Урок самопознания в 10 классе Радостней сделать жизнь

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План проведения урока самопознания

Дата 12.02.2015 Класс 10 А Урок № 20

Тема: «Радостней сделать жизнь»

Цель: настроить учащихся на позитивное отношение к жизни, ведущее созидательной деятельности,

доброжелательное отношение к людям;

Задачи: расширение представления о понятии «позитивное мышление»;

развитие умения мыслить позитивно

воспитание чувства ответственности за свои мысли и поступки, слова и действия;

Ход урока:

Ресурсы

(источники , материалы

Время

1

Организационный этап

  • Формирование групп

5 команд - 5 цветов

Разноцветные кружки-карточки

2 мин.

2.

Позитивный настрой

  • Концентрация на дыхании

Сядьте прямо, не скрещивая ног, руки. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь всё больше расслабиться.. Когда мы концентрируемся на дыхании, мы обретаем покой, мысли становятся ясными. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе выдыхать из себя беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.

Вдо-ох…., вы-ы-дох…(9-10 раз, медленно)

  • Введение в тему урока



  • Настрой на урок - «Нарисуй свой смайлик»

Мелодия «Солнечный свет»





Презентация «Как прекрасна жизнь!»

Разноцветные кружки-карточки

3 мин.

5 мин

2 мин.

3.

Беседа

  • Что значит жить радостно?

  • Означает ли радость то же, что и веселье?

  • Может ли она быть показной?

  • Что может вызвать у вас радость?

  • От чего вы впадаете в уныние?

Учебник стр. 125

5 мин

4.

Рассказывание истории

- У фермера умерла жена. У него были только сын, конь и небольшой участок земли, который мог прокормить только их троих.

Однажды неожиданно налетел ураган, лошадь фермера испугалась и убежала.

Все соседи приходили к фермеру и выражали ему соболезнования: «О, бедняга, у тебя ничего и не было, кроме лошади, как ты проживешь теперь?!» А он им отвечал: « Кто знает, что хорошо, что плохо?» и всегда улыбался.

Через десять дней конь фермера вернулся и привел за собой десять кобыл.

Все соседи приходили к фермеру и говорили: «Какой ты счастливый, сколько у тебя теперь лошадей!» А он говорил им: «Может быть. Кто знает, что хорошо, что плохо?».

Однажды его единственный сын, объезжая лошадей, упал и сильно повредил себе ногу. Врачи сказали, что сын фермера будет хромать до конца жизни. Все соседи выражали соболезнование фермеру. А он им снова отвечал: «Может быть. Кто знает, что хорошо, что плохо?»

Разразилась в той стране война. Всех молодых забрали на войну, сын фермера остался из-за хромоты. И все соседи в один голос: «Какой же ты счастливец!» А он им снова отвечал: «Может быть. Кто знает, что хорошо, что плохо?».

Беседа

- Что значат слова фермера?

- Как ему удавалось сохранять душевное равновесие

  • терпение

  • благодарность за то, что у него есть;

  • оптимизм, вера в будущее;

Учебно-метод. Пособие «Методика преподавания дисциплины «Самопознание в школе» стр.73

7 мин

5.

Цитата урока

Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни.

Дж.Э. Смит

- Согласны ли вы с утверждением?

- Руководствуетесь ли вы этим правилом в жизни?

Карточка с высказыванием

2 мин.

7.

Игра «Поймай настроение!»

Учитель бросает мячик кому-нибудь из учащихся со словами, к которым тот должен подобрать ассоциации.

Слова: утро, школа, ответ у доски, уборка в квартире, свободное время. гости, младшая сестренка, домашнее задание.

- Кто ты по жизни: оптимист или пессимист?

Мяч или мешочек

4 мин.

8.

Творческая работа

А) «Минус на плюс»

Командам раздаются карточки с ситуациями. Задание: дать совет, как позитивно взглянуть на ситуацию?

Б) Составление коллажа «Жизнь прекрасна, если…»



Постеры, фломастеры, вырезки из журналов

5мин

10 мин

9.

Оценивание коллажей «Поделись улыбкою своей..»

Команды оценивают друг друга, прикрепляя к коллажам смайлики.

смайлики

1 мин

10.

Хоровое пение

Песня «Как здорово..»

Папка «Ресурсы уроков самопознания. Музыка.»

5 мин

11

Домашнее задание

В течение недели руководствоваться высказыванием: «Все к лучшему». На следующем уроке поделиться впечатлениями.

2 мин.

12.

Заключительная минутка тишины

Учащиеся на стикерах пишут о том, что им понравилось сегодня на урок.

Стикеры крепятся на «Дерево жизни»

Спокойная мелодия для релаксации

2 мин.















Сделать радостней жизнь»
Учитель приветствует всех и просит учащихся пройти в круг
1.«Круг радости» 7 мин
1. Измерение настроения учащихся с помощью смайликов (2мин)
Раздайте ребятам цветные смайлики. Ребятам необходимо отразить свое настроение на смайликах
2. Учитель зачитывает высказывание Льва Толстого
Жизнь здесь - не юдоль плача, не место испытания, а нечто такое. Лучше чего мы ничего не можем себе представить. Радость этой жизни бесконечна, только бы пользовались ею для того, для чего она дана нам.

2.Показ слайд-шоу «Это чудесно» (4 мин)
Слайды презентации содержат позитивные картинки, явления природы.

3.Учитель раздает учащимся фразы стихотворения Алла Тер-Акопяна и ребята по очереди зачитывают (2 мин)
Жить в радости, не углубляясь в недра,-
Пожалуй, так верней.
Твоя душа текучей формы ветра:
Ей не пустить корней.
Мечись по свету, трепетен и светел,
Шуми издалека,
Ты- зрелый ветер, ну а всякий ветер
Не втиснуть в берега.

4.Учитель зачитывает тему(1 мин)

Тема: Радостней сделать жизнь.

Цель: Настроить учащихся на позитив
Воспитать чувство любви к жизни

1 Задание (в кругу) Ответить на вопросы (10 мин)
1.Что значит жить радостно?
2.Что особенно радует вас сегодня? Что огорчает?
3.Как преодолевать неудачи?
4.Какие события окружающей жизни вас вдохновляют?

2.Задание Учащийся рассказывает историю из учебника самопознания стр. 155 (5 мин)
Айгуль, Бибигуль и Дарья были особенно взвол¬нованы. Еще бы! Сегодня открывается первая в жиз¬ни персональная выставка их работ. Кажется, все готово. Экспозиция завершена, гости приглашены, и даже известный городской телеканал проявил ин¬терес к выставке. Но особенно радует девушек при¬ход большого числа гостей. Среди них друзья, пре¬подаватели, давшие дорогу в творчество, родители, братья, сестры, хорошие знакомые. С особым тре¬петом ждут искусствоведа. От его авторитетного мнения многое зависит: он даст профессиональную оценку тому, что воплотилось в художественные композиции. А воплотилось многое... Недаром выс¬тавку решили назвать «Три дневника». Три дневни¬ка - это три откровения, три исповеди о себе, време¬ни, жизненных ценностях...
И вот выставка открыта! Сколько гостей! А сами организаторы творческой встречи особенно радост¬ны! Они очень надеются на понимание, заинтересо¬ванность, неравнодушие пришедших, готовы отве¬тить на их вопросы. Один за другим выступают кол¬леги-художники, сотрудники выставочного зала, друзья, родители. И вот слово берет тот самый очень уважаемый искусствовед. Он изъявил желание выс¬казаться в самом конце официальной части откры¬тия. Начал резко и беспристрастно. Общий смысл выступления можно выразить несколькими фраза¬ми: «Не получилось! Зря старались! Не тот рисунок, не тот цвет, не те темы!» Доводы были настолько профессионально убедительны, что, казалось, даже краски на картинах потускнели. Искусствовед, правда, совсем не учел, что цель выставки - пока¬зать свои внутренние переживания, задать вопросы, которые волнуют. Да и деньги на оформление ра¬бот, аренду зала, транспортные услуги по доставке картин девушки заработали сами. Темы компози¬ций тоже продумали сами. Значит, было острое же¬лание поделиться своими мыслями с людьми язы¬ком искусства. И большинство присутствующих в зале это понимали, хотя не были профессиональ¬ными искусствоведами.
Настроение у юных художниц в тот день упало. Пропал радостный блеск в глазах, как-то сошли на нет улыбки. Трудно спорить с теми, кто обладает профессиональным правом выносить вердикт...
С тех пор прошло несколько лет. Девушки про¬должают заниматься изобразительным творче¬ством. У Бибигуль было несколько успешных выс¬тавок, о ней часто пишут в газетах как об успешном художнике. Дарья - талантливый иллюстратор дет¬ских книг, которые помогают малышам понять, что такое хорошо и что такое плохо. Айгуль продолжает художественное образование за границей, хочет в дальнейшем преподавать в художественном вузе. Настроение радостного творчества их не покинуло, хотя день открытия своей первой в жизни персональ¬ной выставки вспоминать не любят...

Учитель задает вопросы:
Проанализируйте, ребята,что помогает человеку справиться с неудачами? 2 мин
3.Задание «Мозговой штурм» (10 мин)
Что такое оптимизм? Что такое пессимизм?
Учитель дает описание следующих понятий.
Оптимизм - это состояние души, характеризующееся бодрым и жизнерадостным мироощущением, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
Пессимизм-это состояние уныния, неверия в лучшее будущее, склонность во всем видеть дурное, неприятное.
Радость- состояние душевного удовлетворения, большого удовольствия, сопровождаемое веселым чувством.
Удача- состояние счастья, удовольствия вследствие благоприятного стечения обстоятельства.

4.Задание. Учащиеся делятся на три группы и рассматривают ситуации как оптимист
(3 мин)
Деловой партнер не выполнил данного обещания, что отразится на ваших личных доходах
Не занял призовое место на городской олимпиаде для школьников.

Отключили свет во время трансляции долгожданного футбольного матча.
Не занял призовое место на городской олимпиаде для школьников.

Потерял крупную сумму денег, данную родителями на покупку видеокамеры.
Не занял призовое место на городской олимпиаде для школьников

5. Попросите учащихся презентовать ответы группы (2 мин)
6.Учитель предлагает посмотреть презентацию «Улыбнись!!!»(1,20 мин.)
7. Задание индивидуальное «Заполни таблицу с точки зрения оптимиста и пессимиста.» (5 мин)
Учитель просит зачитать ответы учащихся.(2 мин)
8. Практическая лаборатория (20 мин)
-Создай коллаж на тему «Радость этой жизни бесконечна»»
-Запишите советы на каждый день, чтобы жизнь была радостней.

9. Презентация коллажей (3 мин)
10. «От сердца к сердцу»(5 мин)
-Учитель просит учащихся пройти в круг. Зачитывает высказывания (2 мин)
-Просит учащихся измерить свое настроение на смайликах. 1 мин
-Сравнить смайлики и подумать. Какой (-им) вы себе больше нравитесь на первом смайлике или на втором. Вспомните ваши чувства, которые вы испытывали? (1 мин)

-Зачитайте учащимся стихотворение Николая Рериха. И завершите ваш урок 1(мин)

Не закрой!
Над водоемом склонившись,
Мальчик с восторгом сказал:
« Какое красивое небо!»
Как отразилось оно!
Оно самоцветно, бездонно!»
!Мальчик мой милый,
Ты очарован одним отраженьем.
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, вниз не смотри!
Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидеть великое небо.
Своими руками глаза не закрой!»



© 2010-2022