- Преподавателю
- Другое
- Патриотическое воспитание (методический материал)
Патриотическое воспитание (методический материал)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нензелова В.М. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление воспитателя ИСТ Нензеловой Веры Макаровны по теме
«Патриотическое воспитание»
Основным направлением государственной политики в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности.
Патриотическое и гражданское воспитание нельзя рассматривать отдельно: они тесно связаны друг с другом. Патриотическоевоспитание составляющее составляющее духовно-нравственный компонент воспитания личности, прививает любовь к Отечеству, народу, его культуре.
Патриотизм - (греч.patris - родина) как общественное явление формировался на протяжении многих сотен лет.
На Руси патриотизм как общегосударственное явление начал формироваться с ХIIIвека. Этому в сильной степени способствовали такие значимые исторические события, как Ледовое побоище (1242г., Александр Невский); Куликовская битва (1380., Дмитрий Донской); Польская интервенция (Лжедмитрий, Сусанин, Минин и Пожарский).
Патриотизм - любовь и преданность своей родине, народу.
Патриотизм - это уважение, а уважение нужно заслужить. Родителей, семью, школу родину сначала любят неосознанно, только за то, что они есть, а уважают за то,что они делают.
Когда речь заходит о гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи, то часто начинают ломаться копья сторонников различных суждений. Одни уверены в том, что прививать чувство ответственного гражданина своего Отечества должна школа, другие считают, что это сугубо сесмейная прерогатива, третьи готовы утверждать что такой проблемой непременно должно заниматься государство и только государство. Однако попытки некого дифференцированного подхода к ответственности за воспитание человека и гражданина зачастую приводят к тому, что ответственность эта перекладывается с одних плеч на другие.
Самым актуальным направлением в нашей работе считаем патриотическое воспитание. Это особенно важно сейчас, когда со страниц журналов, газет, с экранов телевизоров исчезает тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты.
Кто кроме школы, может воспитывать патриотов? Здесь можно составлять большой список, начиная с родителей, ДОУ, армии, телевидения, общества, исторических личностей. А какова доля во всем этом школы? Она может или должна воспитывать?
Чувство патриотизма - это такая тонкая сфера, вторгаться в которую грубыми действиями бесполезно и неразумно. Нельзя пением гимна перед каждым уроком заставить ученика любить свою Родину. Да и величина «Родины» в сердце каждого человека различна: для кого-то это маленький дворик из детства, где прошли самые безоблачные годы, для кого-то это целая страна, а для космонавта, улетающего к дальним мирам, это планета Земля. А что касается методов воспитания патриотизма, какие бы они ни были, главное, чтобы они были ненасильственные, чтобы не формировать лрожный патриотизм. Воспитывать чувство патриотизма можно и нужно: рассказывать об истории государства, участвовать в проектах, организовывать походы и экскурсии, объяснять детям, что вкладывается в понятие «партиотизм», пока они восприимчивы.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование у молодого поколения патриотизма, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитания чувства гордости к малой родине, за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, повышение интереса к военно-прикладным видлам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины. Формировать у детей как можно раньше и постепенно следующие ценностные установки:
-
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
-
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста)
-
Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
-
Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине - России, воспитание любви к своей малой Родине)
-
Человек - защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству)
-
Уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины, к родному языку, привязанности к месту, где родился.
В нашей школе проводится месячник военно-патриотического воспитания. В него входит:
-
Смотр строя и патриотической песни.
-
Конкурс песен, посвященный Дню Победы.
-
Конкурс инсценированной патриотической песни.
-
Конкурс патриотических рисунков, плакатов (к 23 февраля, 9 мая)
-
Акция «Знамя Победы» (районная акция)
-
Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с труженниками тыла.
-
Организация встреч с выпускниками, посвятившими себя служению Отечеству.
-
Несение почетного караула у памятника воинской славы.
-
Участие в проведении Дня призывника.
-
Военно-спортивная игра «Зарница».
-
Экскурсии по местам боевой славы.
-
Экскурсии в краеведческий музей, посвященные Великой Отечественной войне, Дню Героев Отечества в России, Дню Защитника Отечества, Дню Конституции России и др.
Эти мероприятия укрепляют основупатриотического воспитанияподростков, формируют сопричастность к современным событиям и историческую ответственность за происходящее в обществе, активную жизненную позицию школьников, способствуют профессиональной ориентации.
Патриотизм - чувство нравственное. Невозможна любовь к Родине, если у подростков нет любви к своей малой родине, природе, родному краю. Нельзя любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.