Конспект урока на тему «Местоимение» (нестандартный урок в 5 классе)

Нестандартный урок в 5 классе по теме «Местоимение». Презентацию ищите в этом же разделе. Дети, с помощью этой разработки, легко воспринимают новую тему. Да и необычный урок вызывает у них интерес. Цели урока:1. Познакомить учащихся с местоимениями, также с их морфологическими признаками. 2. Развитие творческих способностей учеников. 3. Формирование культуры учебного труда. Методические приемы: лингвистическая сказка, работа с учебником, тестирование. Тип урока: урок изучения нового материала (в...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока « Местоимение»

( нестандартный урок)

Цель урока:умение находить в тексте местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Задачи урока:1. Познакомить с местоимениями и их морфологическими признаками.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Формировать культуру учебного труда.

Методические приемы: лингвистическая сказка, работа с учебником, тестирование.

Тип урока:урок изучения нового материала (нестандартный урок).

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, групповая.

Оформление урока: слайдовая презентация

План урока:

1. Организационный момент (1минута).

Цель: проверка подготовки к уроку.

2.Сообщение цели урока (1 минута).

Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала.

3. Объяснение нового материала на основе лингвистической

сказки (6 минут).

Цель: познакомить с местоимениями и их

морфологическими признаками на основе восприятия

лингвистической сказки.

Лингвистическая сказка

Учитель:

- В далекие времена в одном царстве - государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком ( слайд 2).

Вопрос:

- Ребята, а какие слова -существительные чаще всего повторяли люди в этой стране? ( Добро, радость,счастье, мир, дружба и т.д.)

Учитель:

- А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей (слайд 3).

Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох,ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена, пусть дети забудут имена родителей, а родители - имена детей, пусть они забудут названия всего, что их окружает!

Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством, сказала:

- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!

Давайте и мы перенесемся в сказочное царство.

В нем, к сожалению, уже царит беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще, ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, названия всего, что их окружает. Как вернуть имена, как узнать названия предметов, они не знали. И от этого очень страдали.

Задание: Попробуйте и вы рассказать любую историю друг другу,не

называя имен, предметов.

Учитель:

- Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой ( слайд 4). Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец.- А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Каждый из вас о себе будет говорить я, если вас будет много, то скажете - мы. Обращаясь к кому-либо, говорите ты, а к нескольким людям - вы.

Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно, если их много - они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за именами.

Мудрец долго искал пещеру злой колдуньи и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он выполнит ее хитрые задания. Она, конечно же, была уверена, что никто не сможет выполнить их.

Задание: Давайте и мы, ребята, попробуем выполнить задания вместе с мудрецом (Задания представлены в виде презентации).

1.Прочитайте текст. Спишите, вставляя слова, которыми можно заменить существительные (7минут):

Цель: развитие умения находить и употреблять в предложениях

Подходящие по смыслу местоимения.

1.Молоко пьют свежим и кислым. …иногда заменяет воду.

2. Медленно шагают верблюды. …как будто плывут по песчаному морю.

3. Верблюд может долго обходиться без воды. …может не пить целых три недели.

4. Ночной буран замел дорогу. …перегородил ее сугробами.

5. Собаки предчувствуют перемену погоды.…много спят и мало едят перед дождем или бураном.

2.Прочитайте лингвистический текст на странице 221-222 учебника и ответьте на вопросы колдуньи (8 минут):

Цель: проверка умения работать с учебником, находить нужную

информацию.

1.Как называются слова, которые указывают на предметы, признаки предметов,их количество, но не называют сам предмет?

2. Может ли местоимение указывать на лицо? Докажите.

3. Каково значение местоимения?

4.Какова синтаксическая роль местоимения?

3. Прочитайте на странице 224 - 225учебника о разрядах местоимений по значению. Из текста выпишите все местоимения и укажите их разряд (8 минут).

Цель: развитие умения проводить выборочное списывание,

группировать местоимения по разрядам.

Я не люблю цветы с кустов,

Не называю их цветами,

Хоть прикасаюсь к ним устами,

Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю,

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василек. (С. Есенин)

4. Выполни упражнение 500 на странице 223 учебника. Проверь,используя ключ (14 минут).

Цель: развитие навыков самостоятельной работы.

5.В упражнении 501 на странице 224. допущены ошибки в употреблении местоимений.Исправь и запиши верно (12 минут).

Цель:развитие умения редактировать предложения с местоимениями.

6. Тестирование (8 минуты):

Цель:контроль усвоения изученного материала.

Учитель: Пришлось колдунье возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что сними было жаль расставаться. И люди оставили их себе,чтобы употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их вначале называли «вместоимения»,но потом буква в затерялась, и слова стали называть местоимениями.

4.Оценивание (3 минуты).

Цель:оценка знаний учащихся.

5. Итог урока (2 минуты).

Цель: рефлексия проведенного урока учащимися.

Использованная литература:

1. Волина В.В.Учимся играя. Русский язык. Екатеринбург. «АРГО». 1994.

2. Петрова Е. В.,Кудинова А. В. Тесты по русскому языку. 6 класс (по программе Разумовской М.М.).Москва. «Экзамен». 2008.

3. Попова Г. П.Русский язык 5 - 6 классы. Тематический контроль знаний. Волгоград. Учитель.2007.

4. Разумовская М.М. Русский язык. 6 класс. Москва. Дрофа. 2006.



© 2010-2022