• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока: Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности

Конспект урока: Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности

Проектная деятельность в начальной школе является одним из основных направлений. Поэтому необходимо данной проблеме уделять особое внимание.   Конспект урока по теме: Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности. Данный конспек предназначен для студентов специальности СПО "Преподавание в начальных классах", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", в котором изучается значимость проектной деятельности, виды проектов, этапы проектов, готовность младших школьников...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель: изучить новый материал по теме «проектная деятельность младших школьников».

Задачи:

- сформировать систему понятий «проект», «проектная деятельность», « школьный проект» по проблеме проектной деятельности;

- изучить показатели готовности к проектной деятельности;

- раскрыть этапы проектной деятельности младших школьников и их содержание;

- развивать у студентов умение применять знания о видах проектов в ходе знакомства с проектами учащихся 1-4 классов лицея № 32 г. Орла;

- продолжить работу по совершенствованию навыков работы с понятийным аппаратом темы;

- развивать аналитические навыки;

- воспитание устойчивого интереса к получению знаний по предмету «Организация внеурочной работы» и потребности в психолого- педагогическом образовании;

- продолжить работу по формированию способности к рефлексии.

- развитие творческих способностей при выполнении домашнего задания.

Тип урока: изучение нового материала

Структура урока:

  1. Организационный момент. 1 мин

  2. Постановка целей и задач урока. 2мин

  3. Изучение нового материала. 25 мин

  4. Первичное закрепление ученного.14 мин

  5. Итог урока. 2мин

  6. Домашнее задание: 1 мин. -изучить материал по теме;

- придумайте графическое изображение видов проектов(использовать пиктограммы, символы, знаки, рисунки, фотографии);

- составьте рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность.

Основные понятия: «проект», «проектная деятельность», «школьный проект».

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал, выставка литературы, образцы проектов.

Литература к уроку:

- подборка статей из журнала «Начальная школа»

- Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - Издательство «Баллас» 2013.

- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

- Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

Ход урока.

Организационный момент. - Здравствуйте, всех рада видеть, садитесь. Староста назовет отсутствующих.

Постановка целей и задач урока. - Сегодня на уроке мы с вами будем изучать проектную деятельность младших школьников во внеурочной деятельности, познакомимся с показателями готовности к проектной деятельности, с этапами проектной деятельности, с различной классификацией проектов.

Изучение нового материала.

- Запишите тему урока: Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ.

ПОКАЖИ МНЕ - И Я ЗАПОМНЮ.

ВОВЛЕКИ МЕНЯ - И Я НАУЧУСЬ.


КОНФУЦИЙ

- Как вы думаете, почему именно этот эпиграф был выбран к нашему уроку? (ответы студентов)

-Запишите план урока.

План:

    1. Понятие «проект» и проектная деятельности. Значимость проектной деятельности.

  1. Готовность младших школьников к проектной деятельности.

  2. Этапы проекта.

  3. Классификация проектов.

1.

В ФГОС нового поколения большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Неслучайно во внеурочной деятельности одним из направлений работы является проектная деятельность.

Рассмотрим подробнее что же такое проект.

Прое́кт (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) - это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта.

Проект - замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического и практического продукта.

Проект - это комплексный план системно-организованной последовательности действий, ведущий к запланированному результату.

Проект - это "пять П" : Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Школьный проект - это современная эффективная технология обучения, которая позволяет учащимся решать проблемные задачи значимые для их развития и подготовки к самостоятельной жизни.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Занимаясь проектной деятельностью младшие школьники учатся:

- Самостоятельному, критическому мышлению.

- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

- Принимать самостоятельные аргументированные решения.

- Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Итак, мы познакомились с понятиями «проект», «проектная деятельность», «школьный проект» и выяснили их значимость для младших школьников. Переходим к рассмотрению второго вопроса.

2.

Познакомившись с вышеперечисленными определениями мы узнали, что проектная деятельность является сложной для младших школьников, соответственно возникает логический вопрос, а готовы ли они к ее выполнению? Попытаемся разобраться.

Готовность младших школьников к проектной деятельности определяется следующими показателями:

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации "дефицита" информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения;

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе , когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях "открывают" и доступно для себя формулируют необходимые "правила общения", регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, это сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

-умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Все перечисленные показатели являются важными, и как правило формируются они при участии взрослых (учителей, родителей). Л.С. Выготский еще в 30 годы прошлого столетия подходит почти вплотную к определению «опережающего обучения». Согласно его теории, вся эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, то есть саморазвиваться.

- Любая деятельность реализуется проходя ряд этапов. Планирование одно из условий успешной деятельности. Обратимся к вопросу об этапах проектной деятельности.

3.

- Младшие школьники занимаясь проектной деятельностью на первом этапе погружаются в проект.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы:

1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников , показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.





4.

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Индивидуальная особенность учащихся и разнообразие проектной деятельности позволяет выделить следующие виды проектов, обратимся к их классификации.

Существуют различные классификации проектов.

По доминирующей деятельности различают следующие виды проектов:

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы .

Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.

По комплексности (иначе говоря, по предметно - содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

- Мини - проекты.

- Краткосрочные проекты.

- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Первичное закрепление материала. Предлагаю вам познакомиться с проектами, которые выполняли школьники 1-4 классов лицея № 32. (Просмотр проектов-презентаций)

- Попробуйте по содержанию проекта определить его вид (по первой классификации - доминирующей деятельности) (Футбол- мое хобби (творческий проект); (Сколько весит здоровье - исследовательский); (Предания старины глубокой - информационный)

Первичное закрепление материала. Уважаемые студенты, предлагаю вам выполнить задания по закреплению изученного материала.

Итог урока. Сегодня мы начали изучать проектную деятельность младших школьников, познакомились с этапами и классификацией проектов. Но на этом изучение не заканчивается, так как в рамках одного занятия это невозможно сделать. На практических занятиях мы будем учиться создавать проекты, изучать особенности организации и руководства проектной деятельностью младших школьников.

Домашнее задание.

-изучить материал по теме;

- придумайте графическое изображение видов проектов(использовать пиктограммы, символы, знаки, рисунки, фотографии);

- составьте рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность.

7

© 2010-2022