Виртуальная арт - экскурсия Кавказская коллекция русской живописи

Живопись удивительным образом связана с историей. Помимо эстетических достоинств она имеет социальное, гражданственное звучание.  Никто не может  оставаться равнодушным не только к реалиям сегодняшнего дня, но и к прошлому. Необязательно участвовать в  боевых действиях, чтобы показать ужасы войны, трагизм смерти.   Среди художников, писавших на тему Кавказа и  Кавказской войны, много славных имен. Это «первооткрыватель Дагестана» - князь Григорий  Гагарин, Франц Рубо,  Иван Александровский,  Тео...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кавказская коллекция русской живописи

виртуальная арт - экскурсия

Оформление: экскурсия сопровождается показом слайдов

Ведущий 1.: Живопись удивительным образом связана с историей. Помимо эстетических достоинств она имеет социальное, гражданственное звучание. Никто не может оставаться равнодушным не только к реалиям сегодняшнего дня, но и к прошлому. Необязательно участвовать в боевых действиях, чтобы показать ужасы войны, трагизм смерти.

Среди художников, писавших на тему Кавказа и Кавказской войны, много славных имен. Это «первооткрыватель Дагестана» - князь Григорий Гагарин, Франц Рубо, Иван Александровский, Теодор Горшельт, Иван Айвазовский, Михаил Врубель, Полидор Бабаев, Петр Грузинский, Артемий Шамшинов и др. Они жили на Кавказе, перенимали быт, обычаи и традиции местных жителей, некоторые участвовали в боевых операциях, другие же создавали свои картины на основе зарисовок мест событий, по рассказам живых свидетелей.

Ведущий 2.: Художник - любитель Григорий Григорьевич Гагарин до 13-летнего возраста жил с родителями в Париже и Риме, потом учился в коллегии Толомеи, в итальянской Сиенее. После окончания коллегии с 1826 года работал при российских посольствах в Париже, Риме, Константинополе и Мюнхене.

Вернувшись в 1839 году в Петербург, вскоре отправился на Кавказ, где принимал личное участие в военных действиях. Г.Г.Гагарин в течение 10 лет (с небольшими перерывами) жил на Кавказе. В его творчестве, как в зеркале, отразились все противоречия и сложности северокавказской действительности. В составе российской армии Григорий Григорьевич проявил себя не только как прикомандированный художник, призванный запечатлеть происходящее, но и как смелый офицер, удостоенный двух орденов за личную храбрость и мужество.

Его отношение к войне никогда не выливалось в ее прославление, также как и в возвеличивание кавказских генералов. В этом отношении картины Г.Г.Гагарина обезличены, в них доминируют рядовые участники событий. В событиях I половины ХIХ века его интересовали не столько боевые действия, сколько все, кто волей-неволей оказался к ним причастен. Григорий Григорьевич запечатлел типажи практически всех народов и этнических групп Кавказа («Портрет знатного курда», «Портрет девушки грузинки», «Армянка» и др.). В его работах представлены все слои населения Северного Кавказа: простые люди, местные князья, ханы, беки, российские военные (« Портет майора пехоты Отдельного Кавказского корпуса», «Принцесса Марта», «Аталык со своим воспитанником»). Художник стремился показать всех, кто находился по ту и другую сторону военных действий.

В произведениях Г.Г. Гагарина оказались запечатлены как военные будни, так и сцены мирной жизни («Танец Той на вечеринке в Кака-Шуре. Дагестан», «Шествие обоза через Кизлярскую степь»). У художника нет противопоставления персонажей на «наших» и «не наших», горцы воспринимались им как россияне или будущие россияне. Непродолжительное время офицер служил в Гребенском полку (состоящему из казаков-староверов), что нашло отражение в его полотнах («Поручик Гребенского казачьего полка Федюшкин и его жена», «Семья Арнаутовых», «Казачка ст. Червленной Аксинья Федюшкина» и др.).

Мировоззренческие позиции художника нашли отражение в письме, направленном в 1844 г. военному министру князю А.И.Чернышеву (с которым ознакомился и Николай I). Опираясь на собственные наблюдения, Г.Г.Гагарин утверждал, что российские чиновники на Кавказе творили «несправедливости всякого рода», и их действия вызывали неблагоприятное мнение о России у христиан Кавказа, не говоря уже о других. Отвергая военные методы покорения Северного Кавказа, Григорий Григорьевич предлагал открывать предприятия, которые «занимали бы и содержали целые населения. Заработная плата, соответствующая труду, возвратила бы им постепенно утраченное благоденствие». Он призывал расширять старые и создавать новые пути сообщения, которые прочно связали бы на Кавказе Каспийское и Черное моря, а оттуда речными путями с Центральной Россией. По мнению Г.Г.Гагарина, эти мысли многим приходили на ум, и поэтому он осмелился их высказать.

С конца 40-х годов Григорий Григорьевич находился в Тифлисе (современный Тбилиси) в распоряжении Кавказского наместника М.С.Воронцова. Здесь его идеи оказались ко двору. И к русским, и к кавказцам приходило понимание того, что Кавказ - их общая забота и общая судьба, и все, что они созидают здесь, будет принадлежать им и их потомкам. Деятельность Г.Г.Гагарина шла в этом же русле: он создал проект устройства в Тифлисе «Особенной художественной школы», расписал Сионский собор, возглавил строительство по собственному проекту театра (действовавшего до пожара 1874 г.). Дом Гагариных в Тифлисе стал своеобразной «Меккой» искусства для местных и приезжих. По эскизам князя в центре Темир-Хан-Шуры (современный Буйнакск) был возведен Андреевский собор, который Г.Г.Гагарин и расписал. Он проектировал церковь во Владикавказской крепости и Хасавюрте.

После отъезда Г.Г.Гагарин издает альбомы «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа», ставшие известными в России и за границей и показавшие, большей частью, мирный Кавказ.

В Третьяковской галерее представлена работа Г. Гагарина «Свидание генерала Клюке фон Клюгенау с Шамилем». 18 сентября 1837 года генерал Клюгенау (австрийский дворянин на русской службе, который вскоре будет командовать всеми русскими войсками в Дагестане) советует Шамилю воспользоваться приездом в Закавказье Николая I и отправиться в Тифлис для встречи с императором, «дабы лично молить о всемилостивейшем прощении». Шамиль наотрез отказался. По свидетельству генерала, лишь веское слово имама избавило Клюгенау от гибели.

В Государственном Русском музее в городе Санкт-Петербурге находится картина «Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле», написанная в 1841 году. Это один из боевых эпизодов похода на аул Чиркей в мае 1841 года. В картине нет шовинистического духа, нет высокомерия в отношении горцев. Русские солдаты вдали, на склоне горы, заняты боевой операцией.

По многочисленным гипотезам исследователей акварельная картина «Эпизод из сражения при Валерике» написана художником совместно с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, который служил в это время на Кавказе. Кровопролитное сражение 11 июля 1840 г. при реке Валерик, участником которого волей судьбы оказался ссыльный поэт, оставило глубокие впечатления в его сердце. Акварель изображает рукопашную схватку между русскими регулярными войсками и горцами-ополченцами. На переднем плане, около срубленного дерева, и в глубине лежат убитые. В центре несколько горцев отражают штыковую атаку русских. Некоторые чеченцы застыли в ужасе, от растерянности они лишь отгораживаются руками от солдатских штыков. В правом нижнем углу картины изображены безоглядно бегущие от солдат чеченцы. На заднем плане очертания гор.

В Дагестанском музее изобразительных искусств хранятся набор акварелей художника «Живописный Дагестан», оформленный фирмой «Карл Фаберже»; альбом акварелей «Альбом Кавказский», обложка которого в окладе из серебра и эмали с изображением двуглавого орла, на корешке альбома массивными буквами, отлитыми из серебра, выложено название альбома; альбом цветных литографий «Костюмы Кавказа», изданный в Париже в 1856 году; альбом цветных репродукций с авторских зарисовок «Рисунки и наброски с натуры», изданный в Санкт - Петербурге в 1902 году.

Г.Г. Гагарин много сделал для утверждения положительного образа России на Кавказе, да и в Европе. Все это позволяет рассматривать художника как носителя и воплотителя идей России, под которыми подразумевается тенденция к равноправному историческому партнерству народов под эгидой и в составе России. Решение проблемы ненасильственной интеграции Северного Кавказа с Россией Григорий Григорьевич представлял следующим образом: «Надо, чтобы кавказец находил для себя столько же пользы принадлежать нам, сколько и мы в его удержании».

Ведущий 1.: Творчество Франца Алексеевича Рубо, художника, сумевшего понять, прочувствовать и пропустить через себя трагедию русского и горских народов в эпоху Кавказской войны занимает особое место в русской живописи.

Сын небогатого французского эмигранта родился в Одессе. Первоначальное образование будущий художник получил в городской рисовальной школе, а когда в 1877 году семья переезжает в Германию, он продолжает образование в Баварской Академии художеств. В течение 5 лет учебы каждый год на каникулы он уезжал на Украину, Северный Кавказ и Среднюю Азию, где делал свои многочисленные наброски и этюды, которые позже послужили богатым материалом для его замечательных полотен. После блестящего окончания Академии в 1883 году, художник много работает, а спустя два года получает заказ от правительства Александра III на выполнение серии картин, которые отразили бы важнейшие события Кавказской войны. Полотна предназначались для создаваемого в Тифлисе Военно-исторического музея «Храм Славы».

Сложность работы заключалась в том, что это был правительственный заказ, и творческие возможности художника сковывались определенными требованиями. Для каждой картины Ф. Рубо был «обязан предварительно заготовить эскиз и представить его на рассмотрение комиссии и на утверждение Главного начальника Кавказского края». Но даже в заказных работах художник никогда не принимал чью-то сторону. Он отображал в равной степени храбрость русского солдата и героизм горцев, показывал столкновение сил, кульминационные моменты битв (рукопашный бой, штурм и пр.), не скрывая жестокости войны

Ф. Рубо - автор 18 картин, охватывающих исторический период от времени вступления Петра I в дагестанский аул Тарки до русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В данный цикл также входило несколько работ на темы среднеазиатских походов и русско-турецкой войны. Сюжеты произведений Ф. Рубо выбирал самые напряженные, кульминационные моменты сражений или эпохальные события. Названия работ говорят сами за себя: «Вступление императора Петра Великого в Тарки», «Штурм аула Гимры», «Штурм Салты», «Взятие Дарго», «Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет», «Пленение Шамиля», «Смерть генерал - майора Слепцова», «Штурм аула Ахульго» и т.д. Художник с большим энтузиазмом принялся за работу. Прежде всего, он посетил места, связанные с историческими моментами, зарисовал местность, костюмы горцев, оружие.

В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников открылась первая персональная выставка Ф. А. Рубо. Участвовал живописец и в академических выставках 1896 и 1898 годов. Специально для них было создано несколько полотен, в том числе «Живой мост», «Кавказская разведка», «Переправа через горную реку».

Одна из картин Франца Рубо - «Штурм аула Гимры». В ходе Кавказской войны этот неприступный горный оплот защищал отряд горцев во главе с имамом Гази-Магомедом. Аул был взят 17 октября 1832 года русским отрядом под командованием генерала Г. В. Розена численностью около 10 тыс. человек. После ожесточенного штурма русские ворвались в Гимры. Тогда Гази-Магомед и 15 мюридов, среди которых был и будущий имам Шамиль, укрылись в сторожевой башне. Оттуда они пытались прорваться в горы. Во время схватки почти все они, в том числе и сам имам, погибли. Шамилю удалось спастись.

Центральным полотном «кавказского цикла» Ф. Рубо является «Штурм аула Ахульго». Картина воспроизводит действительное событие - взятие резиденции имама Шамиля аула Ахульго 22 августа - 3 сентября 1839 года. Тринадцать тысяч русских солдат с 30 орудиями под командованием генерал - лейтенанта Граббе окружили 5 тысяч горцев кольцом. При кровавом штурме силы горцев истощились до предела. Шамиль предложил перемирие, выдав заложниками девятилетнего сына и двух племянников. Однако, Граббе требовал безоговорочной капитуляции.

По накалу страстей, трагизму ситуации, художественным достоинствам эта работа художника - одна из лучших в цикле.

…Аул Ахульго, непреступная твердыня Дагестанских гор, последний оплот отстаивавших свою свободу горцев, возглавляемых Шамилем, который защищался, как свидетельствуют о том рассказы участников штурма, долго и храбро, подожжен и оставлен воюющими горцами. Оставшиеся жители столпились на плоских крышах, они поддерживают своих, стреляя в неприятеля сверху. Полуобнаженные женщины с разметанными волосами, с диким видом бросают камни во врагов, другие в исступлении швыряют детей прямо на штыки русских и затем сами с воплем бросаются с обрыва. Кто - то старается спасти детей и скарб, ища выхода из этого ада. Перед подожженным мостом кипит бой. Воинственные жены стараются остановить некоторых бойцов, обратившихся в бегство, принуждая их возвратиться в бой. Выше над мостом, на дороге - сам Шамиль на вороном жеребце следит за ходом боя, окруженный своими знаменосцами и мюридами. Тут и запряженные, нагруженные домашним скарбом арбы, и поднимающиеся из-за скал свежие батальоны солдат, которым придется ввязаться в кровопролитие. Пара всадников непроходимыми тропами пытается догнать своих. Вдоль правого берега реки Ашильта тянется дорога к селению Старое Ахульго, разделенная глубоким оврагом. От аула высится Сурхаевская башня, к которой стремится полевая артиллерия. На высоте стоит грузинская милиция. У башни - перевязочный пункт, куда вносят раненых. Вправо от башни, на возвышении, откуда виден весь ход битвы на белом коне генерал-лейтенант Павел Христофорович Граббе, в окружении своей свиты. Казачья сотня образовала прикрытие. По переброшенному мосту скорым шагом переправляются свежие русские отряды.

Последний штурм Ахульго был предпринят 3 сентября 1839 г. после 3-х попыток: 28 и 29 июля и 2 сентября. Взятие аула стоило русским 500 убитых и 2 500 раненых. Шамиль потерял все свое войско убитыми, ранеными и пленными (в ауле было найдено до 2 тыс. тел). Ночью, сделав необходимые распоряжения, захватив с собой раненого сына Гази - Магомеда и других членов своей семьи (его жена, один из сыновей и сестра погибли) Шамиль с ближайшими соратниками спустился с крутой горы по веревке в узкое ущелье. Преодолев неимоверные трудности, беглецы добрались до Чечни.

Художнику удалось передать высокий драматизм этого эпизода Кавказской войны. В картине виртуозно передано ощущение солнечного августовского дня, когда контуры предметов, погруженных в атмосферу, орудия, повозки, лошади, люди в черкесках по мере удаления в глубину теряют свою линейную четкость, смягчаются. Впечатления живого, бушующего людского потока в смертельной схватке за аул Ахульго художник добился благодаря великолепному рисунку и точно найденным тональным отношениям. Динамика боя была усилена яркими солнечными бликами, играющим и на фуражках, панталонах, перевязях, на штыках и саблях солдат и горцев.

Через несколько лет, все еще находясь под впечатлением этого драматического эпизода войны, Ф. Рубо приступил к созданию первой российской панорамы «Штурм аула Ахульго». Панорама была создана без официального заказа, по собственному почину художника и на его собственные средства. Два года он работал над ней в Мюнхене, создав эпическое полотно длиной 120 и высотой 12 метров.

В Мюнхене панорама, названная там «Покорение Кавказа», имела необычайный успех. Художник был награжден орденом Святого Михаила и избран профессором Баварской Академии художеств. Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех. После зарубежных выставок в 1896 году полотно было показано в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке, где для нее был выстроен специальный павильон. Здесь произведение Рубо демонстрировалось почти полгода и имело самые восторженные отзывы. Посетил панораму и император Николай II, который приобрел ее у художника за 65 тысяч рублей и подарил Военно-историческому музею «Храм Славы» в г. Тифлисе, где она находилась до 1908 года.

В 1908 году полотно было свернуто и увезено в Севастополь, где оно временно экспонировалось в здании Севастопольской панорамы (та в свою очередь выставлялась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле). В 1924 году панорама «Штурм аула Ахульго», хранившаяся в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала во время наводнения. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей. В настоящее время четыре фрагмента панорамы хранятся в Махачкале.

В 90- е годы Николай Николаевич Соломин - художественный руководитель студии военных художников им. М. Грекова поддержал идею восстановления панорамы. С 1992 года он с творческой группой неоднократно приезжал в Дагестан, посещал Ахульго. С 1997 года в зале русской живописи экспонируется копия-эскиз панорамы Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго», выполненный в масштабе один к десяти.

Ведущий 2.: Жизненный путь Теодора Горшельта был впечатляющим: странствующий художник, бросивший учебу в Баварской Академии художеств ради осуществления своей мечты о Кавказе и проведший там, в составе русской армии пять лет (1858 - 1863). Горшельт участвовал в военных операциях, в том числе в таком историческом событии, как взятие аула Гуниб 25 августа 1859 года. Личная отвага принесла ему российские ордена. Горшельт сделал блестящую карьеру: работал Тифлисе по заказам наместника Александра II на Кавказе князя А. И. Барятинского, сопровождал в течение двух недель царя в его поездке по Кавказу в 1861 году. В 1863 году Горшельт посетил Петербург, где был избран почетным членом Императорской Академии художеств. По возвращении на родину, в Мюнхен написал свои картины на кавказскую тему «Взятие аула Гуниб» и «Пленение Шамиля». Однако Горшельт писал не только исторические сюжеты. Из его многочисленных рисунков и картин «Переход через горную реку», «Казаки, возвращающиеся с пленными после набега», «Казаки у горной реки» из изображений восточных базаров и конных горцев мы в целом узнаем о Грузии и Северном Кавказе той эпохи.

В своих картинах на военные темы Петр Николаевич Грузинский предстает художником-реалистом, вносившим в батальную живопись черты простоты и жизненной правды. К лучшим образцам русской реалистической живописи второй половины XIX века относится его полотно «Штурм Гуниба». Мастер воскрешает одно из драматических событий Кавказской войны в августе 1859 года - военную операцию царской армии под командованием генерал-адъютанта А.И. Барятинского в Гунибе на одноимённом горном плато в Дагестане. Сцена штурма этой твердыни, считавшейся неприступной, передана художником без ложного пафоса, просто и убедительно. Сплоченная масса русской пехоты производит впечатление спокойной и грозной силы. В этой картине нет индивидуального героя. Действующим лицом в ней является народ в солдатских белых рубахах.

Значительный интерес представляет также большая картина П.Н. Грузинского «Оставление горцами аула при приближении русских войск». На первом плане картины, по сторонам шагающих волов, впряженных в арбы с ранеными и женами наиба, перемешиваются в нестройную массу люди и домашний скот. Поодаль от тяжело ступающих волов черкешенка тащит на себе ношу одежды, ведя за руку смуглого, полунагого босого мальчика - сынишку, боязливо взглядывающего на новую для него сцену суматохи и общего ужаса... Вдали - разрушенная сакля, а перед нею, у камня, стоит, словно ошеломленная женщина.

Батальные картины П.Н. Грузинского сдержанны. Это своего рода драмы, варианты темы тяжких дорог войны. И этот лаконичный драматизм впечатляет особенно. Из других произведений художника на военную тему известны: «В дозоре», «Черкесы в горах».

В 1889 году Грузинский передал Академии художеств большую коллекцию черкесских, курдских, имеретинских и турецких одежд, собранную им во время поездок на Кавказ.

«Война и мир» - так можно определить тему творчества художников-баталистов. Герои их полотен - воины, солдаты, простые люди. «Это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье» - писал В.В. Стасов. Картины о войне - это судьба одного человека и всего человечества. Собственная позиция художников, которая проявляется в выборе сюжета, психологических характеристик героев произведений, создала яркие незабываемые образы героев и участников Кавказской войны. Их живопись гуманна, их искусство - вне политики. Художники не воспевают и не осуждают воюющие стороны, они рассказывает о далеких днях нашей истории предельно честно и понятно каждому зрителю. И в этом сила и бессмертие их искусства.

© 2010-2022