Методическая разработка воспитательного занятия Учимся общению

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка воспитательного занятия Учимся общению

МЫСЛИ... СОВЕТЫ… ПОДСКАЗКИ... УПРАЖНЕНИЯ...

  1. Поразмышляйте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?» и «Чего я в данный момент хочу?» (Развивает­ся способность самоанализа.) .

  2. Подумайте, почему по одному и тому же поводу вы действуете в одном случае так, а в другом - иначе. Знаете ли вы причины своих действий? (Развивается способность понимать причины действий других.)

  3. Назовите (про себя) имя человека, который вам неприятен. Решите, в чем здесь причина. (Развивается способность анализа по аналогии.)

  4. Вспомните, когда ваш собеседник отстаивал абсурдную точку зре­ния. Почему он это делал? (Развивается способность мыслить аль­тернативами.)

  5. Были ли случаи, когда вы, слушая собеседника, думали, что он го­ворит одно, а подразумевает другое? Почему он поступал именно так? (Развивается психологическая наблюдательность, способность понять «скрытый» смысл.)

  6. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное со­стояние окружающих вас людей. Учитесь не только пассивно слу­шать, но и слышать собеседника. Перед тем как высказать просьбу, подумайте, могут ли вам отказать. Выключайте периодически звук, когда смотрите

телевизор. Постарайтесь понять, что происходит на экране.

Шесть основных психологических элементов, соблюде­ние которых в процессе делового общения обязательно

для обеих сторон.

  1. Рациональность. Необходимо вести себя рациональ­но, даже если другая сторона проявляет эмоции. Не­контролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений.

  2. Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Нев­нимание к точке зрения собеседника ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.

  3. Общение. Даже если противоположная сторона Вас не слушает, постарайтесь провести консультации с ней, тем самым будут улучшены отношения.

4. Достоверность. Не давайте ложной информации, даже
если к этому прибегает противоположная сторона. Та­
кое поведение ослабляет силу аргументации, а также
затрудняет в дальнейшем взаимодействие с другими
коллегами.

  1. Избегайте поучительного тона. Не старайтесь по­учать собеседника. Будьте открыты для его аргументов и постарайтесь, в свою очередь, убедить его.

  2. Принятие. Постарайтесь принять другую сторону и будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от собеседника.

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ

(некоторые практические советы лидеру)

Как говорить?

  1. Следи за тем, чтобы слушатель правильно тебя

понял.

  1. Обдумай фразу, прежде чем ее высказать.

  2. Старайся высказать мысль в достаточно краткой

форме.

4. Высказывая новую мысль, убедись, что
предыдущую собеседник понял правильно.

  1. Высказывайся ясно и определенно.

  2. Не старайся, чтобы собеседник во всем

соглашался с тобой.

7. Говори вежливо.

Как слушать?

1. Будь терпелив, дай высказаться товарищу.

2. Твое настроение не должно мешать тебе
понимать собеседника.

3.. Слушая, старайся выделить и запомнить

наиболее существенные моменты.

  1. Не занимай сразу отрицательную позицию к тому,

что ты слушаешь.

  1. Следи за тем, чтобы для тебя и говорящего

слова имели одинаковый смысл.

  1. Старайся поставить себя на место говорящего.

Понять товарища это:

  • прогнозировать его действия в будущем;

  • точно пересказать, что сказано им;

  • согласовать программу дальнейшего, взаимодейст­вия;

  • найти пути решения возникающих трудностей;

  • выяснить, чем вызвана его точка зрения на явление, если она не соответствует твоей.

Тест «ЛЮБЯТ ЛИ ВАС ЛЮДИ?»


Ответьте «да» или «нет» в зависимости от того, согласны вы с утверждением или не согласны. Постарайтесь ответить на все вопросы. Не торопитесь - работайте в привычном для вас темпе.


  1. Вы должны помнить, что почти ежеминутно в течение дня подвергаетесь тщательной оценке тех, с кем вам приходится общаться.

  2. У человека должно быть достаточно хорошо развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, невзирая на то, разделяют ли они его энтузиазм.

  3. Разумно ли демонстрировать свою правоту даже тогда, когда у вас есть сильный соблазн поступить иначе?

  4. Если человек достаточно образован для того, чтобы замечать ошибки в речи других, ему следует их поправить.

  5. Когда вы встречаетесь с незнакомыми людьми, вы должны быть достаточно остроумны, контактны и очаровательны, чтобы произвести на них впечатление.

  6. Когда вас представляют другому человеку и вы не расслышали его имя, следует ли просить повторить его?

  7. Вы должны быть уверены, что вас уважают за то, что вы никогда не позволяете другим шутить над собой.

  8. Вы должны быть на стороже, чтобы другие не начали подшучивать над вами.

  9. Если вы общаетесь с блестящим собеседником, стоит ли соревноваться с ним?

  10. Человек должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

  11. Вы должны помогать своим друзьям только потому, что может прийти время, когда вам понадобится их помощь.

  12. Не стоит оказывать слишком много услуг, потому что лишь немногие могут оценивать это по достоинству.

  13. Лучше, если другие зависят от вас, а не вы от них.

  14. Настоящий друг старается помогать тем, к кому испытывает дружеские чувства.

  15. Человек должен выставлять на показ лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

  16. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, следует ли перебивать человека, который хочет его рассказать?

  17. Если в компании рассказывают уже известный анекдот, вы должны быть достаточно вежливы, чтобы посмеяться.

  18. Если вас приглашают в гости друг, а вы собирались в кино, вы должны сказать, что у вас болит голова или придумать какое-то другое объяснение, не рискуя обидеть друга, говоря ему действительную причину.

  19. Прав тот, кто требует, чтобы окружающие поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они и не хотят того.

  20. Должен ли человек упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение?

За каждый ответ, который совпадает с правильным, начисляйте себе по пять баллов.

Правильные ответы:

«да» - 6, 13, 14; «нет» - все остальные

Сложите сумму баллов.

85 - 100 баллов - «отлично».

75 - 80 баллов - «хорошо»

65 - 70 баллов - «удовлетворительно»

9 - 60 баллов - «плохо»

Чем выше сумма баллов, тем больше оснований считать, что окружающие любят вас.

Список литературы.


  1. Жуховицкий Л. Я ищу друга, Ленинград; Детская литература, 1979.

  2. Кон И.С. Дружба, - М.: Изд-во политической культуры, 1980.

  3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей: Пер. с анг. (Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова, - СПб; «Лениздат», 1992.

  4. Крышук Н. Приглашение к размышлению, - Ленинград; Детская литература, 1987.

  5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М; Пр., 1986.

  6. Майорова Н.П. Чепурных Е.Е. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам: Пособие для классных руководителей, СПб; Изд-во «Образование - Культура», 2002.

  7. Паламарь А. Мудрость общения, - М.: Молодая гвардия, 1990.

  8. Пекелис В. Как найти себя, - М.: Детская литература, 1989.

  9. Школа этикета: поучения на всякий случай (Сост. Л.С.Лихачева - Екатеринбург; Сред. - Урал. кн. из-во, 1995.


КРИТИКУЕШЬ ТЫ, КРИТИКУЮТ ТЕБЯ...

Собираясь выразить неудовольствие деятельностью человека, вспомни о следующих принципах:

- критические замечания высказывай не "за спиной" кри­тикуемого, а ему непосредственно, и желательно наедине. Присутствие третьего лица усиливает защитную реакцию и усугубляет проблему;

  • не сравнивай поведение данного человека с поведением других. В этом есть элемент унижения. Нужно, чтобы человек почувствовал, что он сам может сделать требуемое от него и лучше, чем до сих пор;

  • критикуй лишь те действия, которые в состоянии изменить;

  • показывай свое неудовольствие голосом, и ни в коем случае не гримасами;

  • избегай злости и сарказма;

  • не начинай свою речь с выражения: "Я уже давно хотел сказать...", а также избегай слов "всегда" и "никогда". Обычно они сви­детельствуют о предвзятости и, кроме того, напоминают о старых "грехах". Это затрудняет принятие критики;

- не ожидай и не требуй открытого признания вины
Достаточно, что тебя выслушали.

- не извиняйся за свои замечания;

- если ты данного члена организации никогда не хвалил, не ожи­-
дай, что на твою критику он отреагирует положительно.

Несколько советов, как выслушивать

критические замечания:

  • смотри на человека, который с тобой говорит;

  • сохраняй спокойствие и дай понять, что слушаешь;

  • не создавай впечатления, что говорящий портит тебе настроение;

  • не шути, не меняй тему разговора;

  • не приписывай собеседнику, чего он не говорил;

  • если критическое замечание высказано нестрого, не используй этот факт, как повод для полемики, а вопросами уточни, что же имелось в виду;

  • не предполагай, что твой критик руководствуется скрытыми вра­ждебными мотивами;

  • дай говорящему понять, что ты его замечания понял, например, повтори их своими словами.


© 2010-2022