Формирование самостоятельности детей с ОВЗ во внеурочное время

Психическое развитие детей с ОВЗ протекает под воздействием тех же факторов окружающей среды, что и развитие учеников общеобразовательных школ, и подчинено общим законам развития.Однако дети с ОВЗ не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными потребностями системы здравоохранения, образования, социального обеспечения. Так, специальные (коррекционные) образовательные учреждения V...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование самостоятельности детей с ОВЗ во внеурочное время.


Психическое развитие детей с ОВЗ протекает под воздействием тех же факторов окружающей среды, что и развитие учеников общеобразовательных школ, и подчинено общим законам развития. Однако дети с ОВЗ не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными потребностями системы здравоохранения, образования, социального обеспечения. Так, специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида ставят своей главной задачей социальную адаптацию учащихся через коррекцию недостатков психического и физического развития.

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с ОВЗ, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду. Поэтому учебно-воспитательные задачи включают в себя:

- формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников;

- повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным:

- самостоятельность - это способность решать учебные и жизненные проблемы без помощи извне;

- самостоятельность - уникальная способность человека противостоять давлению извне, сохранять свою индивидуальность;

- самостоятельность связывают с умением человека действовать самому, без системы внешнего управления, с умением управлять собой, своими поступками;

- Самостоятельность связывается также с наличием у человека представлений о нормах взаимоотношений с другими людьми, высоким уровнем развития самосознания, адекватностью самооценки, сформированностью волевых качеств.

- самостоятельность не дается человеку от рождения, она формируется в процессе воспитания и обучения через включение ребенка в различные виды деятельности;

Зачем нужно развивать самостоятельность?

Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.

Также это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтоб научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь достигать своих целей и не бояться совершать ошибки.

Процесс воспитания самостоятельности у учащихся начальных классов школы-интерната имеет свои особенности, которые обусловлены, во-первых, характерным для большинства воспитанников средним уровнем адаптивных функций, отставанием по таким важным направлениям прогрессивного становления личности как формирование активного, свободного поведения и умение владеть собой, своими потребностями, эмоциями, а также внешней ситуацией. Во-вторых, в школе-интернате, в отличие от массовой школы, осуществляется одностороннее влияние на воспитанников, без должного воздействия семьи и широкой социальной среды. Воспитуемые находятся постоянно, "сверхудлиненно" в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий, что накладывает специфический отпечаток на формы их поведения, занижает эмоциональный фон, ограничивает потребность в расширении круга общения, сопровождается беспрекословным выполнением требований педагога, препятствует выработке умения анализировать и проявлять требования к собственным действиям.

Несмотря на выше сказанное одним из ведущих направлений в подготовке детей к самостоятельной жизни является трудовое обучение и воспитание. Ведь только в процессе труда мы можем воспитывать такие качества, которые помогут ребенку в будущем вести самостоятельную трудовую жизнь.

Воспитание - творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание - это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.

В специальной школе 8 вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Исходя из этого остановимся более подробно на внеурочной деятельности которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с детьми с ОВЗ, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.

Внеурочная деятельность включает такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в спальне; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству.

Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.

Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников.

Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике.

Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с ОВЗ в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом

При рассмотрении выше упомянутых видов деятельности хочется перейти к конкретным примерам нашей школы в которой созданы условия, для формирования навыков самостоятельности.

Хозяйственно - бытовой труд. В силу своей каждодневности и системности является одной из активнейших форм, накопления детьми трудового опыта, трудовой культуры. Навыки самообслуживания и хозяйственно - бытовые навыки формируются в группах. Начиная с 1 класса, воспитатели приучают ребенка к порядку. У каждого воспитанниника есть свое место в шкафу, там все должно лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке. Дети делят одежду на подгруппы: нижнее белье, кофты, брюки. И соответственно складывают их. Тоже самое можно сказать и о стирке. Носочки, трусики дети начинают стирать уже с начальной школы. Учатся соблюдать последовательность стирки, делят по цветам (темное, светлое). Большое внимание уделяем внешнему виду детей: приучаем их следить за чистотой школьной и повседневной одежды, вместе с воспитателем гладят одежу. Дети учатся самообслуживанию, самостоятельно выполняют влажные уборки (протирают свои тумбочки), наводят порядок в помещениях, осуществляют мелкий ремонт одежды, учатся накрывать столы, и убирать посуду после приема пищи. Содержание хозяйственно-бытовой подготовки включают дежурство в интернате, школе, столовой, но и беседы, чтение литературы, организации игр. С помощью этого вида труда с раннего возраста воспитывается опрятность, чистоплотность, аккуратность, привычка себя обслуживать.

Воспитанники осваивают навыки сельскохозяйственного и общественно-полезного труда. Привитие данных трудовых навыков начинается с младшего возраста и продолжается в дальнейшем. Весной и осенью дети ведут работу по благоустройству территории школы и прилегающих к ней участков. Осенью это в основном сбор урожая и уборка мусора, приготовление клумб на весну. Весной же убираем старые листья, прошлогоднюю траву, оформляем газоны и клумбы, копаем гряды, высаживаем рассаду цветов, поливаем. Оказывают посильную помощь пенсионерам школы. При выполнении сельскохозяйственных работ идет приучение одевать соответствующую труду одежду и обувь, использовать инструмент соответствующий виду труда.

Выполнение любой трудовой деятельности с детьми необходим контроль и участие взрослого, но не следует навязывать ребенку своего мнения, надо давать ему простор для самостоятельных действий. Тогда трудовые навыки осмысливаются и закрепляются эффективней.

Чтобы добиться положительного результата при формировании навыков самостоятельности, необходимо:

Проводить работу системно и планомерно, начиная от простого к сложному.

Применять показ личного примера взрослого.

В процессе деятельности создавать ситуации требующие включения детей в сотрудничество со взрослым.

Создавать ситуацию успеха.

Давать детям разнообразные задания, выполняя их сначала совместно, а затем самостоятельно.

Таким образом, воспитывая и формируя трудовые навыки, мы формируем привычку и желания ребенка сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.



© 2010-2022