Формирование социально-значимых ценностей на уроках СБО

    Предмет СБО - «Социально-бытовая ориентировка» изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие проблемы в развитии. Главная  цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни.  Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания учащихся коррекционных школ незаменима, так как именно на этих уроках формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за од... класс Iчетверть IIчетверть IIIчетверть IVчетверть хорошо удов хорошо удов хорошо удов хорошо удов 5 «А» 5 «Б» 6 7 «А» 7 «Б» 8«А» 8 «Б» 9   9 2 9 6 9 8 8 11 3 8 3 3 2 2 1 2 9 2 9 6 9 8 8 11 3 8 3 3 2 2 1 2 9 2 9 6 9 8 8 11 3 8 3 3 2 2 1 2 9 2 9 6 9 8 8 11 3 8 3 3 2 2 1 2                           Карта определения сформированности  социально - бытовых                              навыков уборки посуды со стола после еды  2011-2012г.     класс Iчетверть IIчетверть IIIчетверть IVчетверть хорошо удов хорошо удов хорошо удов хорошо удов 5 «А» 5 «Б» 6 7 «А» 7 «Б» 8«А» 8 «Б» 9   10 7 10 8 10 9 9 13 2 3 2 1 1 1 - - 10 7 10 8 10 9 9 13 2 3 2 1 1 1 - - 10 7 10 8 10 9 9 13 2 3 2 1 1 1 - - 10 7 10 8 10 9 9 13 2 3 2 1 1 1 - -                                                                 Динамика развития учащихся по предмету СБО за 2011-2012 учебный год.        Из диаграммы видно, что к концу 9 класса все выпускники школы овладевают практическими умениями и навыками. Поэтому можно сделать вывод, что в формировании социально-значимых ценностей большую  роль играет трудовое  деятельность.    Индивидуальный подход к контролю за усвоением учебного материала                                                  слабыми  ... Ф.И.О. Сбор посуды     Сбор крошек со стола Протирка стола влажной салфеткой Отжим салфетк. Протирка стола сухой салфеткой Соблюдение последовательности уборки стола. Оценка   Ярмов Д.   + - + - + + 3   Вывод: Последовательность выполнения операций, уборки посуды и хранения инвентаря учащийся    Ярмов Д. усвоил. Изучение предмета СБО в специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате  VIII вида является важным звеном  в жизни детей. Вся работа направлена на приобретения умений и навыков, которые позволяют уверенно начинать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и интегрировать в социум.                                                                                  ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет СБО - «Социально-бытовая ориентировка» изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания учащихся коррекционных школ незаменима, так как именно на этих уроках формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п., рационально распределять и вести бюджет семьи. Предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.

В Шкуринской специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате VIII вида большая часть детей проживает в школе-интернате в течение шести дней в неделю, на воскресенье дети уезжают домой. Многие дети не имеют постоянных поручений в семье, редко посещают различные учреждения и организации, то есть большую часть своей жизни дети проводят в отдалении от своей семьи, общества.

Поэтому роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима. Задача уроков социально-бытовой ориентировки - сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семьи, распределения семейных обязанностей, о защите своих прав, этикета и поведения в обществе.

Изучение СБО начинается с 5 класса. Классы разделены на 2 группы, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

В Шкуринской специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате VIII вида оборудован кабинет СБО. В условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся в ситуации дефицита общения становится актуальным принцип зонирования пространства.

В кабинете учебное оборудование располагается по зонам: «Учебная», «Кухонная», «Жилая комната».

I зона - «Учебная». Здесь находятся столы и стулья для практических работ; классная доска, рабочее место учителя.

II зона - «Кухонная» оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, холодильником, кухонной мебелью. На кухне имеется вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника: микроволновая печь, электрический чайник, электроплита. По правилам техники безопасности плита и мойка разделены небольшой тумбой, в которой хранится посуда. Для всех учащихся есть фартуки и косынки, прихватки и полотенца.

III зона -«Жилая комната» оборудована набором современной мебели: диван, телеаппаратуры, шкаф для посуды, ковер. Зона используется при изучении тем, «Приём гостей», «Деловые встречи».

Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.

Перед учащимися специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида ежедневно стоит необходимость решать какие-то задачи. Каждый день они сталкиваемся обстоятельствами, которые испытывают терпение и характер. В этой ситуации очень большое значение имеют социально значимые ценности, которые служат маркерами и позволяют убедиться, что ребята двигаются в правильном направлении. Когда все слова и действия приведены в соответствие с социально- значимыми ценностями, жизнь кажется правильной и содержательной, а учащиеся уверены и довольны собой.

Итак, какие могут быть социально-значимые ценности?


  1. Хорошее образование.

  2. Хорошая карьера и работа.

  3. Счастливая семья.

  4. Слава.

  5. Деньги , богатство.

  6. Дружба.

  7. Уважение и восхищение окружающих.

  8. Хорошее здоровье.

  9. Уверенность в себе.

  10. Власть и положение.

  11. Счастье близких людей и т.д.

Обсуждая на уроках с учащимися социально значимые ценности, я постепенно подвожу их к выводу о том, что их достижение возможно через занятие полезным трудом.

Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников приобретает в настоящее время особо важное значение.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, стирки вещей, приготовления пищи, привычка следить за чистотой помещения, формируются настойчивость и терпение во время выполнение практических упражнений, воспитываются самостоятельность, трудолюбие.

На уроках СБО изучаются различные темы: личная гигиена, одежда и обувь, питание, транспорт, медицинская помощь и т.д. Конечно же самой любимой темой для учащихся является тема «Питание». На примере изучения этой темы я хочу показать как же формируются у учащихся трудовые умения и навыки.

При изучении темы перед учащимися я ставлю следующие цели:

  1. Формировать умения называть приготовленные блюда, отличать по

внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции.

  1. Определять признаки свежих и испорченных продуктов.

  2. Знать условия хранения продуктов питания (хлебнице, в продуктовом шкафу, в холодильнике, в подвале и т. д.)

  3. Уметь распознавать продукты животного и растительного происхождения.

  4. Распределять продукты по группам. Называть группы продуктов.

  5. Овладевать приемами извлечения продуктов из упаковки, разворачивать, высыпать, вытряхивать сыпучие продукты.

  6. Совершенствовать умения в нарезании : ломтиками, полосками, кубиками; разрезанию пополам.

  7. Формировать практические умения в смешивании продуктов, измельчению, отмериванию нужного количества продуктов.

  8. Закреплять полученные знания, правильно оценивать качество выполненной работы.

В ходе проведенных занятий у учащихся формируются необходимые умения и навыки, которые позволяют им самостоятельно готовить пищу.

Целенаправленный контроль за развитием определенных знаний, умений и навыков позволяют своевременно корригировать процесс обучения, отслеживать переход в овладении умениями с одного уровня на другой.

Отслеживание сформированости умений и навыков я провожу на протяжении 5 лет.

Карта определения сформированности социально- бытовых навыков приготовления пищи 2011-2012г.

класс

Iчетверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

хорошо

удов

хорошо

удов

хорошо

удов

хорошо

удов

5 «А»

5 «Б»

6

7 «А»

7 «Б»

8«А»

8 «Б»

9

9

2

9

6

9

8

8

11

3

8

3

3

2

2

1

2

9

2

9

6

9

8

8

11

3

8

3

3

2

2

1

2

9

2

9

6

9

8

8

11

3

8

3

3

2

2

1

2

9

2

9

6

9

8

8

11

3

8

3

3

2

2

1

2

Карта определения сформированности социально - бытовых

навыков уборки посуды со стола после еды 2011-2012г.

класс

Iчетверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

хорошо

удов

хорошо

удов

хорошо

удов

хорошо

удов

5 «А»

5 «Б»

6

7 «А»

7 «Б»

8«А»

8 «Б»

9

10

7

10

8

10

9

9

13

2

3

2

1

1

1

-

-

10

7

10

8

10

9

9

13

2

3

2

1

1

1

-

-

10

7

10

8

10

9

9

13

2

3

2

1

1

1

-

-

10

7

10

8

10

9

9

13

2

3

2

1

1

1

-

-

Динамика развития учащихся по предмету

СБО за 2011-2012 учебный год.

Из диаграммы видно, что к концу 9 класса все выпускники школы овладевают практическими умениями и навыками. Поэтому можно сделать вывод, что в формировании социально-значимых ценностей большую роль играет трудовое деятельность.

Индивидуальный подход к контролю за усвоением учебного материала

слабыми учащимися.

При выполнении задания слабыми учащимися я предлагаю карточки, в которых более подробно расписываю те действия, которые должен совершить ученик для достижения правильного результата. Постепенно информация сворачивается и умение переходит в навык. При подведении итогов по теме я отмечаю положительные и отрицательные моменты в работе. В зависимости от этого индивидуализирую задание, чтобы по прошествии времени добиться формирования практического умения и навыка.

Отслеживание развития социально-бытовых умений уборки стола после еды.

Ф.И.О.

Сбор посуды

Сбор крошек со стола

Протирка стола влажной салфеткой

Отжим салфетк.

Протирка стола

сухой салфеткой

Соблюдение последовательности уборки стола.

Оценка

Ярмов Д.

+

-

+

-

+

+

3

Вывод: Последовательность выполнения операций, уборки посуды и хранения инвентаря учащийся Ярмов Д. усвоил.

Изучение предмета СБО в специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате VIII вида является важным звеном в жизни детей.

Вся работа направлена на приобретения умений и навыков, которые позволяют уверенно начинать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и интегрировать в социум.

© 2010-2022