Беседа по повести В. Короленко Человек создан для счастья

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Человек создан для счастья…».

Цель: Формирование понятий «счастья».

- Расширять знания о главном герое, его характере, взаимоотношениях людей в его обществе.

- Учить анализировать факты, используя текст.

- воспитание у ребят желания бороться за свое счастья, на примере Петра.

- Коррекция диалогической речи.

Ход занятия.

  1. Огр. Момент.

  2. Вступительная часть.

« Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком ( моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, над одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным и вдобавок музыкантом по профессии».

- О какой повести это высказывание?

( это высказывание о повести «Слепой музыкант»).

- А почему, вы так считаете?

( потому, что Короленко так высказывался о создании повести «Слепой музыкант»)

- Назовите герой этой повести?

(Петр, его мать Анна Михайловна, дядя Максим ее брат, Эвелина, Иохим, семья Ставрученко, звонарь.)

- Кто главный герой повести?

( главный герой повести Петр Попельский.)

- О чем эта повесть?

( эта повесть о слепорожденном мальчике).

  1. Сообщение темы.

Мы с вами эту повесть уже прочитали, разобрали, сделали зарисовки,

Повесть эта о проблеме человеческого счастья.

- Сегодня наша беседа называется : «Человек создан для счастья…»

Эпиграфом нашего занятия будут служить слова Короленко: «Помните, человек создан для счастья, как птица для полета».

- На занятии мы выясним, что какие бы трудности в жизни небыли, их можно победить.

- Мы будем читать, отвечать на вопросы, пересказывать, исценировать, делать выводы, а некоторые из вас будут моими помощниками.

4. Беседа.

Каким родился мальчик?

( мальчик родился слепым)

Кто почувствовал это страшное горе?

(мать Анна Михайловна)

Что хотел подчеркнуть Короленко, назвав своего героя слепорожденным?

( он хотел подчеркнуть, что слепорожденный мальчик, для которого мир лишен красок и света, жизни и счастья, уже обречен).

- Самое страшное горе какое только может быть - это слепота. Казалось что ребенок обречен на несчастливую жизнь. Но Короленко показал в своей повести, что недопустимо примирение к своему горю, если оно и тяжело.

_ Что влияло на формирование душевного мира мальчика?

(сложный внутренний мир, смутные порывы к свету, неясные образы возникающие в его сознании).

Найдите в повести и зачитайте где автор формирует этот мир. Стр. 10.

- Чтобы показать мир в восприятии слепого, писателю приходилось создавать пейзаж исключительно средствами звуковых образов: звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колес и людской говор.

Кто помогает познать этот мир?

(мать Анна Михайловна, она рассказывает ему о разных предметах, о существах издававших те или другие звуки)

Давайте найдем это место и зачитаем стр.16.

Какую роль в жизни Петра сыграл старый боец дядя Максим?

( он обучал Петра наукам, знакомит с историей страны, прививал интерес к литературе, разработал для него план)

Чей еще образ воплощает автор в жизнь мальчика?

( образ Эвелины, которая готова пожертвовать своим благополучием ради счастья любимого).

Короленко воспевает самоотверженную любовь девушки.

В чем проявляется эта любовь?

(сначала в детской дружбе, потом в юношеской и очень ярко она описана в сцене ревность Петра к юному кадету семьи Ставрученко)

Давайте ребята мы исценируем эту сцену:

(СЦЕНКА)

Э. Скажи мне, Петр, что с тобой? Отчего ты такой грустный? Что с тобой?

П. - Ничего особенного, Мне кажется, что я совсем лишний на свете.

Э. О чем ты говоришь? Успокойся.

П. - Знаешь, мне кажется иногда, что старики правы, что с годами все труднее. Ко мне собирались бы толпы людей, и я пел бы им, о делах их отцов, о подвигах, о славе. Тогда и я был бы чем - ни будь в жизни. А теперь? Даже кадет и тот - говорит: жениться и командовать частью. А мне и этого не доступно.

Э. Это ты наслушался речей молодого Ставрученко.

П. - Да, у него очень приятный голос. Он красив наверное.

Э. И это все глупости.

П.- Нет, будем справедливы, оба они хорошие.

Э. Почему?

П.- Потому что…

Э. Потому, что ведь ты на мне женишься, и наша жизнь будет одинакова.

П.- Я… На тебе? Значит, ты за меня… замуж?

Э. Ну да, конечно.

П.- Конечно. Послушай, Веля. А я …

Э. Что же ты?

П.- А я - слепой?

Э. Ну, да! Ты и я, мы оба любим друг друга. Какой ты глупый. Ну подумай сам: мог ли ты сам без меня?

П. - Я бы умер.

Э. И я тоже. Так зачем мучаешь меня?

П. - Мучу? Ну да, мучу. Я не виноват. Я хочу видеть - понимаешь? Хочу видеть и не могу освободиться от этого желания.

Как характеризует Петра эта сцена?

- Что он стал раздражительным, тосковал о том что не может быть таким как все, но Эвелина помогает ему найти себя.

Выходит что они любят друг друга и жить не могут друг без друга.

С кем еще знакомит писатель нашего героя в своей повести?

- писатель знакомит нашего героя со слепым звонарем.

Найдите в книге разговор Петра со слепым звонарем и прочитайте его разговор по ролям.стр.96

Какие черты характера Петра , раскрываются после разговора со слепым звонарем?

(в том, что он снова омрачен, стал задумчивым, на лице выражалась какая-то горечь.)

Что он был сначала оживлен и по своему весел, а после разговора со звонарем он стал омраченным и эта омраченность глубоко запала в сердце, стал задумчивым, а на лице выражалась какая-то горечь, он стал резким и раздражительным.

Куда решил послать дядя Максим племянника?

( он решил послать в путешествие с нищими)

Что хотел старый боец, чтобы почувствовал Петр в путешествии?

( всю глубину людских страданий. Хотел чтобы почувствовал чужое горе и этим излечил свою душу)

Что узнает Петр в своем путешествии с нищим? (рассуждения детей)

Какие слова сказал дядя по приходу Петра?

Какая основная идея повести?

А что такое человеческое счастье?

Человеческое счастье -в преодолении эгоизма, в любви к людям, в труде и творчестве на общее благо, чувство и состояние полного высшего удовлетворения.

И вы , ребята, какие бы недостатки и трудности в жизни не были, должны страстно верить в счастье и к этому стремиться всеми силами своей души и за это бороться.

И в заключение я хочу снова обратиться к словам Короленко:»Помните, человек создан для счастья, как птица для полета»



© 2010-2022