- Преподавателю
- Другое
- Доклад Индивидуальная методическая работа
Доклад Индивидуальная методическая работа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хафизова Д.М. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
15
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Педагогическая деятельность предполагает повседневный творческий труд преподавателя. В нём происходят какие-то изменения: с развитием науки появляется новая информация в преподаваемой дисциплине, совершенствуются технологии обучения, меняется контингент обучаемых. Всё это требует от преподавателя постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения. В процессе этой деятельности преподаватель систематизирует и обобщает накопленный опыт, как свой, так и своих коллег, изучает педагогическую литературу и отбирает для себя всё интересное и значимое. Благодаря такой научно-методической работе, преподаватель совершенствует своё педагогическое мастерство.
Роль преподавателя в среднем специальном учебном заведении за последние годы существенно изменилась. Он всё больше становится организатором учебного процесса и должен не сообщать, как прежде, учебную информацию, а руководить познавательной деятельностью студентов, способствовать развитию их активности и самостоятельности в приобретении знаний.
Методическая работа направлена на разработку и совершенствование методики преподавания учебной дисциплины. Особенно она важна для преподавателей специального цикла, которые в отличие от преподавателей общеобразовательных дисциплин не всегда имеют педагогическое образование, им нередко приходится самим готовить учебную информацию, подбирать, а иногда и изготавливать учебно-наглядные пособия, разрабатывать различные методические материалы для проведения своих занятий. Всё это помогает приводить учебно-воспитательный процесс в соответствие с современными требованиями.
При выполнении методической работы преподаватели обычно преследуют следующие цели:
• фиксирование и обобщение положительного опыта педагогической деятельности (как своего, так и своих коллег);
• совершенствование своего педагогического мастерства, освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания;
• оптимальное обеспечение учебного процесса дидактическими средствами;
• обеспечение преемственности накопленного педагогического опыта.
Отсутствие готовых методических материалов по современным методам обучения требуют от преподавателя самостоятельного решения сложных педагогических проблем.
Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта.
Методическая работа - это одна из обязанностей преподавателя среднего специального учебного заведения и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания специальной дисциплины. Ее результатом является создание комплексов заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях. Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий, педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках, которые используются в работе другими преподавателями колледжа.
В методической работе преподавателей средних специальных образовательных учреждений наиболее актуальными на сегодняшний день можно считать следующие направления:
• применение современных педагогических технологий, методов и приёмов обучения, ориентированных на повышение познавательной активности студентов;
• творческое применение разнообразных организационных форм (видов учебных занятий) в учебном процессе;
• методика использования современных информационных технологий, комплексного применения технических средств обучения;
• управление познавательной деятельностью студентов, развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы;
• организация воспитания и самовоспитания студентов в современных условиях.
Здесь названы только некоторые актуальные направления методической работы, позволяющие работать над методической темой колледжа «Реализация компетентностного подхода к подготовке рабочих и специалистов на основе ФГОС III поколения». Естественно, что каждое из этих направлений не под силу одному преподавателю; предметная (цикловая) комиссия, как правило, берет одно такое направление, конкретизируя его и определяя, таким образом, вклад каждого преподавателя в эту работу. То есть, каждый педагог определяет для себя индивидуальную методическую тему, направленную в целом на реализацию методической темы колледжа. Тема разрабатывается не на один год; это дает возможность преподавателю неоднократно опробовать разрабатываемые содержание, форму или метод обучения в практической работе, оценить и усовершенствовать их. Выбор конкретной темы зависит от педагогического опыта преподавателя. Опытный педагог может проанализировать и обобщить свою работу и работу коллег; он самостоятельно разрабатывает новые методы обучения, применяя свой творческий потенциал. Большой интерес представляют методические разработки, в которых описываются результаты изучения опыта отдельных мастеров педагогического дела. Начинающему преподавателю целесообразнее рекомендовать разработку отдельных тем курса: углубленная работа над темой дает возможность молодому преподавателю основательнее изучить содержание курса, продумать разные варианты проведения учебных занятий по теме, различные формы заданий. Вопросы, связанные с повышением эффективности обучения, всегда относились в педагогике к наиболее важным. Методическая тема меняется в том случае, когда принятая была доведена до завершения. От уровня методической работы преподавателей в немалой степени зависит успех обучения и воспитания в образовательном учреждении.
Таким образом, каждый педагог определяет для себя методическую тему, и для выполнения методической работы составляет план самообразования.
Обращаю ваше внимание на план самообразования. Этот план в последнее время незаслуженно находился без внимания, но, поскольку он является во-первых основным способом планирования методической работы педагога, во-вторых входит в перечень документов, обязательно проверяемых при аккредитации, педагогам, не имеющим такого плана на учебный год необходимо срочно разработать его на второе полугодие.
Что из себя представляет План самообразования педагога?
Титульный лист
_____________________________________________
наименование учебного заведения
ПЦК
_____________________________________________________________________
наименование комиссии
План самообразования педагога
____________________________________________
фамилия имя, отчество
На 20 ____/ 20____ уч. г.
Согласовано Утверждаю
Председатель ПЦК Зам. директора по ИНР
___________/ _________________/ _____________/Л.И.Ханнанова/
подпись ф.и.о. разборчиво
«______» _____________ 20_____г. «______» __________________ 200_____г.
На 20 ____/ 20____ уч. г.
Согласовано Утверждаю
Председатель ЦМК Зам. директора по НМР
___________/ / _____________/ _____________________ /
подпись ф.и.о. разборчиво подпись ф.и.о. разборчиво
«______» _____________ 20_____г. «______» __________________ 200_____г.
Структура плана самообразования педагога
Введение. Памятка для преподавателя
Раздел I Планирование работы
-
Перспективные направления деятельности метод. проблемы, над которой будет работать преподаватель
-
Мероприятия, планируемые в предметный Декадник
-
Планируемые открытые уроки (вне предметного Декадника)
-
Планируемые внеклассные мероприятия по дисциплине (вне предметного Декадника)
-
Планируемое учебно-методическое обеспечение учебного процесса
-
Планируемая издательская деятельность
-
Планируемые методические разработки по воспитательной работе
-
Планируемое руководство кружком, секцией
-
Планируемое руководство творческой и исследовательской деятельностью студентов
-
Планируемая публикация статей
-
Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий
Раздел II Отчет о работе
-
Посещение ваших занятий
-
Вы посетили занятия других преподавателей
-
Сведения о созданных учебно-методических разработках
-
Активные методы и формы проведения занятий
-
Изготовление учебно-наглядных пособий
-
Статистический отчет
-
Проверка документации преподавателя
Введение. Памятка для преподавателя
-
Сдача (1 сентября) нормативной и учебной документации председателю ПЦК
-
рабочие программы
-
календарно-тематические планы
-
перечень лаб. работ и практ. занятий
-
план работы кабинета, лаборатории
-
план самообразования педагога
-
портфолио педагога
-
анкета в электронной базе данных
-
график консультаций
-
Повышение квалификации (1 раз в 3 года)
Виды: ИПК - институт повышения квалификации
ФПК -факультет повышения квалификации (в высших учебных заведениях)
Стажировка - на предприятиях города и области, высших учебных заведениях.
Результат: ИПК, ФПК - удостоверение (или свидетельство)
Стажировка - отзыв, справка о прохождении стажировки
В методический кабинет сдаются все вышеперечисленные документы (копии)
В отдел кадров сдается удостоверение, свидетельство, или справка о прохождении стажировки (копии)
-
Аттестация педагогических и руководящих работников
По должностям: преподаватель
-
мастер п/о
-
методист
-
педагог библиотекарь
-
психолог и др.
на аттестацию (первую, высшую категории) подаётся работником заявление на добровольной основе в срок за 3 месяца до окончания срока действия категории, но не позднее октября (один раз в учебном году) при наличии справки компьютерного тестирования, либо досрочно по прошествии 2 лет после присвоения первой категории, либо аттестации на соответствие.
Аттестация осуществляется в форме изучения и обобщения практической деятельности аттестуемого.
-
Инновационная деятельность
"Инновация" означает новшество, новизну, изменения; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых.
Критерии педагогических инноваций:
-
новизна;
-
оптимальность - затрата сил и средств педагогов и обучаемых для достижения результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;
-
высокая результативность - определенная устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателей;
-
возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте.
-
Посещение занятий
-
Посещение и взаимопосещение занятий является одной из форм обмена передовым педагогическим опытом и одновременно действенной формой контроля за качеством теоретического и практического обучения студентов.
-
Нормы посещения занятий за учебный год:
-
должностные лица (директор, зам. директора, зав. отделениями, зав. учебной частью и т.д.) не менее 30-35 занятий (не менее одного раз в неделю);
-
председатели ПЦК, методисты методобъединения - не менее 10 занятий;
-
преподаватели - не менее 5 занятий
-
Раздел I Планирование работы на учебный год
-
-
Перспективные направления деятельности и методические проблемы, над которыми будет работать преподаватель.
-
Пути реализации: открытый урок, классный час, внеклассное мероприятие по дисциплине, тестирование, зачет, экзамен, проверочная работа, деловая игра, конференция, олимпиада, конкретная тема учебно - методической разработки; творческая, исследовательская, самостоятельная работа студентов; курсовое и дипломное проектирование; конкурс по специальности, доклад, учеба и т.д.
Уч. год
Формулировка методической проблемы или направления работы
Пути реализации
(где конкретно найдет отражение)
Отметка о вып.
1.2. Мероприятия, планируемые в предметном Декаднике
-
Открытые уроки;
-
Внекл. мероприятия по дисциплине;
-
Выставка творческих работ студентов;
-
Выставка учебно-метод. разработок преподавателей;
-
Конкурс газет, плакатов, рефератов, курсовых работ;
-
Олимпиады;
-
Конкурс проф. мастерства среди студентов;
-
Семинар по обмену опытом работы членов ЦМК внутри комиссии;
-
Круглые столы внутри ЦМК по конкретной проблеме;
-
Оформление отчета-альбома о проведении недели ЦМК
Уч. год
Наименование мероприятия
Отметка
о вып.
1.3 Планируемые открытые уроки (вне предметного Декадника)
Уч.год
Наименование дисциплины
Месяц провед.
Тип
занятия
Группа
Отметка о вып.
20___/20__
учебный
год
1.4 Планируемые внеклассные мероприятия по дисциплине (вне предметного Декадника
Уч.год
Наименование мероприятия
Месяц провед.
Тип занятия
Группа
Ометка о вып.
20__/20__
учебный год
1.5 Планируемое учебно - методическое обеспечение учебного процесса
(вне издательской деятельности)
Разделы:
-
Рабочие программы;
-
Программы учебной и производственной практик;
-
Сборники лабораторных работ и практических занятий;
-
Курсовое и дипломное проектирование;
Следует помнить:
Каждый член предметно - цикловой комиссии, независимо от категории, создает в учебный год не менее одного учебно - методического пособия, которое на момент защиты в ПЦК должно иметь внутреннюю и внешнюю рецензии.
Виды учебно - методических разработок:
-
Учебник;
-
Методическое пособие;
-
Методическое указание;
-
Авторские учебные программы
-
Учебное пособие:
-
Методическая разработка;
-
Методические рекомендации.
Уч.год
Наименование издания учебно - методической разработки
Вид издания
Где использу
ется
Срок сдачи рукоп.
Отметка о вып.
20___/20___
учебный
год
1.6 Планируемая издательская деятельность
Учебник - книга, излагающая основы научных знаний. по определенной учебной дисциплине в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения (учебник содержит не только информационную функцию, но и функцию руководства, наличие заданий, упражнений, проблемных ситуаций, контрольных вопросов и т.д.)
Учебное пособие - учебная книга, необходимая при обучении чему-нибудь. Учебное пособие содержит печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназначенные для обеспечения наглядного восприятия изучаемых дисциплин и явлений, облегчения владения умениями. Например: конспекты лекций, опорные конспекты, сборники задач, контрольных вопросов и др.
Методическое пособие - пособие, основой которого является подготовленные на базе результатов исследования, теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В методическом пособии приводятся конкретные примеры применения рекомендательных методов и методических приемов в практике учебного заведения.
Методическая разработка - подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий с применением технологий обучения.
Методические указания - наставления, разъяснения, указывающее, как действовать (например, метод. указание для студентов - по выполнению лабораторных и практических работ, по составу и отдельным разделам (их выполнению) курсового проекта, выполнения контрольных работ, подготовке к экзаменам, зачетам, к итоговой Государственной аттестации и т.п.). Рекомендации должны обязательно рассматриваться на заседаниях ПЦК.
Методические рекомендации - рекомендации, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания, разрабатывается на основе изучаемого передового опыта.
Рекомендации - благоприятный отзыв о ком или о чем-нибудь: совет, пожелание.
Указание - наставление, разъяснение, указывающее как действовать.
Издание должно отражать:
-
актуальность;
-
новизну описанной технологии;
-
соответствие материала действующей программе дисциплины;
-
связь теории с практикой, качество иллюстративного материала;
-
наличие междисциплинарных связей.
Издание должно содержать:
-
глубину и доступность изложения материала;
-
логичность и последовательность изложения материала;
-
ценность описанных приемов;
-
грамотность изложения материала с точки зрения стилистики, правильность использования
-
научно-технической и другой терминологий, использование символов, ГОСТов, нормативов.
Автор, ПЦК и методический совет учебного заведения рассматривает целесообразность издания для распространения и внедрения в учебный процесс.
Уч.
год
Наименование издания
Вид
Для
спец-ти
Срок сдачи рукописи
Отметка о вып.
1.7 Планируемые методические разработки по воспитательной работе.
Учебный год
Наименование разработки
Где будет использоваться
Отметка о вып.
20___/20___
учебный
год
1.8 Планируемое руководство кружком, секцией
Учебный год
Наименование разработки
Где будет использоваться
Отметка о вып.
20___/20___
учебный
год
20___/20___
учебный
год
-
-
Планируемое руководство творческой и исследовательской деятельностью студентов
-
Учебный год
Наименование работы
Состав участников
Отметка о вып.
20___/20__
учебный
год
1.10 Планируемая публикация статей
Учебный год
Наименование статьи или темы
Срок сдачи
Отметка о вып.
20___/20___
учебный
год
20___/20___
учебный
год
1.11 Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий
Уч.
Год
Современные педагогические технологии,
которые освоили и применяете на занятиях
Педагогические технологии, которые
планируете внедрять в учебный процесс
20___/20___ уч/ год
И второй раздел Плана - Отчёт о работе представляется Председателю ПЦК 2 раза в год: за 1 полугодие - в декабре, и за учебный год в июне.
Спасибо за внимание!