Конкурс Учитель года Объяснительная записка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В Оргкомитет муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года России - 2016»

учителя информатики и ИКТ

МКОУ ООШ № 13 п. Штурм

Корнеевой Ирины Филипповны







Конкурс Учитель года Объяснительная записка























Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришло.
Забудем, как считали на листочках
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Твори! Учись и пробуй!

Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии. Я работаю в школе 26 лет, стараюсь идти в ногу со временем и с потребностями современной школы.

Условия возникновения, становления опыта. Проблема

Перед современной школой стоит очень важная задача - подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.

В наше время бытует мнение, что развитие сети Интернет, доступность компьютера большинству учащихся, делает наших детей рабами виртуального мира. Как помочь направить возможности компьютера на формирование духовных, нравственных ценностей? Так возникла тема моего опыта «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках информатики»

Актуальность

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТА призван обеспечить выполнение следующей основной цели: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося "на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования», активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио -, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;[14]

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Актуальность применения ИКТ на уроках имеет конкретное обоснование: культура - уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Таким образом, в настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, тем самым, создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства.

Уроки информатики не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку. Все это заставило меня переосмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность.

Анализ результатов показал, что с миром компьютеров связаны интересы большинства подростков и именно этот ресурс я предполагаю использовать для активизации познавательной деятельности учащихся через поисковую и творческую деятельность на уроке и дома, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой органичной системой: урок информатики - внеурочная работа - индивидуальная работа с учащимися.

Теоретическая база опыта

В своей работе я опираюсь на идею активизации познавательной деятельности учащихся, которую изучали многие ведущие ученые - психологи и педагоги: Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко.

Методологическую основу исследования составили современные концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др). Исследование базируется на трудах отечественных и зарубежных учёных в области применения компьютерных технологий в школьном образовании (М.Ю. Бухаркина, Н.А. Лепская, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Б.Хантер и др.).

Думаю, что через повышение творческой активности учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, повышения культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.

Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.

На мой взгляд, наиболее перспективными принципами педагогической техники являются принципы, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств» [4]

Опираясь на наиболее существенное в трудах ведущих педагогов, используя элементы известных методик, я наметила свой подход в использовании информационно-коммуникативных технологий в преподавании изобразительного искусства, в чем и вижу новизну опыта.

Постановка целей и задач

Проведение уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий - это мощный стимул в обучении.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет:
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,
- применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды,

Целью своей педагогической деятельности считаю: обеспечение положительной динамики творческой активности учащихся, в результате применения информационно - коммуникативных технологий в преподавании изобразительного искусства.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;

предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;

расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развитие творческих способностей учащихся.

Основные направления использования

информационно-коммуникативных технологий на уроках информатики

Их эффективность бесспорна, так как они позволяют: расширить информационное пространство; увеличить скорость поиска информации; интенсивность обработки полученных знаний. Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов. На каждом этапе я использую элементы информационно-коммуникативных технологий. Целесообразность их использования объясняется тем, что появляется возможность достичь тех результатов обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии, как пишет И.В. Роберт [9].Информационно-коммуникативные технологии применяю на разных этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- при закреплении;

- при повторении;

- при контроле знаний, умений и навыков.

Поставив себе задачу включения в учебный процесс ИКТ технологий, следовало решить вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках искусства.

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ

Сегодня представить современный урок без проектной деятельности учащихся просто невозможно. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий.



Литература

1.Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2012. 447 с.. 343.

2.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном

процессе. - pedsovet.org

3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 2002.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

5.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994.

6.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.,2006.

7.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие. - М., 2001.

9.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М., 1994.

10.Шамова Т.И. Теория активизации учебно-воспитательного процесса. - М.,2003.

11.Чернов А.И. Концепция и методика. lesson-history.narod.ru

12.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 05.11.2013)

14.Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования // Федеральный государственный образовательный стандарт. edu.ru/db/portal/obschee/


© 2010-2022