- Преподавателю
- Другое
- Примерная образовательная программа организации внеурочной деятельности обучающихся
Примерная образовательная программа организации внеурочной деятельности обучающихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнов П.М. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра воспитательных систем
Самостоятельная работа №1
Тема
«Примерная образовательная программа организации
внеурочной деятельности обучающихся»
Слушателя курсов « Современные педагогические технологии организации
внеурочной деятельности обучающихся
в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»
Смирнова П.М. руководителя физ. воспитания
ЗФ ГБОУ СПО МО КК
Г. Звенигород
Руководитель: Романова Г.А
К. п. н., доцент
Москва, 2015
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования «Красногорский колледж»
Звенигородский филиал
«Утверждаю»
Заведующая филиалом ___________________ Е.П.Лазарева
«______» _______________ 2015г.
Рабочая программа
внеурочной физкультурно - оздоровительной деятельности
для 10-11 класса
«Физкультура как средство всестороннего развития личности»
Составитель: Смирнов Павел Михайлович
руководитель физ. воспитания
ЗФ ГБОУ СПО МО КК
г.Звенигород
2015г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………. 3
Цели и задачи, сроки и формы реализации программы ………………… 4
Содержание программы ……………………………………………… 7
Календарно-тематическое планирование ……………………………… 9
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности …………………………………… 10
Материально - техническое обеспечение программы ……………. 13
Список литературы………………………………………………………….14
-
Пояснительная записка.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования
к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего специального образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно - оздоровительное). Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса , которое предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьников.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
Цели:
Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Их рабочий день, особенно в старших классах, на много превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет - 12 - 14 часов, особенно у учащихся профильных классов. Следует отметить, что образ жизни многих современных людей, включая детей школьного возраста, очень близок, по сути, к "постельному режиму", ведущему к острой гипокинезии. Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Единственная профилактика вредных последствий гипокинезии - рациональная организация двигательного режима, включающая различные по характеру и интенсивности физические нагрузки. Спортивно-оздоровительная программа направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при чрезмерных умственных нагрузках учащихся школы. Цель программы - физическое развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей на уроках физической культуры и внеклассных мероприятий.
Задачи:
-
снижение заболеваемости учащихся (сравнительная характеристика);
-
определение взаимосвязи физического и интеллектуального развития учащихся;
-
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
В программе принимают участие учащиеся 15 - 17 лет. Программа рассчитана на 5 лет.
Содержание программного материала состоит из 3-х блоков, которые тесно взаимодействуют между собой.
Для реализации программы определены следующие критерии:
-
улучшение состояния здоровья учащихся (сравнительная характеристика);
-
улучшение физического развития учащихся (тестирование);
-
повышение уровня физической подготовленности учащихся;
-
сформированность ценности здоровья и здорового образа жизни.
I блок - внеклассная работа. Он включает в себя содержание внеклассных форм физического воспитания, таких как спортивно-оздоровительные секции по лыжным гонкам, баскетболу, общей физической подготовленности, футболу, туристический клуб. Учащиеся имеют право выбора посещения одной из спортивных секций по интересам.
II блок - физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Предполагает обязательное участие школьников профильных классов в спортивных соревнованиях, туристических походах, спортивных праздниках, Днях здоровья, спартакиадах и т.д.
III блок - мониторинг физического развития, физической подготовленности и функционального развития учащихся. Экспертиза проводится 1 раз в полгода. Отслеживается динамика развития по трем параметрам. В завершение учебного года проводится сравнительный анализ по всем параметрам.
Блок I - внеклассная работа
Данный раздел программы определяет содержание внеклассных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки учащихся профильных классов. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста школьников. Материал для спортивных секций по общефизической подготовке является единым.
По специальной физической подготовке представлен в программе отдельно по основным видам спорта. Количество спортивных секций и кружков для реализации данной программы по предложению учителей физической культуры определяется администрацией школы. Целью внеклассных форм занятий является снятие напряжения, психической усталости, предостережение от развития гипокинезии и гиподинамии, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение к регулярным тренировкам учащихся.
Спортивные секции.
Баскетбол.
Стойки, передвижения, остановки; передача и ловля мяча; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной и двумя руками с места и в движении; индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия, двусторонняя игра.
Ловля мяча двумя руками и одной рукой с поддержкой; ведение мяча с изменением скорости и направления движения; броски мяча одной и двумя руками разными способами с места и в движении; защитные действия против игрока без мяча и с мячом; действия двух нападающих против одного защитника; индивидуальные и групповые тактические действия; двусторонняя игра.
Броски в корзину - одной рукой от плеча с места, в движении, в прыжке, сверху крюком, одной рукой снизу, сверху вниз и добивание двумя руками сверху; финты; индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападение и защите; двусторонняя игра.
Футбол.
Передвижения и прыжки, удары по мячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внутренней и внешней стороной стопы, носком; удары головой - лбом; удары боковой частью стопы, серединой подъема, голенью, головой, грудью; финты; тактические приемы в нападении - индивидуальные, групповые и командные действия; игра вратаря - при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание.
Блок II - физкультурно-массовые и Спортивные мероприятия.
Учащимся необходимо принимать участие в общешкольных и районных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях: ежемесячных Днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях, туристических походах и слетах, физкультурных праздниках.
Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, активному отдыху, формирование компетентности физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, приобретение опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Дни здоровья и спорта.
Включают в себя массовые показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений и другие мероприятия активного отдыха.
Подвижные игры и внутришкольные соревнования.
По видам физических упражнений, включенных в комплексную программу физического воспитания (в классах, между школами и др.): баскетболу, футболу, лыжным гонкам, русская лапта, общей физической подготовленности
Походы:
Однодневные и многодневные
Физкультурные праздники. Аттракционы, соревнования по специальным программам и др.
-6-
Блок III - мониторинг физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности учащихся профильных классов
Цель мониторинга - выявить динамику развития функциональной подготовленности, физической подготовленности (моторной), физического развития учащихся, познавательной активности у учащихся.
Физическое развитие - главный показатель, отражающий процесс роста и развития. Нормативы физического развития традиционно считаются главными гигиеническими критериями уровня физического здоровья. В анкетах дети и их родители должны заносить количественные показатели в соответствующие графы (масса и длина тела, окружность груди и талии).
Моторное развитие - важнейший психофизический показатель гармоничности и уровня развития ребенка. Соответствие темпов моторного развития биологическому возрасту характеризует гармоничность общего физического развития и отражает процесс созревания центральной нервной системы, управляющей движениями и скелетно-мышечного аппарата, являющегося исполнительным органом. Показателями моторного развития являются результаты в двигательных тестах.
Навыки и умения - важная характеристика, отражающая двигательный компонент социально-бытовой адаптации ребенка. В анкете учащиеся отмечают, какие двигательные действия ими освоены.
Заболеваемость - конкретное выражение уровня физического здоровья учащихся. В данном случае рассматривается только острая заболеваемость, как наиболее динамичная характеристика (учителя физической культуры, мед. работник школы).
-7-
Досуг - важная характеристика для понимания социокультурной характеристики подрастающего поколения. От организации досуга зависит состояние здоровья, возможность релаксации после напряженной учебной деятельности, а также разнообразные риски вовлечения потенциально-опасные для здоровья формы поведения.
Занятия спортом - один из структурных компонентов досуга, обеспечивающий, в целом, его здоровьесбергающую направленность.
В мониторинге используются наиболее актуальные на данный момент параметры. Мониторинг проводится учителями физической культуры по согласованию с администрацией школы.
Для отслеживания результативности определенных параметров в работе используется: учебники "Физическая культура" для учащихся 10 - 11 классов; оценка качества подготовки выпускников основной средней (полной) школы, контрольные тесты - упражнения программы двигательной активности, контрольные тесты очково-кумулятивной системы оценивания по предмету "Физическая культура" как компонент здоровьесберегающих образовательных технологий.
Номер урока
Дата проведения
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовленности
обучающихся
Контроль двигательных действий
Д/з
1
Легкая атлетика 14 ч
1
Высокий и низкий старт
Инструктаж по ТБ. Высокий и низкий старт до 30 м. Стартовый разгон. Бег по дистанции 400-500 м. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств.
Уметь пробегать с максимальной скоростью 30 м с низкого старта.
2
1
Бег 30 метров на результат
Бег 30 метров на результат. Стартовый разгон. Бег по дистанции 400-500 м. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Спортивные игры.
Уметь пробегать с максимальной скоростью 30 м с низкого старта.
Мальчики:
«5» - 14,5; «4» - 14,9; «3» - 15,5 .
Девочки:
«5» - 16,0; «4» - 16,5; «3» - 17.0.
3
1
Бег 60 метров.
Бег 60. Стартовый разгон. Бег по дистанции 400-500 м. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Спортивные игры.
Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта
4
1
Бег 60 метров на результат
Бег 60 метров на результат. Стартовый разгон. Бег по дистанции 600-800 м. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Спортивные игры.
Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта.
Бег 60 метров.
Мальчики:
«5» - 14,5; «4» - 14,9; «3» - 15,5 .
Девочки:
«5» - 16,0; «4» - 16,5; «3» - 17.0.
5
1
Эстафетный бег
Низкий старт. Эстафетный бег на отрезках до 100 метров. Бег по дистанции 600-800 м. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы бега. Спортивные игры
Уметь пробегать с максимальной скоростью 100 м с низкого старта
6
1
Эстафетный бег.
Низкий старт. Эстафетный бег на отрезках до 100 метров. Бег по дистанции 600-800 м. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы бега. Спортивные игры.
Уметь пробегать с максимальной скоростью 100 м с низкого старта
7
1
Бег в равномер-ном и переменном темпе
Бег в равномерном и переменном темпе. Прыжок в длину с места. Бег по дистанции 800-1000 м Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. Соревнования по легкой атлетике, рекорды
Уметь пробегать в равномерном темпе, выполнять прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места:
Мальчики:
Девочки:
8
1
Прыжок в длину разбега
Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 13-15 беговых шагов. Отталкивание. Бег по дистанции 800-1000 м. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств
Уметь прыгать в длину с 13-15 беговых шагов
9
1
Прыжок в длину с разбега на результат
Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 13-15 беговых шагов. Отталкивание. Бег по дистанции 800-1000 м. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы прыжков.
Уметь прыгать в длину с 13-15 беговых шагов
10
1
Прыжок в длину разбега на результат
Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 13-15 беговых шагов. Отталкивание. Бег по дистанции 800-1000 м. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств.
Уметь прыгать в длину с 13-15 беговых шагов
Прыжок в длину разбега:
Мальчики:
Девочки:
11
1
Метание гранаты 500-700 грамм
Метание гранаты на дальность с 5-6 беговых шагов и с места в коридоре 10 метров и заданное расстояние. ОРУ. Челночный бег. Бег по дистанции 800-1000 м. Развитие скоростно-силовых качеств
Уметь метать гранату на дальность с разбега.
12
1
Метание гранаты 500-700 грамм.
Метание гранаты на дальность с 5-6 беговых шагов и с места в коридоре 10 метров и заданное расстояние. ОРУ. Челночный бег. Бег по дистанции 800-1000 м. Развитие скоростно-силовых качеств
Уметь метать гранату на дальность с разбега
13
1
Метание гранаты 500-700 грамм
Метание гранаты на дальность с 5-6 беговых шагов и с места в коридоре 10 метров и заданное расстояние ОРУ. Челночный бег. Бег по дистанции 800-1000 м. Развитие скоростно-силовых качеств. Соревнования по легкой атлетике, рекорды
Уметь метать гранату на дальность и в цель из различных положений
Метание гранаты 500-700 грамм.
Мальчики:
«5» - 36; «4» - 32; «3» - 28.
Девочки:
«5» - 26; «4» - 23; «3» - 18.
14
1
Бег в равномер-ном и переменном темпе.
Бег 1000 метров. Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости
Уметь пробегать в равномерном темпе, выполнять прыжок в длину с места
Бег 1000 м:
«5» - 4,10; «4» - 4,35; «3» - 5,15.
Девочки:
«5» - 4,30; «4» - 5,15; «3» - 5.35.
15
Спортивные игры - 13 часов (волей-бол).
1
Стойки и перемещение игрока.
ТБ на занятиях спортивными играми. ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Развитие координационных способностей. Учебная игра.
Уметь играть в волейбол
16
1
Стойки и перемещение игрока.
ТБ на занятиях спортивными играми. ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Развитие координационных способностей. Учебная игра.
Уметь играть в волейбол
Оценка техники выполне-ния стойки и перемеще-ний игрока
17
1
Передача мяча сверху двумя руками
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Верхняя передача и прием мяча снизу в парах, тройках. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол
18
1
Передача мяча сверху двумя руками
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Верхняя передача и прием мяча снизу в парах, тройках. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол
19
1
Передача мяча сверху двумя руками
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Верхняя передача и прием мяча снизу в парах, тройках. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол.
Оценка техники выполнения передачи мяча двумя руками сверху
20
1
Нижняя прямая подача. Прием подачи
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Комбинации из ранее разученных приемов и передач. Нижняя прямая подача, прием подачи. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол.
21
1
Нижняя прямая подача. Прием подачи
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Комбинации из ранее разученных приемов и передач. Нижняя прямая подача, прием подачи. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол.
Оценка техники выполнения нижней прямой подачи
22
1
Верхняя прямая подача.
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Комбинации из ранее разученных приемов и передач. Верхняя прямая подача, нижний прием мяча. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол
23
1
Верхняя прямая подача
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Комбинации из ранее разученных приемов и передач. Верхняя прямая подача, нижний прием мяча. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол.
Оценка техники выполнения верхней прямой подачи
24
1
Двусторон-няя игра.
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Комбинации из ранее разученных приемов и передач. Прямой нападающий удар из зоны 2,4. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол
25
1
Нападаю-щий удар
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Комбинации из ранее разученных приемов и передач. Прямой нападающий удар из зоны 2,4. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол
26
1
Нападаю-щий удар.
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Комбинации из ранее разученных приемов и передач. Прямой нападающий удар из зоны 2,4. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол.
Оценка техники выполнения нападающего удара
27
1
Двусторон-няя игра
ОРУ. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Комбинации из ранее разученных приемов и передач. Прямой нападающий удар из зоны 2,4. Развитие координационных способностей. Учебная игра
Уметь играть в волейбол.
Оценка техники выполне-ния технических действий
Планируемые результаты освоения программы
«Физкультура как средство всестороннего развития личности»
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
знать/понимать
-
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
-
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
-
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
уметь
-
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
-
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
-
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
-
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
-
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
-
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
-
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
-
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности
«Физкультура как средство всестороннего развития личности»
1. Авторские методики/разработки:
-разработка тем программы;
-описание отдельных занятий;
2. Учебно-практическое оборудование:
-Скамейка гимнастическая жесткая;
-Коврик гимнастический;
-Маты гимнастические;
-Мяч набивной(1кг,2кг);
-Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой;
-Сетка волейбольная;
-Мячи волейбольные;
-Мячи футбольные;
-Компрессор для накачивания мячей;
3. Спортивный зал:
-Спортивный зал игровой (С раздевалками для мальчиков и девочек, гимнастические скамейки)
-Кабинет учителя (Включает в себя рабочий стол, стулья, шкаф для одежды и
книг; стеллажи для хранения инвентаря и оборудования).
Список литературы
1.Физическая культура. 10 -11 кл. Под ред. Мейксона Г.Б., Любомирского Л.Е., Кофмана
Л.Б. - Просвещение, 2009.
2.Физическая культура. 10 - 11 кл. Под ред. Ляха В.И., Любомирского Л.Е., Мейксона Г.Б. -
Просвещение, 1908.
3.Физическое воспитание учащихся.. Пособие для учителя. Под ред. Ляха В.И. -
Просвещение, 1997.
4.Учебная гимнастика. Книга для учащихся. Баллингер Э. - Просвещение, 1996.
5.Методика физического воспитания учащихся В.И.Лях. / пособие для учителя, 2005.
6.Физическая культура. Планирование и организация занятий. 10, 11 классы. Г.А.
Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2008.
7.Здоровье - организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. В.Н.
Касаткин, С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский.
8.В.И. Лях. Твой друг - физкультура. - М.: Просвещение, 2005 г.
17