Возрастная периодизация как историко-педагогическая проблема

В данной статье мы подробно рассмотрим тему возрастная периодизации педагога. Педагог явно видит разграничение между определенными возрастами, и может, исходя из ситуации, выбрать наиболее подходящий метод обучения для данного возрастного периода. Однако, насколько правильно может охарактеризовать возрастную категорию ребенка педагог, учесть особенности его возраста, сопоставить с существующими критериями? Для составления данных разграничений работали немало известных ученых-педагогов и психолог...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.А.Клеветова

ЛПИ-филиал СФУ

Возрастная периодизация как историко-педагогическая проблема

Возрастная периодизация является важной теоретической проблемой в педагогической науке, так как педагог в сфере своей деятельности должен знать и понимать, в каком конкретно возрастном периоде будут проявляться те или иные особенности ребенка и соответственно, какие методы обучения будут оптимальные в определенные возрастные периоды. Как известно, каждый отдельный возрастной период характеризуется индивидуальными психологическими и физическими особенностями. Именно в этом является актуальность данной работы.

Проблема заключается в том, что порой педагог самостоятельно выделяет возрастные периоды для детей, в чем нередко допускает ошибки, так как в данном разграничении важно все - уровень развития способностей, особенности восприятия мира, влияние гормонов на растущий организм. Именно для этого в педагогике стандартно выделены несколько возрастных периодов для детей. Из всего вышесказанного возникает вопрос: какие возрастные периодизации ребенка существуют в истории педагогики?

С одной стороны, естественно что, будучи в своей среде, в окружении детей, педагог явно видит разграничение между определенными возрастами, и может, исходя из ситуации, выбрать наиболее подходящий метод обучения для данного возрастного периода. Однако, насколько правильно может охарактеризовать возрастную категорию ребенка педагог, учесть особенности его возраста, сопоставить с существующими критериями? Для составления данных разграничений работали немало известных ученых-педагогов и психологов, изучали все составляющие и потребности определенного возрастного периода. По данной теме можно выделить несколько определений.

Возраст- этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.

(Источник информации: bse.sci-lib.com)

Педагог - (в переводе с греч. pedagogos-воспитатель) учитель общеобразовательных заведений, преподаватель.-проф.-технич., среднего спец. Или высшего уч. заведения. (БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877)

Педагогика - (с греческого pedagogike-наука о специальной организаваной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. (БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877)

Период (от греч. Periodos- обход, круговращение, определенный круг времени) - промежуток времени, в течении которого совершается какой-либо процесс.

Периодизация- деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды.

Мы изучили работы классоков педагогической науки (Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервега) и составили матрицу, показывающую общее и частное в возрастных периодизациях, предложенных этими философами и педагогами (табл.1).

Таблица 1.

Возрастная периодизации, разные теоретические мнения

Возрастная периодизация

Коменский Я.А.

Руссо Ж.-Ж.

Дистервег А.

Детство

От рождения до 6 лет. Ребенок получал навыки труда и введения хозяйства, знакомился с предметами домашнего обихода, их употреблением, учился самостоятельно ухаживать за собой

От рождения до 2 лет. В этот период преимущественное внимание считается необходимым уделять физическому воспитанию ребенка

От рождения до 9 лет. Умственная деятельность ребенка выражается на чувственные восприятия. Склонность рассматривать предметы, ощупывать, нюхать и лизать их. Любознательность ребенка проявляется в виде любопытства

Отрочество

От 6 до 12 лет. Уважать старших,

Развитие в учебной деятельности: естествознание, астрономия, география

От 2 до 12 лет. Руссо

Образно называет «сном разума». Полагает, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению. Главный образ развитие внешних чувств

От 9 до 14 лет. Накопления в памяти фактического материала и практических знаний, необходимых в жизни. Изучение иностранных языков и различные предметы, к которым они проявляют большой интерес

Юность

От 12 до 18 лет

Обучение.

Изучается иностранные и древние языки, а так же « свободные искусства» (философия, риторика)

От 12 до 15лет. Основное внимание уделяется умственному и трудовому воспитанию

С 14 лет преобладает рассудочная деятельность, ярко выявляются его склонности. Обучение в этом возрасте опирается главным образом на создание, на логику. Если до 14 лет обучение строилось преимущественно на основе индукции, то после 14 лет на первое место выступает дедукция

Возмужалость

От 18 до 24 лет

Саморазвитие

От 15 лет до совершеннолетия.

В это время на первый план должен быть выдвинут нравственное воспитание юноши

По всему вышесказанному можно сформировать следующий вывод: Возрастная периодизация охарактеризована и описана по основным четырем возрастам, представленным во всех периодизациях (детство, отрочество, юность и возмужалость). Только в периодизации А.Дистервега, не выделен период возмужалости, возможно как выходящий за рамки школьного возраста. Каждый период - основательно изучен и сформулированы основные особенности. В деятельности каждого педагога должно учитываться данное разграничение в возрасте, и уже с имеющимися данными прогнозировать свою дальнейшую работу. В зависимости от возраста обучаемых должны изменяться и методы цели обучения.

Источники использованной литературы:

  1. БСЭ, Том 12 А.М.Прохоров, Москва., 1973, стр 425 ст.1262

  2. БСЭ, Том 14 А.М.Прохоров, Москва, 1973, стр 578 ст.1721

  3. БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877

  4. Дидактические взгляды Адольфа Дистервега. [Электронный ресурс]. Режим доступа: piskunovalexey.narod.ru/disterveg.html

  5. Коменский Я.А. «Педагогическое наследие» Москва, 1989

  6. Педагогическое творчество Ж.Ж.Руссо. Идея свободного воспитания личности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: pedagog-social.ru/istoriya-obrazovaniya-i-pedagogicheskoj-mysli/304-pedagogicheskoe-tvorchestvo-zh-zh-russo-ideja.html

  7. Педагогическая теория Коменского Я.А . [Электронный ресурс]. Режим доступа ref.by/refs/62/35961/1.html


© 2010-2022