Библиотечный урок Турнир знатоков книг

«Турнир знатоков книг»   Подготовка наглядного материала: - организована книжная выставка справочных изданий «Суём свой нос в любой вопрос» состоящая из трёх разделов «Энциклопедии», «Справочники», «Словари»; - подготовлен раздаточный материал (конверты с заданиями). При проведении мероприятия используется компьютер и проектор. Библиотечный урок «Турнир знатоков книг» «Скажи мне - и я это забуду.   Покажи мне – и я, может, запомню это. Позволь мне сделать- и я это буду делать.»                 ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока:

Библиотекарь: «Библиотека-это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их взамен». Так сказал Александр Герцен. Чтобы библиотека стала вашим надежным другом, необходимо уметь выбрать книгу, знать ее структуру, научиться пользоваться справочной литературой.
Сегодня мы с вами немного поиграем, и вы продемонстрируете свои знания и умения. Наша игра состоит из пяти конкурсов. А начнём мы нашу игру с разминки. Вопросы для разминки взяты из пройденного материала по литературе за 5класс. Каждая команда получает по 3 конверта, в одном из которых фамилии авторов, в другом -названия произведений этих авторов, а в третьем -главные герои этих произведений. За определённое время (3 мин.) необходимо собрать литературную цепочку АВТОР - ПРОИЗВЕДЕНИЕ - ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ.

Разминка «Литературная цепочка».
( на столах лежат конверты с заданиями.)

Конверт 1 Тургенев И.С., Толстой Л.Н.,Андерсен Х.К., Платонов А.П.
Конверт 2 «Муму», «Кавказский пленник», «Дикие лебеди», «Волшебное кольцо».

Конверт 3 Герасим, Татьяна, барыня, Жилин, Костылин, татары, Элиза, король, охотники, Семен, змея, кошка с собакой.

Библиотекарь: Но прежде чем перейти непосредственно к конкурсам, представим членов нашего жюри ………………………… .
(представление жюри)

А сейчас начинаем игру, и наш первый конкурс «Что ты знаешь о книге?». Из бумаги сделана ромашка, на лепестках которой написаны вопросы к первому конкурсу. Капитаны команд выбирают по 2 лепестка с вопросами. Время для обсуждения 2 минуты. Задача - дать правильный ответ. За каждый верный ответ-1 балл.



Вопросы для конкурса.
1. Для чего нужна суперобложка? (Предохраняет обложку книги, а также для эстетического оформления)
2. Что такое аннотация и где ее можно найти? (Краткое содержание книги, чаще всего располагается на оборотной стороне титульного листа)
3. Какую роль играют в книге иллюстрации? (Они помогают читателю лучше представить, о чем говориться в книге)
4. О чём может рассказать титульный лист? (Мы можем узнать, кто написал книгу, как называется книга, а также выходные данные - год издания, место издания, издательство)
5. Сколько в книге форзацев, и какие они бывают? ( Два, они бывают белые, цветные и сюжетно-тематические)
6. Зачем нужен переплет? (Он сохраняет книгу от порчи)
7. Что еще, кроме аннотации, расскажет нам о содержании книги? (Предисловие)
8. Из чего состоит книжный блок? (Из тетрадей)
Библиотекарь: Предоставляем слово командам.
( ответы команд на вопросы)
Библиотекарь: Слово предоставляем жюри для оглашения итогов первого конкурса
(Подводятся итоги первого конкурса).
Библиотекарь: наш второй конкурс «Твоя первая энциклопедия».
Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, собраны в разных головах. Первые попытки собрать их, если не в одну голову, а по крайней мере, в одну книгу, были сделаны еще в Древнем Египте. С тех пор прошло более тысячи лет. Перед вами энциклопедия «Что такое» Кто такой?», которая должна стать вашим помощником в этом конкурсе. Данный конкурс состоит из двух заданий. Прежде, чем приступить к конкурсу, давайте вспомним, как расположен материал в энциклопедиях.( По алфавиту). Ваша задача - определить в каком томе, на какой странице дан ответ на заданный вопрос. За каждый верный и полный ответ - пять баллов. На выполнение каждого задания командам дается по 5 минут. Задания находятся в конвертах, и выбираются координаторами команд по жребию.
( распределение задания)
Задание для первой команды - «Знатоки литературы»
1)Удивительная история произошла более полувека назад с литературным критиком, который неожиданно для себя стал детским писателем. Заболел его маленький сынишка. Отец вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил,-
Крокодил, крокодил, крокодилович!
Кто автор этих строк? Какие стихи и сказки этого поэта вы знаете? В каком году и где родился этот поэт? (К.Чуковский Энциклопедия Т.3 стр.170)

2) Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая -Болтая, про дедушку и внука, которые никак не могут решить. Кому из них ехать верхом на осле. Про веселого и храброго Робин Гуда. А вот эти строки стихотворения знают все от мала до- велика:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной…
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду…
Кто автор этих строк? Какие еще стихи этого поэта знаете? Где и когда родился этот поэт? (С.Маршак Т.3 стр.70)



Задание для второй команды «Юные архитекторы»
1) В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник, около него всегда толпятся ребятишки. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери- герои его басен. Назовите фамилию этого баснописца. Когда он жил? Покажите портрет баснописца в энциклопедии (И.А.Крылов,1769-1844гг.) ( Т.2 стр.65)

2) В столице Дании-городе Копенгагене, поставлен памятник великому сказочнику. С раннего детства и всю жизнь живут с нами «Гадкий утенок» и «Дюймовочка».
Назовите этого сказочника, его сказки, когда он жил? Покажите портрет сказочника в энциклопедии (Г.Х.Андерсен, 1805-1875гг.) (Т.1 стр.71)

Задание для третьей команды «Юные натуралисты»
1) Над африканской пустыней опустилась ночь. Заснули люди в деревне, затихли козы и овцы в загонах, дремлют привязанные верблюды и лошади. И вдруг - рев! Будто гром загремел. Проснулись люди, заметались животные. А грозный, все сотрясающий рев повторился: это царь зверей вышел на охоту.
Кто этот грозный царь зверей, почему его так называют? Узнайте из энциклопедии, в каких книгах можно про него прочитать? (Т.2 стр.87)

2) Это дерево живет около пяти тысяч лет. Толщина его ствола просто удивительна - достигает 25, а то и 40 метров в окружности. Чтобы обхватить дерево, весь класс должен был бы взяться за руки. «Он большой,- говорят африканцы, - но из него не разожжешь даже маленького костра».
Почему? Что это за дерево? С помощью энциклопедии ответьте на вопросы. ( Т.1 стр. 128)


Задание для четвёртой команды «Юные историки»
1) В Голландском городе Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением потом узнали жители Заандама, что молодой плотник- Петр Михайлов на самом деле русский царь Петр Первый. А.С.Пушкин назвал Петра Первого «вечным работником». С помощью энциклопедии объясните это название. Покажите портрет Петра Первого. В какой книге можно более подробно прочитать об этом русском царе? ( Т.2 стр.197)

2) Холодным декабрьским утром,1741 года, на далеком пустынном острове, на самом краю России умирал датчанин Витус Беринг, сраженный цингой. Вокруг стояли участники его экспедиции. И он вспомнил, как 16 лет назад сам император Петр 1, собственноручно составил для него инструкцию. Что это за инструкция, и кто был Витус Беринг? Какие книги рекомендует энциклопедия прочитать об этом человеке? ( Т.1 стр.151)

Библиотекарь: Оглашаются результаты второго конкурса.

Библиотекарь: Наш третий конкурс: «Наши помощники - словари»
Дорогие ребята! Обычно друзьям рассказывают секреты, их посвящают в свои тайны, к ним обращаются в трудную минуту за помощью, за советом. Словари тоже могут стать вашими друзьями, и не только друзьями, но и помощниками. Вы уже знаете, что на свете существует множество словарей. Некоторые из них есть в нашей библиотеке, у Вас дома. Чтобы еще больше подружиться с ними мы совершим путешествия от «А» до «Я», и надежными спутниками нам будут - словари. А здесь задача состоит в том, чтобы принять правильное решение в выборе словаря и найти значение слова. Итак, в путь, друзья! За каждый правильный ответ 1 балл.
Задания для 1 команды
1. Что такое «багет»?
2. Как объяснить выражение «Из рук вон плохо»?

Задания для 2 команды
1. Как правильно написать «вничью»?
2.Сколько и какие значения имеет слово «кисть»?

Задания для 3 команды
1.Что означает слово «детектив»?
2. Как объяснить выражение «Голова варит»?

Задания для 4 команды
1. Как правильно написать слово «одноклассница»?
2.Сколько и какие значения имеет слово «источник»?



Библиотекарь: Слово предоставим командам.
(команды выдают свои ответы)
Библиотекарь: Оглашаются результаты третьего конкурса.
(жюри подводят итоги за третий конкурс)
Библиотекарь: А сейчас я предлагаю вам принять участие в четвёртом конкурсе « Веселая фразеология ».
Ваша задача - к предлагаемым словосочетаниям, при помощи фразеологического словаря найти животное к которому относится данное определение .


Голоден как … (волк)
Хитер как … (лиса)
Труслив как … (заяц)
Здоров как … (бык)
Изворотлив как … (уж)
Надут как … (индюк)
Нем как … (рыба)
Грязен как … (свинья)
Упрям как … (осёл)
Болтлив как … (сорока)
Колюч как … (еж)

Библиотекарь: Молодцы ребята! Сегодня вы показали своё виртуозное умение работать с различными видами и типами справочной литературы. Все участники с заданиями справились. Хочется пожелать вам, чтобы знакомство со справочной литературой на этом для вас не закончилось. Не забывайте, что в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации. Развивайте умение работать со справочной литературой, что позволит вам повысить информационную культуру.


Вот и закончилась игра,
Вы славно потрудились
И ваши знания о книге
Вам очень пригодились.
Дружите с книгою всегда
Она ваш верный друг,
Она в учёбе вам поможет
И скрасит ваш досуг.


Подведение итогов и награждение

Список литературы


Большой фразеологический словарь русского языка [Текс] /отв. ред. В.Н.Телмот.-2-е изд., стер.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 784с.
Илдаркина, Е.В Библиотечные уроки[Текст]: метод. пособие для 1-11классов .-Вып.1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний / Е.В. Илдаркина.-М.: Глобус,2008.- 160с.
Кашурникова, Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся [Текст] : метод. рекомендации для библиотекарей. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.- 128с.
Новый орфографический словарь русского языка [Текст].- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 464с.
Ожегов,С.И. Словарь русского языка[Текст]: около 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой.-17-е изд., стереотип. -М.: Русский язык,1985.- 797с.
Словарь иностранных слов [Текст]. -15-е изд., испр. - М.: Русский язык,1988.- 608с.
Средь умных книг, хранящихся на полке: сценарии библиотечных уроков и праздников[Текст]/ сост. Н.М. Макарова.- М.: Школьная библиотека, 2002.- 168с.
Что такое, кто такой [Текст] В 3.т -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика,1990.- 384с.:ил.
Энциклопедии для детей Аванта +



© 2010-2022