- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по литературному краеведению Оренбургский край в русской литературе и фольклоре
Рабочая программа по литературному краеведению Оренбургский край в русской литературе и фольклоре
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Леньшина О.А. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа по литературному краеведению для 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
-
Закона об образовании.
-
Программа по литературному краеведению «Оренбургский край в русской литературе».
Структура документа.
Рабочая программа по литературному краеведению для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам, требования к уровню подготовки обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.
В основе предмета «Литературное краеведение» лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем. Связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края; и сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.
Для создания литературно-краеведческого курса как компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:
-
наличие писателей-земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем, писавших о нем;
-
художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
-
определенный объем материала, достаточный для создания целого курса.
Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования.
В региональный компонент литературного образования входят:
-
Лучшие произведения, соответствующие школьным меркам, местных писателей.
-
Литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).
-
Литературоведческий материал о произведениях, литературных салонах, кружках, литературных объединениях края.
-
Материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.).
-
Памятные литературные места края.
-
Край в художественной литературе (сюда входят и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, написали произведения о крае).
Цели.
Изучение литературного краеведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры;
-
формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентации;
-
расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся на материале родного края, его культуры;
-
выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их внетекстовом контексте;
-
развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно учебному плану МОБУ «СОШ №21», на изучение литературного краеведения в 7 классе отведено 1 часа в неделю, т.е. 35 часов в год.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для предмета «Литературное краеведение» на этапе основного общего образования являются:
-
выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение и сопоставление;
-
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезиса, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Литературное краеведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основное содержание программы.
Введение (1 час).
Введение в курс. Краткий обзор истории края. Знакомство с литературными терминами и понятиями.
Из оренбургского фольклора (3 часа).
Предания: «Поход на Хиву», «Атаманская гора», «Тайна горы», «Голубево ущелье». Исторические песни: «Из краев родных далеких», «Как за батюшкой, за Яикушкой». Изображение в преданиях и песнях набегов на оренбургские земли киргиз-кайсаков, жизни оренбуржцев в плену, походов ради освобождения русских людей и защиты оренбургских земель.
Из прошлого Оренбургского края (9 часов).
СТ. Аксаков. «Семейная хроника» (главы: «Переселение», «Новые места») - о заселении и освоении дедом писателя мест в Бугурусланском районе, о красоте новых мест.
В.И. Даль. «Осколок льду», «Полунощник», «Бикей и Мау-ляна», «Из солдатских досугов». Жизнь и быт оренбуржцев.ТГема плена. Изображение Далем набегов кочевников и столкновений кочевников с казаками, защищавшими оренбуржцев. Быт и нравы кочевников. Взаимоотношения русских и казахов.
В.П. Правдухин. «Яик уходит в море» (1-4 главы). Художественная летопись жизни оренбургского казачества.
Природа, жизнь, традиционные занятия жителей Оренбуржья (20 часов).
а) в произведениях русских писателей XIX - XX вв. С.Т .Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об уженье рыбы» (главы по выбору учителя) - научно-художественные очерки об оренбургских реках и озерах, рыбах и птицах.
В.И.Даль. «Охота на волков», «Бикей и Мауляна» (1 глава) - описание занятий охотой, торговлей.
В.П. Правдухин. «Яик уходит в море» (глава 22) - описание ловли рыбы. Книга очерков «Годы, тропы, ружье» (главы «Запахи детства», «Моя юность», «По Уралу на лодке»).
А.Н. Толстой. «Из охотничьего дневника» - очерк, написанный в результате поездки по Уралу с В.П. Правдухиным и Л.Н. Сейфуллиной.
б) в произведениях современных авторов
Н. Струздюмов. «Дело в руках». И. Уханов. «Оренбургский платок». Описание оригинального ремесла оренбургских пухо-вязалыциц.
П.Н. Краснов. «На грани» - размышления о земле, детстве, о смысле жизни. «Шатохи» - нравственные и экологические проблемы в рассказе.
Учебно-тематический план.
№
Тема раздела
Количество часов
1
Введение
1
2
Из оренбургского фольклора
3
3
Из прошлого Оренбургского края
9
4
Природа, жизнь, традиционные занятия жителей Оренбуржья
20
5
Итоговые уроки
2
Итого
35
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные результаты:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературного краеведения в основной школе:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
смысловое чтение;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
-
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений об Оренбургском крае .
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы Оренбургского края ; их оценка ;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-методический комплекс,
обеспечивающий реализацию рабочей программы.
1. Литературное Оренбуржье: биобиблиографический словарь. А.Г.Прокофьева, В.Ю.Прокофьева, О.В.Федосова, Г.Ф.Хомутов; Редкол.: Н.Ф.Корсунов (и др.). Оренбург: Оренбургская книга, 2006.
2. Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклоре: Хрестоматия по литературному краеведению для 5 - 8 классов / составители А.Г.Прокофьева, В.Ю.Прокофьева. Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003.
3. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.