Рабочая программа по внеурочной деятельности Живая природа малой родины и мы

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего « я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Основное направление программы - социальное

Цель программы: развитие познавательной активности учащихся, укрепление их здоровья в процессе познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно - практических отношений с окружающей природой.

Задачи программы:

  • укрепление здоровья детей на занятиях в реальных природных условиях;

  • развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся в процессе освоения особенностей местной природы;

  • воспитание интереса учащихся к содержанию природоохранительной, учебно-исследовательской деятельности.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для занятий с детьми 5 классов и направлена на:
1) учащихся, проявляющих повышенный интерес к биологии, технологии
2) учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
3) учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;

4)учащихся, смотивированных на обучение.

Программа рассчитана на 1 год обучения (34часа).
Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".

Для проведения полноценного учебного процесса достаточно кабинета, отвечающего требованиям времени. Кабинет должен быть снабжен техническими средства обучения: DVD-плеер, телевизор, магнитола, компьютер.

Основные характеристики деятельности

Для реализации программы предлагаются следующие методы:

- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
-научно-исследовательская деятельность;

- практическая работа;

- наблюдение.

Основные формы работы кружка:

Занятия рассчитаны на фронтальную, коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Основные типы занятий:

Лабораторная работа, экскурсия, олимпиад, деловая игра.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

1) личностные: сформированность нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

2) предметные: применение правил, способов поведения в реальных жизненных ситуациях

3) метапредметные: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

  • тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

  • участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

  • проектно-исследовательская работа;

  • творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, о наблюдении;

  • проведение внеклассного мероприятия;

  • отчетная выставка;

  • диагностические карты;

  • портфолио.

Содержание программы:

Содержание дополнительной образовательной программы кружка «Живая природа вокруг нас» построено как «маршрут путешествия» в окружающую природу с элементами учебного исследования и предполагает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации деятельности детей .

Она включает следующие темы: темперамент, его типы; малая Родина, достопримечательности родного города; растительный мир парков, школьного двора; отношение человека к окружающей среде; правила поведения в парке, лесу, на берегу озера или реки; морфологическое и анатомической строение растений и животных; правила работы с микроскопом; экология; экологическая ситуация в мире, в родном городе; мероприятия для улучшения экологической ситуации; сезонный изменения в природе; использование природного материала в декоративных целях.

Используемая литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения: сост. Е.С. Савинов-М. Просвещение, 2011г.

  2. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие (уроки мастерства) Пособие. Е.В. Тяглова . М.: Планета, 2010.-225с.

  3. Свои фотографии

4. Собственные наблюдения.

  1. Сведения с интернета

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

Формы работы

Основные виды деятельности ученика

Дата

проведения

Фактическая дата

1.

«Давайте познакомимся»

1

1 неделя

Индивидуальная, коллективная

Беседа, анкетирование.

08.09

2.

Экскурсия « Наша малая родина»

1

2 неделя

Индивидуальная, парная коллективная

Экскурсия в парк, сбор растений.

15.09

3.

Акция «Помощь на пришкольном участке»

1

3 неделя

Индивидуальная, парная

Работа на пришкольном участке.

22.09.

4.

Экскурсия «Растения школьного двора»

1

4 неделя

Индивидуальная

Заготовка растений для определения и гербария, заготовка природного материала. А также семян.

29.09.

5.

«Оформление дневника наблюдения»

1

5 неделя

Индивидуальная

Работа с дневником наблюдения.

06.10.

6.

«Последний листочек»

1

6 неделя

Коллективная

Уборка школьного двора

13.10.

7.

«Я умею это сам»

1

7 неделя

Индивидуальная, парная

Работа с природным материалом (листья, шишки, веточки), изготовление поделок.

20.10.

8.

«Правила поведения в парке»

1

8 неделя

Фронтальная

Беседа, изготовление памяток.

27.10

9.

Готовимся к празднику Осени»

1

9 неделя

Коллективная

Совместная работа над сценарием, оформлением зала, выбор конкурсов, заданий, подбор музыки

10.11.

10-11

Праздник Осени

2

10-11 неделя

Коллективная

Проведение праздника

17.11.

24.11.

12-13.

«Мир под микроскопом

2

12-13 неделя

Индивидуальная, парная

Изучение микропрепаратов тканей растений и животных, сравнение их особенностей

01.12

08.12.

14-15

Конкурс флористов

2

14-15 неделя

Индивидуальная, парная

Изготовление декоративных картин из природного материала

15.12

22.12

16.

Конкурс кормушек для птиц

1

16 неделя

Индивидуальная, парная

Изготовление кормушек и развешивание на пришкольном участке

12.01

17.

Акция «Покормите птиц»

1

17 неделя

Коллективная

Наблюдение за птицами

19.01

18.

«Размножение комнатных растений

1

18 неделя

Индивидуальная, парная

Вегетативное размножение растений, заполнение дневника наблюдений

26.01

19.

Экологический турнир

1

19 неделя

Коллективная

Конкурсная программа на экологическую тему среди учащихся 5 классов.

02.02

20-21.

Выпуск газеты, оформление заметок

2

20-21 неделя

Коллективная

Написание заметок, редактирование фотографий, оформление газеты.

09.02

16.02

22-23.

Занятие «Защити планету»

2

22-23 неделя

Индивидуальная, парная

Создание экологического буклета и распространение среди жителей района

01.03

15.03

24.

«Умей сказать нет!»

1

24 неделя

Индивидуальная

Подготовка сообщений о сохранении здоровья.

29.03

25.

Конкурс проектов «Моя любимая клумба»

1

25 неделя

Индивидуальная, парная

Рисование, проектирование , подбор цветов для будущих клумб.

05.04

26.

«Правила поведения в лес»

1

26 неделя

Фронтальная

Знакомство с правилами поведения в лесу, освоение элементарных туристических навыков.

12.04

27.

Акция «Обелиск»

1

27 неделя

Коллективная

Наведение порядка возле памятников.

19.04

28.

«Ориентирование на местности

1

28 неделя

Индивидуальная, парная

Знакомство с компасом, ориентирование по компасу, живым объектам и местным признакам

26.04

29-30.

Разбивка клумбы

2

29-30 неделя

Коллективная

Разбивка клумбы, посадка цветов.

03.05

10.05

31-32.

«Весенние явления в природе»

2

31-32 неделя

Индивидуальная

Наблюдения за природой в весеннее время года, ведение дневника наблюдения

17.05

24.05

33.

Конкурс рисунков «Сохраните Землю»

1

33 неделя

Индивидуальная

Выполнение набросков и рисунков на экологическую тему, конкурс рисунков

31.05

34.

Резерв





© 2010-2022