Технологическая карта для урока в 8 классе Тундра

Тема урока: Природная зона тундра Имя урока: Путешествие на северном олене Цель урока: Создание условий для изучения  природной зоны тундры  и применения  учащимися  этих знаний. Образовательные задачи: ·         Способствовать усвоению и осознанному применению учащимися знаний о тундре: учащиеся должны знать особенности  географического положения, климата, условий обитания организмов; понимать причины того, чем вызваны эти особенности; уметь находить признаки  приспособленности организмов к...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Малкова Марина Владимировна

учитель географии

МБОУ «Огарковская средняя школа»

Вологодской области

Технологическая карта урока

Предмет: География

Класс: 8

УМК:

1. Примерные программы по учебным предметам. География 6-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010. - 80 с.

2. География: программа: 5-9 классы / [А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя]. - М. : Вентана- Граф, 2012. - 328 с.

Тема урока: Природная зона тундра

Имя урока: Путешествие на северном олене

Цель урока: Создание условий для изучения природной зоны тундры и применения учащимися этих знаний.

Образовательные задачи:

  • Способствовать усвоению и осознанному применению учащимися знаний о тундре:

учащиеся должны

знать особенности географического положения, климата, условий обитания организмов;

понимать причины того, чем вызваны эти особенности;

уметь находить признаки приспособленности организмов к обитанию в тундре; показывать тундру на карте;

владеть навыками работы с информацией;

  • Способствовать пониманию и осознанному применения термина «тундра».

Развивающие задачи:

Способствовать развитию универсальных учебных действий:

  • познавательных УУД (ПУУД): умений выделения признаков объектов; умений свертывания информации в таблицу; умений анализа и критического осмысления информации; умений обобщать и делать выводы; умений выдвижения, доказательства или опровержения гипотез; умений перевода визуальной информации в аудиальную (текстовую).

  • личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;

  • регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, умений следования алгоритму учебного исследования, умений самооценки и взаимопроверки по шаблону;

  • коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его;

Воспитательные задачи:

  • Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой природы: красоты тундры;

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

Метапредметные: умение работать с картами, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Предметные: определять географическое положение зоны тундры, называть и показывать на карте географические объекты в пределах зоны (острова, полуострова), характеризовать климат зоны тундры, приводить примеры растений и животных зоны, объяснять, как они приспособились к суровым условиям, называть виды хозяйственной деятельности человека в тундре.

Тип урока: Урок первичного предъявления знаний

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация презентации, видеофильма), частично-поисковые (элементы учебного исследования).

Приемы работы: Приемы рефлексии содержания учебного материала - предположение темы, заполнение таблицы. Приёмы рефлексии по окончанию урока (содержания материала; чувств, эмоций, настроения; деятельности): ответы на вопросы.

Материалы и оборудование: распечатанные на каждого учащегося материалы приложений, медиапроектор, экран, компьютер, карта «Природные зоны»

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)

1.1.Формулировка темы урока

Ребята! Мы - жители Вологодчины, являемся обитателями тайги. Но сегодня мы с вами отправимся в путешествие вместе с животным, которое часто изображают вместе с Дедом Морозом. На экране появляется новогодняя открытка, на которой в упряжке изображен стилизованный олень. Предположите куда мы отправимся с вами сегодня.

Появляется изображение тундры, северного оленя и текст стихотворения.

  • Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.

  • Побуждает к актуализации знаний о типичных обитателях тундры

  • Расширяет понятие «тундра»

  • Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании.

  • Способствует появлению познавательного интереса к теме урока.

  • Определяют тему урока.

  • Актуализируют .знания о типичных обитателях тундры.

  • В результате групповой работы предлагают свои варианты формулировки темы.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание,

  • планирование,

  • прогнозирование

  • волевая саморегуляция

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог

  • участие в коллективном обсуждении проблем

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью

Познавательные

общеучебные УУД:

  • самостоятельное выделение познавательной цели

  • выбор оптимальных способов решения задач

  • умение строить речевое высказывание

1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели

Звучит первый куплет песни «Увезу тебя я в тундру». Перед тем, как отправиться в далекое путешествие, люди тщательно выбирают маршрут, средства передвижения, достопримечательности, которые хотят посетить и пр.

Что Вы хотите узнать о тундре в ходе нашего виртуального путешествия? Чему хотите научиться?

Возможны различные формулировки целей обучающимися, например:

- Узнать где расположена тундра? - Какие там природные условия? - Кто из животных там обитает кроме северного оленя? Какие растения? - Живут ли там люди?

Учитель обобщает: Мы с вами должны познакомиться с особенностями природной зоны тундры. А то, что вы называли ранее - это будет нашими задачами. В какой последовательности мы будем рассматривать эти вопросы?

Цель и задачи записываются на доске, предварительно структурируются учителем.

Какие способы и средства мы будем использовать для достижения цели?

  • Рассматривать фотографии.

  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.

  • Изучать новые понятия.

  • Задавать вопросы учителю.

  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.

Запишите на полях еще одну цель (цель+) Это будет ваша личная цель. Сегодня эта цель будет связана с вашей работой в группе. Сформулируйте ее сами: «На протяжении урока я…»


  • Создает учебную ситуацию целеполагания.

  • Побуждает обучающихся формулировать цели урока.

  • Структурирует предложенные формулировки.

  • Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые обучающимся по урокам … в 5 классе.

  • Способствует осознанному формированию целеполагания


  • Формулируют цели урока

  • Предлагают пути их достижения


2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (30 минут)


2.1. Элемент содержания «Распространение тундры»

Наше виртуальное путешествие началось. К какому источнику географической информации мы должны обратиться, чтобы выяснить направление движения во время своего путешествия?

- К карте.

Давайте определим по карте, где находится тундра.

Мы живем в зоне тайги, тундра располагается севернее зоны тайги, протянулась вдоль северных побережий Северной Америки и Евразии и захватывает близлежащие острова Северного Ледовитого океана.

Мы с вами определили направление нашего движения и выяснили, где распространены тундры.

  • Создает учебную ситуацию, связанную с изучением географического распространения природной зоны тундры



Познавательные

общеучебные УУД:

  • поиск информации

  • моделирование

  • умение строить речевое высказывание

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • смысловое чтение

логические УУД:

  • анализ

  • синтез

  • сравнение

  • подведение под понятия

  • установление причинно-следственных связей

  • доказательство

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем

  • умение слушать и вступать в диалог

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

  • владение монологической и диалогической речью

Регулятивные УУД:

  • волевая саморегуляция


2.2. Элемент содержания «Определение понятия «тундра»

Давайте выясним значение слова «тундра». Что может помочь нам в этом?

- Учебник, Интернет.

В некоторых текстах слово «тундра» расшифровывается как «безлесная местность».

На экране демонстрируются уже представленное изображение тундры, а также картины степи, пустыни, низинного болота.

Вы узнали, что изображено на фотографиях? Все ли фотографии демонстрируют нам безлесные пространства? А являются ли они тундрой?

Нет, это не тундры. Значит не любое безлесное пространство можно назвать тундрой, и нам необходима дополнительная информация.

Обратимся к словарю В.Даля: «Тундра - (финск. сиб. арх.) северные, голые степи; ровная, болотистая, мшистая плоскость, до Ледовитого моря. В Сибири различают мокрую, моховую, сухую тундру. На Камчатке: это вообще луга, степи, круглый год с мерзлою почвой».

Значение слова «тундра» по словарю Ушакова:
«Безлесное пространство приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистое, мшистое, каменистое или покрытое мелкой растительностью».


  • Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся и введения понятия «тундра».

  • Создает учебные ситуации для понимания и использования понятия «тундра». Побуждает выделять существенные признаки объекта.

  • Создает ситуацию рассогласования между имеющейся информацией и результатами наблюдения, для уточнения.

  • Создает учебные ситуации для формирования умения сравнивать географические объекты.

  • Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство).

  • Осуществляют поиск определения слова «тундра» в тексте учебника.

  • Узнают и запоминают понятия, дают их определение.

  • Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации.

  • Сравнивают.

  • Учатся определять и доказывать свою точку зрения.

  • Учатся использовать различные понятия.

2.3. Элемент содержания «Условия жизни в тундре »

Вернемся к целям урока. Какие задачи на данном этапе оказались выполненными? Какие нам ещё предстоит решить для достижения цели?

Мы выяснили, где расположены тундры и их определение. Но еще не выяснили, каковы условия жизни в тундре для её обитателей.

Прочитайте стихотворение Л. Лапцуя:

«Вдали темнеют тучи недовольно.

Внизу - туман заплаканный стоит,

И, как дитя, доверчиво, невольно,

Он к солнцу тянет пальчики свои…

Седые тучи морщатся спросонок,

Слезятся их недобрые глаза…

…Где в году,

По двести дней бураны

Пляшут, как истошные шаманы,

А ветра голодною волчицей

Воют так, что даже и присниться

Не всегда такое людям может…

…Полярной ночью, в ноябре,

Метет, свистит пурга,

Кладет снега - гора к горе,

Глубинные снега…»

Какими словами вы могли бы охарактеризовать условия жизни в тундре?

- Условия жизни - суровые: сильные резкие ветра, холод, много снега…

Послушайте аудиозапись «Завывание северного ветра».

Скажите, какие ощущения возникли у вас при прослушивании?

- Ощущение холода… неуютно… страшно замерзнуть…

А ведь это тот звук, который почти круглый год слышат жители тундры. Теперь и мы с вами, благодаря нашему виртуальному путешествию смогли ощутить себя посреди бескрайней снежной равнины.

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целью, задачами урока)

  • Создает учебную ситуацию для ознакомления с условиями обитания, установления в дальнейшем связи между условиями среды и приспособленностью к ней обитателей.

  • Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (поиск и преобразование информации, знаково-символические действия) и коммуникативных УУД в процессе работы


  • Осуществляют поиск информации и ее преобразование

  • Получают информацию о природных условиях тундры, осознают и запоминают ее с помощью знаково-символических действий.

  • Применяют полученные знания и устанавливают причинно-следственные связи при объяснении, почему именно этот вид живет в тундре.


Элемент содержания 2.4 «Обитатели тундры»

Теперь давайте выясним, кто же все-таки обитает в таких суровых условиях?

Демонстрируется фрагмент видео «Растения и животные тундры» или краткий рассказ с демонстрацией презентации о других животных и растениях тундры.

Задание в парах: по ходу просмотра видеофильма (презентации) постарайтесь заполнить таблицу «Животные и растения - обитателей тундры»

Животные тундры

Растения тундры



Наиболее крупные беляки живут в тундре Западной Сибири. Зайцы мигрируют с сентября на юг, собираясь по 15-20, а то и по70-80 особей.

Лемминги на зиму строят гнезда из травы, набивают их припасами и проводят зиму под снегом, прокладывая там ходы.

Песец - ценный пушной зверь. Песцы - одиночные животные.

Росомаха внешне напоминает медведя или барсука. На охоту выходит в сумерках.

Белая сова охотится на леммингов, зайцев, птиц. Сова не охотится вблизи своего гнезда, поэтому другие мелкие птицы охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников.

Сапсан - это самое быстрое живое существо в мире. В пикирующем полете достигает скорости 322 км/ч. Сапсан занесен в Красную книгу. Встречается на территории Таймырского заповедника.

Поморник гнездится на скалистых островах. Этот морской разбойник частенько нападает на других птиц и отбирает у них добычу.

Зимняк (канюк). Численность этих птиц зависит от кормовых условий. Пары приступают к выведению потомства только в том случае, если в округе много грызунов.

Ростом карликовая берёзка иногда пониже грибов, а ее ствол не толще обыкновенного карандаша.

Ягель - лишайник. Во влажном состоянии мягкий и упругий, после высыхания - твердый и легко крошится. Мельчайшие его частицы разносятся ветром и дают начало новым растениям. Растет ягель очень медленно - по несколько мм за год. На его восстановление нужно 10-15 лет.

Багульник издает резкий запах, края листьев завернуты внутрь, покрыты волосками.

Пушица неохотно поедается скотом и только ранней весной, после таяния снега она нередко является единственным кормом. Некоторые виды играют важную роль в образовании торфа.

Морошку в древности называли "болотный янтарь", "царская ягода". Морошка - любимая ягода Александра Пушкина. Изображена на монетах Финляндии.

Голубика похожа на чернику. Обе эти ягоды используются в медицине при болезнях глаз, сахарном диабете и др. заболеваниях.

Княженика по величине и форме похожа на малину. Аромат спелых ягод напоминает ананас.

Несмотря на то, что условия жизни в тундре суровы, она не безжизненна. Какое предположение можно сделать?

Можно предположить, что обитатели тундры каким-то образом приспособлены к ее условиям.

Чтобы подтвердить наше предположение, давайте присмотримся к северному оленю, сопровождавшему нас в этом путешествии. Ведь это один из типичных обитателей тундры. Как он приспособился к этим суровым условиям?

Демонстрируется видеофрагмент о жизни северного оленя

Учащиеся отмечают:

- Густой мех. - Рога для добывания пищи из-под снега. - Широкие копыта и др.

А еще олени, как и другие обитатели тундры, накапливают большой слой подкожного жира, что позволяет пережить суровую зиму. Они способны проходить огромные расстояния в поисках пищи. Северные олени совершают самые длинные регулярные миграции среди сухопутных млекопитающих. Откочевывая осенью на юг, они проходят до 800 км.


3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)


«Кто не был в тундре нашего Ямала,

Не ночевал, в снегу прорыв нору,

Не шел, когда над тропкой на ветру

Живая туча комаров плясала,

Кого, невесть откуда налетая,

Слепая вьюга не валила с ног,

Кто не искал среди болот дорог, -

Как может он судить о нашем крае?»

Л. Лапцуй

Ответьте поэту: можем ли мы, жители Вологодчины, судить о тундре?

Вернемся к цели и задачам урока (запись на доске). Все ли задачи выполнены теперь? Достигнута ли цель?

Это результаты нашей совместной работы.

Где мы можем применить знания в нашей жизни?

- Мы знаем, как надо одеваться в холода: это должна быть одежда из натурального меха, т.к. именно он спасает животных в холода. - От ветра нужно отворачиваться. - Если прижаться друг к другу - будет не так холодно.

«По широкой тундре едешь дни и ночи,

Но нигде не встретишь леса или рощи,

Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек,

Да в снегу кустарник борозду полощет». Л.Лапцуй

Какой существенный признак понятия «тундра» отражен в стихотворении?

Да, условия жизни в тундре суровы, но, тем не менее, она не безжизненна. Какое предположение мы делали и к какому выводу пришли?

Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.

Проверочная работа.

Вариант 1. Задания с выбором верного ответа. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом или взаимопроверка.

Вариант 2. В тексте с ошибками найти верные и неверные утверждения. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом.

Вариант 3. Решение кроссворда. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом.

Вариант 4. В парах. Выполняется задание в тетрадях.

Проверка по тетради и обсуждение в паре.

Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?

Запишите индивидуальное домашнее задание. Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз?

Запишите вторую часть домашнего задания (одно из трех заданий по выбору). Задаётся обязательное задание и по выбору

Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. Прочитайте личную цель, записанную в начале урока на полях тетради и связанную с работой в группе. Подумайте, удалось ли вам ее выполнить и насколько успешно.

Оцените те показатели, которые перечислены ниже по шкале от 1 до 5 баллов. На оси или выше отметьте точкой каждую свою оценку, рядом с точками подпишите сокращенное обозначение названия (например, точка А - активность). Подумайте, что вам хотелось бы изменить? Отметьте стрелкой то, что можно изменить уже на следующем уроке.

  • Моя активность на уроке (А)

  • Насколько мне было интересно (И)

  • Насколько мне удалось выполнить цели, поставленные в начале урока вместе с классом (Ц)

  • Насколько мне удалось выполнить личную цель (Л)

  • Мое настроение (Н)

3

5

4

1

2


(Регулярное использование данного приема рефлексии минимизирует затраты времени, поскольку инструкция знакома обучающимся.)


  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.

  • Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений для выращивания культурных растений (в рамках выполнения домашнего задания и его обсуждения)


  • Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)

  • Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы

  • Осуществляют рефлексию учебной деятельности


Регулятивные УУД:

  • оценка достижения планируемых результатов

  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой

  • волевая саморегуляция

Познавательные УУД:

  • рефлексия способов и условий действий

  • контроль и оценка способов и результатов действий

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем

  • умение слушать и вступать в диалог

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

  • владение монологической и диалогической речью


Учитель подводит свой итог: в нескольких предложениях резюмирует содержание урока, отмечает основные результаты, благодарит за работу, создает позитивный настрой на следующий урок.

Анализ конспекта урока с позиций требования ФГОС

1.Целеполагание:

  • преобразование педагогической цели в учебную ситуацию (3б.)

2.Обеспечение самостоятельности учеников

  • формулировка цели, выбор целей, учебных задач; (0.5 б.)

  • выбор способа выполнения и формы организации деятельности ( сочетание индивидуальной, групповой,

  • фронтальной деятельности); (0.5 б.)

  • оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся; (0.5 б.)

3.Формирование поисковой активности

  • выделение учащимися проблем, постановка задач; (0.5 б.)

  • поиск материала, дающего представление о происхождении явления; (0.5 б.)

  • поиск способа решения ( он не может быть задан); (0.5 б.)

  • дискуссия (0.5 б.)

4.Реакция на ошибки учеников

  • предоставление возможности ученику самому исправить ошибку; (2.5 б.)

  • исправление ошибки другими учащимися; (2б.)

  • предупреждение ошибки учителем; (1.5 б.)

5.индивидуальный стиль педагога

  • помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося; (3б.)

  • уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей; (2б.)

  • подбадривает неактивных, привлекает их к работе; (1б.)

6.Оценочная деятельность

  • отмечает достижение определенных результатов, сравнивая их с нормой; (2.5 б.)

  • оценивает обобщенно («молодец» и т. п.); (1.5 б.)

7. Формирование рефлексии

  • выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе; (0.5б)

  • прогностическая оценка учащимися своих возможностей; (0.5б.)

8.Групповая работа

  • предлагается учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределительная деятельность; (0.5 б.)

  • учитель контролирует соблюдение групповых норм; (0.5 б.)

  • учитель периодически проясняет ситуацию решения; (0.5 б.)

  • проясняет, контролирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе. (0.5б.)


© 2010-2022