Программа внеурочной деятельности Родной край

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.         Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и села, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получат знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области









Согласовано: Утверждено

протокол РМО Директор МБОУ Кочуновской ООШ

Зам.дир. по ВР ______________/ Е.А.Рыжичкина/

от____№____ Приказ от _________№ ______




Программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Родной край»










Возраст детей: 9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Руководитель: Щелыканцева Е.В.-

учитель начальных классов







Кочуново

2014

Пояснительная записка

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России.

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении кружком «Родной край».

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и села, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получат знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего села. В процессе деятельности у обучающихся будут совершенствоваться навыки и умения научно-исследовательской работы.

Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

В классе 9 обучающихся, такое количество детей даёт возможность использовать дифференцированный подход, внеурочная деятельность данного направления может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер.

Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам обучающихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- сформировать представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта, края и его населения;

- ознакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта, родного края.

Воспитательные задачи:

- развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю;

- формировать личностно-ценностное отношение к своей малой родине, пробуждать деятельную любовь к родному месту жительства;

- укреплять семейные связи;

- формировать экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, позитивно-сберегающее отношение к окружающей среде и социально-ответственное поведение в ней.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность;

- стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, интерес учащихся к изучению малой родины ;

- формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулировать участие учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.

Возраст детей Программа рассчитана на школьников младшего возраста.

Сроки реализации Продолжительность реализации программы один год.

Режим занятий Программа реализуется при одночасовом режиме работы в неделю, всего 34 часа, продолжительность занятия - 45 минут.

Планируемые результаты.

В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • родословную своей семьи

  • историю своего населённого пункта, различных учреждений

  • изменения природной среды родного края в результате деятельности человека

Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы

  • работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию

  • описывать традиции своего края

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов родного края

  • составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты

  • работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их.

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формами проведения итогов реализации программы являются: практические и творческие работы, проектную деятельность.




Содержание программы.

Содержание разработанной программы достаточно универсально. Курс вбирает в себя географические, биологические, экологические, исторические, культурологические компоненты.

Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников «Родной край», представлена в виде четырёх блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

1. Времена года (5 часов).

2. Водоёмы нашего края (8 часов).

3. Леса нашего края (11 часов).

4. Тепло родного очага (11 часов).

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические и творческие работы, проектную деятельность.




Тематическое планирование (34 часа)

№ темы

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и обучающихся

Дата

По плану

Фактическая

I

Времена года

4 часа



2.1.

«Летний отдых»

1 час

Практическое занятие

2.2.

«Осень в России»

1 час

Беседа +практическое занятие

2.3.

«Зима. Крестьянин торжествуя…»

1 час

Беседа +практическое занятие

2.4.

«Весенняя канитель»

1 час

Беседа +практическое занятие

2.5.

Конкурс рисунков

« Красота природы родного края»

1 час

Защита конкурсных работ

II.

Водоёмы нашего края

8 часов

2.1.

Реки

1 час

Выступление уч-ся



2.2.

Пруды и озёра

1 час

Экскурсия



2.3.

Пруды и озёра

1 час

Выступление уч-ся

2.4.

Обитатели наших водоёмов

1 час

Выступление уч-ся

2.5.

Обитатели наших водоёмов

1 час

Практическое занятие учащихся

2.6.

Секреты рыбалки

1час

Игра-практикум

2.7.

Охрана водоёмов

1час

Выступление учащихся

2.8.

Проект « Водоёмы нашего края»

1 час

Защита групповых проектов

III.

Леса нашего края

11 часов

3.1.

Наши леса

1 час

Виртуальная экскурсия.



3.2.

Наши леса

1 час

Игра-практикум



3.3.

Лекарственные травы

1 час

Выступление учащихся

3.4.

Лекарственные травы

1 час

Практическое занятие

3.5.

Грибы (ядовитые и съедобные)

1 час

Выступление учащихся. Игра-практикум

3.6.

Игра « Бабушкина кладовая»

1 час

Практическое занятие

3.7.

Звери леса

1 час

Выступления +практические занятия

3.8.

Птицы нашего края

1 час

Выступления +практические занятия

3.9.

Сочинение загадок о животных

1 час

Игра - практикум

3.10.

Викторина «Лес -наше богатство»

1час

Игра-практикум

3.11.

Проект «Малая Красная книга Бутурлинского края края».

1 час

Защита проектов

IV.

Тепло родного очага

11 часов

4.1.

«Моя семья»

1 час

Практическая работа (сочинения, рисунки)

4.2.

«В кругу родном и близком. Моя родня»

1 час

Сообщения учащихся

4.3.

«Традиции моей семьи»

1 час

Практическая работа (сочинения, рисунки)

4.5.

« Мой класс. Моя школа»

1 час

Практическая работа (сочинения, рисунки)

4.6.

« Моё село»

1 час

Сообщения учащихся

4.7.

«Традиции моего села»

1 час

Сообщения учащихся

4.8.

«Славный край Бутурлино»

1 час

Выступление учащихся.

4.9.

«Творчество Бутурлинского народа»

1 час

Игра-практикум

4.10.

«Нижегородская ярмарка»

1 час

Игра-практикум

4.11

Творческий проект - отчёт

1 час

Защита проектов


ИТОГО

34







Методическое обеспечение

1. Разработки игр, конкурсов.

2.Дидактический материал.

3.Мультимедийные презентации, CD диски.

4. Лекционный материал.










Список использованной литературы

1. Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения» М.:ТКО «АСТ» 2005

2. Куприянова Н.И. «Записки краеведов». Н.Новгород:Волго-Вятское кН.изд-во, 1991

3. Леокум.А.А. « Дикие животные»Русич,2007

4. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей: Чудо - всюду» Академия К0, 2001

5. Порякова Н.Н. «Бутурлинский край. Дорогами истории» Нижний Новгород: «Литера», 1999


11


© 2010-2022