Рефлективный отчет по уроку по истории Казахстана 8 класс

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ибраимова ЛяйляКасымжановна Портфолио учителя Отчет В2

Группа №5 3-го уровня

г.Алматы 2014 год

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков истории Казахстана в 8 «Д» классе КГУ ОШ "№32 Турксибского района г.Алматы учителя истории и обществознания

Ибраимовой Ляйли Касымжановны

Урок - это зеркало общей и педагогической

культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора эрудиции"
В.А. Сухомлинский.

При планировании серии последовательных уроков на практике я определила предмет истории Казахстана в 8 классе, т.к. в соответствии с образовательным стандартом и календарно-тематическим планированием в нем прослеживается взаимосвязь четырех тем составляющих раздел «Казахстан в XVIII». При планировании я поставила задачу: реализовать основные идеи Программы через применение семи модулей. То, что происходит в нашей традиционной системе образования, все чаще заставляет меня задумываться над причинами снижения интереса детей к истории, предметам вообще и к учёбе в целом. Курсы, различные семинары, которые я довольно часто посещаю, какого - то ощутимого результата не дают, самостоятельное изучение различных стратегий и технологий, материал из Интернета, все это есть, и всё же время от времени часто задаю себе вопрос, почему дети не хотят учиться, и как это исправить? Изучив на первом этапе семимодульную Программу, я открыла новые возможности, как для учителя, так и для ученика.

Для практики я выбрала 8 «Д» класс, в котором работаю уже четвертый год. В классе 19 учащихся из них 9девочек и 10 мальчиков, возрастной состав от 13 до 14 лет. Учащиеся имеют средний уровень мотивации - есть дети, у которых он выше по сравнению с другими детьми, их всего двое в классе, у других средний, есть учащиеся с крайне низкой мотивацией. Тем не менее, я выбрала именно этот класс, так как в этом коллективе классным руководителем создана оптимальная психологическая атмосфера: доброжелательность, уважение к учителю, дети охотно идут на контакт с учителем. Многие учителя - предметники видят у класса очень низкий потенциал, я это подтверждаю и предполагала, что уроки будет сложно провести, т.к. учащиеся не готовы к таким формам работы, которые я запланировала, но как мне казалось, и впоследствии подтвердилось, детям понравилось все, что мы делали и к третьему и четвертому урокам они усвоили и стратегии критического мышления, и формативное оценивание, и другие стратегии. Результаты проведенного психологического скрининга подтвердили мои опасения по поводу множества барьеров, существующих у детей.

Когнитивные - слабая учебная мотивация, рассеянное внимание, частые пропуски.

Психологические - застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость, робость или гиперактивность;

Физиологические - слабое здоровье, проблемы со зрением;

«Качественное преподавание, представляющее собой связь между множеством элементов в лице учителя, становится возможным при создании определенных условий, от которых он сам в равной степени зависим. Качественное преподавание может быть представлено как симбиоз обучающихся, окружающей среды и возможностей преподавания и обучения» (пособие стр.105).По завершении первого этапа курсов - «Лицом к лицу» я еще не сформировала стратегию действий, и в первые же дни на практике в школе, я стала использовать новые подходы для решения имеющихся проблем, применять идеи программы с целью создания личностно-ориентированной, инклюзивной, комфортной для учащихся образовательной среды, в которой они не будут бояться учителя.

Разрабатывая третий урок из серии последовательных уроков на тему «Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Дат - улы» я поставила следующую цель: учащиеся должны знать, понимать, анализировать, оценивать процесс восстания, как первого восстания в истории государства и самого длительного по времени. Также я обозначила ожидаемые результаты, исходила при этом из учета степени мотивации учащихся (А, В, С):

А) Учащиеся умеют: определить характер восстания, состав движущих сил, цели и требования восставших, выделить из текста учебника основные события.

В) Знают даты и события связанные с ходом восстания.

С) Понимают причины восстания и повод к нему, причины поражения, суть противоборства между царской администрацией, с одной стороны, представителями ханской власти с другой стороны, и сторонниками Сырыма Дат - улы, с третьей.

Урок был начат с настроя на позитив. На слайде я показала белый лист бумаги с черной точкой посередине и задала вопрос: «Что вы видите?». Дети, как я и ожидала, ответили: «Точку, пятнышко» и только одна ученица сказала: «Вокруг точки есть белый лист бумаги». Я, конечно, объяснила суть этого короткого тренинга: иногда мы в человеке видим только какое - то пятнышко, а самого человека не замечаем, посмотрите друг на друга и отметьте в каждом что - нибудь хорошее. Дети, в принципе, положительно отреагировали на такой призыв, немного посмеялись, пошутили. Затем я применила прием «Обратной связи» не столько для выявления уровня усвоения материала по пройденной теме, сколько для установления связи новой темы с предыдущей. При этом применила вопросы низкого порядка: 1. Когда произошло восстание Е.Пугачева? 2. Казахи каких жузов участвовали в восстании?И вопросы высокого порядка: 1. Почему казахи участвовали в восстании? 2. Какое значение имело восстание Пугачева для казахов? На вопросы низкого порядка учащиеся ответили сразу,вопросы высокого порядка вызвали некоторые затруднения, особенно вопрос о значении восстания. А данный вопрос как раз и устанавливает связь между темами.Ученики с хорошей мотивацией по моему предмету дали ответы на данный вопрос, но неполные, поэтому мне самой пришлось еще раз объяснить суть значения восстания. Я думаю, что восьмиклассники изучили первое восстание, и им еще предстоит научиться определять значениеи результаты восстаний, так как в курсе истории 8 класса их несколько. Здесь получилась диалогическая беседа, хотя я рассчитывала просто на «Вопрос - ответ». Действительно, «Важны не только первоначальные вопросы учителей, но и те, которые возникают после внимательного ознакомления с ответами учеников. Учитель использует вопросы не для того, чтобы протестировать знания учеников, но и для того, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять, развивать и расширять свое мышление»(Руководство для учителя, стр.137-138). Увеличение времени ожидания ответа дало эффект - больше было добровольных ответов и ученики со слабой мотивацией тоже пытались участвовать в диалоге. Из этого следует вывод, я решила, что надо менять свое отношение к опросу и, несмотря на затруднения со временем нужно направить работу учащихся на поиск ответа и дать возможность самим сформулировать ответ. Наблюдения на практике убедили в том, что внимание к ответам, мнениям и выводам учащихся заинтересовывают их к дальнейшим действиям, развитию мышления на более высоком уровне. Определив ЗАР, я ознакомила учащихся с целью урока: изучить восстание под руководством С. Дат - улы, выяснить причины, цели восстания, ознакомиться с ходом событий, определить причины поражения восстания. О личности Сырыма я дала короткую информацию, продемонстрировав три слайда с его изображением и памятником в городе Уральске. Я предложила детям записать в тетрадях памятку «Как изучать восстания?», чтобы использовать ее и в дальнейшем. Памятка состоит из 7 -8 пунктов, я это сделала, чтобы достичь более конкретного понимания учащимися сути события и достижения хорошего результата. Совместно, опираясь на имеющиеся знания, выработали следующий план памятки:

  1. Причины восстания и повод к нему.

  2. Цели и требования восставших.

  3. Характер восстания.

  4. Движущие силы и руководитель.

  5. Ход событий.

  6. Причины поражения восстания.

  7. Историческое значение и результаты восстания.

При выработке памятки активное участие принимали учащиеся с высокой мотивацией.

Для актуализации знаний я предложила просмотр ЦОРа о восстании, дала задание проследить вопросы по памятке. Конечно, я понимала, что учащиеся не смогут сразу понять и уяснить материал. Это не под силу даже сильному классу. Но моя задача заключалась в том, чтобы у восьмиклассников сложилось хотя бы представление об этом историческом событии. Просмотр ЦОРа занял определенное время, но результат получился: показали себя способные и одаренные ученики, они смогли даже сделать выводы о характере восстания, причинах поражения. «ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий».(Руководство для учителя, стр.156). Мотивация учащихся после выполнения данной работы возросла, это было очевидно,и самое главное, учащиеся осознанно заинтересовались новой темой.На втором этапе были образованы группы по принципу - «Гонка за лидером». Лидеров определила я сама заранее, чтобы не занимать время на уроке. Имена их были выведены на слайды. Я выбрала тех учеников,на которых я рассчитывала, что они смогут организовать работу групп. Тем не менее получилось шумно и не очень организованно. Для себя я сделала вывод, что различные приемы надо использовать на каждом уроке, в системе, тогда учащиеся привыкнут, и урок будет проходить более организованно. Используя групповую работу, я ставила цель: обеспечить активность учебного процесса, дети должны научиться общаться в процессе работы, аргументировать свое мнение, высказывать суждения, почувствовать ответственность за совместное дело. Затем группам были даны задания по параграфу, я объяснила прием критического мышления «Фишбоун». Я выбрала данную стратегию КМ, так как она позволяет описать целый круг проблем и проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. И она, как нельзя лучше соответствовала теме урока, здесь есть и причины, и ход событий, и цели восстания. Учащиеся, овладевающие стратегией «Фишбоун», приобретают навыки осознанного чтения текста, что уже давно является проблемой нашего образования, извлекать необходимую информацию, планировать, работать в группе. Хотя данную стратегию можно давать и для индивидуальнойработы. Так как учащиеся раньше не работали по данной стратегии, пришлось объяснять подробно, это заняло время. Образцы были показаны на слайдах. На слайды также были выведены задания, проблемные вопросы.

1 группа: Причины и повод к восстанию. Лидер и движущие силы восстания

2 группа: Основные события восстания

3 группа: Реформы Игельстрома

4 группа: Причины поражения и историческое значение восстания.

Задания я тщательно продумала, но материал все же оказался объемным.

Время было определено - 15 минут, но этого оказалось мало, пришлось дать дополнительное время. По сравнению с прошлым уроком ученики более серьезно отнеслись к групповой работе. Работа на этом этапе не вызвала существенных затруднений, группы работали в тесном взаимодействии.Вообще, групповая или межгрупповая работа имеет много преимуществ при изучении проблемного материала. У учащихся есть возможность выразить свое мнение, аргументировать его, дети учатся вести дискуссию, только нужно следить за ними внимательно. Я ознакомила их также с оценочным листом, с критериями, которые заранее определила. Работу выполняли на ватманах, обязанности в группах распределили. В одной группе возник конфликт, лидер повел себя некорректно, пришлось назначить другого мальчика. В каждой группе возникали какие - то заминки, споры. Я думаю, что это в порядке вещей. Главное, наблюдать за работой, вовремя и корректно вмешаться, чтобы помочь. Атмосфера сотрудничества была создана. Восьмиклассники работали активно, с интересом. Прием «Фишбоун», как я и предполагала, вызвала интерес, ребята с удовольствием взялись за работу. В группах, сразу было заметно, в работу включились все. Дети больше внимания обращают на внешнюю сторону работы, придают большое значение оформлению. Это, наверное, потому что я одним из критериев обозначила эстетический вид работы. Лидеры распределили задания, но иногда ребята неправильно понимают роль лидера, считая, что он должен все делать за них. Тем более что лидерами я «назначила» ребят с хорошей мотивацией. Поэтому по ходу деятельности групп, я время от времени напоминала о том, что работа должна быть совместной, коллективной. После многократных напоминаний о том, что время истекло и пора предоставлять результаты, группы стали презентовать свои работы.

Рефлективный отчет по уроку по истории Казахстана 8 класс.Рефлективный отчет по уроку по истории Казахстана 8 класс.Рефлективный отчет по уроку по истории Казахстана 8 класс.

Очень трудно и сейчас и в дальнейшем будет приучить учащихся соблюдать регламент, дети еще не умеют рационально использовать время. Во время презентации работ приходилось все время призывать к вниманию, чтобы группы слушали друг друга. Это проблемно, также дети не умеют говорить, речь неразвита. Это, конечно, очень большой недостаток нашей традиционной системы, когда мы занимаемся только тестами, а устные ответы отошли на второй план. Новые подходы в обучении, в данном случае групповая работа, я думаю, помогут нам решить данную проблему. При групповой работе развиваются навыки разговорной речи, ученикам надо отстаивать свое мнение, при защите презентаций также важно умение говорить. После выступления групп подвели итоги, провели взаимооценивание при помощи жестов, не совсем объективное и с помощью оценочного листа, согласно критериям.

На этапе рефлексии я предложила учащимся прием «Шесть шляп мышления». Для меня рефлексия учащихся была важной в плане коррекции следующих уроков из серии уроков. «Шесть шляп мышления» показались мне наиболее оптимальным методом для рефлексии на данном уроке. Я попроще объяснила суть стратегии. Ребята затруднялись отвечать, поэтому успели только охарактеризовать две шляпы: белую и красную.Рефлективный отчет по уроку по истории Казахстана 8 класс.Рефлективный отчет по уроку по истории Казахстана 8 класс.Рефлективный отчет по уроку по истории Казахстана 8 класс.

Тем не менее, я убедилась, что новые подходы привлекают учеников, я увидела их желание и потребность в переменах, заинтересованность в новых формах работы, повышение мотивации «слабеньких» учеников. На данном уроке, как и на предыдущих, возникли затруднения со временем, его катастрофически не хватало и в результате учащиеся получили домашнее задание составить дневник двойной записи по датам восстания.Затруднения, возникавшие в процессе проведения урока я обсудила с коллегами, уже применявшими новые подходы (прошедшими или проходящими курсы). Я воспользовалась всеми их советами: 1) тщательно продумывать каждый этап урока 2) распределять время 3) не нагромождать уроки множеством различных методов и приемов. Кстати, по последнему совету: я ошибочно думала, чем больше применю различных приемов, тем лучше, а на деле оказалось, что пусть будет применен один, но эффективно. Особенно сложным для меня оказалось оценивание и выработка критериев оценивания. Я поняла, что самое оптимальное это выработать критерии в начале урока и при активном участии учеников, тогда это станет мотивацией к обучению и заинтересованности в достижении высокого результата.Какие выводы я для себя сделала? Во- первых, затруднения вызваны моими недоработками, а значит, предстоит серьезная работа в этом направлении, во - вторых, хороший результат получится нескоро - нужна кропотливая работа, а ведь я только попыталась внедрить, апробировать новые подходы, в - третьих, знать теорию это одно, другое уметь её эффективно применить на практике. Надо понять, что при новых подходах в центре процесса обучения стоит не учитель, а ученик и каждый ученик должен быть услышанным. Современный учитель- это учитель - фасилитатор, координатор, наблюдатель, который не передает готовые знания учащимся, а создает условия для того, чтобы ученик сам добывал знания, при этом мог сделать выводы, аргументировать, анализировать, через диалог, то есть, взаимодействуя с другими учащимися, получая и осознавая необходимую информацию.



8

© 2010-2022