- Преподавателю
- Другое
- Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фурзикова А.В. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» РМЭ.
__________________________________________________________
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
____СА Акпулатова ____ СВ Софронова _____СА Новосёлов
«____» _____ 2014 г. «____» _____ 2014 г. «____» _____ 2014 г.
Адаптированная основная образовательная программа на ребёнка с ограничительными возможностями здоровья МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»
Ружейникову Марию Вадимовну ученицу 4 класса КПП
по предметам: письмо и развитие речи
чтение и развитие речи
математика
трудовое обучение
изобразительное искусство
музыка
2014 - 2015 учебный год.
1. Пояснительная записка
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ)
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для
ребёнка с ОВЗ, получающей образование в форме инклюзивного
обучения
Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:
- освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;
- повысить уровень личностного развития и образования;
- восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;
- повысить уровень познавательной и эмоционально - личностной сферы.
и предусматривает:
- организацию безбарьерной, развивающей предметной среды;
- создание атмосферы эмоционального комфорта;
- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей каждого ребенка;
- использование вариативных форм получения образования;
- участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов:
-педагог-психолог;
- социальный педагог;
- учителя- предметники;
- медсестра.
2. Целевое назначение адаптированной образовательной программы
2.1. Содействие получению учащимися с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
2.2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям в освоении основной образовательной программы основного и среднего общего образования;
2.3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
2.4. Формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
3. Задачи программы
3.1. Своевременное выявление у ребёнка трудностей адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Определение особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
3.3.Создание условий, способствующих освоению ребёнком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной (коррекционной) программы в образовательной организации.
3.4. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии.
3.5. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг.
3.6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
4. Принципы разработки и реализации программы
5.1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
5.2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
5.3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
5.4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5.5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
5.6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
5.7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
5. Условия реализации программы
Организационные условия
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это интегрированная форма обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки по специальной (коррекционной ) образовательной программе и
по индивидуальной программе; с использованием надомного и коллективного обучения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- оптимальный режим учебных нагрузок;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий;
- оздоровительный и охранительный режим;
- укрепление физического и психического здоровья;
- профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- участие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- учителя - предметники;
- классный руководитель;
- медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом - психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя - предметники.
Программно-методическое обеспечение:
-УМК и рабочие программы по учебным предметам;
- диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога;
- цифровые образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Материально-техническое обеспечение:
- наличие специально оборудованных учебных мест;
- приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей с ОВЗ;
- установка полов без перепадов и порогов;
- расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.
Информационное обеспечение
- создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
.
6. Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для ребёнка с ОВЗ составлена на основе « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V111 вида подготовительный 1-4 классы» под редакцией В.В .Воронковой -М. Просвещение 2009 г. по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
7.1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
- систематический характер обучения;
- логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
7.2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
7.3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
7.4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
7.5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
7.6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
.
.
9. Предполагаемые результаты реализации программы
Создание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
- способствующей качественному и доступному образованию;
- предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья
Приложение
Учебный план
на ученицу 4 класса Ружейникову Марию
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»
на 2014 - 2015 учебный год
Учебные предметы
индивидуальная форма обучения
(часов в неделю)
коллективная форма обучения (часов в неделю)
Письмо и развитие речи.
3
-
Чтение и развитие речи.
2
-
Развитие устной речи.
1
-
Математика
3
-
Трудовое обучение
-
1
Изобразительное искусство
1
1
Музыка
-
1
Коррекционное занятие
1
-
Логопедическое занятие
3
-
Итого
14
3
Всего 17
Характеристика ученицы 4 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Советский
Ружейниковой Марии
Ружейникова Мария родилась 23 августа 2003 года, проживает в п. Советский по адресу: ул. Пушкина д.18 кв. 9. В данной школе обучается с сентября 2012 года. Мария воспитывается в полной семье, родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребенка. Девочка любознательна, коммуникабельна. Родители следуют всем рекомендациям педагогов, специалистов, врачей.
На внешний вид девочка аккуратная, но навыками самообслуживания владеет недостаточно. У Маши слабо развита мелкая моторика, общая координация движений. Ведущая рука левая. Ослаблено зрение.
Интеллектуальное развитие в пределах нижней возрастной нормы. У девочки недостаточно развиты высшие психические функции: внимание неустойчивое, объём памяти снижен, не соответствует возрастным нормам. Преобладает слуховая память. Устную речь понимает, даёт полные ответы на вопросы. Словарный запас в пределах возрастной нормы. Недостаточно развита связная речь. При списывании с печатного текста допускает пропуски букв. Это связано с нарушением зрительного восприятия. Под диктовку пишет достаточно грамотно. Работоспособность низкая. В деятельности повышена утомляемость, темп в начале работы средний, к концу - либо отказывается от ее продолжения, либо выражено замедляет его. Выявлен низкий уровень произвольности и самоконтроля.
Программный материал усваивает на среднем уровне. Активность на уроке зависит от настроения. При неудачах, и трудностях в усвоении нового материала проявляет нервозность, капризы. Гуманитарные предметы усваивает легче, чем математику.
На замечания учителя реагирует не всегда адекватно, иногда прислушивается, старается исправиться. Дружит с одноклассниками, любит играть в подвижные игры, проигрыш переживает очень эмоционально. Очень обидчива, не терпит грубость со стороны сверстников, начинает плакать и долго не может успокоиться.
Ситуация успеха вызывает у девочки положительные эмоции. У нее адекватная самооценка, мотивационно-волевая сфера слабо сформирована. Результаты анкеты по изучению школьной мотивации показали средний уровень ее сформированности. Несмотря на желание ходить в школу, девочка не готова к волевому и длительному интеллектуальному усилию, преодолению трудностей. Школа привлекает возможностью общения, положительным контактом с педагогом. Но в общении избирательна.
Диагноз Марии: Легкая умственная отсталость с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, системное недоразвитие речи. Врожденный гипотиреоз.
Рекомендовано: Обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе с учетом возможностей психофизического развития ребенка с умственной отсталостью (F 70.1). Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов. Учет темповых характеристик деятельности, овладения умениями и навыками. ППМС - сопровождение ПМПк ОУ. Наблюдение, лечение (по показаниям) психиатра, невролога, эндокринолога. Занятия с дефектологом, логопедом, психологом. Наблюдение ПМПК (по запросу)
Образовательные потребности для ребёнка с нарушением интеллектуального развития.
Для обучения детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является:
1. обеспечение доступности содержания учебного материала
2.использование специфических методов и приёмов, облегчающих усвоение учебного материала.
3.формирование системы доступных знаний, умений и навыков. 4. Постоянный контроль и конкретная помощь со стороны учителя. 5.привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации. 6. Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. 7.целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития. 8. Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. 9.трудовая и профессиональная подготовка. 10. Создание психологически комфортной для детей с нарушением среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках и во внеклассной деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда учащихся во избежание их переутомления.