Образовательная программа Абрис туристско-спортивного направления

Важное средство воспитания здорового образа жизни – туристический досуг на самодеятельных началах. Предмет туристической деятельности двойственен. Это – и сам человек, совершенствование его физических и психических качеств в традициях туризма и изучение родного края: историческое, этнографическое, географическое, экологическое и др. Наряду с выраженными воспитательными, образовательными (нравственное, умственное, физическое, эстетическое, экологическое, профессионально-прикладное) и рекреационны...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детский оздоровительно- образовательный центр

туризма «Юность»



Одобрена на педагогическом совете Утверждаю:

ДООЦТ «Юность» Директор ДООЦТ «Юность» Протокол № _6__от__26.09.2008_ _______ Е.Н. Липчак










«Абрис»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

туристско-краеведческой направленности

спортивно-ориентированного уровня освоения

срок реализации 3 года, возраст детей 12-17 лет


Автор: Пучкова Л.В.

педагог высшей

квалификационной категории.














БЕРДСК - 2003







Содержание

образовательной программы "Абрис"

Стр.

  1. Пояснительная записка 2


  1. Целеполагание 3


  1. Тематическое планирование по годам обучения 5


  1. Краткое содержание программы 7


  1. Методическое обеспечение 10


  1. Диагностика 11


  1. Материально-техническое обеспечение 12


  1. Календарный план соревнований 12


  1. Список литературы 13


  1. Приложения




























  1. Пояснительная записка


Важное средство воспитания здорового образа жизни - туристический досуг на самодеятельных началах. Предмет туристической деятельности двойственен. Это - и сам человек, совершенствование его физических и психических качеств в традициях туризма и изучение родного края: историческое, этнографическое, географическое, экологическое и др. Наряду с выраженными воспитательными, образовательными (нравственное, умственное, физическое, эстетическое, экологическое, профессионально-прикладное) и рекреационными целями, туризм имеет специально-спортивные цели, как самостоятельный вид спорта и как средство тренировки и активного отдыха в других видах спорта. Наметилась дифференциация самодеятельного туризма, отдыха и спортивного туризма с выраженными спортивно-соревновательными притязаниями, что связано с удовлетворением при занятиях туризмом личностных потребностей.

Самодеятельному туризму присущи высокая степень самообслуживания, самоорганизации, ревностно соблюдаемая самостоятельность в выборе вида и сложности путешествия, коллектива спутников. Для туризма характерны разнообразная мышечная и эмоциональная активность, воздействие различных, нередко экстремальных природно-климатических факторов. Физические и психические нагрузки в современном туризме носят часто интервальный и переменный характер, в походах отсутствует домашний комфорт, налицо смена привычной среды жизнедеятельности. Туризм это ещё и школа жизни в аварийных экстремальных ситуациях.

Как общество, так и туристы ожидают от занятия туризмом развития и совершенствования активной жизненной позиции в процессе самоуправляемой деятельности, улучшения работоспособности и состояния здоровья в условиях тренирующих физических нагрузок и активного отдыха.

Походы, путешествия имеют большое значение в жизни школьников. Участие в них расширяет кругозор ребят. Воспитывает любовь к родному краю, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Пребывание на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. В походе рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина.

В самодеятельном походном туризме основным средством деятельности является само путешествие, в спортивном туризме вершина деятельности смещается на участие в соревнованиях, повышение спортивного мастерства.

Программа туристского объединения «Абрис» рассчитана на среднее и старшее звено образовательного учреждения, обязательным условием является допуск к занятиям физической культурой.

Программа предполагает 3 года обучения. В первый и второй год ведется преподавание основ туризма, ориентирования, краеведения; участие в городских спортивных мероприятиях, дающих возможность получения юношеских разрядов. Третий год обучения - совершенствование туристской техники, участие в областных и региональных соревнованиях, получение спортивных разрядов по туристскому многоборью. После окончания обучения выпускники продолжают занятия в туристских секциях профессиональных учебных заведений, туристических клубах, занимаются самосовершенствованием.

2.Целеполагание

Цель программы - создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития личности подростка и повышение спортивного мастерства.

Задачи программы:

В области образования:

- Расширение и углубление знаний учащихся по географии, ОБЖ, биологии, физического воспитания.

- Приобретение специальных знаний в вопросах туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи.


В области воспитания:

- Содействие гармоничному развитию личности, совершенствованию духовных и физических потребностей;

- Содействие формированию жизненной самостоятельности и волевых качеств;

- Создание условий для раскрытия организационных навыков, умения вести себя в коллективе.

Прогнозируемые критерии оценки результатов:

Принятыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы по годам обучения, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях.

Косвенные критерии: создание стабильного коллектива, заинтересованность в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.

В процессе обучения предусмотрены теоретические зачеты, зачетные соревнования, многодневные походы в конце учебного года.

Ожидаемые результаты:

По завершению 1 года обучения обучаемые должны знать

- порядок организации и поведения в ПВД,

- правила поведения вне населенных пунктов, - основы топографии и ориентирования,

- основы туристской и лыжной техники,

- о значении физической подготовки для занятий спортивным туризмом.

уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы,

- организовывать походный быт,

- преодолевать несложные естественные препятствия,

- ориентироваться по карте на учебном полигоне,

- оказывать элементарную доврачебную помощь.

По завершению обучения рекомендуется 1-2-дневный поход.


По завершению 2 года обучения обучаемые должны знать:

- правила наведения и прохождения технически сложных этапов по технике и тактике пешего и лыжного туризма, дистанции ориентирования,

- топографические знаки,

- приемы страховки на скале,

- правила организации и оформления документации в однодневных и многодневных походах,

уметь:

- передвигаться по пересеченной местности;

- организовать быт и раскладку продуктов для многодневного похода;

- знать и уметь завязывать различные виды узлов;

- ориентироваться по карте, участвовать в соревнованиях по ориентированию;

- оказать медицинскую помощь, предусмотренную программой.

По завершению обучения рекомендуются зачетные многодневные походы (вне сетки плана)


По завершению 3 года обучения обучаемые должны:

знать:

- разрядные нормативы,

- правила соревнований по туристскому многоборью,

- правила подготовки и организации многодневных походов,

- меры безопасности при подготовке и проведении походов,

уметь:

- организовать прохождение технически сложных этапов,

- организовать многодневные походы, участвовать в них и составлять отчет по походу,

- ориентироваться на местности с помощью компаса и карты,

- выполнять глазомерную съемку пройденного маршрута,

- участвовать в соревнованиях по туристскому многоборью.

По завершению учебного года рекомендуются степенные и категорийные походы (вне сетки плана).

Условия для реализации задач:

- наличие квалифицированного педагога, имеющего туристский опыт, позволяющий проводить многодневные походы.

- взаимосвязь теории с практикой,

- наличие материального оснащения, необходимого для проведения категорийных походов и участия в соревнованиях по технике туризма и ориентированию,

- помещение для проведения теоретических занятий и спортзал для занятий общефизической подготовкой в зимнее время года,

- финансирование мероприятий.


3.Тематическое планирование




1 год обучения


Тема

Всего

Теория

Практика

1

Организационный период




2

Вводное занятие, введение в общеобразовательную программу

2

2

-


Походы выходного дня: организация, проведение, подведение итогов


40

10

-

10



30

4

Физическая подготовка

20

-

20

5

Туристская техника

20

4

16

6

Техника лыжного туризма

20

4

16

7

Топографическая подготовка. Ориентирование на местности

20

6

14

8

Краеведческие наблюдения, фиксирование их в походе

6

2

4

9

Туристские узлы

8

2

6

10

Туристское снаряжение и быт

4

1

3.

11

Гигиена туриста. Доврачебная помощь

2

2

-

12

Итоговое занятие

2

2

-

ИТОГО:

144

35

109

2 год обучения



Тема

Всего

Теория

Практика

1

Организационный период




2

Вводное занятие, введение в общеобразовательную программу

2

2

-

3

Техника пешеходного туризма

35

5

30

4

Техника лыжного туризма

30

5

25

5

Скалолазание

10

2

8

6

Туристские узлы

10

2

8

7

Организация и проведение походов. Обеспечение безопасности

24

6

18

8

Ориентирование в походе

15

5

10

9

Топографическая подготовка

8

4

4

10

Физическая подготовка туриста

30

4

26

11

Туристическое снаряжение и быт

4

4

-

12

Гигиена туриста.

Доврачебная помощь

10

6

4

13

Туристская техника, участие в соревноваеиях

36

6

30


14

Итоговое занятие

4

4

-

ИТОГО:

216

55

161






3 год обучения


Тема

Всего

Теория

Практика

1

Организационный период




2

Вводное занятие, введение в общеобразовательную программу

2

2

-


3

Видовые различия в туризме.

Разрядные нормативы в спортивном туризме.

Спортивные походы.

6

6

-

4

Техника пешего туризма

45

15

30

5

Техника лыжного туризма

30

4

26

6

Ориентирование и топография

20

4

16

7

Общефизическая подготовка

20

-

20


8

Организация, оформление проведение и отчет походов по видам туризма: пеший, лыжный,





40


6


34







32




-

9

Выживание в экстремальных ситуациях.

10

4

6

10

Туристская техника.

Участие в соревнован


УУчастие в соревнованиях

40


8

32

11

Итоговое занятие

3

3

-

ИТОГО:

216





























































52

164


В связи с тем, что программа 2года и 3 года обучения предусматривает участие обучающихся в соревнованиях по видам туризма, тематическое планирование составлено из расчета 6 часов занятий в неделю 36 учебных недель.

4.Краткое содержание программы

1 год обучения


1. Организационная деятельность. Информация об организации туристского обучения. Посещение школ.

2. Вводное занятие. Введение в общеобразовательную программу. План работы. Расписание. Требование к участникам в вопросах учебы и дисциплины на занятиях.

3. Походы выходного дня. Правила организации и проведения ПВД. Инструкция по проведению ПВД. Распределение обязанностей в группе. План подготовки к путешествию. Привалы, обустройство бивака. Подготовка отчета путешествия.

4. Физическая подготовка. Значение физической подготовки в туристской подготовке. Кроссовый бег, бег по пересеченной местности. Занятие легкой атлетикой, гимнастикой, лыжами, плаванием. Спортивные игры: футбол, ручной мяч, занятия со скакалкой.

5. Туристская техника. Преодоление естественных препятствий (болото, завалы). Подъем и спуск спортивным способом. Понятие страховки и самостраховки. Страховочная система. Основные и вспомогательные веревки. Карабины, спусковые устройства. Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий. Туристские узлы, отработка навыка вязания туристских узлов.

6. Техника лыжного туризма. Подбор лыж, палочек. Одежда и обувь туриста- лыжника. Ходьба на лыжах по равнинной местности, по пересеченной. Подъемы и спуски. Скоростной спуск, остановка в заданном квадрате.

7. Топографическая подготовка. Ориентирование. Виды карт: географическая, топографическая, спортивная. Масштаб карт. Условные знаки. Устройство компаса и приемы пользования им. Определение сторон света по местным признакам и с использованием компаса. Определение точки стояния на местности.

8. Краеведческие наблюдения. Организация наблюдений в походе. Сбор материалов по истории родного края. Наблюдения и исследования в лесу, на реке. Туристские маршруты края. Дневник наблюдений.

9. Туристские узлы. Виды узлов. Узлы для связывания двух веревок. Основные и вспомогательные узлы. Отработка навыка вязания туристских узлов.

10. Туристское снаряжение и быт. Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от времени года. Виды рюкзаков и палаток. Укладка рюкзака. Правила приготовления походных блюд, хранения продуктов в рюкзаке. Снаряжение для костра. Виды костров. Противопожарные меры. Сушка обуви и одежды у костра.

11. Гигиена туриста. Общие гигиенические требования в походе. Меры для предупреждения потертостей при ходьбе. Питьевой режим. Доврачебная помощь: при тепловом ударе, при различных травмах, помощь утопающему. Походная аптечка.

12. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Выводы. Анализ деятельности.


2 год обучения


1.Организационное занятие. Информация об организации туристского обучения.

2. Вводное занятие. Цели и задачи 2 года обучения. Расписание.

3.Техника пешеходного туризма. Техника и тактика прохождения естественных препятствий (завалы, болота, реки). Подъем по склону с использованием альпенштока. Подъемы и спуски с использованием туристского снаряжения. Страховка и самостраховка. Переправы. Наведение переправы, прохождение, самосброс. Техника безопасности при работе на этапах.

4. Техника лыжного туризма. Снаряжение туриста- лыжника для ПВД. Установка креплений для лыж. Ремонтный набор лыжника. Ремонт лыж. Сушка обуви у костра. Естественные препятствия в зимнем походе: завалы в лесу, глубокий рыхлый снег. Спуски, подъемы, серпантин, остановка в заданном квадрате. Прохождение технических этапов: бревно, спуск, подъем с использованием перил. Закрепление лыж во время прохождения технических этапов. Изготовление волокуш. Транспортировка пострадавшего.

5. Скалолазание. Техника безопасности при работе на скальных участках. Страховка и самостраховка. Правила наведения перил. Техника лазания на различных склонах.

6. Туристские узлы. Применение узлов. Отработка навыка вязания узлов на скорость.

7. Правила организации и проведения походов. Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей, Разработка маршрута, составление плана подготовки похода. Подбор и подготовка снаряжения. Расчет питания. Укладка рюкзака. Правила движения в походе. Нормы переходов. Меры предупреждения опасности. Правила поведения туристов в лесу, на воде, во время грозы. Сигналы бедствия.

8. Ориентирование в походе. Использование карты и компаса в походе. Определение азимута на карте. Масштабы карт, определение расстояния на карте согласно масштаба. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.

9. Топографическая подготовка. Топографическое карта- чтение. Зарисовка топографических знаков. Топографический диктант, кроссворд.

10. Физическая подготовка туриста. Значение физической подготовки в походе. Кроссовый бег по пересеченной местности. Упражнения на развитие силы. Ловкости, умения, выносливости. Спортивные игры: футбол, баскетбол, ручной мяч.

11. Туристское снаряжение и быт. Требование к снаряжению: легкость, прочность, удобство в пользовании. Уход за снаряжением, ремонт. Правила укладки рюкзака. Бивак. Требования к организации бивака. Противопожарные меры. Выбор и заготовка дров. Орана природы. Водно- солевой режим. Методы обеззараживания воды.

12. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена: обувь, уход за ногами и обувью во время похода. Купание в походе. Содержание аптечки Умение оказать доврачебную помощь при растяжениях, вывихах. Умение накладывать повязку, шину. Транспортировка пострадавшего.

13. Туристская техника. Участие в соревнованиях. Разработка тактики прохождения дистанции различных соревнований. Нормативные требования к получению разрядов.

14. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Выводы. Анализ деятельности.

Ё

3 год обучения.

1. Организационный период. Информация об организации туристского обучения.

2. Вводное занятие. Введение в программу обучения. Расписание.

3. Видовые различия в туризме. Разрядные нормативы в спортивном туризме: пеший, водный, горный, лыжный. Их сходство и различия. Степенные и категорийные походы. Характеристика походов по сложности. Правила и методы организации спортивных походов. Оформление спортивных документов и составление отчета о путешествии. Условия получения разрядов в спортивных походах.

4. Техника и тактика пешего туризма. Навесная переправа: наведение и самосброс. Подъем с использованием жумара, спуск «дюльфером», самосброс. Вязка носилок. Организация транспортировки пострадавшего на навесной переправе с учетом требований по технике безопасности. Техника безопасности при работе на скалах. Работа на склоне в связках. Спуск и подъем пострадавшего на несущем. Преодоление водных преград.

5. Техника и тактика лыжного туризма. Отработка элементов спуска и подъема с лыжами и без лыж, способы закрепления лыж. Навесная переправа в лыжном туризме, транспортировка лыж на переправе. Прохождение лавинно- опасного участка. Поиск пострадавшего. Вязка волокуш. Транспортировка пострадавшего. Меры страховки и самозадержания.

6. Ориентирование и топография. Карты с различным масштабом. Чтение карты и составление схем и кроки. Копирование карт. Разработка и описание маршрута. Упражнения на ориентирование карты с помощью компаса и по местным предметам. Особенности спортивной карты для зимнего ориентирования. Глазомерная съемка.

7. Общефизическая подготовка. Врачебный контроль и самоконтроль. Порядок осуществления врачебного контроля. Кроссовый бег по пересеченной местности. Специальные упражнения на развитие координационных способностей. Лазание. Скакалка. Спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч. Игры с различными элементами туристской техники.

8. Выполнение обязательных походов 3-го года обучения. Оформление походной документации. Составление плана-графика маршрута. Распределение обязанностей. Раскладка продуктов. Составление сметы похода. Составление отчета о походе.

9. Экстремальные ситуации вне города и в городе. Виды экстремальных ситуаций. Возникновение, противоборство и выход из экстремальной ситуации. Добывание огня, разведение костра, способы приготовления пищи. Природная кладовая. Ночевки и убежища. Значение, устройство и типы убежищ. Аварийная сигнализация и ориентирование без карты и компаса. Предотвращение экстремальных и аварийных ситуаций.

10. Туристская техника. Участие в соревнованиях согласно годового графика соревнований.

5. Методическое обеспечение программы

Исходя из целей и задач программы, используются следующие методы и формы работы:

- поисково- исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий в походах),

- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах ,

- метод контроля: врачебный контроль, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей.

Основные формы обучения;

- теоретический блок:

Беседа - вопросо- ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок, метод обучения.

Дискуссия - коллективное обсуждение, какой- либо проблемы из круга вопросов с целью нахождения правильного ответа.

Лекция - метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение систем и идей в определенной форме.

Самостоятельная учебная работа - прием формирования познавательных способностей учащихся, их направленность на непрерывное самообразование.

- практический блок - учебно-тренировочные занятия на природе, в помещении, в спортивном зале; - проведение соревнований и эстафет по разделам туристской техники и ориентированию, топографические викторины и конкурсы, ролевые игры, походы выходного дня.


Методическая работа

Методическая работа по программе заключается в постоянном совершенствовании методов и приемов работы с обучающимися в объединении, повышении профессионального мастерства педагога, посещение методических семинаров, в подборе методической литературы, изготовлении методических пособий, оформлении фотостендов и фотоальбомов.

6. Диагностика

Итоги своей деятельности подвожу, используя следующие диагностические методы:

- контрольные срезы в специальных заданиях;

- наблюдения в педагогической ситуации;

- анализ спортивных достижений.

Механизм отслеживания образовательно-воспитательных результатов предполагает следующий пакет основных проверочно-диагностических заданий:

- краткий блиц-опрос по пройденной теме;

- создание игровых ситуаций;

- конкурсы по темам.

7. Материально-техническое обеспечение

Общефизические тренировки проводятся в спортивном зале Лицея №38, на стадионе школы №1. Занятия по туристской технике и походы выходного дня - в пригородном лесу.

Теоретические занятия проводятся в учебном кабинете. Занятия по скалолазанию в теплое время года проходят на естественных склонах, в зимнее время на скалодроме в техническом Лицее № 38, согласно договору о сотрудничестве.

Для технических тренировок по пешеходному и горному туризму имеются основные и вспомогательные веревки, обвязки, карабины, спусковые устройства, жумары.

Для занятий по ориентированию: компаса жидкостные, спортивные карты.

Для проведения одно и многодневных походов имеется необходимое снаряжение: рюкзаки, коврики, палатки, спальники, костровые принадлежности.

Наглядные пособия:

Комната, в которой проходят занятия, оформлена:

- стенды по видам туристской деятельности;

- образцы туристского снаряжения;

- фотомонтажи и фотоальбомы;

- методическая, специальная и художественная литература.


8. Календарный план спортивных мероприятий




Сроки

Мероприятие

Уровень

сентябрь

Открытое первенство по ориентированию, посвященное Дню туризма

городской

октябрь

соревнования по технике пешего туризма, осенний туристский марафон

городской

декабрь

соревнования по технике лыжного туризма

областной

февраль

соревнования по ТЛТ

лыжный поход, посвященный Дню Защитника Отечества





Ззащитника отечества

областной

март

соревнования по зимнему ориентированию

областной

май

соревнования по ТПТ «Майские зори» " соревнования по ориентированию

областной

июнь

соревнования по ТПТ «Сибирские просторы»

областной

июль

итоговые многодневные походы: пешие, водные,1-ой категории сложности, степенные походы.










Список литературы, рекомендуемой для участников объединения:


1.Бардин К.В. Азбука туризма- М.: Просвещение, 1981г.

2.Берман А.Е. Юный турист- М.: Физкультура и спорт, 1977г.

3.Баленко С.В. Школа выживания-М.: 1992/ч.1, 1994/ч 2.

4.Волков Н.Н. Спортивные походы в горах- М.: Фис, 1974г.

5. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов- М.: Фис, 1990г.

6.Коструб А.А. Медицинский справочник туриста-М.: Профиздат, 1990г.

7. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования -М.: 2003г.

8. Куликов В.М. Топография и ориентирование в туристском путешествии М.: 1997г.

9. Крылов Г.В. Умей отдыхать и любить природу- Новосибирск, 1975г.

10. Малеинов А.А. Лыжня зовет - М.: Фис, 1974г.

11. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование -М.: 1983г.

12. Методические рекомендации по видам туризма -М.: 1989г.

13. Школа альпинизма. Начальная подготовка -Фис. 1989г.



Список используемой литературы для педагога:


1.Добарина И.А., Жигарев О.Л. Основы школьного туризма - Новосибирск, НГПУ 1998г.

2.Берба И.А. Галицин С.М. Туризм в школе М.: 1982г.

3.Вяткин Л.А. Сидорчук Е.В. Туризм и спортивное ориентирование М.: 2004г.

4.Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики.-М., 1987г.

5.Курилова В.И. Туризм - М.: Просвещение, 1988г.

6.Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология -М.: ТЦ «Сфера»,2001г.

7.Остапец А.А. Педагогика туристско- краеведческой работы в школе.-М.: Педагогика, 1985г.

8.Нормативные документы по детско - юношескому туризму / под ред. Ященина В.К. - Новосибирск, 2003г.















Приложение 1

А Н К Е Т А



  1. Как тебя зовут (полное имя)? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли твои друзья? ___________________________________________________


  1. Сколько тебе лет? Кто ты по знаку Зодиака?

______________________________________________________


  1. Был ли ты до этого в лагере "Юность"?_______________________


  1. Что ты знаешь о спортивном туризме?___________________


  1. Есть ли у тебя опыт участия в соревнованиях?_______________________________________

______________________________________________________

  1. С какой целью ты пришел в объединение «Абрис»?________________________________________________________________________________________________


  1. Чему бы ты хотел научиться?________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

  1. Что ты можешь , что бы проявить свои способности?________________________________________

_____________________________________________________


10. Есть ли у тебя друзья среди присутствующих?_________________________________________

_______________________________________________________


11. Есть ли у тебя допуск врача на занятия спортом?_________________________________________________















Приложение 2


ИГРЫ У ПОХОДНОГО КОСТРА


«СМЕХ»

Все становятся в круг. Первый игрок в круге говорит: «Ха». Следующий говорит: «Ха, ха». Третий должен сказать: «Ха, ха, ха». Каждый новый игрок добавляет ещё одно «ха», пока кто-то не сделает ошибки или не засмеётся. «Жертва» должна спеть песню.

«ОЗЕРО ЛЯГУШЕК»

Туристы делятся на три группы. Сделайте так, чтобы первая группа говорила высокими голосами: «Томаты, томаты, томаты». Вторая группа более глубокими голосами говорит: «Пачули, пачули, пачули». Третья группа басом говорит: «Жареный бекон, жареный бекон, жареный бекон». После того, как каждая группа отрепетирует, дайте им сигнал говорить вместе. Игра продолжается до сигнала «тишина».

«ВЫЗОВ» НА ПОХОДНЫЙ КОСТЁР

Один экипаж может бросить вызов другому, чтобы соревноваться в одном из многих испытаний силы или межэкипажных событий. Победитель становится чемпионом вечера.

«ЗИМНЯЯ ОХОТА»

Правила: на зимней экскурсии для каждого экипажа выбирается лидер. Экипажи отправляются с места назначения с интервалом в пять минут. Члены экипажей ищут птичьи гнезда. Когда гнездо найдено, они указывают на него сопровождающему их лидеру. После этого экипаж опознает гнездо.

Выигрыш: за каждое найденное гнездо экипаж получает 5 очков плюс 5 очков за идентификацию гнезда.

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

Оборудование: четырехметровая веревка 5-10 см. в диаметре. Три галстука или шляпы.

Правила: свяжите концы веревки и разложите ее так, чтобы она образовала треугольник. Разместите галстук или шляпу на расстоянии 1 метра от каждого угла. Представитель каждого экипажа схватывает веревку за один угол левой рукой. По сигналу «пошел» каждый пробует схватить галстук или шляпу правой рукой.

Выигрыш: каждый победитель получает 10 очков. Сложите показатели всех членов экипажа, чтобы понять, какой экипаж выиграл.




















Приложение4

АНКЕТА

начинающего туриста



  1. Кто ты?



  1. Бывал ли ты раньше в "ЮНОСТИ"?



  1. Что ты любишь?



  1. Есть ли у тебя друзья среди твоих одноклассников?



  1. Нравится ли тебе учиться?



  1. Выбрал ли ты будущую профессию?



  1. Какое у тебя здоровье?



  1. Умеешь ли ты организовывать себя?


  1. Бывал ли ты в походе?


  1. Что ты умеешь делать хорошо из перечисленного:

    • ВЯЗАТЬ ТУРУЗЛЫ

    • ПЛАВАТЬ

    • ГРЕСТИ НА ЛОДКЕ

    • ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МЕСТНОСТИ

С ПОМОЩЬЮ КОМПАСА

БЕЗ КОМПАСА

ПО КАРТЕ С КОМПАСОМ

  • РАЗВОДИТЬ ПРАВИЛЬНО КОСТЕР

  • ГОТОВИТЬ ПИЩУ НА КОСТРЕ

  • СТАВИТЬ ПАЛАТКУ

  • СОБИРАТЬ ПРАВИЛЬНО РЮКЗАК

  • ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТУРПОЛОСУ, ПРЕПЯТСТВИЯ

  • КАТАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ

  • ПОДАВАТЬ СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ


  1. Сумел бы ты один выжить в лесу несколько дней?


12. Чему ты хотел бы научиться?




Приложение 6


Тренинг

«поведение в экстремальных ситуациях»


Ответьте «да» или «нет».


  1. Вы заблудились летом в лесу. Достаточно ли у вас познаний, чтобы выйти на правильную дорогу или хотя бы два дня, не имея с собой запасов еды?

  2. Вы попали на необитаемый остров. Станете ли вы осматривать его весь, прежде чем искать место для ночлега?

  3. Вы идете с товарищем по улице. Прямо на вас несется на большой скорости автомобиль. Ваш товарищ бросается влево. Побежите ли вы в ту же сторону?

  4. Вам надо уходить, а вы не можете найти ключи. Попробуете ли вы еще раз спокойно подумать, где они могут быть?

  5. Вы хорошо ориентируетесь на местности в темноте?

  6. Любите исследовать незнакомые места?

  7. Легко ли вы разгадываете задачи на сообразительность?

  8. Вам нравится находиться на природе в одиночестве?

  9. В критической ситуации вы быстро принимаете решение?

А теперь зачислите себе по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итак:

1-3 балла. Вам просто нельзя гулять в лесу в одиночку. Вы крайне несамостоятельный человек. Вы не интересуетесь ничем, что бы вам могло быть полезно в житейских делах. Предпочитаете, чтобы решения и ответственность вместо вас брали на себя другие. Вам следует заняться подготовкой к опасностям, воспитывать самостоятельность, иначе вы станете первой жертвой в чрезвычайной ситуации.

3-8 балла. Вы достаточно сообразительны, чтобы даже в трудных ситуациях не попасть впросак. Отдельные ошибки, которые вы допускаете, можно связать, скорее не с вашим неумением ориентироваться или незнанием чего-то, а невнимательностью или нежеланием в данный момент хорошо подумать.

8-9 баллов. Вы - человек, который не пропадет даже на Северном полюсе. Вы любите опасные ситуации больше, чем спокойную жизнь, потому что в трудных ситуациях есть возможность потренироваться в быстроте и правильности реакции.



Образовательная программа Абрис туристско-спортивного направления

5

© 2010-2022