- Преподавателю
- Другое
- Семинар Основы религиозных культур и светской этики
Семинар Основы религиозных культур и светской этики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коринчук И.А. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План выступления (слайд 1)
-
Актуальность. Причины введения курса.
-
Нормативно-правовая основа и нормативно-правовое обеспечение курса (федеральный, региональный, муниципальный уровни)
-
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
-
Знакомство с учебниками и учебными пособиями.
-
Тематическое и поурочное планирование.
Ну и первый вопрос это причины введения курса. Конечно же это связано.
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА (слайд 2)
-
Падение нравственности.
-
Преступления, совершаемые детьми.
-
Распространение сектантства.
Ну и для примера хочу привести следующие факты.
В 2005 году несовершеннолетними было совершено 1200 убийств, более 3000 разбойных нападений, 18 000 грабежей; на учёт были поставлены 100000 несовершеннолетних алкоголиков , около 4 млн наркоманов от 11 лет и старше.
Я думаю после таких ужасающих цифр вопрос о введении курса ОРКСЭ никаких сомнений вызывать не должен.
Для чего вводится курс ОРКСЭ? (слайд 3)
-
Введение курса ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.
-
ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.
Цели курса ОРКСЭ (слайд 4)
-
Общая педагогическая цель - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).
-
Цель курса - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса ОРКСЭ (слайд 5)
-
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ОРКСЭ - культурологический курс, в основе которого лежит обращение к вопросам духовности и нравственности.
В чем состоит специфика курса? Это воспитание духовности.
Специфика курса ОРКСЭ (слайд 6)
Ну и конечно же мы не должны забывать о правовом аспекте курса. Это
Правовые основы преподавания курса ОРКСЭ (слайд 7)
-
Конституция РФ (ст. 13, 14)
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
-
Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 5)
(Слайды 8-9-10)
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Хочется подчеркнуть что:
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Также следут сказать и нормативно-правововом обеспечении:
На Федеральном уровне, это:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики»
На Региональном уровне: (слайд 11)
1. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.02.2012 № 151 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2007 № 99.
2. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.04.2012 № 358 «О внесении изменений в приказ от 14.02.2012 № 120 «Об утверждении плана мероприятий плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
3. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.04.2012 № 398 «О создании регионального координационного совета по введению в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
И Муниципальный уровень: (слайд 13)
1. Приказ Управления образования администрации Нижневартовского района от 16.02.2012 № 43 «Об утверждении плана мероприятий по введению в муниципальных общеобразовательных учреждениях района комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
2. Приказ Управления образования администрации Нижневартовского района от 26.03.2012 № 99 «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в муниципальных общеобразовательных учреждениях района в 2012/2013 учебном году»
В Отдельный пункт своего выступления я выделила Апробацию комплексного учебного курса ОРКСЭ. (Слайд 14)
Апробация курса ОРКСЭ была начата в 4-й четверти 2009-2010 учебного года в 19 субъектах РФ в 9 729 школах.
В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей.
В 2010-2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте РФ, в 9 980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей.
Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ - диаграммы (слайд 15-16)
Итоги апробации учебного курса (слайд 17)
В ходе реализации апробации подтверждена эффективность новой интегрированной федерально-региональной модели организации повышения квалификации педагогических кадров, при которой:
-
на федеральном уровне обеспечена тренерская подготовка на базе АПК и ППРО
-
на регионально-муниципальном уровне - повышение квалификации 15,5 тысяч учителей с опорой на региональные ИПК и муниципальные методслужбы
Повышение квалификации осуществлялось на основе разработанных Минобрнауки гостребований и в соответствии с подготовленными и скоординированными программами повышения квалификации
Тем самым были обеспечены единые содержательные и организационно-методические подходы к введению апробационного курса ОРКСЭ
( Слайд 18)
В ходе апробации повсеместно сложилось конструктивное сотрудничество с различными слоями населения, органами исполнительной власти, общественными организациями и религиозными организациями
-
Никакого разобщения учеников, их родителей, учителей по религиозным основаниям в ходе апробации не произошло
-
При этом важно подчеркнуть активное участие родителей в проведении различных совместных с детьми мероприятиях, предусмотренных курсом ОРКСЭ
-
Отмечено, что 88 % учащихся обсуждают дома с родителями, бабушками и дедушками темы, изученные на уроках ОРКСЭ
-
Такого тесного, заинтересованного сотрудничества детей и родителей в вопросах образования ранее не фиксировалось в общеобразовательной практике
(Слайд 19)
Общим положительным результатом апробации следует признать сформированное позитивное отношение к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в 21 территории, участвующей в апробации
(Слайд 20) Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
(Слайд 21)
Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками:
1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);
2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).
3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.);
4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).
(Слайд 22)
Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)
-
Первый урок называется - «Наш дом - Россия».
-
На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы.
-
Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.
-
На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы - народ России - едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
-
(Слайд 23)
Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)
-
Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля.
-
В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.
-
Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
-
(Слайд 24)
Блок 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.)
-
Продолжается раздельное обучение.
-
Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося.
-
В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни.
-
Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.
-
(Слайд 25)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.)
-
Учащиеся одного класса работают вместе.
-
Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам - религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)».
-
Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России.
-
Блок завершается школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
На что делается акцент в курсе ОРКСЭ? (слайд 26)
(Слайд 27) Работа с семьями обучающихся. Какая работа ведется?
Какие формы работы с родителями предлагаются?
1) проведение родительских собраний;
2) система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс;
3) участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
-
(Слайд 28) Каковы содержательные линии предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
-
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-
Осознание ценности человеческой жизни.
Разделы основной образовательной программы начального общего образования
-
пояснительная записка;
-
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
-
учебный план начального общего образования;
-
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
-
программа коррекционной работы;
-
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
( Слайд 30) Предлагаю посмотреть как выглядит «Портрет выпускника начальной школы» по ФГОС:
-
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
(слайд 32)
Обращаю ваше внимание на Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
-
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
-
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Ну и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу (слайд 33)
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
(Слайд 34) В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
(Слайд 35) Ну и еще один важный аспект на который обращаю ваше внимание Оценивание результатов обучения (воспитания)
-
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).
-
Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
А сейчас предлагаю посмотреть на
(Слайд 36-37) Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2012/2013 учебный год
Основы духовно-нравственной культуры народов России
21
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы духовно-нравственной культуры народов России
72
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры**
4-5
Просвещение
73
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры**
4-5
Просвещение
74
Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры**
4-5
Просвещение
75
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры**
4-5
Просвещение
76
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур**
4-5
Просвещение
77
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики**
4-5
Просвещение
Основы духовно-нравственной культуры народов России
153
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика
4
Баласс
** Данный учебник используется также в составе системы учебников "Школа России"
* В соответсвии с межгосударственным стандартом ГОСТ 7.60-2003 (дата введения 2004-07-01) учебник может быть представлен в печатной и электронной форме.
Учебники, принадлежащие к завершённой предметной линии учебников
Основы духовно-нравственной культуры народов России
423
Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур
4-5
Дрофа
424
Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры
4-5
Дрофа
425
Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры
4-5
Дрофа
Основы духовно-нравственной культуры народов России
423
Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур
4-5
Дрофа
424
Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры
4-5
Дрофа
425
Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры
4-5
Дрофа
426
Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры
4-5
Дрофа
427
Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры
4-5
Дрофа
428
Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики
4-5
Дрофа
429
Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России
4
Ассоциация ХХI век
430
Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России
4
Мнемозина
431
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России
4
Издательский дом «Федоров»
432
Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России
4
Астрель
433
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России
4
Русское слово
434
Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики
4
Русское слово
Обратите внимание, как выглядят учебники изд-ва «Просвещение» Здесь вашему вниманию представлены все 6 модулей. Плюс книга для учителя, книга для родителей и программа
(Слайд 39) Еще раз подчеркну, что занятия 1,30-34 это Совместные уроки, когда все модули занимаются в классе вместе.
Урок 1. Россия - наша Родина.
Урок 30. Любовь и уважение к отечеству.
Урок 31.
Урок 32. Проектная деятельность учащихся
Урок 33.
Урок 34.
Презентация творческих проектов на тему
«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»
(народное творчество, стихи, песни, кухня народов России т.д.)
Вот так выглядит книга для учителя (слайд 40)
(Слайд 41) Задачи Книги для учителя
-
обеспечение необходимой справочной информацией религиоведческого и этического характера;
-
обеспечение дополнительной учебной информацией, которая может быть использована при подготовке и проведении уроков по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;
-
расширение компетентности в вопросах теории и методики преподавания религиоведения и этики как учебных дисциплин;
-
расширение компетентности в вопросах взаимодействия с представителями религиозных организаций.
(Слайд 42) Структура Книги для учителя
-
Введение.
-
Религия и общество.
-
История религий и современная религиозная ситуация в России.
-
Основные религиозные направления.
-
Основы светской этики.
-
Перечень включенных в пособие дополнительных материалов по курсу.
А так выглядит книга для родителей (Слайд 43)
Структура Книги для родителей (Слайд 44)
Глава 1. Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Глава 2.Ваш ребенок - младший подросток. С какими трудностями он столкнется при переходе из младшей в основную школу?
Глава 3.Зачем в школе вводится новый курс «Основы мировых религий и светской этики»?
Глава 4.Как будет организовано преподавание курса «Основы мировых религий и светской этики»?
Глава 5.Что будут изучать Ваши дети?
Глава 6.Несколько практических советов о том, как Вы можете помочь своему ребенку в освоении курса «Основы мировых религий и светской этики»?
Сайты (Слайд 45-46)
(Слайд 47)
А это учебник изд-ва «ВентанаГраф»
Авторы Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл.
Учебник продолжает формирование знаний школьников о месте человека в обществе. Его целью является формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Познавательные и обучающие задания направлены на развитие культуры, эрудиции, творческих способностей школьников.
(Слайд 48) Основы религиозных культур народов России. 4 кл. Изд-во «Русское слово»
-
Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции.
-
Раскрывает духовно-нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанный на общности представлений о добре и зле.
-
Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России.
-
Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовно-нравственной культуры.
-
Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
-
Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
-
Изложение материала носит светский, общеобразовательный характер.
(Слайд 49) Студеникин М.Т.
Основы светской этики. 4 кл.
-
Реализует задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.
-
На страницах учебника говорится о том, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, гордость и гордыня, честь и достоинство, терпение, сострадание, милосердие и многое другое.
-
Каждая тема включает интересный дополнительный материал (рассказы, сказки, былины, фрагменты из детской литературы и др.).
-
Рубрика «Этикет» знакомит с основами этикета и содержит познавательные тексты.
-
Дети узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении в гостях, о поведении в общественном транспорте и на улице, об умении выбирать подарки, дарить цветы и многом другом.
-
Яркий и образный язык учебника доступен для понимания младших школьников. Учебный материал, особенно важный для понимания курса, выделен цветом.
-
(Слайд 50) Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Издат-во Баласс
-
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс.
-
На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (от 01.11.2010) № 10106-5215/363 и Российской академии образования (от 20.10.2010) № 01-5/7д-653
Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:
-
Социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ
-
К 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ
-
В 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами
(слайд 52) Механизм введения курса в образовательный процесс ОУ
-
Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
-
Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества.
На следующем слайде вы видите сайты, которые помогут вам в работе.
Как проходил механизм введения курса ОРКСЭ в нашей школе?
Были проведены родительские собрания. Родители были ознакомлены со всеми 6 модулями. Подробно объяснялось о причинах, актуальности введения курса. Родители были ознакомлены с нормативно-правовыми аспектами. Результаты были зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. И с 1.09 12 г. нашей школе будут проводится занятия по модулю «Основы светской этики»
О рабочей программе в нашей школе.
И.В взяла 3 раздела.
1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.(1 ч.)
2.Основы светской этики. (28ч.)
3.Духовные традиции многонационального народа России. (5час)
Планирование имеется на эл.носителе. Также нам в Москве дали тематическое планирование по всем 6 модулям.
(слайд 54) Сопровождение процесса внедрения курса ОРКСЭ: информационное, методическое , консультационное ведется
через портал АПК и ППРО (профес.переподг.работников образования)
И в заключение хочу подчеркнуть, что Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является светским и не предполагает освоение религиозных учений. (слайд 55)