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:

- способствующей качественному и доступному образованию;

- предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;

- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья





Приложение



Учебный план

на ученицу 4 класса Ружейникову Марию

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»

на 2014 - 2015 учебный год


Учебные предметы

индивидуальная форма обучения

(часов в неделю)

коллективная форма обучения (часов в неделю)

Письмо и развитие речи.

3

-

Чтение и развитие речи.

2

-

Развитие устной речи.

1

-

Математика

3

-

Трудовое обучение

-


1

Изобразительное искусство

1

1

Музыка

-

1

Коррекционное занятие

1

-

Логопедическое занятие

3

-

Итого

14

3

Всего 17


Характеристика ученицы 4 класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Советский

Ружейниковой Марии


Ружейникова Мария родилась 23 августа 2003 года, проживает в п. Советский по адресу: ул. Пушкина д.18 кв. 9. В данной школе обучается с сентября 2012 года. Мария воспитывается в полной семье, родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребенка. Девочка любознательна, коммуникабельна. Родители следуют всем рекомендациям педагогов, специалистов, врачей.

На внешний вид девочка аккуратная, но навыками самообслуживания владеет недостаточно. У Маши слабо развита мелкая моторика, общая координация движений. Ведущая рука левая. Ослаблено зрение.

Интеллектуальное развитие в пределах нижней возрастной нормы. У девочки недостаточно развиты высшие психические функции: внимание неустойчивое, объём памяти снижен, не соответствует возрастным нормам. Преобладает слуховая память. Устную речь понимает, даёт полные ответы на вопросы. Словарный запас в пределах возрастной нормы. Недостаточно развита связная речь. При списывании с печатного текста допускает пропуски букв. Это связано с нарушением зрительного восприятия. Под диктовку пишет достаточно грамотно. Работоспособность низкая. В деятельности повышена утомляемость, темп в начале работы средний, к концу - либо отказывается от ее продолжения, либо выражено замедляет его. Выявлен низкий уровень произвольности и самоконтроля.

Программный материал усваивает на среднем уровне. Активность на уроке зависит от настроения. При неудачах, и трудностях в усвоении нового материала проявляет нервозность, капризы. Гуманитарные предметы усваивает легче, чем математику.

На замечания учителя реагирует не всегда адекватно, иногда прислушивается, старается исправиться. Дружит с одноклассниками, любит играть в подвижные игры, проигрыш переживает очень эмоционально. Очень обидчива, не терпит грубость со стороны сверстников, начинает плакать и долго не может успокоиться.

Ситуация успеха вызывает у девочки положительные эмоции. У нее адекватная самооценка, мотивационно-волевая сфера слабо сформирована. Результаты анкеты по изучению школьной мотивации показали средний уровень ее сформированности. Несмотря на желание ходить в школу, девочка не готова к волевому и длительному интеллектуальному усилию, преодолению трудностей. Школа привлекает возможностью общения, положительным контактом с педагогом. Но в общении избирательна.


Диагноз Марии: Легкая умственная отсталость с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, системное недоразвитие речи. Врожденный гипотиреоз.

Рекомендовано: Обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе с учетом возможностей психофизического развития ребенка с умственной отсталостью (F 70.1). Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов. Учет темповых характеристик деятельности, овладения умениями и навыками. ППМС - сопровождение ПМПк ОУ. Наблюдение, лечение (по показаниям) психиатра, невролога, эндокринолога. Занятия с дефектологом, логопедом, психологом. Наблюдение ПМПК (по запросу)

Образовательные потребности для ребёнка с нарушением интеллектуального развития.

Для обучения детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является:

1. обеспечение доступности содержания учебного материала

2.использование специфических методов и приёмов, облегчающих усвоение учебного материала.

3.формирование системы доступных знаний, умений и навыков. 4. Постоянный контроль и конкретная помощь со стороны учителя. 5.привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации. 6. Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. 7.целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития. 8. Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. 9.трудовая и профессиональная подготовка. 10. Создание психологически комфортной для детей с нарушением среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках и во внеклассной деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда учащихся во избежание их переутомления.













© 2010-2022