- Преподавателю
- Другое
- Урок Православное изобразительное искуство
Урок Православное изобразительное искуство
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимчук О.Д. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КЕРЧЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
I-III СТУПЕНЕЙ № 11
ТЕМА:
ПРАВОСЛАВНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
ОСОБЕННОСТИ ИКОНОПИСИ
КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА.
НАИБОЛЕЕ ЧТИМЫЕ ИКОНЫ.
ИКОНОСТАС.
Урок в 8 классе
Разработала:
ТИМЧУК О.Д.,
учитель курса «ОПКК»
Цель урока: познакомить детей с православным искусством, с историей развития древнерусской иконописи, расширить словарный запас и кругозор учащихся, развивать познавательные и творческие способности; воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: кинопроектор, альбомы с изображением икон, карточки с практическим заданием.
Основные понятия и термины: иконостас, иконопись, каноны, соборность. Горний мир
I.
Учитель: Давайте немного пройдем по лабиринту наших знаний
* Скажите: Что значит слово «икона»?
/Иконою называют изображения Бога, Божьей Матери,
события Священного Писания, Святых угодников.
С греческого языка слово «икона» переводится как «образ»/
-
Показ слайдов № 2-5
/Господь Вседержитель, Казанская Божия Матерь,
Николай Чудотворець, Рождество Христово/
* Кто из вас знает, какая икона у христиан считается первой?
/Спас Нерукотворный/
-
Показ слайда № 6 /Спас Нерукотворный/
* А что вы знаете о написании этой иконы? Расскажите.
/Она представляет собой отпечатанный на убрусе (плате). Его лик. Эдесский царь Авгарь послал художника написать лик Иисуса Христа. Из-за сияния от лика Спасителя художник не смог выполнить своей задачи. Господь взял полотно, приложил к Своему лицу и чудесно запечатлевшееся изображение отправил Авгарю. Для начинающего иконописца существует правило: первой работой должна быть икона «Спас Нерукотворный»/
* А кто был одним из первых иконописцев?
/Евангелист Лука, который написал 70 икон/
-
Показ иконы
Традиционное религиозное искусство славянского народа - это искусство церковное, православное.
На протяжении многих веков складывались его традиции, довольно строгие, но сохраняющие его от вырождения, обеспечивающие его истинно духовное содержание, единство назначения и внешней формы.
-
Показ слайда № 7 /Соборность при создании иконы/
Эти традиции устанавливались не волею или мнением какого-то отдельного человека, а соборным сознанием Церкви, закрепленным в её Предании.
* Что такое соборность?
/Решение какого-либо вопроса или проблемы в единстве всех присутствующих/
«Соборно в Троице
был создан человек,
свободой разума и
чувств был наделен.
Дано ему в любви
прожить свой век,
чтобы в семье он
был спасен».
Русский человек в своих творческих исканиях и опытах очень часто обнаруживает у себя способность подняться над личными интересами, проблемами до высочайшего духовного уровня.
Православное искусство имеет главную особенность, которая отличает его от остального искусства: оно канонично, т.е. строго подчиняется законам, правилам, установленным церковью.
До 5-8 веков икона была общим достоянием всех христианских церквей, но после отделения римской католической церкви на Востоке и Западе сложились разные религиозные традиции. В Европе церковное искусство становится все более реалистичным иллюстрированием Библии. Здесь широко используются скульптурные изображения Христа, Богоматери, Ангелов, Святых. А икона превращается в картину на религиозный сюжет.
-
Показ слайда № 8 /История появления икон/
* Как вы думаете: икона - это предмет религиозного поклонения или произведения искусства?
Посмотрите на картину Репина.
Она изображает земной мир, видимый глазами и по-своему прочувствованный художником. Земной мир - это наш временный дом. Несомненно, что мы должны его знать и любить, и живописцы нам в этом помогают.
-
Показ слайда № 9 /В чем разница земного и духовного/
Посмотрите на икону Божий Матери «Умиление». Иконописец входит в духовный мир, полагаясь на благодать Святого Духа, недоверяя поиск своему несовершенному внутреннему видению, как доверяет ему обыкновенный художник.
Духовный мир - это мир верующего сердца. И окном в этот мир служит икона.
-
Показ икон из собраний картин А.Рублева.
Духовным назначеним иконы определяются её следующие изобразительные особенности:
-
Сознательное нарушение пропорций изображаемых силуэтов Христа, Богородицы, Ангелов и Святых, т.е. удлиненность, вытянутость фигур. Сочетание очень высокого роста, неземной лёгкости и изящества говорит о принадлежности к духовному, а не земному миру и значимости обитателей его.
-
Плоскостное изображение, т.е. отсутствие передачи объема фигур - важная особенность иконописи. Художник-реалист с помощью передачи света и тени изображает предмет так, как он выглядит в мире земном. Но в отличие от мира земного Горний (т.е. высший, небесный) мир наполнен не физическим светом, а пронизан светом духовным, который не дает тени. Тени в Горнем мире просто не может быть, т.к. тень - это отсутствие света, знак тьмы.
-
В иконописи отсутствует линейная перспектива, характерная для реалистической живописи. По законам линейной перспективы все горизонтальные линии мысленно сходятся за плоскостью изображения. изображаемый мир расширяется, увеличивается по мере приближения к зрителю.
По мере удаления от зрителя изображаемый земной мир уменьшается, скрывается и исчезает.
В иконе точки горизонтальных линий сходятся перед плоскостью изображения. Фигуры и предметы, изображаемые на иконе, не удаляются и не скрываются в зависимости от расстояния, потому что в этом особом мире расстояния есть категория духовная, но не пространственная по земным меркам.
Натура в традиционной иконописи не используется. Этим творчество иконописца отличается от творчества обычного художника. Каноны сохраняют иконопись от нарушения традиций, ухода в личные фантазии.
* Вспомните, на чем писались иконы?
/Иконы писались на дереве, полотне, металле, высекались на камне, вырезались на дереве/
-
Показ слайдов № 10-12
Древнерусская иконопись - это выдающееся явление мирового искусства.
Тысячи Храмов столетие за столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, Святых людей.
Языческая Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первые иконы на Руси стали и первыми живописними изображениями. Зарождения русской иконописи связано с именами Алипия Печерского, преподобного Григория, Феофана Греха, А.Рублёва, Дионисия, Симона Ушаков.
Первые росписи и иконы исполняли греческие мастера.
-
Показ слайдов № 13, 14 «Знамените иконописцы»
* А каких иконописцев вы знаете?
Непременным условием творчества становилась и необходимость личной духовной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного мира ценностей.
-
Показ слайда № 15 «Требование к жизни и творчеству иконописца»
Хотелось бы рассказать вам ещё о наиболее чтимых иконах крымского народа.
-
Показ слайдов № 16 -18
/«Основы православной культуры Крыма» - учебное пособие/
Рассказ учителя об устройстве иконостаса
(«Основы православной культуры Крыма» - учебное пособие)
-
Показ слайдов № 19 -21 «Иконостас»
II. Практическое задание «Проверь себя» /закрепление темы/