- Преподавателю
- Другое
- Исследовательский проект Проблемы социализации детей в детском саду
Исследовательский проект Проблемы социализации детей в детском саду
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жумабаева Ж.Н. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Исследовательский проект
«Проблемы социализации детей в детском саду»
г. Петропавловск, 2015 г.
Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем,
ибо они сами по природе своей - радость и счастье.
В.М.Гюго
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития. Формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.
Воспитание призвано корректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создаёт условия для ускорения социализации. В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.
Также мы исследуем вопрос необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй. Данный аспект проблемы социализации дошкольников мы считаем особенно актуальным. В настоящее время в казахстанском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Данное исследование посвящено дошкольным образовательным учреждениям, как институту социализации.
Актуальность исследования: формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.
Детский сад является сегодня первой ступенью на пути к становлению личности, поэтому очень важно определить какие существуют проблемы в ходе социализации детей в дошкольном учреждении и пути их решения. Следовательно, возникла необходимость изучить данную тему, исследовать проблемы социализации детей в детском саду.
Цель исследования:
- выяснить особенности развития личности в детском саду. Для достижения этой цели мы рассмотрим сущность и задачи процесса воспитания, а также такой компонент воспитания дошкольников, как игра. Так как процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.
- создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.
Работая над проблемой по социализации дошкольников, мы сделали вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.
Для решения этой проблемы была выбрана цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.
Нами были определены следующие задачи:
• Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.
• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
• Способствовать активному включению родителей в воспитательно - образовательный процесс детского сада.
Согласно задачам были определены параметры сформированности социализации детей дошкольного возраста и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.
В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:
• неуважительное отношение к именам сверстников;
• неумение отстаивать свою точку зрения;
• незнание детьми своих прав;
• неумение вести себя в конфликтной ситуации;
• неумение давать оценку своим поступкам;
• неуважение к результатам труда людей;
• непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений.
Методика «Рисунок семьи» целью, которой является: выявление особенностей внутрисемейных отношений; отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие их и своей роли в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Начать работу можно с НОД (непосредственной образовательной деятельности) «Детский сад - наш дом». Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры) ; воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе отношение детей друг к другу называть друг друга ласково, нежно, развивать положительные эмоции у детей. Перед занятием должна быть проведена предварительная работа, которая включала в себя: тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара) ; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад». Использовать: игровое упражнение «Составь семью». Детям предлагаются фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей из которых нужно было составить семейное фото; проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказать о ней, но и эмоционально прожить ее.
Во время формирующего этапа, следует проводить работу и с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.
Основными формами работы детского сада и семьи следует выбирать как традиционные формы работы:
• консультации,
• анкетирование,
• родительские собрания,
• беседы.
Так и нетрадиционные формы:
• совместные досуги, праздники,
• участие родителей в выставках,
• организация дней открытых дверей.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При их подготовке таких мероприятий родители задействованы практически во всех этапах подготовки:
• обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
• помощи в разработке сценария;
• разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• пошиве праздничных костюмов;
• подготовке отдельных номеров;
• изготовлении сюрпризов и подарков и т. д.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Результативность опыта показывает, что при повторном обследовании детей по методике «Детский сад» и методике «Рисунок семьи», многим другим методикам работы в ДОУ и проделанной работы, в начале года дети обычно не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду, были проблемы у родителей с детьми, дети ведут себя агрессивно по отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы поведение детей меняется. Дети начинают больше доверять друг другу и воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам.
Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказывает положительный эффект и родители начинают самостоятельно сотрудничать с детским садом, появляется доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы по социализации детей показал, что главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Игра как средство воспитания дошкольников
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными, навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим найти взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.
Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.
Говоря об игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду, прежде всего, их совместную игру, далее занятия, труд.
Именно в игре устанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь к личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком. Это педагогический профессионализм.
Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность - где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические).
Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности.
Благополучие и развитие детей в дошкольном учреждении полностью зависит от тех взрослых, которые с ними работают.
Современные формы организации среды в ряде детских садов предусматривают оборудование помещения дошкольного учреждения и участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализации разных видов активности детей в играх.
Исходя из позиций личностно-ориентированной педагогики, общение с ребенком понимается как педагогическое взаимодействие, которое реализуется при непосредственном участии взрослого (воспитателя) в играх детей. Однако, как показывают наблюдения, несмотря на то, что современная психология и педагогика освободили игру от узкодидактической функции «проработка знаний», эта установка до сих пор является стереотипом сознания большинства воспитателей дошкольных учреждений и администрации детского сада (результаты собеседований в курсовой работе, наблюдения практической деятельности педагогов ДОУ).
Ограничение игры часто дидактическими функциями влечет за собой все тот же «учительский» тип отношения воспитателя к детям: педагог руководит игрой, а дети выполняют его указания. Небольшие отрезки времени, остающиеся от строго регламентированных занятий, игр не удовлетворяют требованиям, связанным со свободным, непринужденным взаимодействием взрослого с детьми.
В практике педагогов ДОУ отмечается негибкое использование прочих помещений, провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Игровые уголки с постоянной экспозицией и тематикой, что значительно снижает интерес детей, не способствуют взаимодействию в игре.
К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными типами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной деятельности детей, креативности, реализацию индивидуальных особенностей и способностей детей.
Для того чтобы дети овладевали игровыми умениями, взрослые (педагоги, родители) должны играть вместе с ними. Зачастую этого не происходит по следующим причинам, мешающим обновлению работы детского сада: установка педагогов на обучающие занятия как приоритетную форму работы с детьми; недостаток содержания, адекватного запросам современных требований детей, позволяющих наладить совместную непринужденную деятельность в игре; жесткий режим дня, не предоставляющий возможности детям играть; недостаточная информационность детей, способствующая развитию сюжета игр.
Эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками.
Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно ребенок вступает в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. Сначала взрослый, развертывая игру с ребенком, поясняет все игровые действия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Среди педагогов-практиков бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. Разумеется, в младшем возрасте взаимодействие дошкольников еще очень кратковременно и должно поддерживаться взрослыми. Вместе с тем, пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать друг с другом - задача сложная даже для старших дошкольников. Поэтому надо отчетливо понимать, что совместная самостоятельная игра детей может развернуться только в небольших микрогруппах (3-4 человека), с помощью взрослых создаются в помещении игровые пространства, где дети могут играть, не мешая друг другу.
Пока в дошкольных учреждениях такая позиция не находит места в работе с детьми. Несмотря на то, что достаточное количество ДОУ создали благоприятные условия для овладения усложняющимися умениями, возможности самих детей не реализованы.
Воспитатели не владеют навыками формирования у детей игровых действий. В данном процессе отмечается стихийность, где организация жизни детей не носит целенаправленный характер. Отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми не позволяет им в полной мере реализовать основные принципы педагогики сотрудничества.
Если педагогу удается контролировать и совершенствовать способы общения с ребенком, проявлять внимание и отзывчивое отношение к нему, терпеливо и доброжелательно выслушивать каждого ребенка, ласково с ним обращаться и пр., то в процессе взаимодействия в игре не владеет индивидуальным подходом, сдерживая тем самым проявления его творческих способностей и инициативы. У некоторых педагогов отсутствует профессиональное умение удерживать позицию равноправного партнера при взаимодействии с детьми в игре.
Так, выяснилось, что основная сфера приложения усилий педагога в течение рабочего дня - обучающие занятия, от чего дети устают, теряют свою познавательную активность, лишаются возможности общения и взаимодействия друг с другом.
Много времени и энергии воспитатель затрачивает на подготовку занятий. Тематика занятий не является продуктивной, способствующей развитию игры, игровых мотивационных ситуации, действии, т.е. информационная часть занятий не побуждает детей к развитию игровых сюжетов. Подавляющее большинство воспитателей отметили, что после проведенных занятий у них возникает чувство облегчения, как если бы основная дневная работа проделана (по 10-30 минут, 2-3-4 занятия).
Как видно, установка только на занятия влечет за собой и распределение усилий педагога не в пользу других форм работы, а именно игровой деятельности детей.
Может ли воспитатель, так выстроить занятия, чтоб его дети смогли продолжить в самостоятельной игровой деятельности?
К тому же имея дело с большой группой детей (фронтальные занятия, которые до сих пор практикуются в ДОУ), педагог неизбежно сталкивается с ситуациями, когда необходимо упорядочить поведение детей, снять их излишнее возбуждение, а порой напряжение и усталость. А оно (возбуждение) неизбежно при неправильной организации деятельности детей в течение дня.
По характеру поведения взрослого в этих раздражающих его ситуациях, можно косвенно судить о наличии признаков «профессиональной усталости», в результате чего в большинстве своем воспитатели не готовы включиться в качестве партнера в совместную непринужденную игровую деятельность с детьми. Педагог не владеет необходимыми для этой формы работы знаниями о детской деятельности и содержанием, адекватным запросам детей.
Рекомендации педагогам ДОУ по организации игровой деятельности:
- создание гибкого режима дня с учетом здоровья детей, их интересов, творческих запросов, индивидуальных особенностей развития;
- переориентирование педагогов ДОУ с репродуктивных методов взаимодействия с детьми в игре, на продуктивные; создание условий развивающей среды (по интересам детей);
- понимание педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в игре как одного из самых лучших профессиональных качеств воспитателя;
- использование игровых приемов в процессе обучения;
- признание в ДОУ приоритетной самостоятельной игровой деятельности, направленной на творческую, созидательную, познавательную активность дошкольника.
Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новой информации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, где ребенок может играть, игровой техники и т.д.), которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений, складывающейся системы ценностей.
Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Е.Михайленко, не изобретается ребенком и задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.
Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Список литературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1985. - 238 с.
2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. -376 с.
4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - с. 49 - 53; № 6 - с. 46 -51.
5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как нау-читься понимать своего ребенка. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2004.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968. С. 398-464.
7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Издательство Владос-пресс, 2005
8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.
9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. - № 4. - С. 27-39.
10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004.
11. Гуров В. Н. Семья в системе формирования современной личности. // Педагогическое образование и наука. 2001. - №4. С. 29-40.
12. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. -С. 119
13. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1986.
14. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. П. Елисеева; - Мн. : Лексис, 2004.