Консультация для родителей Двигательная активность малышей

Раздел Другое
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Для новорожденного (возраст до одного месяца) «двигательная активность является обязательным условием нормального роста и развития. Однако проявляться она должна в пределах физиологического стресса то есть как реакция на биологические раздражители. Для малыша такими раздражителями являются холод и голод. Борьба за сохранение температуры реализуется через повышение мышечного тонуса и увеличение количества движений». Рекомендуется 3-4 раза в день обливать ребенка холодной водой из-под крана причем это дает хороший результат и у физиологически зрелых и незрелых детей.

«Пеленание детей неблагоприятно сказывается на многих сторонах их роста и развития. Так нарушается кровообращение в пережатых тканях в силу чего к поверхностно расположенным из них (коже мышцам) затрудняется приток крови и в них развиваются застойные явления. Невозможность двигаться не позволяет ребенку бороться за свою температуру и в этом случае родителям приходится создавать условия температурного комфорта».Термостабильность ребенка достигается родителями за счет высокой внешней температуры и теплого белья но это приводит к детренировке механизмов терморегуляции. Рецепторы расслабленных мышц не воспроизводят импульсацию которая является необходимым условием созревания и совершенствования ЦНС.

Грудной возраст (до одного года) жизни человека характеризуется очень бурным развитием абсолютно всех его структурно-функциональных систем. «В становлении функций организма ребенка первого года жизни исключительно важное значение имеет движение. Активность малыша будучи фактором избыточного восстановления после рождения определяет процессы его роста и развития. Движение осуществляемое при активном участии ЦНС помогает ребенку поддерживать контакты с внешней средой стимулирует развитие мозга и увеличение его массы а отсюда - и информационной емкости». Можно сказать что движения способствуют умственному развитию ребенка. Поэтому необходимо создавать оптимальные условия для движений ребенка, тем более что в течение первых 2-3 лет жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постепенно нарастает.

Движение для ребенка как впрочем и для взрослого человека является основным средством поддержания температуры тела. «Дело в том что мышцы человека до 80% вырабатываемой энергии трансформируют отнюдь не в движение а в тепло причем чем менее координированы сокращения мышц а тем более - мышечных элементов тем большая часть энергии переходит в тепло. Вот почему у грудного ребенка, у которого согласованная работа мышц очень низка мышечное теплообразование является основным условием обеспечения термостабильности».

Средствами физического воспитания грудного ребенка являются его собственные движения (врожденные рефлексы и особенности мышечного тонуса) которые реализуют генетически обусловленную двигательную активность.

«К концу возраста раннего детства (3 года) у человека устанавливается тонус ядер вегетативной нервной системы, что во многом обусловливает характер обмена веществ и даже здоровье человека во все последующие возрастные периоды его развития. В основе этого обстоятельства лежит соотношение гормонов складывающееся во время стресса что в свою очередь определяется соотношением между двумя отделами вегетативной нервной системы - симпатическим и парасимпатическим». Человек с преобладанием симпатической нервной системы то есть симпатотоник имеет более высокий уровень обмена веществ. Он эмоциональнее и быстрее реагируют на обстановку показывает более высокие результаты в скоростно-силовых видах спорта. Ваготонак у которого отмечается преобладание парасимпатического отдела отличается более экономичным течением обменных процессов в покое и при нагрузках. Он спокойнее реагируют на ситуацию способен в течение длительного времени выполнять монотонную напряженную работу поэтому показывает высокие результаты в видах спорта требующих настойчивости и выносливости.

«С точки зрения физического воспитания малыша важно отметить что складывающееся к трем годам соотношение тонусов центров пара- и симпатической нервной системы во многом определяется двумя факторами: возможностью ребенка в полной мере реализовать свою потребность в движении и состоянием его психики». Если ребенок не был ограничен в движении и развивался в благоприятной психологической обстановке то он становится ваготоником. Если же все было наоборот, то ребенок становится симпатотоником.

В результате адекватных мышечных нагрузок ребенка нарастает энергетический потенциал организма и более совершенной становится регуляция его физиологических функций.

«Больше всего привлекает ребенка та информация, которая связана с движением. Это обусловлено тем, что подавляющая часть структур мозга в той или иной степени отвечает за организацию и проявления этой функции а более 80% массы тела приходится на двигательный аппарат, то есть само движение для ребенка является возможностью реализации генетически обусловленной потребности мозга и тела».

У ребенка возраста раннего детства основным средством физического воспитания остается самопроизвольная двигательная активность, но наблюдения показывают что движения у каждого из малышей довольно однообразны и в работу вовлекаются не все мышечные группы. «Неправильно выполняемые в этом возрасте двигательные акты закрепляются в виде стереотипа, который может стать причиной развития функциональной асимметрии мышц деформаций опорно-двигательного аппарата и даже нарушений в развитии деятельности вегетативных систем». Поэтому необходимо контролировать двигательную активность ребенка и помогать ему подбирать новые упражнения, которые возмещали бы нагрузку на слабо участвующие в работе мышечные группы.

Для детей возраста первого детства (до 6-7лет) роль двигательной активности остается по-прежнему высокой. К этому возрасту заканчивается формирование головного мозга, а так как двигательная активность во многом определяет этот процесс то роль физической культуры для детей возраста первого детства становится особенно заметной. «В рассматриваемом возрасте у ребенка закладываются многие поведенческие установки, которые сохраняются затем во всей последующей жизни. Вот почему формирование у него стремления к организованному целенаправленному движению к физической культуре следует считать одной из приоритетных задач воспитания. Базой для этого может быть то обстоятельство что дети в возрасте первого детства отличаются высокой двигательной активностью, а их физическая работоспособность оказывается достаточно внушительной.

Основными средствами физического воспитания дошкольников следует считать утреннюю гигиеническую гимнастику подвижные игры прогулки и закаливание. Именно эти средства должны подготовить растущий организм к дальней жизни, а в первую очередь к школьной.


© 2010-2022