• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

- формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним;

- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и

конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

- становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

1.2. Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273 -ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  • Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Учебный план МАОУ СОШ №59 «Перспектива»

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1. Обоснование отбора содержания предмета, основные идеи и подходы


Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Обучающие могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения - учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:

- организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

- отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);

- последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

2.2. Структура курса

В процессе изучения данного курса должно быть углублено осознание учащимися идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.

2.3. Логические связи учебного предмета с другими дисциплинами

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

2.4. Методы, формы и средства обучения, применяемые педагогические технологии

В соответствии с концепцией развивающего образования программа предполагает использование проблемно-диалогической технологии освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации - противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.

2.5. Учебно - методический комплекс

Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А. В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» М., Вента-Граф, Москва, 2015

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 59 «Перспектива» на изучение Основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе отводится по 1 часу в неделю, всего 35 часов.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

4.1. Личностные результаты

Личностные результаты отражают индивидуальные свойства учащихся, приобретённые в процессе освоения учебного предмета:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

4.2. Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

4.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

4.2.2. Познавательные универсальные учебные действия

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

4.2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

4.3. Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, приобретённый и закреплённый в процессе освоения учебного предмета:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

Величие многонациональной культуры России.

Человек - творец и носитель культуры.

Законы нравственности - часть культуры общества.

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА

Береги землю родимую, как мать любимую.

Жизнь ратными подвигами полна.

В труде - красота человека.

Плод добрых трудов славен.

Люди труда.

Бережное отношение к природе.

Семья - хранитель духовных ценностей.

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Роль религии в развитии культуры.

Культурное развитие христианской Руси.

Духовная музыка.

Культура ислама.

Иудаизм и культура.

Культурные традиции буддизма.

КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ. ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Хранить память предков.

Что составляет твой духовный мир.

Твое образование и интересы.

Твоя культура поведения и нравственные качества.

Диалог культур и поколений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание разделов рабочей программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

5 класс


В МИРЕ КУЛЬТУРЫ (9 часов)



Величие многонациональной культуры России.

Человек - творец и носитель культуры.

Законы нравственности - часть культуры общества.

- знать понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России. Культура народа, рожденная религией. Народ - творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека. Роль правил в жизни общества.

- понимать роль светской этики. Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА (7 часов)


Береги землю родимую, как мать любимую.

Жизнь ратными подвигами полна.

В труде - красота человека.

Плод добрых трудов славен.

Люди труда.

Бережное отношение к природе.

Семья - хранитель духовных ценностей.

- понимать, что Защита Отечества - долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны - пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов - представителей разных народов. Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу. Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы. Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский. Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы. Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки. Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье. Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье. Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети. Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.


РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА (10 часов)



Роль религии в развитии культуры.

Культурное развитие христианской Руси.

Духовная музыка.

Культура ислама.

Иудаизм и культура.

Культурные традиции буддизма.

- осознать понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря. Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон. Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть - часть исламской культуры. Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора - Пятикнижье Моисея. Синагога. Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь. Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура. Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.

КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ. ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР (9 часов)


Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Хранить память предков.

Что составляет твой духовный мир.

Твое образование и интересы.

Твоя культура поведения и нравственные качества.

Диалог культур и поколений.

- знать конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село». Хранение памяти предков - забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы. Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение - важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.


7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

7.1. Учебно - методическое обеспечение

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

- осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

- развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

- ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;






© 2010-2022