Программа по элективному курсу экономики

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ

«Основы потребительских знаний»

9 класс



Составитель: Арафаилова О.Л.

учитель МОУ «Каркалайская СОШ»








Пояснительная записка

В послании президента к Федеральному собранию (2009 г.) обозначена главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. XXI век - это век научно-технического прогресса, развития экономического и производственного потенциала страны, все более значимым становится воспитание творческой, высокообразованной, высококвалифицированной личности в сфере таких наук как информатика, информационные технологии, экономика, экономическое планирование ».

В настоящее время, которое характеризуется как период с переходной рыночной экономикой, все большую актуальность и востребованность приобретает знание основ потребительского поведения. Данная востребованность связана с тем, что все мы в конечном итоге являемся потребителями и должны иметь представление о своих правах. И чем раньше школьник получает опыт экономических отношений с точки зрения складывающихся условий рыночной конъюнктуры, тем проще, успешнее и увереннее чувствует себя в дальнейшем.

Цель данных занятий - в процессе изучения основ потребительского поведения формировать у учащихся установки грамотного поведения в различных рыночных ситуациях. Социально - экономические знания, получаемые школьниками, должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.

Задачи курса:

  • Дать учащимся общие представления об особенностях существующей рыночной ситуации;

  • Сформировать установки учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей;

  • Познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.

  • В доступной форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуги.

Темы предусматривают ознакомление учеников с экономическими основами большинства потребительских проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни. «Основы потребительских знаний» - это тот предмет, который нужен всем, так как независимо от профессии, пола, возраста потребителями являемся мы все.

С точки зрения экономической теории, главным действующим лицом в рыночной системе является потребитель, поэтому первый раздел программы раскрывает нам роль потребителя в рыночной экономике, механизм рыночного взаимодействия, значение Закона о защите прав потребителей.

Одним из важных моментов успешного и рационального поведения потребителя на рынке является владение полной и достоверной информацией о продавце (производителе) и предлагаемых им товарах (услугах), поэтому второй раздел посвящен доступным для потребителя источникам информации.

Поведение потребителей при покупке товаров или услуг рассматриваются более конкретно в третьем разделе.

Так как в рыночной экономике деньги являются самым дефицитным, а потому и самым нужным для потребителя товаром, то в следующей главе рассматриваются вопросы сохранения и приумножения имеющихся денежных ресурсов потребителя.

И наконец, завершением программы является раздел о защите прав потребителей, главной задачей которого является ознакомление учащихся с ситуацией, когда дело все же может дойти до судебного разбирательства.

Программа предусматривает сочетание различных форм и методов обучения. Основные методы работы: лекция, дискуссия; деловая игра; решение задач; творческие работы (электронные презентации, эссе), защита проектов. Для реализации содержания обучения по данной программе, основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими работами и решением ситуационных задач, чтобы обучающиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания. Предполагается также использование деловых игр в процессе обучения. Ведение игровой методики является основной формой реализации программы. Игра способствует выделению для сознания ребенка социально принятых этических норм поведения и осмыслению их. Игра дает некоторое обобщенное знание, которое непосредственно соединяется с положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями. Дети легко откликаются на все нестандартные формы проведения занятий и с удовольствием проникаются поставленными задачами. Все это создает комфортную психологическую атмосферу, помогает сделать учебный материал интересным и доступным для восприятия. Выполнение практических работ по завершении основных разделов программы курса помогает установить степень усвоения материала.

Еще одной особенностью предлагаемой программы является ориентация на следующие принципы обучения: доступность предлагаемого к изучению материала; сознательное усвоение знаний через применение их на практике; поддержание инициативы и развитие творческих способностей учащихся; гуманизм и развитие личности через создание благоприятного микроклимата в школьном коллективе.

Ученик, закончивший школу, должен уметь принимать правильные решения, применять приобретенные знания на практике, уметь ориентироваться в окружающем мире. Элективные курсы по экономике должны стать основой для создания качественного потенциала страны и проводимых в нашей стране преобразований, фундаментом сильной и процветающей России, ключевым условием развития конкурентоспособной экономики и повышения благосостояния.



По окончании изучения элективного курса «Основы потребительских знаний», учащиеся должны:

Иметь представление:

о способах воздействия бизнеса на потребителей, критически оценивать рекламную информацию

правовых законодательных актах регулирующих права и защиту интересов потребителей.

об органах по защите прав потребителей: арбитражный суд, Государственный Антимонопольный комитет, Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России.

Знать/понимать:

место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека.

специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

основы теории потребительского поведения.

свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.

Уметь:

разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;

различать символы на упаковке товаров, этикетках, вкладышах, ярлыках, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;

защищать свои права в случае их нарушения;

решать ситуации, применяя закон РФ «О защите прав потребителей»;

оформлять исковые заявления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Технические средства и оборудование для проведения занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Учебно-тематический план


№п/п

тема

кол.час

примечание

1

Игра-практикум «Где ты встречаешься с экономикой

1


2

Что изучает экономика. Практическая работа: «Анализ человеческих потребностей».

1


3

Деловая игра «Рынок овощей»

2


I 4

Потребитель и его потребности

1


5

Как мы выбираем

1


6

Как продаются товары. Упаковка товара

2


II 7

Информация и потребитель. Источники информации

1


8

Потребительское тестирование. Деловая игра: «Как я покупаю товар?»

1


9

Реклама и её регулирование. Реклама на товар

2


III 10

Деньги и потребитель . Наши расходы

1


11

Жизнь в долг. Приумножение дохода

1


12

Как покупать дешевле. Готовим обед

2


IV 13

Как себя вести. Наши права

2


14

Изучаем «Закон о защите прав потребителей».

2


15

В магазине. В службе быта. Исковые заявления

2


16

Образование. Отдых. Решение ситуаций по защите прав потребителей

1


17

Этика потребительского поведения Деловая игра: «Вы приобрели недоброкачественный товар».

2


V 18

Самозащита потребителей

1


19

Куда обратиться за помощью. «Как обжаловать решение суда?»

1


20

Деловая игра «Почему люди торгуют».

1


21

Потребитель и торговля. Виды торговли

1


22

Специализация производства

1


23

Деловая игра «Книжная фабрика».

2


24

Деловая игра «Экономическое принятие решений».

2



34часа



Литература



Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. - М.: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.

Основы потребительских знаний: Учеб. для 8-9 классов средних школ. - М: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.

Александрова А., Белянин А., Викторова С, Крючкова П., Трухачев С, Худенко К. Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. - М.: КонфОП, 1994.

Белоусов Е., Крючкова П., Орлова Л., Сорк Д., Янин Д. Закон о защите прав потребителей с практическим комментарием. - М., 1996.

Липсиц И. Экономика: В 2-х кн. - М., 2000.


Нормативные документы

Закон РФ о защите прав потребителей.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1.

Закон РФ о рекламе.

Закон РФ о сертификации.

Закон РФ об основах туристской деятельности.

Закон РФ об образовании.


© 2010-2022