• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на темуИнтерактивные методы обучения на уроках крымскотатарского языка и литературы

Доклад на темуИнтерактивные методы обучения на уроках крымскотатарского языка и литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Крым

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Литвиненковская средняя школа»





Интерактивные методы обучения на уроках крымскотатарского языка и литературы








Учитель крымскотатарского

языка и литературы

Измайлова Мева Алимовна




2016 г.

Все возрастающий поток информации требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий промежуток времени передавать достаточно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения изучаемого материала и закрепления его на практике.

Человек будущего должен быть наделен такими качествами, как: умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умение самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять эти знания на практике для решения разнообразных проблем. Уметь самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща, в разных областях, в различных ситуациях. Эти качества не формируются сами собой. Нам, учителям, необходимо создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознали бы необходимость воспитания их у себя. К таким ситуациям имеют право быть отнесены активные (интерактивные) методы обучения. Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач. Преимущества интерактивных методов:

1.Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;

2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта;

3.Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы;

4.Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.

Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов:

различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы;

мозговой штурм;

имитации;

дискуссии и диспуты;

ролевые, дидактические и имитационные игры.

Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока.

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики

1.Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Мозговой штурм, блицопрос, микрофон

2.Оглашение темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает

Через эпиграф, слово, название

3.Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания

Мини - лекция, презентация домашнего задания

4.Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

Дебаты, семинар, работа в группах, «Карусель», «Микрофон», «Шляпы мышления», «Защита проекта», «Аквариум», «Ярмарка», «Пресс».

5.Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

«Большой круг, «Неожиданное предложение», «Шкала мнений», дискуссии, комментирование.

Одной из наиболее часто используемых является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии - обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игровая технология, использование её элементов помогают нам сделать менее травмирующей адаптацию учащихся и решать психологические проблемы личности. Классификация педагогических игр

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

По области деятельности:

-физические;

-интеллектуальные;

-трудовые;

-социальные;

-психологические.

По характеру педагогического процесса:

-обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

-познавательные, воспитательные, развивающие;

-репродуктивные, продуктивные, творческие;

-коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические.

По игровой методике:

-предметные;

-сюжетные;

-ролевые;

-деловые;

-имитационные.

По предметной области:

* драматизации;

* математические, химические, биологические, химические, экологические;

* музыкальные, театральные, литературные;

* трудовые, технические, производственные;

* физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

* обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

По игровой среде:

* без предметов/с предметами;

* настольные, комнатные, уличные, на местности;

* компьютерные, телевизионные, с ТСО;

* технические, со средствами передвижения.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические

и др.

С 5 класса можно начинать работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). Также в 5 - 7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.

1. «Кто больше?..» ( «Кто быстрее?.. ). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.

2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

3. Рассказ правила по цепочке. Условие - соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

4. Аукцион вопросов по теме ( каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду ). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

5.Метод «Мавиле, манты, мердвен»

Метод позволяет:

-узнать имена учащихся;

-создать благоприятную атмосферу;

-развить разговорную речь

Подготовка и проведение

Педагог предлагает каждому учащемуся назвать свое имя, а также гастрономическое блюдо и предмет обихода. Название блюда и предмета обихода должны начинаться на первую букву имени учащегося. Например, «Меня зовут Мавиле, блюдо - манты, предмет-мердвен».

6. Метод «Пять по пять» позволяет:

• одновременно включить в работу учащихся всей группы;

• ознакомить с достаточно большим объемом учебного материала на занятие;

• развивать устную речь учащихся;

• дифференцировать задания в соответствии с уровнем подготовленности учащихся;

• развивать умения работать с текстом.

Подготовка и проведение

Педагог выбирает текст и делит его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей. Он организует расстановку мебели в кабинете (форма «Дискуссионный клуб»), и делит учащихся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести.

Группы располагаются за отдельными столами, каждый учащийся получает одну часть текста.

Педагог предлагает в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим уча­щимся в произвольной форме (составляет план, тезисы и т. п.).

По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом,

образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста.

Учащимся предлагается представить содержание текста в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала.

По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, педагог также в форме вопросов проверяет, как учащиеся поняли содержание всего текста.

Педагог может собрать на проверку тетради, в которых учащиеся фиксировали основные тезисы.

Материальное обеспечение: учебный текст (тексты параграфов учебников), ксерокопии статьи.

На что следует обратить внимание:

• все ли учащиеся в процессе презентации частей текста слушают друг друга;

• продумать конкретный механизм проверки понимания учащимися всего текста;

• рассчитать время работы на каждом этапе проведения метода.

7.«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший микрофон обязан кратко, чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

8.«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «банка идей» проводится анализ и обговаривание.

9.«Шляпы мышления»

Классный коллектив произвольно делится на 6 цветных группы, каждая из которых высказывает свои идеи, мысли по поводу одной общей ситуации со своих «цветочных точек зрения»: белая шляпа - факты; красная - эмоции; чёрная - критика; жёлтая - оптимизм; зелёная - новаторство, синяя - эксперты, подводящие общие итоги.

10.«Лови ошибку»

Объясняя материал, намеренно допускаю ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Учащиеся мгновенно пресекают ошибку условным знаком или пояснением. «Исправь ошибку». Учащимся выдаются тесты или теоретический материал по пройденной теме, в которых неправильно сформулирована теория или неверно подобрана практическая часть. В течение определённому времени ученик находит ошибку, после чего передаёт другому. Кто больше нашёл ошибок! Правильный ответ у учителя.

Интерактивные методы и приёмы обучения относятся к числу инновационных, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что идея интерактивного обучения сравнительно не нова. Однако есть опасность утонуть в словах и иллюзиях, повторив путь многочисленных модных педагогических новаций, которые слегка «приукрасили», модернизировали традиционное обучение, а потом забылись, так ничего всерьез и не изменив.


© 2010-2022