- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка воспитательного занятия Учимся общению
Методическая разработка воспитательного занятия Учимся общению
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степшина Н.И. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МЫСЛИ... СОВЕТЫ… ПОДСКАЗКИ... УПРАЖНЕНИЯ...
-
Поразмышляйте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?» и «Чего я в данный момент хочу?» (Развивается способность самоанализа.) .
-
Подумайте, почему по одному и тому же поводу вы действуете в одном случае так, а в другом - иначе. Знаете ли вы причины своих действий? (Развивается способность понимать причины действий других.)
-
Назовите (про себя) имя человека, который вам неприятен. Решите, в чем здесь причина. (Развивается способность анализа по аналогии.)
-
Вспомните, когда ваш собеседник отстаивал абсурдную точку зрения. Почему он это делал? (Развивается способность мыслить альтернативами.)
-
Были ли случаи, когда вы, слушая собеседника, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему он поступал именно так? (Развивается психологическая наблюдательность, способность понять «скрытый» смысл.)
-
Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей. Учитесь не только пассивно слушать, но и слышать собеседника. Перед тем как высказать просьбу, подумайте, могут ли вам отказать. Выключайте периодически звук, когда смотрите
телевизор. Постарайтесь понять, что происходит на экране.
Шесть основных психологических элементов, соблюдение которых в процессе делового общения обязательно
для обеих сторон.
-
Рациональность. Необходимо вести себя рационально, даже если другая сторона проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений.
-
Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Невнимание к точке зрения собеседника ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.
-
Общение. Даже если противоположная сторона Вас не слушает, постарайтесь провести консультации с ней, тем самым будут улучшены отношения.
4. Достоверность. Не давайте ложной информации, даже
если к этому прибегает противоположная сторона. Та
кое поведение ослабляет силу аргументации, а также
затрудняет в дальнейшем взаимодействие с другими
коллегами.
-
Избегайте поучительного тона. Не старайтесь поучать собеседника. Будьте открыты для его аргументов и постарайтесь, в свою очередь, убедить его.
-
Принятие. Постарайтесь принять другую сторону и будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от собеседника.
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
(некоторые практические советы лидеру)
Как говорить?
-
Следи за тем, чтобы слушатель правильно тебя
понял.
-
Обдумай фразу, прежде чем ее высказать.
-
Старайся высказать мысль в достаточно краткой
форме.
4. Высказывая новую мысль, убедись, что
предыдущую собеседник понял правильно.
-
Высказывайся ясно и определенно.
-
Не старайся, чтобы собеседник во всем
соглашался с тобой.
7. Говори вежливо.
Как слушать?
1. Будь терпелив, дай высказаться товарищу.
2. Твое настроение не должно мешать тебе
понимать собеседника.
3.. Слушая, старайся выделить и запомнить
наиболее существенные моменты.
-
Не занимай сразу отрицательную позицию к тому,
что ты слушаешь.
-
Следи за тем, чтобы для тебя и говорящего
слова имели одинаковый смысл.
-
Старайся поставить себя на место говорящего.
Понять товарища это:
-
прогнозировать его действия в будущем;
-
точно пересказать, что сказано им;
-
согласовать программу дальнейшего, взаимодействия;
-
найти пути решения возникающих трудностей;
-
выяснить, чем вызвана его точка зрения на явление, если она не соответствует твоей.
Тест «ЛЮБЯТ ЛИ ВАС ЛЮДИ?»
Ответьте «да» или «нет» в зависимости от того, согласны вы с утверждением или не согласны. Постарайтесь ответить на все вопросы. Не торопитесь - работайте в привычном для вас темпе.
-
Вы должны помнить, что почти ежеминутно в течение дня подвергаетесь тщательной оценке тех, с кем вам приходится общаться.
-
У человека должно быть достаточно хорошо развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, невзирая на то, разделяют ли они его энтузиазм.
-
Разумно ли демонстрировать свою правоту даже тогда, когда у вас есть сильный соблазн поступить иначе?
-
Если человек достаточно образован для того, чтобы замечать ошибки в речи других, ему следует их поправить.
-
Когда вы встречаетесь с незнакомыми людьми, вы должны быть достаточно остроумны, контактны и очаровательны, чтобы произвести на них впечатление.
-
Когда вас представляют другому человеку и вы не расслышали его имя, следует ли просить повторить его?
-
Вы должны быть уверены, что вас уважают за то, что вы никогда не позволяете другим шутить над собой.
-
Вы должны быть на стороже, чтобы другие не начали подшучивать над вами.
-
Если вы общаетесь с блестящим собеседником, стоит ли соревноваться с ним?
-
Человек должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.
-
Вы должны помогать своим друзьям только потому, что может прийти время, когда вам понадобится их помощь.
-
Не стоит оказывать слишком много услуг, потому что лишь немногие могут оценивать это по достоинству.
-
Лучше, если другие зависят от вас, а не вы от них.
-
Настоящий друг старается помогать тем, к кому испытывает дружеские чувства.
-
Человек должен выставлять на показ лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.
-
Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, следует ли перебивать человека, который хочет его рассказать?
-
Если в компании рассказывают уже известный анекдот, вы должны быть достаточно вежливы, чтобы посмеяться.
-
Если вас приглашают в гости друг, а вы собирались в кино, вы должны сказать, что у вас болит голова или придумать какое-то другое объяснение, не рискуя обидеть друга, говоря ему действительную причину.
-
Прав тот, кто требует, чтобы окружающие поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они и не хотят того.
-
Должен ли человек упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение?
За каждый ответ, который совпадает с правильным, начисляйте себе по пять баллов.
Правильные ответы:
«да» - 6, 13, 14; «нет» - все остальные
Сложите сумму баллов.
85 - 100 баллов - «отлично».
75 - 80 баллов - «хорошо»
65 - 70 баллов - «удовлетворительно»
9 - 60 баллов - «плохо»
Чем выше сумма баллов, тем больше оснований считать, что окружающие любят вас.
Список литературы.
-
Жуховицкий Л. Я ищу друга, Ленинград; Детская литература, 1979.
-
Кон И.С. Дружба, - М.: Изд-во политической культуры, 1980.
-
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей: Пер. с анг. (Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова, - СПб; «Лениздат», 1992.
-
Крышук Н. Приглашение к размышлению, - Ленинград; Детская литература, 1987.
-
Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М; Пр., 1986.
-
Майорова Н.П. Чепурных Е.Е. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам: Пособие для классных руководителей, СПб; Изд-во «Образование - Культура», 2002.
-
Паламарь А. Мудрость общения, - М.: Молодая гвардия, 1990.
-
Пекелис В. Как найти себя, - М.: Детская литература, 1989.
-
Школа этикета: поучения на всякий случай (Сост. Л.С.Лихачева - Екатеринбург; Сред. - Урал. кн. из-во, 1995.
КРИТИКУЕШЬ ТЫ, КРИТИКУЮТ ТЕБЯ...
Собираясь выразить неудовольствие деятельностью человека, вспомни о следующих принципах:
- критические замечания высказывай не "за спиной" критикуемого, а ему непосредственно, и желательно наедине. Присутствие третьего лица усиливает защитную реакцию и усугубляет проблему;
-
не сравнивай поведение данного человека с поведением других. В этом есть элемент унижения. Нужно, чтобы человек почувствовал, что он сам может сделать требуемое от него и лучше, чем до сих пор;
-
критикуй лишь те действия, которые в состоянии изменить;
-
показывай свое неудовольствие голосом, и ни в коем случае не гримасами;
-
избегай злости и сарказма;
-
не начинай свою речь с выражения: "Я уже давно хотел сказать...", а также избегай слов "всегда" и "никогда". Обычно они свидетельствуют о предвзятости и, кроме того, напоминают о старых "грехах". Это затрудняет принятие критики;
- не ожидай и не требуй открытого признания вины
Достаточно, что тебя выслушали.
- не извиняйся за свои замечания;
- если ты данного члена организации никогда не хвалил, не ожи-
дай, что на твою критику он отреагирует положительно.
Несколько советов, как выслушивать
критические замечания:
-
смотри на человека, который с тобой говорит;
-
сохраняй спокойствие и дай понять, что слушаешь;
-
не создавай впечатления, что говорящий портит тебе настроение;
-
не шути, не меняй тему разговора;
-
не приписывай собеседнику, чего он не говорил;
-
если критическое замечание высказано нестрого, не используй этот факт, как повод для полемики, а вопросами уточни, что же имелось в виду;
-
не предполагай, что твой критик руководствуется скрытыми враждебными мотивами;
-
дай говорящему понять, что ты его замечания понял, например, повтори их своими словами.