Любите и охраняйте родную природу! Школьное лесничество МОУ АСОШ №4

Россия является самой богатой лесными ресурсами страной в мире. Площадь лесов Российской Федерации составляет 1,1 миллиарда гектаров. Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений направлена на использование лесов с учетом их глобального экологического значения. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решени...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьное лесничество.

Россия является самой богатой лесными ресурсами страной в мире. Площадь лесов Российской Федерации составляет 1,1 миллиарда гектаров. Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений направлена на использование лесов с учетом их глобального экологического значения.

В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения этих задач - движение школьных лесничеств.

Школьные лесничества призваны прививать у школьников любовь к природе родного края, формировать трудовые умения и навыки в области лесоводства, лесовосстановления и лесоразведения, охраны природы и рационального природопользования, закреплять и углублять знания, осуществлять подготовку к сознательному выбору профессии.

В последние десятилетия школьные лесничества переживают сложный период. В новых социально-экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников, помощь им в выборе своей будущей профессии.

Если говорить об истории создания школьных лесничеств в нашей стране, то мы нашли информацию, что прообраз первого лесничества был ученический отряд «Лесной патруль», организованный в 1949 году в Брянской области. Целью первого лесничества было восстановление лесных массивов и зеленых насаждений после войны.

Прочитав такую информацию, мы задались вопросом, а какая цель изначально была при создании нашего школьного лесничества и как она изменялась на протяжении его развития?

Изучив документы из архива школы и воспоминаний Балдановой Лидии Чимитовны, ветерана педагогического труда, Заслуженного учителя Российской Федерации, мы выяснили следующее: Наше школьное лесничество было первое в округе. Оно было организовано в 1968 году по инициативе учителя Балдановой Лидии Чимитовны и работников лесхоза: Ширибазарова Очира Догдомовича, Елистратова Владимира Игнатьевича на базе Агинского лесхоза.

Оно состояло из 16 человек. Работали под девизом: «Любите и охраняйте родную природу». Членами школьного лесничества проводилась опытническая работа по размножению тополя черенками, выпускалась стенгазета «школьное лесничество», собирали березовые почки, плоды шиповника, лекарственные травы. В пожароопасные периоды патрулировали в зеленой зоне.

Целью создания школьного лесничества было «Воспитание молодежи в духе любви, бережного и гуманного отношения к окружающей природе, к лесу и его обитателям».

Из анализа десятилетней работы школьного лесничества мы выяснили, что школьники занимались размножением тополя черенками. За тот период было заготовлено 800000 черенков, 320000 черенков тополя выкопали, посадили 15000 деревьев. В честь 30 летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне был заложен парк в заречном микрорайоне.

Учащиеся школы были участниками всесоюзных, региональных природоохранных слётов, были победителями и призёрами различных экологических конкурсов.

В 1975 году школьное лесничество Агинской восьмилетней школы награждено Почетной грамотой Минлесхоза РСФСР за победу на Всероссийском смотре школьных лесничеств.

За этот период самыми активными были: Пляскин Сергей (первый школьный лесничий, в 1971 году представлял нашу область в Москве в конкурсе друзей природы), Митупова Наташа (призер областного слета школьных лесничеств, 1973 год), Ларионова Лариса (участник 1 Всесоюзного тимуровского слета в Артеке, Участник ВДНХ СССР- 1974 год.).

Наибольшей активности движение школьных лесничеств в нашей стране достигло в 70-80-е годы. В эти годы школьные лесничества стали формой профориентации молодежи и профессиональной подготовки учащихся, которые получали профессии лесника, рабочего лесокультурника, зеленого строительства. Количество членов школьного лесничества увеличилось до 46.

Много наших выпускников навсегда связали свою жизнь с деятельностью по охране, защите и размножению леса - это Потехина Валентина Гавриловна - сейчас работает в Управлении лесами на территории АБО, Ширибазаров Баир Очирович, работал в Агинском лесхозе, Ларионова Татьяна, которая работает в институте лесного хозяйства в городе Владивосток и др.

С 1993 года школа выбрала направление обучения и воспитания учащихся с экологическим уклоном, являясь экспериментальной площадкой лаборатории экологии Забайкальского Государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Экологизация учебно-воспитательного процесса школы показывает повышение уровня сформированности экологической культуры, которая положительно отражается на нравственном воспитании учащихся школы. По окончанию школы юные исследователи получали удостоверение лесоводов. Такие удостоверения получили 120 выпускников школы.

По давней традиции в школе систематически проводятся мероприятия по охране природы: конкурсы рисунков по охране природы, «День птиц», «День леса», организация зимней подкормки птиц, изготовление птичьих кормушек, озеленение заречной части поселка, трудовой десант по очистке территории Парка Победы, правого берега р. Аги и близлежащих улиц.

С момента создания «Школьного лесничества» исследовательская экологическая деятельность с учащимися была организована на экологической тропе. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экотропе в том, что усвоение информации и норм поведения в природном окружении достигается путем органичного сочетания отдыха и познания во время пребывания на маршруте. Четыре года выпускница 2012 года Жаргалова Туяна вела научно-исследовательскую работу на тропе, наблюдая за сообществом сосны обыкновенной. Хорошая теоретическая подготовка и практические умения позволили Туяне в 2010 году стать победителем краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, и 2012 году подтвердить этот статус.

Традиционным является участие наших детей в областном, а теперь в краевом экологическом слете юных экологов и членов школьных лесничеств. В 2007 году исследовательская работа по лесоводству Жигмитова Батора заняла 1 место, в 2008 году экологический проект Федотова Олега был признан лучшим. В 2010 году в номинации «Лесные робинзоны» стала лучшей Цыбенова Сэлмэг. В 2011 году команда добилась успеха и заняла 3 место. В 2011 и 2012 году Снигирёва Татьяна заняла 2 место в номинации «Ботаника» и стала призером по теоретическому туру.

Пятый год проводится окружной экологический слет на базе нашей школьной экологической тропе, и наша команда дважды становилась победителем.

Сейчас школа является экспериментальной площадкой Межрегионального проекта Байкальского соглашения «Экология. Здоровье. Школа». В перспективе видим возможность участия нашего лесничества в работе Всероссийского движения «Возродим наш лес».

Сотрудничество школы с Агинским отделом Гослесслужбы, Даурским заповедником, музеем Природы на данном этапе даёт новые возможности и условия для нашего непосредственного участия в сохранении и приумножении природных богатств родного края.


© 2010-2022