Психологическая служба в образовательном учреждении

Данная работа включает в себя описание психологической службы в образовательном учреждении. Дается характеристика целям, задачам, принципам психологической службы. Рассматриваются организация психологической службы в образовательном учреждении, нормативно-правовые аспекты деятельности практического психолога, профессиональные и личностные качества практического психолога. Перечислены профессиональные требования, права и обязанности.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая служба в образовательном учреждении

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Содержание


  1. Основные цели, задачи и принципы психологической службы

  2. Организация психологической службы в образовательном учреждении

  3. Психологический кабинет. Психологический инструментарий

  4. Нормативно-правовые аспекты деятельности практического психолога

  5. Профессиональные и личностные качества детского практического

психолога. Профессиональные требования, права и обязанности

  1. Этические нормы практического психолога


  1. Основные цели, задачи и принципы психологической службы

На основании научного изучения проблемы и анализа многолетнего опыта работы психологической службы можно утверждать, что ее главной целью является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье.

У ребенка есть потребность в познании и понимании мира. Неразвитые психические функции не позволяют ребенку полноправно взаимодействовать с миром, познавать и понимать его, создают депривационную ситуацию и, как следствие этого, нарушение психического здоровья (страхи, тревоги, комплексы, негативные переживания, неадекватные реакции и пр.). Это тормозит, искажает позитивный путь становления личности.

Но для здоровья ребенка важно, что в детском саду, школе удовлетворяются не только его познавательные, но и социальные потребности - в уважении к его человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям (причем не только в учебной деятельности). Забота о психологическом здоровье требует внимания взрослых (родителей, воспитателей, учителей) к этому внутреннему миру ребенка. Психолог понимает, что для обеспечения психического и психологического здоровья ребенка особое внимание следует уделить сохранению и поддержанию его эмоционального благополучия, так как переживания, чувства детей всегда оказывают существенное влияние на любую выполняемую ими деятельность и на развитие личности.

Педагог-психолог анализирует и оценивает любую учебно-воспитательную программу, любую систему отношений и взаимоотношений в учебном учреждении с точки зрения того, обеспечивают ли они условия, необходимые для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей и школьников. Только в этом случае он действительно представляет и защищает интересы ребенка как растущего человека, развивающейся личности и индивидуальности.

Задачи психологической службы

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:

  • реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;

  • подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования;

  • учет и развитие индивидуальных особенностей детей - их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;

  • создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата (в детском саду, школе, гимназии, интернате, колледже и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех ступенях онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. Успех или неуспех в значимой для человека (любого возраста и в соответствии с возрастом) деятельности влияет на развитие его личности, формирует личностное достоинство, закладывает основу жизненной позиции, в том числе и нравственной, определяет смысл жизни;

  • профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;

  • оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;

  • осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;

  • приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.

Одной из центральных задач практической психологии в системе образования является привнесение в эту систему психологической культуры, в контексте которой всех взрослых субъектов образовательного пространства (от министра образования, от управленцев всех уровней до любого воспитателя, учителя, родителя) объединяют взаимное уважение, взаимная ответственность и осознание главной цели образовательной деятельности. А цель - ребенок, его нормальное детство и отрочество, полноценное обучение, воспитание и развитие, подготовка его к самостоятельной достойной жизни в современном обществе.

Основные средства решения задач психологической службы

Достижение главной цели и решение задач психологической службы обеспечиваются созданием и соблюдением в образовательном учреждении психологических, социально-психологических и психолого-педагогических условий, гарантирующих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

При определении оптимальных условий развития необходимо учитывать возраст ребенка. Ранее уже обращалось внимание на то, что тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Каждый возраст является сензитивным, а потому и благоприятным для определенных психологических образований, которые служат опорой, базой, стартовым плацдармом для последующего развития. Тот или иной возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе социальных отношений.

Младенчество, раннее, дошкольное и школьное детство, отрочество, ранняя юность, в целом вся жизнь детей на всех этих возрастных этапах должна быть наполнена особым содержанием:

  • особыми взаимоотношениями с окружающими - взрослыми, сверстниками;

  • особыми способами познания окружающего мира;

  • ведущей деятельностью (игровой, учебной, общением), в наибольшей степени способствующей психическому и личностному развитию именно на данном возрастном этапе;

  • особым соотношением осознания прошлого, настоящего и будущего;

  • особой системой прав и обязанностей ребенка, которые он должен знать, понимать и выполнять, и многим другим.

Однако возраст не определяет стандарта психического развития ребенка. Возрастные особенности существуют в единстве с особенностями индивидуальными. В практической работе с ребенком любого возраста возрастной подход неотделим от подхода индивидуального. Человек в принципе «нестандартен». Внутренний мир каждого человека имеет огромное количество неповторимо своеобразных вариантов, признаков, различных проявлений, которые зависят от возраста, пола, типа нервной системы, особенностей среды

и условий воспитания, накопленного опыта, конкретной жизненной ситуации и пр. Поэтому педагогу-психологу необходимо уметь распознавать и учитывать индивидуальные варианты возрастного развития, индивидуальные пути и темпы взросления ребенка.

Нарушение выше обозначенных условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специальной развивающей работы с ними.

Педагог-психолог осуществляет психологический анализ образовательных программ (программ обучения и воспитания) и вносит в них совместно с педагогом те или иные коррективы с целью соотнесения содержания этих программ и способов освоения с интеллектуальными и личностными возможностями и особенностями детей и учащихся разного возраста. Психолог содействует решению центральной задачи обучения и воспитания как единого процесса образования человека. Эта задача заключается в том, чтобы сформировать и развивать у ребенка, школьника те психические особенности, свойства и качества, которые, с одной стороны, характеризуют высокий уровень развития на данном возрастном этапе, а с другой - подготавливают закономерный переход к следующей возрастной стадии, более высокому уровню психического и личностного развития.

Психолог должен уметь производить анализ психолого-педагогических условий в контексте возрастных задач культурного развития ребенка в детстве, отрочестве, ранней юности. Необходимо понимать и помнить, что в условия нормального развития ребенка дошкольного и школьного возраста непременно входит культурное взаимодействие воспитателей и родителей, учителей и родителей. При этом приоритетом взаимодействия образовательного учреждения и родителей должны стать не дисциплина и успеваемость детей, а развитие и укрепление общей и нравственной (психологической) культуры взрослых. Ведь образ жизни и поведение родителей в значительной степени предопределяют нравственную позицию формирующейся личности ребенка; профессионализм и культура педагогов являются условием развития и формирования позитивных способностей и личностных качеств воспитанников.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В деятельности психологической службы можно выделить три направления - актуальное, пропедевтическое (профилактическое) и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, школьникам, воспитателям учителям, родителям - существенная задача службы сегодняшнего дня.

Пропедевтическое направление - чрезвычайно важное направление деятельности психологической службы. Оно заключается в том, что психолог на основе профессиональных знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка, по созданию психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность - это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности ребенка и ориентировано на своевременное и полноценное психическое и личностное его развитие. Здесь в центре профессионального внимания психолога - развитие способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи,

которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.

Эти три направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, проводит психопрофилактический анализ условий обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям.

Достижение главной цели психологической службы образования - психологического здоровья детей - связано, прежде всего, с реализацией и взаимодействием всех направлений ее деятельности. Кроме того, эта цель может быть достигнута только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах его жизни, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста (младшего), и взрослых, работающих с детьми другого возраста (более старшего). Переходные периоды в системе непрерывного образования (с одной образовательной ступеньки на по-

следующую) особенно остро нуждаются в теснейшем взаимодействии всех направлений деятельности психологической службы.

При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить дополнительную развивающую работу.

Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу профилактического и перспективного направлений деятельности психологической службы. Взаимодействие этих направлений, по существу, защищает (обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и личностное развитие.


  1. Организация психологической службы в образовательном учреждении

Достаточно часто специалист, приходя в образовательное учреждение, сталкивается с наследием предшественника из некорректно оформленной документации, разрозненного психологического инструментария, отчетов о неструктурированных, периодически осуществляемых мероприятиях, а также негативной установки педагогического коллектива по отношению к психологу. Случается, что приход специалиста в образовательное учреждение является поводом для организации психологической службы, которая ранее отсутствовала. В том и другом случае психолог должен выстроить систему профессиональных действий с целью результативного функционирования психологической службы или ее реабилитации, т.е. обоснования ее необходимости.

Организация психологической службы - это совокупность методических и психологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении.

Профессиональные действия психолога могут быть дифференцированы в соответствии с целями: первичной организацией психологической службы в образовательном учреждении или структурированием уже функционирующей психологической службы.

Первичная организация психологической службы в образовательном учреждении осуществляется в два этапа.

Подготовительный этап- анализ социально-образовательного пространства ОУ.

Основной этап - выбор/создание модели психологической службы применительно к типу и условиям ОУ.

В процессе подготовительного этапа психолог определяет материально-технические условия ОУ и соотносит их с возможностью оборудования специальных помещений (психологического кабинета, комнаты психологической разгрузки и пр.), а также анализирует Педагогические кадры (образование, опыт работы, научный статус) и образовательные, возможно, научно-экспериментальные программы, по которым работает учреждение. Психолога интересует не столько содержание предметных программ, сколько требования к уровню развития детей для успешного их освоения. В этой связи необходимо иметь представление о принципах отбора и дифференциации обучения детей по различным программам (коррекционные, профильные, лицейские и гимназические классы).

Кроме того, психолог анализирует особенности контингента детей и родителей: национально-культурную и религиозную принадлежность (национальные и религиозные школы, сады, отдельные классы и группы); социальный статус (коммерческие школы и сады, учреждения в элитных местах проживания); психофизическое здоровье (коррекционные и специальные школы и сады, отдельные классы и группы) и пр. Возможная специфика контингента определяет содержание и правила взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

В заключение подготовительного этапа психолог выясняет запрос администрации, выражающийся в актуальных для образовательного учреждения целях и задачах, реализации которых может способствовать профессиональная психологическая деятельность.

Основной этап состоит в определении содержания психологической деятельности и организации структуры психологической службы в конкретном образовательном учреждении. Осуществляются задачи основного этапа в процессе специально направленных мероприятий.

Первоначально это диагностика стратегий обучения (школа, детский сад), воспитания и развития детей (детский сад), их психолого-педагогических основ. В одних случаях педагоги делят детей на подгруппы в зависимости от их способностей и успеваемости, в других - ориентируются на обобщенную возрастную норму. Сложная ситуация возникает в дошкольных учреждениях при создании разновозрастных групп широкого возрастного диапазона (от 3 до 7 лет).

Далее психологом традиционно диагностируется стиль взаимодействия конкретного педагога (воспитателя, учителя) с детьми и учащимися. Доминанта авторитарного, демократического или либерально-попустительского стиля не только характеризует особенности взаимоотношений педагога с детьми, но и вскрывает природу конфликтов, связанных с успеваемостью или предвзятостью отношений к отдельным учащимся. Обозначенная диагностика производится посредством посещения и анализа уроков и группы продленного дня (школа); занятий и свободной деятельности детей (детский сад); бесед и анкетирования педагогического коллектива.

Следующим шагом является срезовая диагностика (скрининг-диагностика) возрастно-психологического уровня развития детей и учащихся, которая производится по определенной методике. По просьбе психолога педагог отбирает шестерых детей (три мальчика и три девочки) из своего класса (группы) в соответствии с заданными критериями (успеваемость, познавательные способности и пр.) по основанию: высокий, средний и низкий уровни развития. Психолог в процессе психодиагностического обследования определяет уровень и качественное своеобразие возрастного развития данных детей и сопоставляет индивидуальную и возрастную нормы. В результате полученных данных психолог может ориентироваться в возрастно-психологическом уровне детей конкретного образовательного учреждения, их возможностях и потенциале.

Параллельно осуществляемым мероприятиям психолог оборудует психологический кабинет и по возможности другие специализированные помещения. Степень методической (инструментальной) оснащенности зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, его финансирования, хотя существует обязательный перечень оборудования для школьных и дошкольных психологических кабинетов.

Достаточно сложным видом работы на данном этапе является создание или систематизация пакета психологической документации образовательного учреждения. Она заключается в разделении всей документации на три вида: нормативную, специальную и организационно-методическую. Каждый вид документации предназначен для своих целей: нормативная - регламентирует содержание психологической деятельности; специальная - фиксирует ее результаты; организационно-методическая - обеспечивает организацию психологической деятельности. В том случае, если документация в ГОУ отсутствует в принципе, психолог может обратиться в районную (окружную) психологическую службу (отдел, кабинет) управления образованием. В данных структурах имеются все нормативные документы по организации психологических служб в образовательных учреждениях, а также образцы специальной и организационно-методической документации. Для психологов, имеющих высшую категорию или научную степень, допускается использование документации, составленной не по форме нормативного образца, но корректно отражающей содержание и результаты работы. Особенно это касается специальной документации (протоколы, характеристики, психологические заключения и выписки из них).

Систематизация пакета психологической документации ОУ предполагает классификацию имеющихся документов и обновление их форм.

В заключение основного этапа психолог осуществляет презентацию функционала и содержания психологической деятельности в ОУ родителям и педагогическому коллективу. В первом случае это происходит на родительском собрании (общее выступление и выступления в классах, группах) с обязательной адаптацией текста выступлений к родительской аудитории. Во втором случае презентация выбранной/созданной модели психологической службы, обоснованная результатами подготовительного и основного этапов, осуществляется на педагогическом совете или психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

При структурировании функционирующей психологической службы образовательного учреждения осуществляется сокращенная программа психологических мероприятий, ориентированная на экспертизу результативности психологической деятельности и удовлетворение запроса администрации ОУ. По завершении экспертизы квалифицированный психолог может самостоятельно принять решение об изменении структуры и содержания психологической деятельности в ОУ (модели психологической службы) или, основываясь на функционирующей модели, обогатить ее новыми направлениями и формами психологической работы.

3.Психологический кабинет. Психологический инструментарий


Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики). Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении. Данные правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании. Они связаны с понятием "профессиональная компетентность" и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога.

В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной "близости" и доверительной атмосферы.

Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.

Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету родителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям.

Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.

Итак, кабинет в распоряжение психолога предоставлен. Каким ему быть?

Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные,

успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом. Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендуется. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, - животные могут быть использованы психологом ситуативно .

Основной принцип оформления помещения - ничего лишнего. Увлечение

декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на результатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий кабинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала.

Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.

Психологический кабинет является основным "рабочим" местом психолога,

следовательно, в нем должны быть объединены "рабочие" зоны специалиста.

Первая профессиональная зона - пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной,

конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-

релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:

Мебель и оборудование:

Детский столик, 2-3 детских стульчика. Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными музыкальными произведениями.

Стимульный материал: Стимульный материал к диагностико - коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.

Технический материал: Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата.

Вспомогательный материал: Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы

(геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» - «Волк», «Баба-Яга» - «Царевна» и т.д.). Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас). 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы.

Вторая профессиональная зона психологического кабинета - пространство

взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.

Мебель и оборудование: Мягкий диван или кресло (малогабаритные).

Стимульный материал: Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам.

Технический материал: Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.

Вспомогательный материал: Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного

развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература

по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных

детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники).



Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога.


Мебель и оборудование: Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности).

Технический материал: Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера.

Вспомогательный материал: Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности

Интерпретационный материал: Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности.


Психологический инструментарий

При использовании термина "психологический инструментарий" в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле - совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.

Остановимся на классификации психологического инструментария, опираясь на второе значение данного термина. Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляется в соответствии с видовой принадлежностью

Существует ряд требований, предъявляемых к психологическому инструментарию.

Прежде всего это требование соответствия. Речь идет о соответствии стандартам, заложенным в оригинальном варианте коррекционно-диагностического средства.

Другое требование - требование комплектации. Оно относится к необходимости полной комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике, тесте заложен комплект инструментария, то использование данного диагностического средства при отсутствии того или иного материала невозможно. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.


  1. Нормативно-правовые аспекты деятельности практического психолога

Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога от просветительско-консультационной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности.

Комплект (пакет) документации практического психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.

Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:

  • Закон Российской Федерации об образовании.

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Положение о психологической службе в системе образования.

  • Положение о практическом психологе.

  • Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).

  • Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.

Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и

администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.

Специальная документация - это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения;коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида - свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель - ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).

Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров,

специализированных учреждений).

Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога.

По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.

В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени практического психолога в учреждении; график работы практического психолога в учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).

Общее содержание профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении, т.е. функционал психолога образования, заключается в следующем. Психолог:

  • проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей;

  • осуществляет психологическую диагностику возрастного уровня развития детей и их индивидуальных особенностей при переходе из одной возрастной категории в другую (ранний - дошкольный - школьный возраст) с целью выбора соответствующего психическому развитию типа образовательной программы и образовательного учреждения;

  • совместно с педагогами разрабатывает и адаптирует развивающие и коррекционные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  • в процессе психодиагностики выявляет условия, затрудняющие становление личности и социализацию ребенка, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую помощь детям, педагогам и родителям (лицам, их заменяющим);

  • содействует выявлению и творческому развитию одаренных детей, а также детей с интеллектуальными и эмоциональными задержками в развитии;

  • осуществляет первичную профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, а также выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися профессий с учетом их ценностных ориентации, способностей и возможностей, а также развитию ориентации в различных ситуациях личностного и профессионального самоопределения1;

  • проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения детей;

  • участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, комиссий по социально-правовой защите детей;

  • формирует психологическую культуру детей, педагогов и родителей (лиц, их заменяющих);

  • консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам психологизации педагогического процесса методами и средствами практической психологии, направленными на повышение социально-психологической компетентности детей, педагогов и родителей (лиц, их заменяющих).

  • На основании общего содержания психологической деятельности в образовательном учреждении можно конкретизировать функции психолога в дошкольном образовательном учреждении (табл. 4.5) и дифференцировать их по двум направлениям:

  • психологизация педагогического процесса и жизнедеятельности детей;

  • индивидуально-психологическая работа с детьми.

Правовое обеспечение психологической деятельности

Профессионально-трудовые взаимоотношения между образовательным учреждением в лице его руководителя и психологом устанавливаются посредством специально разработанной юридической документации: трудового договора (контракта), трудового соглашения. Структура данной документации стандартна и определяет права, обязанности и ответственность сторон. Содержанию юридического документа психолог должен уделить внимание и ознакомиться со всеми пунктами предлагаемого трудового договора (контракта) или трудового соглашения

В случае спорного пли отсутствия необходимою пункта текст документа может быть доработан при согласии обеих сторон. Чаще всего изменения или дополнения касаются определения функции начальных обязанностей, графика работы, продолжительности отпуска и иных условий труда.

В случае оформления психолога в негосударственное (коммерческое) учреждение особое внимание необходимо уделить пунктам, посвященным дополнительным видам деятельности, условиям социального и медицинского страхования, условиям одностороннего расторжения трудового договора (контракта), а также наличию фиксированной заработной платы.

Юридическое согласие родителей на психологическое вмешательство

Независимо от контекста осуществления психологической деятельности ее можно рассматривать как вмешательство в личное пространство субъекта. В случае обращения к психологу взрослого человека его решение о необходимости такого вмешательства является сознательным и свободным. Ребенок решение о необходимости психологической помощи не может принять самостоятельно - это делают за него родители. Они берут на себя ответственность за принятие или непринятие такого решения.

Отечественная психологическая служба образования стоит на позициях юридической защищенности свободы выбора родителями условий психологического взаимодействия с их ребенком. По этой причине родители (лица, их заменяющие) должны дать юридическое согласие на психологическое вмешательство (диагностическое, коррекционное и психотерапевтическое взаимодействие). Юридическое согласие должно сопровождаться подписанием документа, подтверждающего их согласие и готовность к сотрудничеству, с обязательствами по предоставлению необходимой информации, имеющей отношение к психическому здоровью и развитию ребенка.

Формально согласие на психологическое вмешательство автоматически включается в договор о принятии ребенка в образовательное учреждение, где указывается наличие функционирующей психологической службы. Тем не менее необходимо исключить возможные конфликтные ситуации и особо оговорить условия психологического взаимодействия и его ограничения в индивидуальном порядке.

Персональная ответственность психолога образования

Психолог несет административную ответственность за:

  • правильность поставленного психологического диагноза и адекватность используемых психологических методов и средств (диагностических, коррекционных, развивающих, профилактических), а также обоснованность даваемых рекомендаций;

  • своевременность заполнения психологической документации и оформление ее в установленном порядке;

  • сохранность психологической документации (протоколов психодиагностических обследований, психологических заключений);

  • конфиденциальность (закрытость) психологической информации, полученной в процессе психологического взаимодействия (исключая случаи ее коллегиального обсуждения);

  • намеренное профессиональное невмешательство (исключаются случаи, выходящие за рамки профессиональной компетентности).

Если же действия психолога влекут за собой серьезные последствия для психического или физического здоровья ребенка, он может быть привлечен и к уголовной ответственности.

Психолог несет уголовную ответственность за:

  • неразглашение (утаивание) информации, угрожающей жизни и здоровью детей;

  • неумышленное (халатность и некомпетентность) и умышленное (по сговору) причинение ущерба психическому здоровью детей запрещенными или не адаптированными для возрастного применения профессиональными средствами.

Отдельным пунктом необходимо рассмотреть профессиональные действия психолога в случае выяснения им обстоятельств, имеющих последствия для психического и физического здоровья ребенка. При контакте с ребенком могут выясниться совершенные или систематически совершаемые действия психологического, физического, сексуального насилия над ребенком, случаи вовлечения его в преступную деятельность и пр. Часто последствиями глубоких психических травм являются ранняя детская наркомания, проституция, алкоголизм. Преимущественно лицами, ответственными за преступные действия, являются родители ребенка (лица, их заменяющие) и другие близкие родственники. В случаях безответственного или преступного отношения членов семьи и других лиц к ребенку психологу рекомендуется жесткая (директивная) позиция. При выяснении такого рода обстоятельств он обязан информировать компетентные органы для последующего решения вопроса гражданской или уголовной ответственности.

  1. Профессиональные и личностные качества детского практического

психолога. Профессиональные требования, права и обязанности


Профессиональная пригодность и профессионализм психолога образования

По мнению К. М. Гуревич, «чтобы осуществить трудовую деятельность, человек должен удовлетворять определенным требованиям», т.е. быть профессионально пригодным. Отсюда профессиональная пригодность - совокупность индивидуальных (психических и психофизиологических) особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения эффективности в определенной профессии. Е.А.Климов определяет профессиональную пригодность человека как взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время.

Профпригодность формируется в процессе обучения человека и его последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации и удовлетворения от деятельности, осознания ее значимости.

С точки зрения обоих авторов, профессиональная пригодность определяется требованиями профессии как совокупность профессионально важных качеств (ПВК) субъекта, необходимых для успешного выполнения деятельности. Тогда какие именно ПВК лежат в основе профпригодности практического психолога, работающего в системе образования? Какими индивидуальными, регулирующими, когнитивными, эмоциональными, личностными качествами должен обладать человек этой профессии?

А. Э. Пятинин обозначил систему основных специфических особенностей профессиональной деятельности практического психолога и вытекающих из этой специфики требований, обращенных к знаниям, навыкам и способностям профессионала, т. е. профессионально важных качеств специалиста . С его точки зрения, наличие необходимых ПВК приводит к успешному выполнению деятельности и соответственно определяет профессионализм специалиста.

Проблема установления критериев профпригодности и профессионализма психолога, работающего в системе образования, лежит в основе создания идеальной модели данного специалиста, где модель специалиста (профессионала) - это норма, эталон общественно необходимых требований к его квалификации. Данные требования, дифференцированные по позициям профессиональных и личностных качеств, необходимых и достаточных для профессиональной деятельности в сфере образования, нашли выражение в фиксированном документе «Стандарт специалиста», входящем в квалификационную характеристику практического психолога образования.

Взаимодействие, общение (коммуникация):

  • Мотивация и готовность к взаимодействию

  • Культурная продуктивность

  • Социальная компетенция

  • Навыки вербализации

  • Коммуникативные навыки

Работа с психологической информацией:

  • Социальная любознательность

  • Аттенционные способности

  • Навыки социальной перцепции

  • Психологическая проницательность

Работа с абстрактными моделями психического и их интерпретация:

  • Высокий общий интеллект

  • Аналитико-синтетическая лабильность

  • Навыки рационализации когнитивных конструкций

Динамичность и иррациональность объекта психологической деятельности:

  • Гибкость и подвижность мыслительных процессов

  • Креативность

  • Практическое мышление

  • Социальный интеллект

Личностная включенность:

  • Навыки рефлексии

  • Ответственность

  • Адекватная своим профессиональным возможностям самооценка

  • Навыки самоограничения и самоконтроля

Стандарт специалиста

1. Требования к профессиональным качествам практического
психолога образования.

Практический психолог образования обладает следующими профессиональными качествами:

  • профессиональной компетентностью;

  • способностью к совместной деятельности с широким кругом лиц, имеющих отношение к образованию и воспитанию детей;

  • коммуникативностью, стрессоустойчивостью в процессе общения, гибкостью в позиционном общении;

  • высокой регуляцией поведения, способностью к контролю и трансформации ситуативной экспрессии;

  • выраженной образной речью, различными лингвистическими средствами взаимодействия (способностью к адаптации «языка общения»);

  • толерантностью.

2. Требования к личностным качествам практического психолога образования.

Практический психолог образования обладает следующими личностными качествами:

  • психическим здоровьем;

  • выраженной аттракцией (физической и личностной привлекательностью);

  • эмпатийностью, эмоциональной чувствительностью к партнеру по профессиональному взаимодействию, способностью к сопереживанию, сочувствию;

  • личностной активностью, личностно-эмоциональной стабильностью;

  • адекватной личностной самооценкой и способностью к рефлексии;

  • высокой стеничностью (психоэнергетическим тонусом, интеллектуальной работоспособностью).

Многие отечественные исследователи основ профессиональной деятельности, в том числе и психологической, обращались к проблеме профессиональной компетентности (профессионализма).

Так, И.В.Дубровина считает, что высокий профессиональный уровень психолога включает «безусловное знание психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологически ми техниками, методиками, диагностическими средствами, развитой ум и незаурядность личности».

В качестве главного показателя профессионального мастерства Н.И.Гуткина называет умение психолога понять причину того явления, с которым он столкнулся, и умение работать с конкретным ребенком.

Н.Н.Толстых определяет профессионализм как «способность психолога определить круг доступных ему задач, опираясь на условия конкретной школы и артистизм» при выраженной способности «чувствовать ситуацию и быть готовым изменить свое поведение в соответствии с новыми обстоятельствами».

Е.А.Климов выделяет следующий ряд личных качеств человека, необходимых для профессий типа «человек-человек»: речевые действия; выразительные движения (мимика, пантомимика); выразительные свойства внешности и одежды; умение слушать и слышать, понимать стороннего человека. Кроме того, он считал необходимым постоянное совершенствование своих знаний и навыков (профессиональной подготовки) путем обучения и самовоспитания. С его точки зрения, самовоспитание - это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.

Обязанности и права практического психолога образования

Практический психолог образования должен:

  • руководствоваться в своей профессиональной деятельности Законом Российской Федерации «Об образовании», международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей (Декларация прав и свобод человека, Конвенция о правах ребенка), Этическим кодексом психологической деятельности;

  • осуществлять свою работу в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ по вопросам содержания и функционирования психологических служб образования;

  • иметь представление об основах законодательства в области семьи и брака, охраны труда и здравоохранения, профориентации и социальной защиты населения;

  • обладать общими и специальными психологическими знаниями и умениями в соответствии с образовательным стандартом;

  • использовать на практике обоснованные, адекватные возрасту и задачам психологические технологии (диагностические, коррекционные, профилактические, развивающие);

  • владеть методами научно-исследовательской и экспериментальной работы и при соответствующей квалификации применять их в практической деятельности;

  • повышать свой образовательный уровень и профессиональную квалификацию посредством освоения новейших достижений психологической науки.

Практический психолог образования имеет право:

  • осуществлять стратегию психологической работы с учетом конкретных условий образовательного учреждения;

  • определять приоритетные задачи психологической работы с детьми и взрослыми, формы и методы их реализации, а также устанавливать сроки и очередность различных видов психологической работы;

  • требовать от вышестоящих инстанций материально-технического оснащения своей профессиональной деятельности (помещение, инструментарий и пр.);

  • отказываться выполнять распоряжения руководителей образовательного учреждения, органов образования и администрации региона, если они противоречат его профессионально-этическим принципам или не соответствуют функциональным обязанностям специалиста;

  • обращаться с официальными запросами в медицинские, образовательные, правовые, социальные учреждения;

  • обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей, а также ходатайствовать о медицинской, социальной и других видах помощи детям и их родителям (лицам, их заменяющим);

  • при соответствующей квалификации самостоятельно (соискатель научной степени, кандидат и доктор психологических наук) или под научным руководством проводить экспериментальную работу с научно-исследовательскими целями;

  • освещать опыт своей деятельности как в публичных выступлениях, так и в профильных печатных изданиях;

  • участвовать с правом совещательного голоса в работе различных профильных и межпрофильных органов и комиссий по проблемам семьи и детства.

  1. Этические нормы практического психолога

Независимо от специализации психологическая деятельность подразумевает профессиональную культуру и этику. Связано это с очень тонким профессиональным материалом - «душевной организацией личности». Любые некорректные профессиональные действия психолога могут нанести непоправимый вред психическому здоровью человека, обратившегося за помощью.

Психологи различных квалификаций, опираясь на основные этические принципы психологической деятельности, руководствуются также и дополнительными правилами. Так, существуют «Этический кодекс психолога-консультанта» с нормами профессионального поведения психологов-консультантов в области индивидуального и семейного психологического консультирования; «Этический кодекс политического психолога» с нормами психологической деятельности в сфере политических технологий; «Этический кодекс практического психолога образования», обозначающий этические принципы и правила психологической деятельности в сфере образования.

Основные этические принципы деятельности психолога призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, с которыми работает психолог;

  • сохранение доверия между психологом и клиентом;

  • укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип компетентности;

  • принцип ответственности;

  • принцип этической и юридической правомочности;

  • принцип квалификационной пропаганды психологии;

  • принцип благополучия клиента;

  • принцип профессиональной кооперации;

  • принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности.

Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности.

Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности.

Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

В публичных выступлениях он не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) он несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

В случае расхождения между нормами данного кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

Нормы данного кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного кодекса.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

Он обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента.

В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса.

Когда же обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации.

Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО); в конфликтных ситуациях- на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. Когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физическом риске, дискомфорте, неприятном эмоциональном опыте и др.

Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер - его можно предложить клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимые условия.

В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.







© 2010-2022