• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре

Методическая разработка Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре

Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре   Разработал: воспитатель МБДОУ детского сада № 81 г. о. Самара Трахирова Елена Юрьевна Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с  использованием вариативных дополнительных программ, современных методик,  прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитател... Словесные Практические Наглядные Выразительное чтение Театрализованная деятельность Демонстрация иллюстраций, игрушек, презентаций. Пересказ произведений. Передача смысла прочитанного в изобразительной деятельности( лепке, рисовании, аппликации). Оформление выставок. Заучивание наизусть. Элементы инсценирования. Использование разных видов театра. Беседы по прочитанному. Игры- драмматизации.   Чтение художественных произведений. Дидактические игры.       Указанные выше методы взаимодействия с воспитанниками реализуются через следующие формы организации детской деятельности: -ежедневное чтение произведений художественной литературы в режимных моментах; -самостоятельное рассматривание книг и беседы со — сверстниками; непосредственно-организованная деятельность;   -свободное общение воспитателя с детьми по прочитанным произведениям художественной литературы.   Работа над художественным произведением предполагает отбор произведений. Наиболее оп... Тематические Приобщение воспитанников к ведущим темам детской литературы Теоретические Знакомство с доступными возрастным особенностям детей дошкольного возраста теоретическими понятиями Творческие Развитие литературного творчества воспитанников Аналитические Формирование умения анализировать текст художественного произведения с целью глубокого проникновения в его смысл   Форма организации НОД- групповая. Для всех участников образовательных отношений предлагаются следующие формы взаимодействия. 1. Для воспитанников: -    НОД; -        беседы по прочитанному произведению; -        рассматривание иллюстраций; -        самостоятельная речевая творческая деятельность ; -        дидактические игры «Литературное лото», «Угадай по описанию», «Найди ошибку»; -        просмотр презентаций; -        посещение районной библиотеки; -        заучивание наизусть; -       ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре

Разработал: воспитатель МБДОУ детского сада № 81 г. о. Самара

Трахирова Елена Юрьевна

Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с использованием вариативных дополнительных программ, современных методик, прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей.

В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство гармоничного развития личности растущего человека. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования применительно к исследуемой нами теме целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:

-овладение ребенком основными культурными способами деятельности;

-знакомство с произведениями детской литературы;

-проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в котором находятся книжки - раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы; портреты писателей, поэтов;

-выставка книг, игре и общении;

-сформированность у ребенка развитого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре;

-достаточно хорошее владение устной речью;

-четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;

-умение выделения звуков в словах;

сформированность у ребенка предпосылок грамотности.

Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре строится следующим образом:

Создание предметно - развивающей среды:

книжный уголок, выставки различных видов книг,

уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);

уголок изодеятельности - самоделок, касса букв, плакаты по развитию звукового анализа и синтеза слов и т.д.

Регламентированная деятельность:

по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи - идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами, рассказами и сказками, ежедневное чтение с продолжением (способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям);

для успешного овладения чтения в будущем, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, овладеть навыками звукового анализа и синтеза слов, основами первоначальной грамоты («Доскажи словечко», «Где живет звук?», «Собери слово», «Длинные - короткие слова», «Подружи слова в предложении» и т.д.), послоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение - не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека;

деятельность по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией);

мастерская по ремонту книг «Книжкин доктор» (развитие эстетического восприятия, воображения);

При планировании нерегламентированной деятельности обязательно проведение мероприятий:

«погружение» в детскую литературу в течение дня. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию;

театрализованные игры (кукольный, настольный, пальчиковый театр и др.);

режиссерские игры - драматизации сказок; игры - путешествия (развитие словарного запаса, связной речи);

сюжетно - ролевые игры («Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная больница», «Книжная фабрика»);

просмотр диафильмов (развитие внимания, интереса к чтению);

конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку» (развитие навыков выразительного чтения, чувства ритма, темпа т.д.);проектная деятельность (развитие эстетического восприятия, активного взаимодействия, познавательной активности и т.д.);

акции («Книга детскому саду», «Вылечим книжку», «Книга - малышам»);

самостоятельное чтение в книжном уголке.

Важным аспектом является ознакомление детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла», проектная деятельность «Моя любимая книжка»). Особое внимание нужно уделять бережному отношению к книге, тому, сколько труда вложено в её создание, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Вся работа сопровождается наглядностью, примерами из реальной жизни.

Без тесного сотрудничества педагогов, детей с родителями не стоит ожидать высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре, чтению. Родители должны стать полноправными партнерами в системе работы:

организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о прочитанном (развитие памяти, внимания, связной речи);

активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги, в совместной проектной деятельности

совместные посещения библиотек.

Система работы по приобщению детей к книжной культуре предполагает тесную взаимосвязь в работе всех специалистов дошкольного воспитания:

учитель-логопед, педагог-психолог осуществляют коррекцию нарушений в развитии речи детей, которые мешают успешному приобщению детей к чтению (развитие фонематического слуха, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, кинезиологические, логоритмические, дыхательные упражнения, игры на координацию речи и движения, проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок; развитие грамматического строя речи, связной диалогической и монологической речи, развитие высших психических функций.);

музыкальный руководитель (распевки, вокализы, темпо - ритмические упражнения, логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.), хореограф, инструктор по физической культуре (речедвигательные упражнения, упражнения на координацию и т.д.) помогают в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей, пантомим и т.п.

Взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность - мастерим книжки для малышей и т.п.

Для выяснения эффективности системы проводимой педагогической работы по данной теме необходимо проведение мониторинга. Можно использовать следующие методики: «Восприятие литературных произведений» (модифицированный вариант методики Л.П. Стрелковой); «Формирование интереса и потребности в чтении» - индивидуальная диагностическая карта; «Изучение особенностей эмоционального поведения при восприятии литературных произведений» - диагностическая карта и др.

Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре позволяет:

повысить уровень познавательного, речевого развития детей;

создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать

читательские умения.

Система работы по ознакомлении дошкольников с книжной культурой предполагает использование следующих методов

Словесные

Практические

Наглядные

Выразительное чтение

Театрализованная деятельность

Демонстрация иллюстраций, игрушек, презентаций.

Пересказ произведений.

Передача смысла прочитанного в изобразительной деятельности( лепке, рисовании, аппликации).

Оформление выставок.

Заучивание наизусть.

Элементы инсценирования.

Использование разных видов театра.

Беседы по прочитанному.

Игры- драмматизации.

Чтение художественных произведений.

Дидактические игры.

Указанные выше методы взаимодействия с воспитанниками реализуются через следующие формы организации детской деятельности:

-ежедневное чтение произведений художественной литературы в режимных моментах;

-самостоятельное рассматривание книг и беседы со - сверстниками;

непосредственно-организованная деятельность;

-свободное общение воспитателя с детьми по прочитанным произведениям художественной литературы.

Работа над художественным произведением предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант - объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений:

1-я неделя - чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок;

  1. - неделя - чтение стихотворений;

  2. - неделя - чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;

  3. - неделя - путешествие по страницам «толстой книги». После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней и планирует дальнейшую работу. Основное правило - читать нужно, не прерываясь ( комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

Предлагаемая система работы включает следующие виды НОД с воспитанниками.

Тематические

Приобщение воспитанников к ведущим темам детской литературы

Теоретические

Знакомство с доступными возрастным особенностям детей дошкольного возраста теоретическими понятиями

Творческие

Развитие литературного творчества воспитанников

Аналитические

Формирование умения анализировать текст художественного произведения с целью глубокого проникновения в его смысл

Форма организации НОД- групповая.

Для всех участников образовательных отношений предлагаются следующие формы взаимодействия.

1. Для воспитанников:

- НОД;

  • беседы по прочитанному произведению;

  • рассматривание иллюстраций;

  • самостоятельная речевая творческая деятельность ;

  • дидактические игры «Литературное лото», «Угадай по описанию», «Найди ошибку»;

  • просмотр презентаций;

  • посещение районной библиотеки;

  • заучивание наизусть;

  • участие в конкурсах различного уровня;

  • литературное моделирование;

  • инсценирование;

  • наблюдения за изменениями в природе, за поведением людей. Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям(образовательным областям) с использованием вариативных дополнительных программ, современных методик, прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей. Перечисленные выше формы взаимодействия позволяют сформировать у дошкольников осмысленное восприятие книжной культуры:

1. Воспитанники учатся определять сюжет произведения, героев, события, характеры героев и нравственный и эстетический смысл произведения, давать характеристику особенностей жанра: волшебство, перевоплощение, одушевление вещей и животных.

  1. Формируются нравственные, эстетические и речевые эталоны, происходит скачок в развитии фантазии воспитанников, которые являются моделями для восприятия окружающего мира и регуляторами поведения ребенка.

  2. Расширяется словарный запас, накапливаются речевые обороты, способы изложения информации, литературные приемы для передачи характеров, настроений, смысла, поступков, особенностей событий и обстановки.

  3. Появляются сложные и многообразные, незнакомые для детей чувства, которые они учится выражать мимикой, жестами, словами, воплощать свои чувства в музыки, танцах, рисунках.

  4. Воспитанники могут выделить последовательность событий, особенности героев, следить за их действиями и поступками, проявлениями характера, отношению к другим героям и событиям, понимания цели и смысла разворачиваемых событий.

6. Воспитанники учатся выяснять основной замысел автора или содержание народной сказки, определить характер действующих лиц и их взаимоотношения. Чаще всего в характере героя выделяется одна какая-либо черта. Например, в сказке «Заюшкина избушка» лиса хитра и бесцеремонна со слабыми, но труслива. Когда встречается с сильным и храбрым, петушок - смелый, находчивый, защитник слабых.

  1. Воспитанники учатся овладевать средствами эмоциональной и образной выразительности (богатство и разнообразие интонаций),

  2. Воспитанники учатся расставлять логические ударения и паузы как внутри предложения, так и между отдельными частями произведения,

  3. Воспитанники учатся вырабатывать ясное и правильное произношение: нужно добиться, чтобы каждое слово звучало правильно, тогда дети правильно его воспримут.

  4. Игровая деятельность и инсценирование позволяют выйти из сюжета произведения и передать свое отношение к героям более эмоционально.

Поскольку дети воспринимают все события в произведении, как реальные, глубоко их, переживая, они таким образом пытаются повлиять на них,

исправить нежелательные события, научить героев правильному поведению, изменить мнение о них.

  1. Для родителей:

  • консультации ( «Роль произведений художественной литературы в социально-личностном развитии дошкольника», «Жанры литературных произведений» и др.)

  • анкетирование

  • индивидуальное консультирование;

  • семинары-практикумы.

  1. Для родителей и воспитанников:

  • поиск информации о литературном произведении, об авторе;

  • рассматривание книжных иллюстраций с ребёнком;

  • составление рассказа о своих впечатлениях о художественном произведении с целью передачи чувственного опыта и эмоционального отношения к героям;

  • посещение библиотеки;

  • открытые показы НОД;

  • участие в викторинах;

  • организация выставок детских работ.

  1. Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетенции на базе ресурсных центров, территориальных управлений;

  • семинары-практикумы («Методы и приёмы, повышающие эффективность процесса развития у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»)

  • тематические педсоветы;

  • оснащение предметно-развивающей среды, ориентированной на индивидуальные возможности воспитанников и требования ФГОС ДО. Уровень достижения образовательных стандартов отслеживается картами анализа деятельности детей, анкетирования родителей. В связи с тем, что настоящий период является переходным в плане введения ФГОС ДО, мы предлагаем использовать карты анализа, составленные нами в процессе изучения имеющийся методической литературы, и опираясь на собственный профессиональный опыт.

Карта анализа ознакомления дошкольников с книжной культурой

Критерий оценивания

Ф. И. ребенка

Проявляет способность эмоционально отзываться, сопереживать состоянию, настроению героев художественных произведений, соотносить услышанное с собственным опытом чувств и переживаний.

Умеет воспринимать литературных героев в разнообразных проявлениях(внешний вид, поступки, переживания, мысли).

Умеет выделять средства выразительности( многозначность слова, сравнение, усиление) и комическое в произведениях.

Умеет вести монолог в соответствии с требованиями структуры сюжетного повествования.

Проявляет творчество при постоянном общении с книгой в ролевых играх по литературным сюжетам , в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Умеет аккуратно пользоваться книгой, бережно к ней относиться.

Выражает эмоции адекватные впечатлениям от прочитанного произведения.


© 2010-2022