Доклад Индивидуальная методическая работа

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Педагогическая деятельность предполагает повседневный творческий труд преподавателя. В нём происходят какие-то изменения: с развитием науки появляется новая информация в преподаваемой дисциплине, совершенствуются технологии обучения, меняется контингент обучаемых. Всё это требует от преподавателя постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения. В процессе этой деятельности преподаватель систематизирует и обобщает накопленный опыт, как свой, так и своих коллег, изучает педагогическую литературу и отбирает для себя всё интересное и значимое. Благодаря такой научно-методической работе, преподаватель совершенствует своё педагогическое мастерство.

Роль преподавателя в среднем специальном учебном заведении за последние годы существенно изменилась. Он всё больше становится организатором учебного процесса и должен не сообщать, как прежде, учебную информацию, а руководить познавательной деятельностью студентов, способствовать развитию их активности и самостоятельности в приобретении знаний.

Методическая работа направлена на разработку и совершенствование методики преподавания учебной дисциплины. Особенно она важна для преподавателей специального цикла, которые в отличие от преподавателей общеобразовательных дисциплин не всегда имеют педагогическое образование, им нередко приходится самим готовить учебную информацию, подбирать, а иногда и изготавливать учебно-наглядные пособия, разрабатывать различные методические материалы для проведения своих занятий. Всё это помогает приводить учебно-воспитательный процесс в соответствие с современными требованиями.

При выполнении методической работы преподаватели обычно преследуют следующие цели:

• фиксирование и обобщение положительного опыта педагогической деятельности (как своего, так и своих коллег);

• совершенствование своего педагогического мастерства, освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания;

• оптимальное обеспечение учебного процесса дидактическими средствами;

• обеспечение преемственности накопленного педагогического опыта.

Отсутствие готовых методических материалов по современным методам обучения требуют от преподавателя самостоятельного решения сложных педагогических проблем.

Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта.

Методическая работа - это одна из обязанностей преподавателя среднего специального учебного заведения и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания специальной дисциплины. Ее результатом является создание комплексов заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях. Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий, педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках, которые используются в работе другими преподавателями колледжа.

В методической работе преподавателей средних специальных образовательных учреждений наиболее актуальными на сегодняшний день можно считать следующие направления:

• применение современных педагогических технологий, методов и приёмов обучения, ориентированных на повышение познавательной активности студентов;

• творческое применение разнообразных организационных форм (видов учебных занятий) в учебном процессе;

• методика использования современных информационных технологий, комплексного применения технических средств обучения;

• управление познавательной деятельностью студентов, развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы;

• организация воспитания и самовоспитания студентов в современных условиях.

Здесь названы только некоторые актуальные направления методической работы, позволяющие работать над методической темой колледжа «Реализация компетентностного подхода к подготовке рабочих и специалистов на основе ФГОС III поколения». Естественно, что каждое из этих направлений не под силу одному преподавателю; предметная (цикловая) комиссия, как правило, берет одно такое направление, конкретизируя его и определяя, таким образом, вклад каждого преподавателя в эту работу. То есть, каждый педагог определяет для себя индивидуальную методическую тему, направленную в целом на реализацию методической темы колледжа. Тема разрабатывается не на один год; это дает возможность преподавателю неоднократно опробовать разрабатываемые содержание, форму или метод обучения в практической работе, оценить и усовершенствовать их. Выбор конкретной темы зависит от педагогического опыта преподавателя. Опытный педагог может проанализировать и обобщить свою работу и работу коллег; он самостоятельно разрабатывает новые методы обучения, применяя свой творческий потенциал. Большой интерес представляют методические разработки, в которых описываются результаты изучения опыта отдельных мастеров педагогического дела. Начинающему преподавателю целесообразнее рекомендовать разработку отдельных тем курса: углубленная работа над темой дает возможность молодому преподавателю основательнее изучить содержание курса, продумать разные варианты проведения учебных занятий по теме, различные формы заданий. Вопросы, связанные с повышением эффективности обучения, всегда относились в педагогике к наиболее важным. Методическая тема меняется в том случае, когда принятая была доведена до завершения. От уровня методической работы преподавателей в немалой степени зависит успех обучения и воспитания в образовательном учреждении.

Таким образом, каждый педагог определяет для себя методическую тему, и для выполнения методической работы составляет план самообразования.

Обращаю ваше внимание на план самообразования. Этот план в последнее время незаслуженно находился без внимания, но, поскольку он является во-первых основным способом планирования методической работы педагога, во-вторых входит в перечень документов, обязательно проверяемых при аккредитации, педагогам, не имеющим такого плана на учебный год необходимо срочно разработать его на второе полугодие.

Что из себя представляет План самообразования педагога?



















Титульный лист

_____________________________________________

наименование учебного заведения

ПЦК

_____________________________________________________________________

наименование комиссии

План самообразования педагога

____________________________________________

фамилия имя, отчество


На 20 ____/ 20____ уч. г.

Согласовано Утверждаю

Председатель ПЦК Зам. директора по ИНР

___________/ _________________/ _____________/Л.И.Ханнанова/

подпись ф.и.о. разборчиво

«______» _____________ 20_____г. «______» __________________ 200_____г.


На 20 ____/ 20____ уч. г.

Согласовано Утверждаю

Председатель ЦМК Зам. директора по НМР

___________/ / _____________/ _____________________ /

подпись ф.и.о. разборчиво подпись ф.и.о. разборчиво

«______» _____________ 20_____г. «______» __________________ 200_____г.



























Структура плана самообразования педагога

Введение. Памятка для преподавателя

Раздел I Планирование работы

  1. Перспективные направления деятельности метод. проблемы, над которой будет работать преподаватель

  2. Мероприятия, планируемые в предметный Декадник

  3. Планируемые открытые уроки (вне предметного Декадника)

  4. Планируемые внеклассные мероприятия по дисциплине (вне предметного Декадника)

  5. Планируемое учебно-методическое обеспечение учебного процесса

  6. Планируемая издательская деятельность

  7. Планируемые методические разработки по воспитательной работе

  8. Планируемое руководство кружком, секцией

  9. Планируемое руководство творческой и исследовательской деятельностью студентов

  10. Планируемая публикация статей

  11. Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий

Раздел II Отчет о работе

  1. Посещение ваших занятий

  2. Вы посетили занятия других преподавателей

  3. Сведения о созданных учебно-методических разработках

  4. Активные методы и формы проведения занятий

  5. Изготовление учебно-наглядных пособий

  6. Статистический отчет

  7. Проверка документации преподавателя



Введение. Памятка для преподавателя

  1. Сдача (1 сентября) нормативной и учебной документации председателю ПЦК

  • рабочие программы

  • календарно-тематические планы

  • перечень лаб. работ и практ. занятий

  • план работы кабинета, лаборатории


  • план самообразования педагога

  • портфолио педагога

  • анкета в электронной базе данных

  • график консультаций


  1. Повышение квалификации (1 раз в 3 года)

Виды: ИПК - институт повышения квалификации

ФПК -факультет повышения квалификации (в высших учебных заведениях)

Стажировка - на предприятиях города и области, высших учебных заведениях.

Результат: ИПК, ФПК - удостоверение (или свидетельство)

Стажировка - отзыв, справка о прохождении стажировки

В методический кабинет сдаются все вышеперечисленные документы (копии)

В отдел кадров сдается удостоверение, свидетельство, или справка о прохождении стажировки (копии)


  1. Аттестация педагогических и руководящих работников

По должностям:  преподаватель

  • мастер п/о

  • методист

  • педагог библиотекарь

  • психолог и др.

на аттестацию (первую, высшую категории) подаётся работником заявление на добровольной основе в срок за 3 месяца до окончания срока действия категории, но не позднее октября (один раз в учебном году) при наличии справки компьютерного тестирования, либо досрочно по прошествии 2 лет после присвоения первой категории, либо аттестации на соответствие.

Аттестация осуществляется в форме изучения и обобщения практической деятельности аттестуемого.


  1. Инновационная деятельность

"Инновация" означает новшество, новизну, изменения; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых.

Критерии педагогических инноваций:

  • новизна;

  • оптимальность - затрата сил и средств педагогов и обучаемых для достижения результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;

  • высокая результативность - определенная устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателей;

  • возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте.


  1. Посещение занятий

    • Посещение и взаимопосещение занятий является одной из форм обмена передовым педагогическим опытом и одновременно действенной формой контроля за качеством теоретического и практического обучения студентов.

    • Нормы посещения занятий за учебный год:

    • должностные лица (директор, зам. директора, зав. отделениями, зав. учебной частью и т.д.) не менее 30-35 занятий (не менее одного раз в неделю);

    • председатели ПЦК, методисты методобъединения - не менее 10 занятий;

    • преподаватели - не менее 5 занятий





Раздел I Планирование работы на учебный год

    1. Перспективные направления деятельности и методические проблемы, над которыми будет работать преподаватель.

Пути реализации: открытый урок, классный час, внеклассное мероприятие по дисциплине, тестирование, зачет, экзамен, проверочная работа, деловая игра, конференция, олимпиада, конкретная тема учебно - методической разработки; творческая, исследовательская, самостоятельная работа студентов; курсовое и дипломное проектирование; конкурс по специальности, доклад, учеба и т.д.

Уч. год

Формулировка методической проблемы или направления работы

Пути реализации

(где конкретно найдет отражение)

Отметка о вып.











1.2. Мероприятия, планируемые в предметном Декаднике

  • Открытые уроки;

  • Внекл. мероприятия по дисциплине;

  • Выставка творческих работ студентов;

  • Выставка учебно-метод. разработок преподавателей;

  • Конкурс газет, плакатов, рефератов, курсовых работ;

  • Олимпиады;


  • Конкурс проф. мастерства среди студентов;

  • Семинар по обмену опытом работы членов ЦМК внутри комиссии;

  • Круглые столы внутри ЦМК по конкретной проблеме;

  • Оформление отчета-альбома о проведении недели ЦМК


Уч. год

Наименование мероприятия

Отметка

о вып.








1.3 Планируемые открытые уроки (вне предметного Декадника)

Уч.год

Наименование дисциплины

Месяц провед.

Тип

занятия

Группа

Отметка о вып.



20___/20__

учебный

год




























1.4 Планируемые внеклассные мероприятия по дисциплине (вне предметного Декадника

Уч.год

Наименование мероприятия

Месяц провед.

Тип занятия

Группа

Ометка о вып.

20__/20__

учебный год






















1.5 Планируемое учебно - методическое обеспечение учебного процесса

(вне издательской деятельности)

Разделы:

  • Рабочие программы;

  • Программы учебной и производственной практик;

  • Сборники лабораторных работ и практических занятий;

  • Курсовое и дипломное проектирование;


Следует помнить:

Каждый член предметно - цикловой комиссии, независимо от категории, создает в учебный год не менее одного учебно - методического пособия, которое на момент защиты в ПЦК должно иметь внутреннюю и внешнюю рецензии.

Виды учебно - методических разработок:

  • Учебник;

  • Методическое пособие;

  • Методическое указание;

  • Авторские учебные программы


  • Учебное пособие:

  • Методическая разработка;

  • Методические рекомендации.


Уч.год

Наименование издания учебно - методической разработки

Вид издания

Где использу

ется

Срок сдачи рукоп.

Отметка о вып.



20___/20___

учебный

год

















1.6 Планируемая издательская деятельность

Учебник - книга, излагающая основы научных знаний. по определенной учебной дисциплине в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения (учебник содержит не только информационную функцию, но и функцию руководства, наличие заданий, упражнений, проблемных ситуаций, контрольных вопросов и т.д.)

Учебное пособие - учебная книга, необходимая при обучении чему-нибудь. Учебное пособие содержит печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназначенные для обеспечения наглядного восприятия изучаемых дисциплин и явлений, облегчения владения умениями. Например: конспекты лекций, опорные конспекты, сборники задач, контрольных вопросов и др.

Методическое пособие - пособие, основой которого является подготовленные на базе результатов исследования, теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В методическом пособии приводятся конкретные примеры применения рекомендательных методов и методических приемов в практике учебного заведения.

Методическая разработка - подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий с применением технологий обучения.

Методические указания - наставления, разъяснения, указывающее, как действовать (например, метод. указание для студентов - по выполнению лабораторных и практических работ, по составу и отдельным разделам (их выполнению) курсового проекта, выполнения контрольных работ, подготовке к экзаменам, зачетам, к итоговой Государственной аттестации и т.п.). Рекомендации должны обязательно рассматриваться на заседаниях ПЦК.

Методические рекомендации - рекомендации, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания, разрабатывается на основе изучаемого передового опыта.

Рекомендации - благоприятный отзыв о ком или о чем-нибудь: совет, пожелание.

Указание - наставление, разъяснение, указывающее как действовать.


Издание должно отражать:

  • актуальность;

  • новизну описанной технологии;

  • соответствие материала действующей программе дисциплины;

  • связь теории с практикой, качество иллюстративного материала;

  • наличие междисциплинарных связей.

Издание должно содержать:

  • глубину и доступность изложения материала;

  • логичность и последовательность изложения материала;

  • ценность описанных приемов;

  • грамотность изложения материала с точки зрения стилистики, правильность использования

  • научно-технической и другой терминологий, использование символов, ГОСТов, нормативов.

Автор, ПЦК и методический совет учебного заведения рассматривает целесообразность издания для распространения и внедрения в учебный процесс.

Уч.

год

Наименование издания

Вид

Для

спец-ти

Срок сдачи рукописи

Отметка о вып.













1.7 Планируемые методические разработки по воспитательной работе.

Учебный год

Наименование разработки

Где будет использоваться

Отметка о вып.

20___/20___

учебный

год






1.8 Планируемое руководство кружком, секцией

Учебный год

Наименование разработки

Где будет использоваться

Отметка о вып.

20___/20___

учебный

год





20___/20___

учебный

год









    1. Планируемое руководство творческой и исследовательской деятельностью студентов

Учебный год

Наименование работы

Состав участников

Отметка о вып.



20___/20__

учебный

год







1.10 Планируемая публикация статей

Учебный год

Наименование статьи или темы

Срок сдачи

Отметка о вып.

20___/20___

учебный

год








20___/20___

учебный

год












1.11 Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий



Уч.

Год

Современные педагогические технологии,

которые освоили и применяете на занятиях

Педагогические технологии, которые

планируете внедрять в учебный процесс

20___/20___ уч/ год










И второй раздел Плана - Отчёт о работе представляется Председателю ПЦК 2 раза в год: за 1 полугодие - в декабре, и за учебный год в июне.



Спасибо за внимание!

© 2010-2022