• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка для выступления на педагогическом совете «Условия развития личности подростка, через призму духовно – нравственных ценностей в учреждении дополнительного образования»

Методическая разработка для выступления на педагогическом совете «Условия развития личности подростка, через призму духовно – нравственных ценностей в учреждении дополнительного образования»

Данная методическая разработка, может заинтересовать педагогов доп. образования, педагогов- организаторов, учителей, которые занимаются интеллектуально- творческой деятельностью. Данный материал - описание работы актива районного клуба интеллектуального развития "Эрудит", его формы и методы деятельности. Разработка рассказывает о том, как организована работа в клубе, чтобы раскрыть потенциальные интеллектуальные и творческие возможности каждого ребёнка, научить испытывать чувство удовлетворения ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

для выступления на педагогическом совете

«Условия развития личности подростка, через призму духовно - нравственных ценностей в учреждении дополнительного образования».

Автор: Казакова Ольга Николаевна

Заведующая Центром организационно-массовой работы

МБОУ ДОД «Дом детского творчества №4»

О, сколько нам открытий чудных

Приносит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг.

А.С. Пушкин

Социализация личности ребёнка происходит под влиянием всего миропорядка начиная с космоса, Земли, государства, через общественные институты, экономику, политику, СМИ, семью, среду молодёжного общения. Всё это и есть воспитание, оно - то и призвано помочь личности не быть поглощённой этим морем, найти в нём своё лицо, свои отношения с миром, людьми и самим собой. Но есть ещё и «волшебный» закон саморазвития. Поощряя его, педагог должен создавать такие условия, чтобы воспитанник сделал свой выбор в пользу духовного, интеллектуального развития, нравственных ценностей. Эти условия можно создать, исходя из удовлетворений потребностей ребёнка. Отсюда возникает сложнейшая задача - сделать так, чтобы, развиваясь, личность подростка приобретала более сложные и высокие потребности, ориентированные на общечеловеческие ценности: доброта, любовь, гуманизм, самосовершенствование мировидения, мироощущения, мирооценки. Там, где специально не формируют этот необходимый развитой личности набор качеств и жизненных ценностей, на их месте автоматически развиваются противоположные качества и жизненные ориентиры - лень, цинизм, безнравственность, грубость, хамство, бесчеловечность и жестокость.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Основным содержанием духовно- нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Традиционными источниками нравственности являются:

- Россия;

- Многонациональный народ Российской Федерации;

- Гражданское общество;

- Семья;

- Искусство;

- Наука;

- Религия;

- Природа;

- Человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. Для успешного формирования у детей всех вышеперечисленных ценностей и выступают на арену учреждения дополнительного образования. Досуг подростков в системе учреждений дополнительного образования предоставляет возможность реализовывать не только образовательные цели, но и формировать мотивации к познанию и творчеству, основываясь на саморазвитии. Именно обстановка клубного пространства эффективно способствует развитию таких важных качеств как активность, самостоятельность, коммуникабельность.

Исходя из вышесказанного, в Доме детского творчества №4, был создан клуб интеллектуального развития «Эрудит», в состав которого входят обучающиеся из образовательных учреждений Заводского района в возрасте 14- 17 лет. Для успешной и интересной деятельности клуба была создана программа «Мир знаний, увлечений и открытий», социально-педагогической направленности, в которой предполагается создание условий эмоционального досуга школьников, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации и социализации.

Основная цель программы:

социализация растущей личности - гармоничная интеграция подростков в современное общество.

Задачи программы:

  • создавать условия для объединения подростков на основе общих интересов;

  • содействовать процесс становления творческой, самостоятельной и активной личности, эстетически и нравственно богатой, впитывающей духовные ценности русской культуры;

  • формировать у подростков положительную мотивацию к изучению школьных предметов;

  • способствовать расширению кругозора и развитию интеллекта;

  • воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • создавать условия для самовыражения каждого члена клуба, через участие в коллективных делах;

  • воспитывать высокие духовно- нравственные качества - доброту, милосердие, толерантность, отзывчивость.

Работа в клубе интеллектуального развития «Эрудит», организована так, чтобы раскрыть потенциальные интеллектуальные и творческие возможности каждого ребёнка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо проделанной работы. Каждое заседание клуба решает не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Основные направления деятельности клуба интеллектуального развития «Эрудит»:

  • «Интересные дела» - организация содержательного досуга, массовых мероприятий для различных возрастных категорий детей;

  • «Труд и экология» - экологическое воспитание и профессиональная ориентация;

  • «Гражданско-патриотическое» - формирование у подростков национального самосознания, чувства патриотизма и любви к Родине, через участие в различных мероприятиях;

  • «Интеллектуально - творческое» - развитие умственных способностей подростков, совершенствование и тренировка их памяти, мышления, внимания, через участие в интеллектуальных играх, научно- практических конференциях, творческих лабораториях.

Для успешной реализации программы и формированию базовых национальных ценностей воспитанников клуба предусмотрены следующие формы работы:

  • Интеллектуально-творческие конкурсы: «Самый классный класс»;

  • Районные интеллектуальные игры на развитие логики, памяти, мышления, внимания: «Дорога к знаниям», «Знатоки», «Сильное звено», «Фортуна», учитывая возрастные особенности учащихся;

  • Тематические литературно-музыкальные гостиные;

  • Диспуты, заседания, круглые столы, беседы, встречи с интересными людьми;

  • Районные акции милосердия, благотворительные акции, трудовые десанты;

  • Информационные теоретические и практические занятия;

  • Концертные, игровые, театрализованные праздники, творческие конкурсы4

  • Встречи со специалистами по вопросам этики и здоровья;

  • Слёты - старты, слёты - смотры, слёты интеллектуалов.

Одним из условий моей деятельности в клубе интеллектуального развития «Эрудит», является то, что на заседаниях не даются конкретные догмы нравственности, а путём сотрудничества ищутся пути решения проблем. Личность подростка уже имеет свой образ мира со своими законами, и какими бы они ни были, надо признать право им быть! Во время групповой работы ребята, бывает сами, приходят к осознанию несостоятельности своей точки зрения, начинают рассматривать её через призму нравственных ценностей, расширяя свой образ мира, приближая его к реальному. То есть приходят к осознанию того, что за происходящее в собственной жизни, а через неё и в обществе необходимо брать ответственность на себя.

Ну, а главной заповедью в своей деятельности я ставлю для себя: идти вместе с детьми по дороге открытий прекрасного, учить не навязывая, слушать, рассказывая, быть соавтором в творчестве и не мешая развивать.

4


© 2010-2022