МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ: «Театральные игры»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Администрация муниципального образования «Мелекесский район»

Отдел по делам культуры и организации досуга населения

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Новомайнская детская школа искусств»















Методическая разработка

По предмету: «Играем в кукольный театр»




















Разработала: преподаватель

Владимирова Юлия Фатиховна

Возраст детей: 6-10 лет











Пояснительная записка

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.



Актуальность:

В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в ДШИ эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - всё это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театрального творчества приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками.

Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Группа, занимающаяся первый год, выступает не ранее, чем в середине второго полугодия. Более опытные артисты дают не более двух представлений в год. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.

Знакомство с позицией актёра - творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создания театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.». Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начала ребенка.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи

Направленность разработки.

Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы предмета является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии родителей и преподавателей. Форма проведения контрольные уроки. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить виде зaключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Уроки направлены на развитие:

  • Эмоциональная память - совершенствование зрительных слуховых, вкусовых и других восприятий.

  • Логика и последовательность действия - Упражнения на умение логически построить свои мысль, действия, не упустив ничего, выверяя последовательность в цепочке предлагаемых обстоятельств.

  • Актерская смелость- это боевая готовность действовать при любых обстоятельствах, выходить из любых ситуаций, не теряя присутствия уха.

  • Совершенствование импровизационного чувства приводит к развитию интуитивного, образного подхода к реальной действительности.

  • Чувство, правды и вера - достигнуть какого - либо результата в тренинге можно при условии наличия воли, полной сосредоточенности и веры в то, что делаешь.

  • Сценическое воображение и фантазия - они имеют определённую направленность и цель. Воображение создает то, что бывает, что мы знаем, и что могло бы быть в реальной жизни (в отличие от фантазии -

  • Способности представлять то, что чего а реальной жизни никогда не было и произойти не может). Воображение - способность перенестись из действительности в область вымысла, принять «условия игры».

  • Сценическое внимание - от внимания в обычной жизни

( непроизвольно, спонтанно) отличается тем, что всегда произвольно. В упражнениях требуется именно такое произвольное непрерывное внимание.

  • Приспособления - в театральном искусстве приспособлениями считаются средства игры актера те, пути которыми он идет к поставленной перед ним сценической задаче. Это способы воздействия на партнера, и тренинговый поиск, или своеобразное коллекционирование этих способов, помогут продуктивному общению в каких - либо жизненных ситуациях.

.Цели и задачи:

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о "превращении и перевоплощении" как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра. Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей; пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни. Преобладающими задачами данного предмета является следующие:

Воспитательные:

  • Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр

  • Адаптация ребенка в коллективе.

  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;

  • Воспитание зрительской культуры

  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;

  • Воспитание зрительской культуры

  • Воспитание уважения и любви к русской народной сказке.

  • Изучение и освоение театральной работы с куклой.

Развивающие:

  • Развитие личностных и творческих способностей детей;

  • Снятие внутренних зажимов;

Образовательные:

  • Знакомство детей с миром театрального искусства.

  • Ознакомление с основными компонентами профессии актера.

  • Приобретение профессиональных актерских способностей.

Отличительные особенности данной разработки.

Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

  • развивать интерес к сценическому искусству;

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

  • снимать зажатость и скованность;

  • активизировать познавательный интерес;

  • развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

  • развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

  • развивать чувство ритма и координацию движения;

  • знакомить детей с театральной терминологией;

  • знакомить детей с видами театрального искусства;

  • знакомить с устройством зрительного зала и сцены;

Возраст детей участвующих в реализации

данной разработки.

Данная программа рассчитана на 5; 7 лет обучения.

  • Для обучающихся, поступивших в ДШИ в возрасте 6-10 лет срок обучения 4года;

  • Для обучающихся, поступивших в ДШИ в возрасте 9-12 лет срок обучения 5 лет


Оптимальная наполняемость:

Количественный состав групп по предмету от 2 до 8 человек, возможны индивидуальные занятия.

Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, взаимное общение между группами происходит, во время внутришкольных мероприятий и совместных работ. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.


Условия Реализации:

  • Наличие необходимых условий для занятий: помещение со свободным пространством, где можно заниматься 1-8 обучающихся.

  • Последовательное выполнение задач и целей, поставленных программой работы.

  • Четкие требования к себе как к педагогу, к выполнению поставленной задачи.

  • Оценка деятельности и результатов выполнения заданий обучающимися.

Формы и режим занятий:

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

Основные знания и навыки обучающиеся приобретают на уроке, что возможно лишь при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы. Работа оценивается по абсолютным критериям овладения предметом.

Формы подведения итогов.

Результаты, достигаемые обучающимися на занятиях, демонстрируются ими как во время контрольных уроков и концертов, так и в процессе работы.

Ожидаемые результаты.

Предмет «Играем в кукольный театр» призван подготовить ученика к полноценному выступлению в спектакле или концерте. Кроме того, он нацелен на развитие личностных характеристик ребенка, его творческих способностей.

Материально-техническое оснащение:

Для полноценных занятий и проведения мероприятий необходимы.

  • Зал - театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным

театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием - для проведения спектаклей, репетиций, занятий.

  • Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей.

  • музыкальный проигрыватель CD

  • Ширма.

  • Котурны - плат формочка, под обувь. ( Эскиз прилагается)

Методические рекомендации к проведению урока.

При творческом подходе педагога к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества.

Подготовка спектакля - длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений - русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

1. Разновидности театров (беседа).

Виды театров:
- театр картинок;
- театр игрушек;
- «Волшебные пальцы»;
- теневой театр;
- драматический театр;
- балет.

2. Кукольный театр.

Из истории возникновения (на доске, перчаточный, марионетки).

3. Посещение театральных постановок .

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол, драматический, музыкальный театры. Дети учатся различать понятия «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

4. Обсуждение спектаклей (зарисовки).

5. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.).

Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссёра, что позволяет развивать творческое начало ребёнка.

6. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы (беседа о ширме, о работе за ней).

Для работы в первую очередь необходима ширма. Её можно сделать на уроках труда мальчиками, а можно подключить родителей, а если и это невозможно, ребята всегда смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю.

7. Выбор и работа над произведениями пьесы

(выразительное чтение произведения учителем, беседа).

Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Вы выбираете любую сказку, делаете режиссёрскую разработку, т.к. именно вы будете осуществлять роль режиссёра. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее вы расписываете сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.

8. Распределение ролей.

Чтение произведения учащимися.

Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Если же ребёнок не достаёт до ширмы, необходимо сделать ему котурны - это плат формочка под обувь.

9. Отработка чтения каждой роли (за столом).

10. Интонация. Настроение, характер персонажа.

11 - 15. Изготовление кукол.

Если в школе есть кружок «Мягкой игрушки», то можно подключить ребят, которые уже умеют шить, понимают, что куклу можно сделать «добрую» и «злую», что её можно одеть по-разному, что одна и та же кукла может стать и бедной крестьянкой и царицей. Если такого кружка нет, то куклы мы можем изготовить сами. Самый приемлемый вариант кукол - это так называемые перчаточные, т.е. куклы, которые надевают на руку как перчатку: головку - на указательный палец, а руки - на большой и средний. Выкройка туловища одна для всех кукол. Для того, чтобы головку кукол можно было надеть на указательный палец, в шею куклы вставляют трубочку - патронку. Делают ее так: полоску картона сворачивают в трубочку, причем она должна быть такой длины, чтобы снаружи оставалось 2 см. - это шея куклы. Для рук куклы патронки короче. Чтобы картон не ломался и лучше сворачивался, его проводят несколько раз по краю стола, смягчая материал и придавая ему округлость. Свернув трубочку так, чтобы она получилась в диаметре около 2 см., обшивают любой тканью. Готовый патрон вставляют в шею куклы так, чтобы 2см. остались внизу, и пришивают к краям ткани, К шее пришивают туловище. Более короткие патронки вставляют в руки куклы. И далее подключают свою фантазию для создания тех или иных образов кукольных героев.

Верховые куклы: мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.. Низовые куклы: марионетка, прыгающая и др.. Настольные куклы: плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др.. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театр масок, теневой театра и др.. Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол.





© 2010-2022