Рекомендации по подготовке к открытому занятию

Многолетний опыт преподавательской и педагогической работы, оказания консультативной и методической помощи педагогам дополнительного образования а также опыт экспертной работы в составе жюри городских и областных конкурсов педагогического мастерства "Сердце отдаю детям" позволяет мне говорить, что даже самые опытные педагоги при подготовке и проведении открытого занятия иногда совершают ошибки, которых вполне можно избежать. Данные рекомендации могут быть полезны как педагогам дополнительного об...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал подготовлен педагогом-психологом ГБОУ ДОД РО ОЭЦУ Бехталь И. Г.

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ РЕКОМЕНДУЕМ:


  • Детально соотнести содержание и форму проведения занятия с контекстом образовательной программы;

  • Сформулировать конкретную, достижимую и измеримую цель занятия, правильно определить задачи и подобрать адекватные для их решения средства;

  • При моделировании занятия (этапов, содержания, форм деятельности и взаимодействия, плана расстановки мебели и т.д.) не забывать об особенностях дополнительного образования детей и его отличии от основного общего;

  • Разработать развернутый план-конспект занятия (причем, проработка нескольких вариантов проведения занятия даст возможность гибко реагировать на реальные обстоятельства и импровизировать; можно предусмотреть несколько «запасных» вопросов, упражнений или заданий, которые легко провести дополнительно или исключить);

  • Обеспечить понимание и принятие детьми цели занятия (речь идет не об информировании детей о педагогической цели научным языком, а о формировании адекватных ожиданий учащихся от занятия с применением понятной детям стилистики и терминологии);

  • Уделить особое внимание обеспечению мотивации участия детей в предлагаемой деятельности на всех этапах занятия (ребенку необходимо понять не только «что» он делает и «как» это делать, но и «зачем»; в противном случае создается впечатление, что педагог «использует» ребенка в своих профессиональных целях, игнорируя желания и потребности учащегося);

  • Помнить, что мотивировать ребенка можно не только его потребностью в интеллектуальной активности (получении новых знаний, умений и результата труда), но и потребностью в общении, одобрении (желании занять определенное место в системе доступных общественных отношений) и потребностью в преодолении, достижении;

  • Убедиться в том, что на каждом этапе планируемого занятия педагогу понятна роль и действия каждого ребенка (в образовательный процесс так или иначе должен быть включен каждый ребенок; давая задание всем или подгруппе, необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребенка была определенная роль, свое задание или отведенная часть общей работы);

  • Тщательно выбрать общую концепцию и форму проведения занятия, целесообразно расходовать отведенное время (блестящее по содержанию занятие иногда воспринимается как непродуманное и неинтересное из-за неправильно выбранной формы его проведения; стоит стремиться к тому, чтобы на занятии было как можно больше действия или общения);

  • Показать владение развивающими, эвристическими и активными методами обучения, умение создавать на занятии проблемную ситуацию. Отойти от традиционных форм ведения занятия (лекция, лабораторно-практическое занятие и т.д.), применив современные формы (ролевая, деловая игра, тренинг, конференция, консультация, игра-путешествие, дидактическая сказка и т.д.). Чем выше активность ребенка на занятии, тем эффективнее работа педагога. Даже традиционное сообщение цели занятия в готовом виде можно заменить увлекательной игрой по поиску и формулированию этой цели;

  • Используя видеоматериалы и/или электронную презентацию Power Point (что позволяет сделать занятие более красочным и последовательным, визуализировать важную информацию, сократить объем тиражируемых материалов), не допускать длительного просмотра видеоматериала без комментариев педагога или без параллельного выполнения учащимися заданных действий, это значительно снижает динамику занятия. Не читать дословно текст слайда презентации, так как это оставляет впечатление низкой предметной и коммуникативной компетенции педагога;

  • Учитывать психолого-возрастные, физические, интеллектуальные, гендерные особенности детей, актуальные знания и навыки учащихся при подборе содержания и форм работы для основного этапа занятия (сложность заданий должна быть не выше и не ниже возможностей учащихся; опираясь на имеющиеся в «зоне актуального развития» представления, знания и навыки, педагог должен развивать возможности ребенка в «зоне ближайшего развития»);

  • В общении с группой проявить такие качества, как искренность, доброжелательность, открытость, способность к импровизации, умение устанавливать контакт с аудиторией и получать обратную связь, не давая увести себя в сторону. Педагог должен быть одновременно раскованным и спокойным, быстро ориентироваться в реальной ситуации;

  • Не стремиться показать на одном занятии весь арсенал педагогического мастерства (достаточно выбрать несколько оригинальных и нетривиальных, прошедших апробацию методов, форм работы, средств обучения, которые нравятся и самому педагогу). Результатом интенсификации занятия становится его «скомканность», теряется логическая и содержательная линия, возникает цейтнот;

  • Даже в ситуации нехватки времени не допускать прекращения выполнения задания до получения логического итога или игнорирования анализа ошибок, допущенных детьми в процессе выполнения задачи;

  • Планировать работу на занятии так, чтобы можно было получить конечный результат (не обязательно это будет готовое изделие, возможно, ответ на загадку, перечень вариантов решения проблемы или поучительная история);

  • Предварительно обсудить с коллегами возможные пути выхода из форс-мажорных и нетипичных ситуаций на занятии;

  • Быть готовым к наличию в группе «нестандартных» и «неудобных» личностей, которые мешают намеченному течению занятия (как правило, такие дети очень оживляют обстановку, но становятся «фактором риска» для педагога), обратиться на этапе подготовки к знаниям и опыту коллег, педагога-психолога для определения стратегии педагогической коррекции поведения «нестандартного» ребенка (гиперактивного, демонстративного, дезадаптированного и т.д.);

  • Исключить «угрозы», одергивания, авторитарные приказы в адрес детей и неоправданный физический контакт;

  • В рамках занятия выстраивать доверительные, уважительные, «субъект-субъектные» отношения с учащимися, не доминировать над детьми и избегать излишнего заигрывания и утрирования равной позиции;

  • Выбрать оптимальный режим поощрения учащихся на занятии, не снижать и не превышать необходимый уровень похвалы, причем, поощрение должно быть адресным и аргументированным;

  • Провести с учащимися на заключительном этапе занятия небольшой анализ, рефлексию (чаще всего педагоги так или иначе проводят в конце занятия рефлексию эмоционального состояния, но не рефлексию деятельности и содержания учебного материала);

  • Тщательно продумать план заключительного этапа занятия с тем, чтобы работа выглядела цельной и завершенной, но мотивировала бы детей на дальнейшее обучение в конкретной области знаний или деятельности;

  • Не забывать о том, что состояние и настроение педагога передается детям, поэтому главный козырь педагога - вовлеченность и увлеченность. Наличие наблюдателей повышает уровень ответственности, поэтому самым разумным выходом станет сосредоточение педагога на детях и образовательном процессе, игнорирование всего, что не имеет отношения к педагогическому взаимодействию.

© 2010-2022