Доклад Обобщение подготовки, проведение пи проверки ГИА

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Из опыта подготовки, проведения, проверки государственной итоговой аттестации по русскому языку по новой форме».


I) С 2009 года государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов по русскому языку проводится по новой форме: учащиеся пишут изложение (подробное или сжатое) по прослушанному тексту; выполняют тест и на основе прочитанного текста к заданию №2 пишут аргументированный ответ на предложенный вариант вопроса.

Мною в работе по подготовке учащихся к сдаче ГИА использовались следующие учебные и методические пособия (СЛАЙД 1):

  1. Е.В.Петрова Русский язык. Экспериментальная итоговая аттестация (по новой форме).

С этим пособием мы работали в течение 1 четверти. Оно предназначено для работы с учащимися 8 классов и включает в себя типовые тестовые задания (всего 10 вариантов заданий и ответов к ним). Назначение данного пособия- предоставить информацию о структуре и содержании экзамена по русскому языку на основе материала, изученного в 5- 8 классах. Хочется отметить, что особое место в моей работе уделялось повторению раздела «Фонетика», темам «Вводные конструкции», «Виды сказуемых», «Виды односоставных (глагольных) предложений, а также отрабатывался навык определения орфограмм. Позже, проверяя экзаменационные работы, я поняла, насколько эти разделы являются «западающими».

  1. Параллельно в своей работе мною активно использовалось пособие для проведения экзамена в традиционной форме. Речь идет о Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. Изложение. Тексты из этого сборника использовались мною и в качестве исходного материала для проведения диктантов (отрывки, конечно же), и в качестве материалов для «сжатия» текстов, а вопросы к ним - для написания третьей, сочинительной, части работы. Каждый текст, представленный в этом сборнике, сопровождается двумя вариантами заданий различной степенью сложности. Почему я рекомендую Вам не убирать в «дальний» ящик это пособие? Все дело в том, что некоторые тексты из сборника встречаются в новых пособиях.

  2. Далее в своей работе я опиралась на материалы, представленные в следующих пособиях:

    1. С.Ю. Иванова. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация( по новой форме). Практикум по выполнению тестовых заданий.

    2. Г.Т. Егораева. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания.

    3. Г.Т. Егораева. Е.Л. Ерохина. Русский язык. Супертренинг. Тренировочные тестовые задания.

В каждом пособии было представлено по 10 вариантов тестов, я с учащимися проработала все.

Во всех пособиях, перечисленных мною, представлены задания, максимально приближенные к реальным экзаменационным.

Результативность подготовки уч- ся к экзамену:

Это дало возможность активизировать навыки грамотного письма, выявить пробелы и устранить их в определенной мере, обобщить и систематизировать изученное.

II) Структура экзамена.

Экзамен состоит из 3 частей, на выполнение заданий отводится 4 часа(240 минут).

1 часть- изложение (подробное или сжатое, в прошлом году уч-ся было предложена сжатая форма). Форма изложения была указана в задании. Исходный текст слушался дважды. При первом прослушивании уч-ся следовало понять содержание, основную мысль, определить тему, основной тип речи (повествование, описание или рассуждение), заполнить последовательность микротем.

Школьники имели право пользоваться лингвистическими словарями. Все имена собственные, даты, названия исторических событий, географических мест были выписаны на доске.

2 часть работы выполнялась уч-ся на основе прочитанного текста(4 варианта).Она состояла из 7 заданий с выбором только одного правильного ответа (А1- А7) и 14 заданий (В1- В14) с кратким ответом, сформулированным самостоятельно.

3 часть экзамена представляет собой небольшое сочинение-рассуждение по выбранному учеником варианту вопроса. Это или вопрос, касающийся содержания прочитанного текста по которому выполнялась вторая часть работы, или же рассуждение ребят на лингвистическую тему.

. (Слайд)

В прошлом году выставлялось максимальное количество баллов - 45:

- 10 - грамотность;

- 7 - изложение;

- 21 - тест;

- 7 - сочинение.

К сожалению, показатели грамотности были низкие.

III) Из опыта работы в комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку по новой форме.

Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться со своими мыслями вот по поводу чего.

Первое, что мне бросилось в глаза, это неумение уч- ся оформлять свои мысли. Необходимо проговорить с учащимися о соблюдении зрительных полей, красной строки и научить их писать ровно на нелинованной бумаге.

Второе, это то, что было много работ, в которых отсутствовала 3- я часть. Необходимо, чтобы дети обязательно писали все три части экзаменационной работы- ребенок должен попробовать свои силы.

Третье, попытка выразить свой взгляд на затронутую проблему- это возможность получить хотя бы пару баллов, а соответственно и итоговый результат будет выше. Хочется посоветовать, чтобы ассистенты, задействованные на экзамене, проверяли наличие всех трех частей работы. Право выбора варианта задания необходимо оставить только за учеником. В ходе проверки работ, проверяющие столкнулись с тем, что ребята не всегда приводили не нужный аргумент из текста, а свои жизненные примеры. Таким образом, задание было не выполнено.

Четвертое, были отмечены трудности ребят в работе над сжатием текста: они просто не знали, как это сделать. Поэтому работа представляла собой или подробное изложение, или же сжатое, но с нарушением стилевого единства, последовательности и количества микротем.

Пятое, из проверки тестовых работ хочется отметить, что лучше была выполнена часть 2- В. Объяснить это можно тем, что не все уч-ся, прочитав текст, осознали прочитанное. Также можно выделить следующие «западающие» орфограммы, пунктограммы и различные лингвистические понятия (Слайд):

  1. определение основной мысли текста (А1-А3);

  2. задание по определению средств речевой выразительности (А7);

  3. определение вида связи в словосочетании (В8);

  4. определение вида односоставного предложения;

  5. определение количества грамматических основ в предложении (В9, В12);

  6. определение видов придаточных в сложноподчиненном предложении;

  7. задания с различными лингвистическими понятиями (В1).

Большее количество баллов было набрано учащимися именно за вторую часть экзаменационной работы. Однако хочется сказать, что высокая результативность за выполненный тест была отмечена только у тех учащихся, которые попытались выполнить все три части экзамена.

Вывод. Таким образом, работа по подготовке к проведению экзамена по русскому языку по новой форме должна быть систематизированной и спланированной, основанной на сотрудничестве учителя и ученика.

© 2010-2022