- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по учебной дисциплине Электроматериаловедение
Рабочая программа по учебной дисциплине Электроматериаловедение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Троицкая А.В. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
2011.г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: ОГБОУ НПО ПУ № 3
Разработчики: Троицкая Анна Васильевна, преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
14
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в составе программ повышения квалификации, переподготовки и профессионального обучения работников в области энергетики при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;
У2 - подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
У3 - различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1- виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;
З2 - виды прокладочных и уплотнительных материалов;
З3 - виды химической и термической обработки сталей;
З4 - классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
З5 - методы измерения параметров и определения свойств материалов;
З6 - основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
З7 - основные свойства полимеров и их использование;
З8 - способы термообработки и защиты металлов от коррозии.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 125 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 83 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
125
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
83
в том числе:
лабораторные работы
10
практические занятия
34
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
42
в том числе:
- работа с ЭОР
- подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям, дифференцированному зачету: проработка теоретического материала, ответы на вопросы контроля, оформление отчетов
- работа со справочной литературой и ресурсами Интернет: изучение и конспектирование материала с последующей экспертной оценкой
4
20
18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Основные характеристики электротехнических материалов
Осваиваемые умения:
- различать основные электротехнические материалы по физико-механическим и технологическим свойствам
Усваиваемые знания:
- методы измерения параметров и определения свойств электротехнических материалов
Направлено на формирование составляющих: ОК 1 - 7; ПК 1.1 - 3.3
Содержание учебного материала
5
1
Классификация электротехнических материалов
Понятие электротехнических материалов, назначение, классификация, требования
1 1
2
2
Электрические характеристики электротехнических материалов.
Удельное электрическое сопротивление, температурный коэффициент удельного сопротивления, диэлектрическая проницаемость, тангенс угла диэлектрических потерь, электрическая прочность. Способы их определения, формулы вычисления
1 2
2
3
Механические характеристики электротехнических материалов.
Предел прочности при растяжении, предел прочности при сжатии, предел прочности при статическом изгибе, ударная вязкость. Способы их определения, формулы вычисления
1 3
2
4
Физико-химические характеристики электротехнических материалов.
Кислотное число, вязкость, водопоглощаемость, тропическая стойкость. Способы их определения, формулы вычисления
1 4
2
5
Тепловые характеристики электротехнических материалов.
Температура плавления, температура размягчения, теплостойкость, нагревостойкость, холодостойкость, температура вспышки паров. Способы их определения, классификация диэлектриков по нагревостойкости
1 5
2
Лабораторные работы
4
1
Исследование методов определения твердости материалов
2 6-7
2
Исследование методов испытания металлов на растяжение
2 8-9
Практические занятия
4
1
Составление конспекта «Физико-химические методы исследования металлов»
2 10-11
2
Составление таблицы «Классификация диэлектриков по нагревостойкости»
2 12-13
Контрольная работа №1 «Основные характеристики электротехнических материалов»
1 14
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к лабораторным работам №№ 1-2: проработка теоретического материала, ответы на вопросы контроля, оформление отчетов;
Подготовка к практическим занятиям №№ 1-2: проработка теоретического материала, ответы на вопросы контроля, оформление отчетов;
Подготовка к контрольной работе № 1: работа с ЭОР
Работа со справочной литературой и ресурсами Интернет: изучение и конспектирование материала с последующей экспертной оценкой:
-
Методы измерения параметров и определения свойств материалов
2
1
1
2
Тема 2.
Диэлектрики
Осваиваемые умения
- определять свойства и классифицировать изоляционные материалы, применяемые в производстве по составу и назначению
Усваиваемые знания
- классификацию и свойства основных изоляционных материалов, композиционных материалов;
- основные свойства полимеров и их использование;
- виды прокладочных и уплотнительных материалов
Направлено на формирование составляющих: ОК 1 - 7; ПК 1.1 - 3.3
Содержание учебного материала
10
1
Газообразные диэлектрики.
Понятие газообразных диэлектриков, классификация, параметры, ионизация, пробой, применение
1 15
2
2
Жидкие диэлектрики.
Нефтяные масла: параметры , марки, применение. Синтетические жидкости: параметры, марки, применение
2 16-17
2
Твердые органические диэлектрики. Полимеризационные изоляционные материалы. Поликонденсационные материалы. Классификация, состав, параметры и применение
2 18-19
2
3
Электроизоляционные волокнистые диэлектрики. Электроизоляционные слоистые пластмассы
Электроизоляционные бумаги и картоны: состав, параметры, применение.
Гетинакс, текстолит, стеклотекстолит: состав, параметры, применение
1 20
2
4
Электроизоляционные пластмассы. Состав, параметры, применение
2 21-22
2
5
Электроизоляционные резины. Состав, параметры, применение
1 23
2
6
Твердые неорганические диэлектрики. Электроизоляционная керамика. Электроизоляционные стекла
Природная слюда: параметры, применение. Слюдинитовые электроизоляционные материалы: классификация, параметры, применение.
Электротехнический фарфор, стеатит, конденсаторная керамика: состав, параметры, применение,
Неорганические стекла: классификация, состав, параметры и применение
1 24
2
Лабораторные работы
4
3
Исследование методов определения электрической прочности твердых диэлектриков
2 25-26
4
Исследование методов определения электрической прочности жидких диэлектриков
2 27-28
Практические занятия
3
3
Твердые неорганические диэлектрики. Природная слюда: параметры, применение. Слюдинитовые электроизоляционные материалы: классификация, параметры, применение (работа со справочной и нормативной литературой)
1 29
4
Выбор изолирующего материала для осуществления практической деятельности (работа со справочной и нормативной литературой)
2 30-31
Контрольная работа №2 «Диэлектрики»
1 32
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к лабораторным работам №№ 3-4: проработка теоретического материала, ответы на вопросы контроля, оформление отчетов;
Подготовка к практическому занятию №№ 3: проработка теоретического материала, ответы на вопросы контроля, оформление отчета;
Подготовка к контрольной работе № 2: работа с ЭОР
Работа со справочной литературой и ресурсами Интернет: изучение и конспектирование материала с последующим тестированиием:
-
Лакоткани. Лакированные трубки. Классификация, марки, применение
-
Сегнетокерамика
-
Композиционные материалы.
2
1
1
3
Тема 3.
Проводниковые материалы и изделия
Осваиваемые умения:
- определять свойства и классифицировать проводниковые материалы, применяемые в производстве по составу и назначению
Усваиваемые знания:
- виды, свойства и области применения основных проводниковых материалов, используемых в производстве
Направлено на формирование составляющих: ОК 1 - 7; ПК 1.1 - 3.3
Содержание учебного материала
5
1
Классификация проводниковых материалов. Основные свойства проводниковых материалов.
Теплопроводность, коэффициент теплопроводности. Упругая и пластическая деформация; предел прочности, предел выносливости материала. Электрические свойства металлов: удельное сопротивление, удельная проводимость. Металлические проводниковые материалы
1 33
2
2
Проводниковые материалы с малым удельным сопротивлением. Проводниковая медь и ее сплавы.
Проводниковая медь: свойства, параметры, марки, применение. Бронзы и латуни: состав, свойства, марки, применение.
1 34
2
3
Проводниковые материалы с малым удельным сопротивлением. Проводниковый алюминий и его сплавы
Проводниковый алюминий: свойства, марки, применение. Сплавы на основе алюминия: состав, свойства, применение
1 35
2
4
Проводниковые материалы с большим удельным сопротивлением. Сплавы на основе меди: манганин и константан. Жаростойкие проводниковые сплавы.
Назначение, характеристики, удельное сопротивление, температурный коэффициент удельного сопротивления, применение. Нихромы, ферронихромы, фехрали: состав, свойства, марки, применение
1 36
2
5
Электроугольные материалы и изделия.
Параметры, марки, применение, состав
1 37
2
Практические занятия
7
5
Проводниковые изделия. Монтажные и обмоточные провода. Установочные провода и шнуры. Назначение, требования, классификация, параметры, марки, применение
Упражнения по чтению маркировки проводов
3 38-39-40
6
Силовые кабели. Назначение, требования, классификация, параметры, марки, применение
Упражнения по чтению маркировки кабелей
2 41-42
7
Выбор проводниковых материалов и изделий для осуществления практической деятельности (работа со справочной и нормативной литературой).
2 43-44
Лабораторные работы
2
5
Исследование методов определения удельных электрических сопротивлений проводников
2 45-46
Контрольная работа №3 «Проводниковые материалы и изделия»
1 47
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к лабораторной работе №5: проработка теоретического материала, ответы на вопросы контроля, оформление отчетов;
Подготовка к практическим занятиям №№ 4-6: проработка теоретического материала, ответы на вопросы контроля, оформление отчета;
Подготовка к контрольной работе № 3: работа с ЭОР
Работа со справочной литературой и ресурсами Интернет: изучение и конспектирование материала с последующим тестированием:
-
Проводниковые металлические материалы: олово, свинец, серебро, вольфрам, цинк, никель
1
3
1
2
Тема 4.
Полупроводниковые материалы
Осваиваемые умения:
- определять свойства и классифицировать полупроводниковые материалы, применяемые в производстве
Усваиваемые знания:
- виды, свойства и области применения основных полупроводниковых материалов, используемых в производстве
Направлено на формирование составляющих: ОК 1 - 7; ПК 1.1 - 3.3
Содержание учебного материала
1
2
1
Сущность электрических процессов в полупроводниках.
Понятие, назначение, электрическая проводимость.
1 48
Практические занятия
1
8
Полупроводниковые материалы
Классификация, свойства, параметры, марки, применение (работа со справочной и нормативной литературой).
1 49
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа со справочной литературой и ресурсами Интернет: изучение и конспектирование материала с последующей экспертной оценкой:
-
Полупроводниковые изделия
1
Тема 5.
Магнитные материалы
Осваиваемые умения:
- определять свойства и классифицировать магнитные материалы, применяемые в производстве
Усваиваемые знания:
- виды, свойства и области применения основных магнитных материалов, используемых в производстве
Направлено на формирование составляющих: ОК 1 - 7; ПК 1.1 - 3.3
Содержание учебного материала
3
1
Классификация магнитных материалов. Намагничивание стали
Понятие, назначение, классификация,
1 50
2
2
Магнитно-мягкие материалы. Магнитно-твердые материалы
Свойства, параметры, марки, применение. Свойства, параметры, марки, применение
1 51
2
3
Ферриты
Классификация, свойства, параметры, марки, применение
1 52
2
Практические занятия
4
9
Определение марки магнитного материала по кривой намагничивания
2 53-53
10
Выбор магнитного материала для осуществления практической деятельности (работа со справочной и нормативной литературой).
2 55-56
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практическим занятиям №№ 9-10: проработка теоретического материала, ответы на вопросы контроля, оформление отчета;
Работа со справочной литературой и ресурсами Интернет: изучение и конспектирование материала с последующим тестированием:
-
Мартенситные стали. Железоникелевые сплавы. Применение, свойства, маркировка
1
1
Тема 6.
Металловедение
Осваиваемые умения:
- определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;
- подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
- различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам
Усваиваемые знания:
- виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;
- виды химической и термической обработки сталей;
- классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
- способы термообработки и защиты металлов от коррозии
Направлено на формирование составляющих: ОК 1 - 7; ПК 1.1 - 3.3
Содержание учебного материала
8
1
Понятие о металлах и сплавах.
Строение металлических материалов. Основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов
1 57
2
2
Свойства металлов и сплавов.
Физические и механические свойства металлов и сплавов. Стандартные испытания на растяжение, сжатие, изгиб, твердость, ударную вязкость
1 58
2
3
Свойства металлов и сплавов.
Технологические и эксплуатационные свойства. Понятие о технологических пробах
1 59
2
4
Стали. Углеродистые стали
Классификация. Свойства. Виды и назначение. Строительные, машиностроительные, высокопрочные стали. Инструментальные углеродистые стали: стали для режущего инструмента, подшипниковые, штамповые. Маркировка и применение.
1 60
2
5
Классификация и маркировка легированных сталей. Влияние легирующих элементов на превращении, микроструктуру и свойства стали. Нержавеющие, теплостойкие и жаропрочные, хладостойкие и износостойкие стали
1 61
2
6
Твердые сплавы.
Классификация. Литые твердые сплавы. Порошковая металлургия.
1 62
2
7
Термическая обработка стали.
Виды. Влияние термической обработки на механические свойства. Дефекты и брак при термической обработке.
1 63
2
8
Химико-термическая обработка стали.
Виды. Диффузионное насыщение сплавов металлами и неметаллами.
1 64
2
Практические занятия
15
11
Диаграмма состояния сплавов.
Диаграмма состояния железо-углерод Определение критических точек для железоуглеродистых сплавов.
2 65-66
12
Чугуны.
Классификация. Свойства. Маркировка и применение. Упражнения в расшифровке марок чугунов.
2 67-68
13
Упражнения в расшифровке марок углеродистых сталей.
2 69-70
14
Упражнения в расшифровке марок легированных сталей.
2 71-72
15
Выбор конструкционного материала (сталь) для осуществления практической деятельности (работа со справочной и нормативной литературой).
2 73-74
16
Выбор конструкционного материала (чугун, твердый сплав) для осуществления практической деятельности (работа со справочной и нормативной литературой).
2 75-76
17
Влияние ТО на структуру и свойства железоуглеродистых сплавов.
2 77-78
18
Цветные металлы и сплавы.
Титан, магний, олово, свинец и их сплавы. Благородные металлы. Свойства. Применение (работа со справочной и нормативной литературой).
2 79-80
Контрольная работа №4 «Металловедение»
1 81
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практическим занятиям №№ 11-18: проработка теоретического материала, ответы на вопросы контроля, оформление отчета;
Подготовка к контрольной работе № 4: работа с ЭОР
Работа со справочной литературой и ресурсами Интернет: изучение и конспектирование материала с последующей экспертной оценкой:
-
Антифрикционные материалы.
-
Отжиг и нормализация.
-
Порошковая металлургия. Технология. Твердые сплавы. Металлокерамика
Подготовка к дифференцированному зачету: проработка конспектов, учебной и справочной литературы, материалов практических занятий и лабораторных работ по вопросам к дифференцированному зачету
7
1
8
3
Дифференцированный зачет
2
Всего:
83/125
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования».
Оборудование учебного кабинета: плакаты, коллекции образцов, демонстрационные планшеты, макеты и модели.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;
- видеопроектор;
- видеофильмы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2008. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.
-
Васильев Н.П. Лабораторные работы по электроматериаловедению. - М: ВШ., 2009
-
Журавлева Л.В. Электроматериаловедение. - М; «ACADEMIA», 2009
Дополнительные источники:
-
Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка)/В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В. Дубов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -224 с.
-
Корицкий Ю.В. Электротехнические материалы. - М; «Энергия» 2007.
-
Никулин Н.В. Справочник молодого электрика по электротехническим материалам и изделиям. - М; ВШ, 2007.
-
Ред. Филиков В.А. Конструкционные и электротехнические материалы. - М; «ВШ» 2005.
-
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
-
Штофа Я. Электротехнические материалы в вопросах и ответах. - М; «Энергия» 2007.
Интернет-ресурсы:
-
Fcior.edu.ru- электронные образовательные ресурсы ФИРО
-
materialscience.ru
-
materialovede.narod.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение:
- определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;
- подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
- различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам
Знание:
- видов, свойств и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;
- видов прокладочных и уплотнительных материалов;
- виды химической и термической обработки сталей;
- классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
- методы измерения параметров и определения свойств материалов;
- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
- основные свойства полимеров и их использование.
- способы термообработки и защиты металлов от коррозии.
Текущий контроль:
-экспертная оценка выполнения лабораторных работ №№1-5 и практических занятий №№1-18
- тестирование;
- экспертная оценка выполнения внеаудиторных самостоятельных работ;
- экспертная оценка выполнения лабораторных работ №№1-5;
- экспертная оценка результатов практических занятий №№1-18
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
5