- Преподавателю
- Другое
- Программа по элективному курсу экономики
Программа по элективному курсу экономики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Арафаилова О.Л. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ
«Основы потребительских знаний»
9 класс
Составитель: Арафаилова О.Л.
учитель МОУ «Каркалайская СОШ»
Пояснительная записка
В послании президента к Федеральному собранию (2009 г.) обозначена главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. XXI век - это век научно-технического прогресса, развития экономического и производственного потенциала страны, все более значимым становится воспитание творческой, высокообразованной, высококвалифицированной личности в сфере таких наук как информатика, информационные технологии, экономика, экономическое планирование ».
В настоящее время, которое характеризуется как период с переходной рыночной экономикой, все большую актуальность и востребованность приобретает знание основ потребительского поведения. Данная востребованность связана с тем, что все мы в конечном итоге являемся потребителями и должны иметь представление о своих правах. И чем раньше школьник получает опыт экономических отношений с точки зрения складывающихся условий рыночной конъюнктуры, тем проще, успешнее и увереннее чувствует себя в дальнейшем.
Цель данных занятий - в процессе изучения основ потребительского поведения формировать у учащихся установки грамотного поведения в различных рыночных ситуациях. Социально - экономические знания, получаемые школьниками, должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.
Задачи курса:
-
Дать учащимся общие представления об особенностях существующей рыночной ситуации;
-
Сформировать установки учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей;
-
Познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.
-
В доступной форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуги.
Темы предусматривают ознакомление учеников с экономическими основами большинства потребительских проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни. «Основы потребительских знаний» - это тот предмет, который нужен всем, так как независимо от профессии, пола, возраста потребителями являемся мы все.
С точки зрения экономической теории, главным действующим лицом в рыночной системе является потребитель, поэтому первый раздел программы раскрывает нам роль потребителя в рыночной экономике, механизм рыночного взаимодействия, значение Закона о защите прав потребителей.
Одним из важных моментов успешного и рационального поведения потребителя на рынке является владение полной и достоверной информацией о продавце (производителе) и предлагаемых им товарах (услугах), поэтому второй раздел посвящен доступным для потребителя источникам информации.
Поведение потребителей при покупке товаров или услуг рассматриваются более конкретно в третьем разделе.
Так как в рыночной экономике деньги являются самым дефицитным, а потому и самым нужным для потребителя товаром, то в следующей главе рассматриваются вопросы сохранения и приумножения имеющихся денежных ресурсов потребителя.
И наконец, завершением программы является раздел о защите прав потребителей, главной задачей которого является ознакомление учащихся с ситуацией, когда дело все же может дойти до судебного разбирательства.
Программа предусматривает сочетание различных форм и методов обучения. Основные методы работы: лекция, дискуссия; деловая игра; решение задач; творческие работы (электронные презентации, эссе), защита проектов. Для реализации содержания обучения по данной программе, основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими работами и решением ситуационных задач, чтобы обучающиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания. Предполагается также использование деловых игр в процессе обучения. Ведение игровой методики является основной формой реализации программы. Игра способствует выделению для сознания ребенка социально принятых этических норм поведения и осмыслению их. Игра дает некоторое обобщенное знание, которое непосредственно соединяется с положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями. Дети легко откликаются на все нестандартные формы проведения занятий и с удовольствием проникаются поставленными задачами. Все это создает комфортную психологическую атмосферу, помогает сделать учебный материал интересным и доступным для восприятия. Выполнение практических работ по завершении основных разделов программы курса помогает установить степень усвоения материала.
Еще одной особенностью предлагаемой программы является ориентация на следующие принципы обучения: доступность предлагаемого к изучению материала; сознательное усвоение знаний через применение их на практике; поддержание инициативы и развитие творческих способностей учащихся; гуманизм и развитие личности через создание благоприятного микроклимата в школьном коллективе.
Ученик, закончивший школу, должен уметь принимать правильные решения, применять приобретенные знания на практике, уметь ориентироваться в окружающем мире. Элективные курсы по экономике должны стать основой для создания качественного потенциала страны и проводимых в нашей стране преобразований, фундаментом сильной и процветающей России, ключевым условием развития конкурентоспособной экономики и повышения благосостояния.
По окончании изучения элективного курса «Основы потребительских знаний», учащиеся должны:
Иметь представление:
о способах воздействия бизнеса на потребителей, критически оценивать рекламную информацию
правовых законодательных актах регулирующих права и защиту интересов потребителей.
об органах по защите прав потребителей: арбитражный суд, Государственный Антимонопольный комитет, Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России.
Знать/понимать:
место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека.
специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей.
основы теории потребительского поведения.
свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.
Уметь:
разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;
различать символы на упаковке товаров, этикетках, вкладышах, ярлыках, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;
защищать свои права в случае их нарушения;
решать ситуации, применяя закон РФ «О защите прав потребителей»;
оформлять исковые заявления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Технические средства и оборудование для проведения занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Элективный курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план
№п/п
тема
кол.час
примечание
1
Игра-практикум «Где ты встречаешься с экономикой
1
2
Что изучает экономика. Практическая работа: «Анализ человеческих потребностей».
1
3
Деловая игра «Рынок овощей»
2
I 4
Потребитель и его потребности
1
5
Как мы выбираем
1
6
Как продаются товары. Упаковка товара
2
II 7
Информация и потребитель. Источники информации
1
8
Потребительское тестирование. Деловая игра: «Как я покупаю товар?»
1
9
Реклама и её регулирование. Реклама на товар
2
III 10
Деньги и потребитель . Наши расходы
1
11
Жизнь в долг. Приумножение дохода
1
12
Как покупать дешевле. Готовим обед
2
IV 13
Как себя вести. Наши права
2
14
Изучаем «Закон о защите прав потребителей».
2
15
В магазине. В службе быта. Исковые заявления
2
16
Образование. Отдых. Решение ситуаций по защите прав потребителей
1
17
Этика потребительского поведения Деловая игра: «Вы приобрели недоброкачественный товар».
2
V 18
Самозащита потребителей
1
19
Куда обратиться за помощью. «Как обжаловать решение суда?»
1
20
Деловая игра «Почему люди торгуют».
1
21
Потребитель и торговля. Виды торговли
1
22
Специализация производства
1
23
Деловая игра «Книжная фабрика».
2
24
Деловая игра «Экономическое принятие решений».
2
34часа
Литература
Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. - М.: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.
Основы потребительских знаний: Учеб. для 8-9 классов средних школ. - М: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.
Александрова А., Белянин А., Викторова С, Крючкова П., Трухачев С, Худенко К. Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. - М.: КонфОП, 1994.
Белоусов Е., Крючкова П., Орлова Л., Сорк Д., Янин Д. Закон о защите прав потребителей с практическим комментарием. - М., 1996.
Липсиц И. Экономика: В 2-х кн. - М., 2000.
Нормативные документы
Закон РФ о защите прав потребителей.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1.
Закон РФ о рекламе.
Закон РФ о сертификации.
Закон РФ об основах туристской деятельности.
Закон РФ об образовании.