Управление профессиональным ростом персонала образовательного учреждения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2









ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности исследования - Разносторонние процессы социального переустройства, обновления гуманитарной практики, реформирование общеобразовательной школы требуют от учителя концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно-воспитательного процесса, собственной профессиональной компетентности, способны удовлетворить потребности общества в самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности выпускника школы.

Поэтому в общеобразовательных школах важно создать условия для становления педагога-профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.

Развитие профессионального роста учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности обучающегося - проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование и развитие школы.

Проблема профессионального роста персонала рассматривается как одна из центральных в психолого-педагогических исследованиях. В настоящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, педагога-исследователя, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития, как учащихся, так и самого педагога.

Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели школы требует соответствия уровня профессионального роста учителей и руководителей образования новым вызовам времени. Современный этап модернизации образования требует от всех ее субъектов не только быстрой реакции на происходящие изменения, но и умения правильно определять те характеристики профессиональной деятельности, которые будут ключом к успеху в ближайшем будущем. Активное формирование модели школы фактически оформили заказ системе повышения квалификации на новые компетенции, как для руководителей школы, так и для учительства.

Учителю необходимо обеспечить профессиональное сопровождение его развития не эпизодическим повышением квалификации, а постоянной - четко организованной, каждодневной методической поддержкой. Развитие системы повышения квалификации в современных условиях не должно исключать механизмов рыночного контроля, конкуренции и участия заинтересованных сторон в этом процессе, поэтому необходима смена форм повышения квалификации. Это прежде всего инновационные, которые доказали свою эффективность в современных условиях, но и нельзя отказываться от традиционных форм, проверенных временем и дающих хорошие результаты в подготовке педагогических кадров.

Персонал школы по сравнению с большинством компаний характеризуется повсеместно по профессиональному признаку. Если в «классической» компании представлен ряд профессиональных групп (например, технологи, экономисты, специалисты по продажам и т.д.), то абсолютное большинство персонала общеобразовательной школы - это представители единой профессии - педагоги и чем выше уровень их развития с точки зрения совокупности профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем эффективнее и результативнее будет деятельность школы [11, с.17].

Особенность нынешнего состояния системы образования заключается в том, что её реформирование происходит на фоне высокой динамики изменений в обществе, неоднородности и ограниченности ресурсов образовательных организаций. В этих условиях число новых проблем и порождение ими новых задач, работать над решением которых приходится образовательным учреждениям, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не могут быть решены на основе прежнего опыта, что усложняет управленческую деятельность.

Анализ теории и практики управления образовательными организациями (В. Ю. Кричевский, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, Н. В. Немова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Р. Х. Шакуров, Г. И. Шамова и др.) показывает, что в современных условиях руководители, из всех типов организационных ресурсов, наибольшее влияние способны оказать на человеческие ресурсы.

Это означает, что совершенствование работы образовательного учреждения может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего их использования и предполагает целенаправленную деятельность по управлению профессиональным ростом персонала.

Основы управления процессом развития профессионального роста опираются на теоретические достижения традиционной теории внутришкольного управления, представленные в трудах исследователей С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Т. М. Давыденко, В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузьминой, В. С. Лазарева, А. М. Моисеева, А. А. Орлова, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова, Т. И. Шамовой и других.

Изучение научно-педагогической литературы, наблюдения школьной практики, анализ опыта работы заместителем директора по учебно-методической работе позволили выявить противоречия между: объективной необходимостью непрерывного профессионального развития и недостаточной разработанностью социально-педагогических основ управления деятельностью учебных заведений; особенностями и закономерностями непрерывного развития профессионального роста и готовностью руководителей по-новому управлять образовательным учреждением. Данные противоречия позволяют обосновать проблему, сущность которой заключается в содержании и специфике управления профессиональным ростом и развитием педагогов. Решение данной проблемы направлено на реализацию потребности в непрерывном профессиональном развитии кадров школы.

Цель исследования - выявить организационные условия, обеспечивающие непрерывный профессиональный рост педагогов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Гипотеза исследования. Совершенствование деятельности образовательного учреждения во многом определяется профессиональным ростом кадров. Данный факт диктует необходимость создания программы профессионального роста педагогических кадров в условиях конкретного учебного заведения. Эффективность управления профессиональным развитием педагогических кадров может быть обеспечена, если:

  • технология управления развитием профессионального роста ориентирована на интеграцию всех уровней управления: уровня учителя, уровня структурного подразделения школы, уровня управления школой, уровня внешнего управления;

  • выполняются организационно-педагогические условия: установление совокупности информационных потоков между всеми субъектами и уровнями управления процессом развития профессионального роста;

  • оказание учителям системных консультаций, научно-методической помощи с использованием индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

  • формирование ценностно-смыслового отношения учителей к внедрению инноваций.

Задачи исследования:

  • Исследовать проблему развития профессионального роста персонала

  • Проанализировать деятельность образовательного учреждения по управлению профессиональным ростом персонала

  • Разработать организационный раздел кадровых и психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования и мониторинга их реализации как одного из условий управления профессиональным ростом педагогов

Объект исследования - процесс развития профессионального роста педагогических кадров.

Предмет исследования - управление процессом развития профессионального роста педагогического коллектива образовательного учреждения.

В качестве опытно-экспериментальной базы выступают Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Челябинска.

Этапы исследования

Первый, подготовительный этап - изучение и анализ литературы по данной проблематике, подбор диагностических методик.

Второй, аналитический этап - систематизация подобранного теоретического материала, анализ диагностических данных.

Третий, обобщающий этап - разработка программы «Развитие профессионального роста персонала муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Челябинска.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа, которая может использоваться в практике других общеобразовательных учреждений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1.Современные тенденции и подходы к изучению профессионального роста персонала образовательного учреждения

В условиях модернизации общего и педагогического образования возрастает объективная необходимость повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений в системе их непрерывного образования. В условиях многообразия педагогических новаций особо значимым становится изменение деятельности учреждений повышения квалификации и методических служб в повышении уровня профессиональн педагогов. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года одной из задач является, создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [12, с. 15].

В решении проблемы управления профессиональным ростом персонала образовательного учреждения требуется понимание того, что такое профессиональный рост и чем он определяется и каков механизм управления.

В педагогической литературе широкое распространение получили подходы к определению профессионального роста педагогов, предложенные М. М.Поташником, А. М. Мудриком, А.М.Моисеевым и др.

Профессиональный рост учителя - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решать стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников - пишет М.М.Поташник. [25, с.11]. Оптимальность профессионального роста означает получение максимально возможных для конкретных условий результатов этого роста при минимально необходимых расходах времени, сил, средств и т.д.

А.М. Мудрик трактует профессиональный рост как «самостоятельное и или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций». В этом определении под стереотипом подразумевается общепринятый образец, которому следуют, и потому профессиональность, профессионализм включают, прежде всего, высокую качественную оценку возможностей педагога. [20, с.171-172].

Профессиональный рост учителя - это, с одной стороны, спонтанное, с другой - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из:

  • внедренных качеств: генетически заданных педагогических задатков,

  • природной телесности (внешний облик, состояния здоровья),

  • темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждения, мировоззрения, исповедуемых ценностей;

  • внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами: научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др.[12,с. 22]

Это определение кандидата педагогических наук М.В.Левита дополняет комментарием М.М.Поташник: «профессиональный рост учителя - это основанные на знании своих возможностей и потребностей выбор, переработка и обретение новых педагогических знаний и умений, превращающихся со временем в устойчивые личностные свойства (качества) учителя как профессионала. [25,с. 12]

Под профессиональным ростом мы будем понимать цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

Так какова же стратегия профессионального развития педагогов? В каждой профессии существует множество различных позиций, в которых выступает специалист: учитель выполняет роли преподавателя определенного предмета, методиста, исследователя, воспитателя, классного руководителя, социального педагога, руководителя профессиональной группы - методического объединения и др., субъекта собственного профессионального саморазвития. Есть и определенная закономерность в овладении учителем различными сторонами своей профессии. В начале профессиональной деятельности у учителя, как правило, сильнее выражена роль предметника, так как в период профессионального становления идет освоение содержания обучения. Затем формируется позиция методиста: в период зрелости учитель все больше внимания начинает уделять процессу обучения, методам и формам его совершенствования. Вместе с мастерством появляется потребность в осмыслении и анализе своей деятельности, более глубокой педагогической оценке результатов обучения учащихся [16,с.130-131].

Путь профессионального развития педагога - это постепенное, сложное и, восхождение от учителя - дилетанта, самоучки до истинного творца, активного субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы. Первый важный шаг в этом процессе - выявление способности учителя к самоанализу и самооценке своей деятельности, поскольку именно от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе, адекватная оценка собственного реального уровня профессионального и личностного развития.

Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки описал с психологической точки зрения В.П.Беспалько. Он раскрыл этот процесс через профессиональное самосознание, которое является неотъемлемой частью педагогического мастерства и мерилом профессионального развития учителя.

Ученый выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания.[3, с.44]

  1. «Актуальное Я» - каким сейчас себя видит учитель.

  2. «Ретроспективное Я» - каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы.

  3. «Идеальное Я» - каким хотел бы стать учитель.

  4. «Рефлексивное Я» - как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители.

«Актуальное Я» является центральным элементом профессионального самосознания учителя и основывается на трех других. По отношению к «ретроспективному Я» важна система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений. «Идеальное Я» дает перспективу личности и обуславливает саморазвитие в профессиональной сфере. «Рефлексивное Я» является шкалой среды в профессиональной деятельности учителя и обеспечивает объективность самооценки.

Подчеркивая важность положительного мотива саморазвития, В. П. Беспалько указывает, что формирование такой мотивации эквивалентно формированию навыков самосознания по анализу взаимодействия всех четырех его компонентов. Для формирования мотивации учителя на профессиональное саморазвитие необходимо: во-первых, наличие адекватной самооценки; во-вторых, сформированнность нормативного представления о педагогической деятельности; в-третьих, чтобы педагог соотносил свою деятельность с образцами. Беспалько В.П. в своих работах дает очень полную, логическую структуру и этапность, самодиагностики: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция, которые образуют замкнутый цикл [3,с. 46]. Особую роль в процессе профессионального саморазвития учителя играет его инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, а также приобрести педагогическое мастерство, т.е. педагогическую умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность образовательного процесса, - два базовых уровня профессионального развития, - то для перехода в инновационный режим определяющим уровнем является готовность педагога к инновациям [23,с.158].

Каковы этапы профессионального роста учителя?

И. В. Никишина выделяет четыре таких этапа.

Первый этап. Поиск своей позиции, когда учитель осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.

Второй этап. Идет своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог - критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач [23,с.159].

Третий этап. Выбор приоритета, построение основ своего, авторского, варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые предоставляются учителю в ходе интерактивных деятельностно-игровых методических занятий.

Четвертый этап. Рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической, либо целостной педагогической системы.[23, с. 15]

В динамике современных образовательных процессов все более осознаётся фундаментальное значение профессионально-педагогической культуры, которая выступает мерой и способом творческой самореализации личности учителя в различных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий. [28, с. 65]

Профессионализм является основополагающей категорией акмеологии. На ранних этапах развития этой науки наиболее распространенным было определение профессионализма, данное Н.В.Кузьминой, в котором отчетливо просматривалась ориентация на деятельностный аспект проблемы профессионализма. Оно и сейчас остается важным методологическим ориентиром. В то же время постепенно стало очевидным, что данная категория должна отражать еще и личностный аспект, поскольку профессиональные достижения обуславливаются не только совершенной системой знаний, умений и навыков, но и развитием личностно-профессиональных качеств. Такой взгляд на проблему профессионализма позволил рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем: профессионализма личности и профессионализма деятельности.[14, с. 211]

Профессионализм учителя представляет собой феномен педагогической культуры, одну из сущностных ее характеристик. Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, учитель не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Формируясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе как к деятелю, он развивается как личность.

Профессиональный рост учителя - это процесс, и тут важно помнить о том, что этот процесс никогда не завершим подобно принципу не завершимости воспитания [20, с. 173].

Мы считаем, что профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями: посредством самообразования; за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой или методсоветом мероприятиях, которые мы объединяем совокупным названием «методическая работа». Оба пути неразрывно связаны: учитель сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, «как бы учитель сам не заботился о своем профессиональном росте, сколько бы ни думал о нем, как бы тщательно сам ни проектировал его, он же не может подобно шелкопряду бесконечно вытягивать из самого себя « нитку» знаний, умений идей и т.д. (М.М.Поташник) [25, с. 14]. Он обязательно воспользуется внешними источниками, которые ему предложит школа, завучи, коллеги, методцентр и т.д. - всем тем, что мы называем методической работой.

Таким образом наша задача - это обновление методической работы в школе в аспекте ее ориентации на позиционное и методологическое самоопределение педагога.

1.2. Особенности управления процессом профессионального роста учителя в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Профессиональный рост характеризует не только свойства специалиста, но и факторы достижения которые зависят от цели образования, содержания, методологии, организации и технологии, т.е. всех тех характеристик, на формирование которых необходимо сознательно влиять а, следовательно, которыми необходимо управлять. Поэтому специально остановимся на характеристике управления процессом профессионального роста учителей школы. Важную роль в профессиональном развитии играет система управления профессиональным ростом учителя. Термин «система» употреблена не случайно. Чтобы управление профессиональным ростом учителя было эффективным (в пределе - оптимальным), оно должно носить системный характер, т.е. все его части, компоненты, факторы, условия должны образовывать именно систему.[25,с.274] Никакой, даже самый обширный набор управленческих мероприятий не обеспечит успеха, если они не являются частями специально продуманной и построенной целостной системы. Только она обладает по новыми ценными свойствами, которых не было у её отдельных частей. (В нашем случае одним из таких свойств является профессионально-личностный рост учителя. Теория оптимального управления гласит, чтобы полно охарактеризовать (описать, построить, создать, сконструировать) систему управления каким-либо объектом, необходимо и достаточно описать как минимум четыре главных управленческих действия:

  • планирование;

  • организацию;

  • руководство;

  • контроль.

Анализ входит во все эти действия (без него их невозможно осуществить), а наиболее полным описание (и построение) будет, если рассмотреть еще и действия «регулирование», «корригирование» и др.

Рассматриваемая в нашей работе система управления имеет свою специфику, определяемую объектом управления, т.е. профессиональным ростом учителя в школе - создание самообучающейся организации.

Самообучающаяся организация - это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты. Этот термин был введен в обиход Питером Сенге.

Самообучающаяся организация появляется там, где человеческие ресурсы и талант становятся наиболее важным фактором производительности и целью инвестиций. Обычно это происходит в тех случаях, когда гибкость становится ключевым словом. И тогда управление изменениями становится важнейшей целью управления и менеджмента. Сенге определяет обучающуюся организацию как место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе.»

Итак, для того чтобы обеспечить эффективный профессиональный рост учителя, необходимо создать как минимум следующие условия (ресурсы):

а) Научно-методические условия

Суть научно-методических условий - идеи, необходимые для развития образования вообще. Что же касается новых идей для развития профессионального роста учителя, то тут впору говорить не столько о дефиците, сколько о полном отсутствии идей. Тем не менее, в каждой школе должен быть банк идей для развития всех учителей, воспитателей. Кроме новых идей, к научно-методическим условиям относятся учебно-методические планы и программы всех видов учебы (курсы, семинары, игры и т.д.), проводимой в школе, а также наличие заимствованных или разработанных в школе программ, планов, методических рекомендаций, описаний прогрессивного педагогического опыта и технологий его освоения, книг, периодических изданий. То есть всего того, что руководители школы обязаны дать учителям для их профессионально-личностного развития.

б) Кадровые условия.

Обеспечение кадровых условий означает наличие в школе подготовленных людей, способных организовывать и осуществлять методическую работу с педагогическими кадрами.

в) Материально-технические условия;

г) Финансовые условия;

д) Нормативно-правовые условия;

е) Мотивационные условия;

ж) Временные условия;

Также в систему управления профессиональным ростом учителя, входят следующие управленческие действия:

  1. Планирование работы с педагогическими кадрами;

  2. Организация работы с педагогическими кадрами;

  3. Руководство работой с педагогическими кадрами, которое включает в себя:

  • Стимулирование и мотивация потребности педагога в своем профессиональном росте;

  • Формы поощрения потребности педагога в своем профессиональном росте;

  • Преодоление средствами руководства объективных социально-педагогических противоречий;

  • Особенности работы с педагогами на разных стадиях их профессиональной жизнедеятельности.

4. Контроль в работе с педагогическими кадрами.

Выводы по первой главе

Завершая теоретические исследования по теме данной работы, делаем выводы о том, что процесс развития общества за много веков отшлифовал образ учителя, как человека высоких нравственных принципов, вооруженного знаниями и методиками, особыми приемами передачи этих знаний подрастающим поколениям.

Это обусловлено самим историческим процессом. Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

Демократизация и гуманизация общественной жизни ставит перед государством задачу максимального использования возможностей общеобразовательной школы, а через нее и всей системы образования для формирования разносторонне развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов общества.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает главной задачу российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

От учителя зависит очень многое в процессе обучения и воспитания. Эффективные способы работы лучших учителей находят распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. От характера деятельности педагога, от его личностных особенностей, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие.

Таким образом, профессиональный рост педагога - это залог развития подрастающего поколения для общества, его нравственных основ, ибо учитель несет не только знания и умения получать знания, но в большей степени он несет основы духовности, этики и эстетики, воспитывая ученика как личность, способную нести ответственность за свои действия перед обществом и своими потомками.






















ГЛАВА II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

2.1. Методические аспекты управления профессиональным ростом

педагогических работников при реализации основной образовательной программы начального общего образования как одного из условий управления профессиональным ростом персонала

В достижении качественного образования большую роль играет уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Условием успешного повышения мастерства является постоянный профессиональный рост педагогов, что требует их соответствующей подготовки и переподготовки. До недавнего времени основное внимание уделялось вопросам профессиональной подготовки и адаптации молодого специалиста. Однако в последние годы подчеркивается динамичность, целостность, непрерывность процесса получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры в течение всей жизни человека. Главная роль в решении вопросов повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях образовательного учреждения принадлежит педагогически целесообразно организованной методической работе.

Педагог, являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает программу по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании», «при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников». Однако большинство педагогов испытывают затруднения различной степени сложности в процессе педагогической деятельности.

В ходе исследования были выявлены типичные затруднения педагогов (табл. 1). В связи с тем, что с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, нами выявлены затруднения педагогов в период введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (табл. 2).

Таблица 1

Исследование затруднений педагогов образовательного учреждения


Затруднения в педагогической
деятельности

% педагогов, испытывающих затруднения

Не владею

Часто затрудняюсь

Иногда затрудняюсь

Календарно-тематическое планирование

-

10

13

Умение отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью

-

6

13

Умение провести самоанализ урока

10

10

13

Организация проектно-исследовательской деятельности

8

13

11

Осуществление дифференцированного подхода к обучению

8

10

6

Использование межпредметных связей

-

-

16

Использование информационных технологий

6

13

10

Обеспечение дисциплины и активного внимания на уроке

6

8

8

Учет и оценка учебных достижений

-

-

16

Выявление типичных причин неуспеваемости

-

-

6

Работа с неуспевающими учащимися

-

8

10

Организация индивидуальной работы с учащимися

14

18

13

Таблица 2

Исследование затруднений педагогов образовательного учреждения в период введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Затруднения в педагогической
деятельности

% педагогов, испытывающих затруднения

Не владею

Часто затрудняюсь

Иногда затрудняюсь

Понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода в обучении

16

13

10

Овладение методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся

13

10

8

Инструментально-методическое обеспечение достижения и оценки планируемых результатов (личностных)

8

8

10

Инструментально-методическое обеспечение достижения и оценки планируемых результатов (предметных)

13

13

8

Инструментально-методическое обеспечение достижения и оценки планируемых результатов (метапредметных)

13

10

18

Умение составлять и использовать компетентностно - ориентированные задания

-

13

8

Разработка раздела основной образовательной программы «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы на начальной ступени образования»

3

6

6

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на начальной ступени образования», в том числе «Чтение и работа с информацией», «Формирование ИКТ компетентности у обучающихся»

-

6

8

Составление рабочих программ учебных предметов

6

8

6

Составление рабочих программ курсов внеурочной деятельности

-

11

11

Организация и использование стартовой диагностики на преемственных ступенях обучения (дошкольное и основное образование)

-

16

11

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

-

6

8

Методическая работа, как одно из условий профессионального роста, современной школы имеет ряд направлений. Выделим наиболее, на наш взгляд, важные: организационно-методическая работа, учебно-методическая работа, информационно-методическая работа, научно-методическая работа [34, с.217].

Организационно-методическая работа направлена на осуществление постоянного взаимодействия администрации учебного заведения с педагогическим коллективом по созданию оптимальных условий для его совершенствования и развития, раскрытия профессиональной компетентности каждого учителя.

Учебно-методическая работа - один из видов гностической деятельности педагогического коллектива, способствующий профессиональному развитию учителей и на этой основе совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Основными составляющими учебно-методической работы являются: совершенствование профессиональной компетентности; расширение и обогащение методических знаний, умений и навыков педагогов; формирование у педагогов навыков осуществления мониторинга учебно-воспитательного процесса; методическое сопровождение процесса самообразования, реализации индивидуального профессионального маршрута; методическое обеспечение коллективной педагогической деятельности и др.

Информационно-методическая работа-одно из наиболее актуальных направлений в деятельности методической службы, обеспечивающее создание информационно-методического пространства, способствующего совершенствованию профессионального мастерства педагогов в условиях перехода на ФГОС.

Научно-методическая работа предполагает обеспечение научно-исследовательского подхода к организации образовательного процесса, совершенствование и повышение профессиональной компетентности педагогов на основе достижений современной психолого-педагогической науки и научно-практического опыта.

Данные направления методической работы в практической деятельности взаимосвязаны и дополняют друг друга. Их эффективная реализация во многом будет определяться тем, насколько квалифицированно осуществляется управление методической работой, как на уровне администрации, так и на уровне методического формирования, отдельного педагога. Управлять методической работой - значит обеспечивать режим жизнедеятельности педагогического коллектива: становление, стабилизацию, функционирование, развитие (с выходом на качественное обеспечение образовательного процесса).

Основу управления методической работой составляет реализация технологической цепи управленческой деятельности, состоящей из следующих звеньев: диагностика профессионального уровня педагогических кадров, целеполагание по достижению планируемого результата в развитии педагогического коллектива, прогнозирование путей творческого роста и развития педагогов, проектирование оптимальных маршрутов профессионального совершенствования и процесса оптимизации творческого роста педагогов, организация методической работы, коррекция и регулирование данного процесса, контроль за методической работой. Качество управления методической работой во многом определяется системным подходом к решению проблемы управления. Такой подход характеризуется определением в качестве приоритетных ряда компонентов, составляющих управленческий цикл [33, с.264]. В него входят: определение направлений, целей и задач методической работы, определение принципов, являющихся базисом ее развития, выделение значимых функций управленческой деятельности, планирование содержания работы, выбор оптимальных форм и методов работы с педагогическими кадрами, совершенствование стиля руководства методической работой, определение критериев и показателей ее эффективности. Вместе с тем введение и реализация федеральных государственных стандартов общего образования требует модернизации содержания и реализации вышеназванных функций, апробации новых, корректировки целей и задач, расширения направлений и обновления содержания методической работы.

Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС может быть сформулирована следующим образом: обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. Признаками такой готовности являются: освоение учителем системы ценности современного образования и положительная динамика его способности эффективно использовать учебно-методическое и информационно-методические ресурсы, т.е. овладение и использование педагогом технологий системно - деятельностного подхода, ставшего основным на современном этапе развития образования.

Задачи методической работы в условиях внедрения ФГОС могут быть сформулированы следующим образом:

  • выявить затруднения, потребности и образовательные запросы учителей;

  • обеспечить каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;

  • создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС;

  • организовать работу проектных (проблемных) групп для решения новых задач профессиональной деятельности;

  • обеспечить реализацию программы профессионального роста персонала;

  • выявить, проанализировать и обеспечить тиражирование наиболее ценного опыта работы учителей по реализации новых образовательных целей в условиях внедрения стандартов.

При разработке плана методической работы необходимо:

  • определить направления методической работы на основании выделенных групп педагогов и их наиболее типичных затруднений;

  • определить полный состав действий, необходимых для реализации задач по каждому направлению;

  • согласовать по срокам связи между направлениями, тем самым обеспечить их координацию;

  • распределить действия по каждому направлению во времени;

  • сформулировать планы-графики реализации каждого направления.

Цели управления направлены на создание условий в учебном заведении для творческого роста педагогического коллектива; разработку и реализацию определенных мер для повышения квалификации педагогов с учетом модернизации системы образования, обеспечение условий для реализации их профессиональных возможностей; разработку механизмов повышения профессионального роста.

Управление общешкольной методической работой рассматривается нами как трехуровневая система. В качестве самостоятельных выделены организационные формы, методы и средства управления каждого из уровней: 1-й - уровень администрации, 2-й - уровень методических формирований, 3-й - уровень педагога. Такое поуровневое разделение объясняется наличием в школе профессиональных формирований, имеющих значительную не только предметно-методическую, но и управленческую самостоятельность в решении общешкольных методических задач, в выборе траектории профессионального развития, определении инновационного поля деятельности педагогов.

Первый уровень представлен членами администрации учебного заведения, которые осуществляют управление профессиональным ростом педагогов как через коллективные, групповые, так и индивидуальные формы работы (консультации, собеседования, тематические педагогические советы, психолого-педагогические семинары, методические декады, педагогические чтения и др.). На данном уровне руководство учебного заведения использует следующие методы в работе с педагогическими кадрами: мотивацию, проектирование, моделирование, стимулирование творческого роста и др.; средства-учебные программы, учебно-методические комплексы, дидактические материалы, компьютерные технологии др.

Второй уровень представляют методический совет, инновационный центр, методические формирования. К формам работы второго уровня относятся: научно-практические конференции, мастер-классы, семинарские занятия, семинары - практикумы, методические совещания, круглые столы, творческие отчеты и другие. Свои управленческие функции структуры второго уровня реализуют, используя определенные методы: дискуссии, диалоги, взаимоконтроль, педагогические консилиумы, тренинги и др., средства - ТСО, авторские дидактические системы, наглядность, портфолио методического формирования и др.

Управление на третьем уровне осуществляется на основании реализации программы «Профессиональный рост персонала Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Челябинска».

Обоснование программы:

В последние годы перед руководителями образовательных учреждений остро стоит вопрос совершенствования системы управления профессиональным ростом педагогического персонала. Сложившаяся система управления перестала соответствовать требованиям дня, так как современная школа требует не только новых учителей - чутких, внимательных и восприимчивых к интересам школьников, открытых ко всему новому, но и педагогов, постоянно занимающихся самообразованием, повышением уровня профессиональных компетентностей. Именно поэтому современная система управления развитием профессионального уровня педагогов школы должна быть ориентирована на формирование мотивационной, содержательной и технологической готовности педагога к работе в инновационном режиме по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Происходящие в стране перемены, влекущие за собой перемены в образовательной политике и практике, по-новому ставят вопрос о профессиональной компетентности педагога. Деятельность управленческой команды школы должна быть направлена на создание ситуации успеха, ситуации самоисследования и самопрезентации. У педагогов должна быть сформирована мотивационная готовность к совершенствованию, обновлению, росту, развитию умений:

  • «переносить» полученные знания и приёмы умственной деятельности в новые условия;

  • творчески решать возникающие ситуативные задачи;

  • использовать рациональные приёмы и методы самостоятельной работы по изменению своего методического багажа;

  • создавать благоприятные условия для собственного роста;

  • формировать собственную устойчивую мотивацию профессионального развития;

  • обновлять педагогические и психологические знания и умения.

И если мы хотим получить определенные результаты в обучении педагогов, нужна целенаправленная работа, то есть необходимо управление развитием профессиональной компетентности.

Поэтому в программе развития МБСКОУ г. Челябинска 2014-2017 гг., в качестве ключевого направления обозначено - совершенствование профессиональной компетентности педагога.

А поскольку школа в 2015 году планирует начать работу над методической темой «Создание условий для повышения профессиональной компетентности учителей в условиях обновления образования», актуальным для нас является разработка и реализация программы «Развитие профессиональной компетентности педагогов МБСКОУ г. Челябинска».

Цель:

  • Создание оптимальных условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности и личностных достижений учителей, реализацию их интеллектуально-творческого потенциала;

  • Развитие профессиональных качеств учителей школы, необходимых для развития образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Формирование высокопрофессионального педагогического коллектива;

  2. Подготовка педагогических работников к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания;

  3. Совершенствование управленческой компетенции руководителей образовательного учреждения;

  4. Создание системы стимулирования деятельности работников школы;

  5. Развитие коллектива единомышленников.

Основные этапы реализации программы:

Этап разработки программы- 2014 год:

  1. Создание программы «Развитие профессиональной компетентности педагогов МБСКОУ г. Челябинска».

  2. Определение целей и задач по проблеме, определение теоретических подходов к решению задач.

  3. Разработка диагностического инструментария.

  4. Разработка критериев оценки результатов реализации программы

  5. Разработка программы деятельности по данному направлению.

Этап внедрения программы 2015-2016 год

Таблица 1.

Этап внедрения программы


п/п

Направления

Содержание деятельности

Сроки

Ожидаемый

результат

1.

Диагностика (оценка педагогической деятельности учителя)

Анализ её результатов

Выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки учителей через диагностику и проектирование индивидуальной методической работы (диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей).

ежегодно

Выявленные проблемы в деятельности учителя.

Сформирована мотивация на повышение профессиональной компетентности

2.

Оценка и стимулирование

деятельности

педагогов



Разработка и реализация рейтинговой системы оценки деятельности педагога, разработка системы морального и материального стимулирования.

2014





Высокая мотивация педагогов на активную творческую деятельность

3.

Обновление структуры и содержания методической службы с учетом основных направлений модернизации системы образования

Развитие и совершенствование сложившейся модели методической службы школы, направленной на повышение педагогической компетентности учителя, его социальной мобильности, создание творческих групп учителей

2015-2016

Совершенствование модели методической службы

4.

Организационно-педагогические мероприятия

Методические и психолого-педагогические семинары, видеоконференции, конкурсы по Интернету, мастер-классы, педагогические советы, методические советы, конференции, фестивали, конкурсы, выставки, и т.д.

2015-2016

Переход на новые образовательные технологии и содержание образования

5.

Организация непрерывного

педагогического образования кадров

Школа молодого учителя.

Курсовая подготовка педагогических кадров в ЧИППКРО, дистанционные курсы.

2015-2016

Повышение уровня профессионального

мастерства. Исследовательская деятельность

6.

Демонстрация педагогического опыта

Проведение методических фестивалей, педагогических форумов, обобщение опыта на различных уровнях («Учитель года», «Самый классный классный», «Лучшие учителя России» в рамках ПНП «Образование»), представление опыта через виртуальные методические объединения, сетевых сообществах, создание собственных сайтов


В течение всего периода

внедре-

ния

Выявление и изучение лучшего педагогического опыта, повышение уровня профессиональной компетентности

7.

Формирование банка информации

- о программно-методическом обеспечении;

-об инновационной

деятельности ОУ;

-о публикациях положительного опыта педагогов на районном, областном, федеральном уровне;

-об участии педагогов в конкурсах и фестивалях;

- об обобщении опыта педагогов

2015-2016

Создание банка данных

8.

Анализ результатов деятельности

Контрольная диагностика. Соотнесение результатов стартовой диагностики с контрольной.

Анализ результатов образовательного процесса.

2017

год

Повышение профессиональной

компетентности педагогов



Этап реализации программы 2016-2017 год

  1. Подведение итогов работы по отработке программы;

  2. Формирование банка данных по итогам реализации программы (диагностика эффективности работы каждого педагога и методических объединений, программа адресной помощи педагогам, обобщение опыта работы по данному направлению);

  3. Определение целей и задач последующего развития данного направления в школе.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение качества и уровня преподавания, адекватного требованиям образовательного стандарта.

  2. Повышение квалификации учителей школы, увеличение числа учителей высшей и первой квалификационной категории.

  3. Повышение интереса педагогов к профессиональному самообразованию и самосовершенствованию.

  4. Активное использование всеми педагогами школы современных образовательных технологий.

  5. Разработка педагогами авторских программ, методических материалов.

  6. Переход на проектную деятельность всех методических объединений.

  7. Стимулирование участия учителей в районном конкурсе педагогического мастерства.

  8. Совместная творческая деятельность в коллективе: семинары, творческие объединения учителей.

  9. Стабильность и благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе.

Оценка эффективности программы

Эффективность Программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • количество повысивших квалификацию педагогов;

  • качество преподавания;

  • качество обученности и успеваемости;

  • уровень и качество проводимых школой семинаров, конференций;

  • оценка степени удовлетворённости участников образовательного процесса.

Выводы по второй главе.

Грамотно организованная методическая работа в школе обеспечивает поступательный и постоянный профессионально-личностный рост учителя, который позволяет обеспечить каждому школьнику образование высокого качества. Создание системы обучения педагогов образовательного учреждения, на принципах технологичности, можно рассматривать как важную задачу для любого образовательного учреждения, обновление методической работы в школе в аспекте ее ориентации на позиционное и методологическое самоопределение педагога.

Реализация программы «Развитие профессионального роста персонала МБСКОУ г. Челябинска» позволит управлять повышением профессиональной компетентности педагогов, то есть

  1. Подготовкой квалифицированных кадров для внедрения нового содержания образования и достижения инновационных образовательных результатов;

  2. Созданием условий для организации образовательной среды, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов;

  3. Созданием условий для постоянного обновления профессионально-личностных компетенций - обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога;

  4. Развитием психологической компетентностью педагога;

  5. Совершенствованием методической компетентности педагога.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематизация, системный подход в работе с кадрами, построение системы чего-либо вместо разрозненных частей, компонентов, фрагментов, элементов и т.п. - очень важный фактор, ибо только система порождает новые свойства и объекта, и субъекта управления, которыми не обладали ее отдельные части; главное из этих новых свойств и есть профессионально-личностный рост учителя.

Иначе говоря: сколько и каких бы вы ни использовали форм, как бы объемно ваши учителя ни расписывали портфолио, в скольких конкурсах, фестивалях, смотрах ни участвовали, вне систематического самообразования, вне цели и структуры системы, специально организованных связей и отношений между всеми частями системы никакого профессионального роста быть не может. Будет усталость, потраченные время и силы, отчеты показателями процесса, а учитель каким был, таким и останется.

Этот вывод мы подтверждаем результатами работы, которые доказывают справедливость утверждений гипотезы, а именно:

- выявлены пути и средства усиления субъектной позиции педагога в обеспечении своего профессионального роста,

- уточнены сущность, содержание и структурные компоненты профессионального роста учителя,

- выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации технологии управления процессом профессионального роста учителя,

- осознанный отказ от построения системы обеспечения профессионального

роста учителя как совокупности форм работы и переход на построение системы, включающей, прежде всего, цели и отобранное содержание на основе изучения затруднений учителей в организации полноценного образовательного процесса (и только затем выбор учителем форм работы),

- диагностическая основа содержания, структуры и форм методической работы с целью организации адресного повышения квалификации педагогических работников. (Выбор содержания методической работы только на основе изучения затруднений учителей в проектировании и осуществлении образовательного процесса),

- мотивация работы как специально спланированная и организованная работа руководителей по стимулированию самообразования, педагогического творчества, разработки учителями программ экспериментов, инновационных и исследовательских проектов и в целом - по повышению качества образовательного процесса в школе,

- выбор и построение оптимальной для конкретной школы организационной структуры методической работы,

- выявление и выращивание учителей-методистов внутри школы.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бабанский, Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических

исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М., 1982.

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько - М., 1998.

  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /

[Текст] / В.П. Беспалько - М., 1995.

  1. Глинский, А.А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении: учеб.-метод. пособие / А.А.Глинский. - Минск : ГУО АПО, 2006.

  2. Дон Фуллер. Управляй или подчиняйся. Проверенная техника эффективного менеджмента [Текст] / Дон Фуллер. - М., 1992.

  3. Зверева, В.И. Как сделать управление школой - успешным [Текст] / В.И. Зверева. - М.Центр «Педагогический поиск». - М., 2004.

  4. Зверева, В.И. Организационно - педагогическая деятельность руководителя школы [Текст] / В.И. Зверева. - М., Новая школа, 1997.

  5. Зверева, В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей [Текст] / В.И. Зверева - М., 1998.

  6. Кульневич, С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой [Текст] / Выпуск II Ростов н/Д. - «Учитель», 2003.

  7. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога [Текст] - М., 1994.

  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Вестник образования, - 2002

  9. Концепция национальной образовательной политики Российской

Федерации [Текст] // Вестник образования. - 2008. - № 2. - С. 60-74.

  1. Кричевский, В.Ю. Управление школьным коллективом [Текст] / В.Ю. Кричевский. - Л.,1985

  2. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования [Текст]. Учебное пособие.- Л.,1980

  3. Левит, М.В. Как сделать хорошую школу? [Текст]. Центр «Педагогический поиск» - М., 2000

  4. Лизинский, В.М. Работа администрации школы с учителем [Текст] /М.:Педагогический поиск, 1997

  5. Лизинский, В.М. Диагностика успешности учителя [Текст] -М.:Педагогический поиск, 1997

  6. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя[Текст]. Советская педагогика 1990г.№1

  7. Маркова, А.К. Психология профессионализма[Текст]-М.,1996г.

  8. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / М.:Просвещение,1993

  9. Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / М., 2002

  10. Менеджмент в управлении школой [Текст] / Под.ред. Шамовой Т.И. М.Магистр.1992

  11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] Учебное пособие / М.2000

  12. Немова, Н.В. Школа достижений [Текст]/ начало идти к успеху. М.Сентябрь 2000

  13. Немова, Н.В. Управление методической работой в школе [Текст] / М. «Глобус»2010

  14. Никишина, И.В. Мастер класс для руководителей школы [Текст] Пособие для руководителей образовательных учреждений и методических структур / М. «Глобус» 2010

  15. Прутченков, А.С.Тренинг личностного роста [Текст]/М.1993

  16. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст]Методическое пособие /М.2010

  17. Резник, С.Д. Управление личной карьерой [Текст]: Учебное пособие для вузов/ С.Д.Резник, И.А.Игошина, В.С.Резник. М.Логос.2007

  18. Сарайкина, Н.М. Учимся управлять [Текст] Журнал Завуч №1.2007 С.86-97

  19. Сластелин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст]. Журнал Завуч №6.2009г.С.79-94

  20. Симонов, В.В. Педагогический менеджмент [Текст]:50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Уч.пособие. М., 1997

  21. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам [Текст]. Практика педагогического менеджмента. «Новая школа», 1997

  22. Управление персоналом [Текст]: Учебник для вузов. Под.ред.Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Москва «Банки и баржи». Об-е. ЮНИТИ, 1998

  23. Ушаков, К.М. Управление школьной организацией [Текст]: организационные человеческие ресурсы, - М., 1995

  24. Поташника, М.М Управление качеством образования [Текст] / Под.ред. М.М. Поташника - М., Педагогическое общество, 2000

  25. Ушаков, К.М. Ресурсы управления школьной организацией [Текст] / - М., 2000

  26. Лазарева, В.С. Управление развитием школы [Текст]/ Под.ред.Поташника М.М. и Лазарева В.С. Практическое пособие. М.Новая школа.1995

  27. Кибанова, А.Я. Управление персоналом организации [Текст]. Учебник Под.ред,Кибанова А.Я. М.ИНФРА-М.

  28. Фишман, Л.И. Как не надо управлять школой [Текст ] / - М.Сентябрь 2000

  29. Шамардин В.Н. «Школа: от конечного результата к творческому поиску»[Текст] М.Просвещение 1991

  30. Шамова, Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе[Текст]. Центр. «Педагогический поиск».Москва 2001

  31. Шамова, Т.И. «Исследовательский подход в управлении школой» [Текст] /М.1992

  32. Шакуров, Р.Х. «Творческий рост педагога [Текст] / Р.Х. Шакуров - М., 1985

  33. Якимчук, О.Н. Управление профессиональным ростом персонала организации: некоторые аспекты проблемы [Текст] / Самара. Изд.центра Российской академии, 2006








































© 2010-2022