• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: «ОБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ РАННЕВЕСЕННЕЙ ОБРЯДОВОЙ ВЫПЕЧКИ»

Доклад на тему: «ОБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ РАННЕВЕСЕННЕЙ ОБРЯДОВОЙ ВЫПЕЧКИ»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ



ДОКЛАД

«ОБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ

РАННЕВЕСЕННЕЙ ОБРЯДОВОЙ ВЫПЕЧКИ»

Подготовила: Рублёва Наталья Николаевна

мастер п/о

г. Егорьевск 2015

«Человеку надо знать свои корни, и тогда все что он делает, будет вечно.

Давай же будем помнить об этих корнях » В. М. Песков

Обрядовая культура имела чрезвычайную познавательную, нравственную, эстетическую ценность в жизни народа Древней Руси. Она была плотно вписана в образ жизни, помогая человеку познавать мир и осознавать в нем себя. Все действия, отточенные поколениями, вырабатывали правила поведения и позволяли осознать и понять суть окружающих вещей и общую картину мира. В настоящее время, время этнического возрождения и подъема национального самосознания, повышается научный и социальный интерес к традиционной обрядовой культуре, её роли в процессе создания порядка, привнесения в бытие законов и правил, поддерживающих жизнь, что обусловливает актуальность данной работы.
Объект исследования моей работы - образное содержание традиционной ранневесенней обрядовой выпечки.

Обряд - это церемония, чин, по которому совершаются строго определенные обычаем действия, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции. Глубинный смысл обряда, как процесса созидания, нередко выражается через технологические процессы . К их числу относятся и процесс приготовления пищи. Кулинарный код обряда, пожалуй, наиболее распространенный и выразительный . Практически не встречаются обряды, которые не предусматривали бы приготовление угощений и их распределение среди присутствующих. Одной из причин, объясняющих универсальную "уместность" кулинарной технологии в самых различных ритуалах, является то, что действия по приготовлению, распределению и поеданию пищи составляют полный цикл: преобразование природных продуктов в искусственные, культурные символы, их функционирование и уничтожение. Еще одна причина видится в том, что в процесс изготовления и использования кулинарных символов вовлечены все основные средства восприятия и переживания мира: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Пожалуй, ни в каком другом технологическом процессе они не составляют такого единства и не "используются" в такой полноте. [1; 212]

Традиции выпечки фигурного обрядового печенья берут свое начало из глубины веков. Как один из наиболее позитивно окрашенных символов, печенье упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем. Наши Предки считали обрядовое печенье подарком Богам, отдавали им самое лучшее. Древние обряды проходили торжественно. Особая тишина леса, ожидание чуда, потрескивание костра, в который покрошили требу - обрядовое печенье. Печенье должно легко крошиться и не быть влажным, его аромат должен достигнуть Неба, печенье должно быть красивым - ежели больше отдашь - больше вернется. С помощью фигурок пытались добиться милости богов.

Приготовление печенья приурочивалось к календарным праздникам для проведения сельскохозяйственных обрядов, которые были глубоко осмыслены и отмечены магией продуцирующего и очистительного свойства, должны были воздействовать на улучшение будущего урожая, здоровья и благополучия людей. [2;12]

В своей работе я хочу поделиться наблюдениями, связанными с осмыслением образного содержания традиционной ранневесенней фигурной выпечки в целом ряде народных календарных праздников. В обрядовых действиях весенних праздников прослеживаются мотивы почитания предков, мотивы ожидания скорейшего прихода весны, плодородия и будущего урожая. Поэтому уже сама форма обрядовой выпечки, в виде птиц, в мифологическом сознании воспринимаемых вестниками «с того света», связывает эти обряды с культом предков . По народному пониманию, птицы являются существами отчасти священными. Знаки птиц, их птенцов, яиц и гнезд - это знаки добра, счастья, благополучия. О том, что обрядовое печенье предназначалось предкам, свидетельствует места, куда оно помещалось. Как правило, это такие места, где возможен контакт с «тем» светом»: клали на крышу сарая, чтобы к ним прилетали настоящие жаворонки, у реки, в овраге, влезали с ними на солому, залезали на деревья, относили на гумно или в поле.

Церковный праздник в честь преподобного Герасима совпадал с одним из первых признаков приближающейся весны - прилетом грачей, отчего этот день получил название «Герасим - Грачевник». По традиции из кислого ржаного теста пекли обрядовое печенье «грачики», «грачевники», самое разнообразное по форме. На Ярославщине хозяйки стряпали продолговатые, как ладонь лепешки, прилепляли долгоносую головку, вместо глаз вставляли угольки - прямо из печки . Испекут грачевники, а дети навтыкают им в хвост и в бока черные перышки и побегут на улицу грачей звать. Это делалось для того, чтобы встретить прилет долгожданных птиц, приносящих весну. «Грачиков» делали по числу членов семьи или на одного больше и запекали в каждую птичку по какому-нибудь небольшому предмету, который предвещал судьбу тому, в чьем «граче» он оказался. Кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить птиц и с грустными предсказаниями - иначе хорошие не сбывались.

День весеннего равноденствия, 22 марта, когда «день с ночью мерится, равняется» - вторая встреча весны, древнейший на Руси праздник. В церковном календаре это сорок мучеников Севастийских, а в народе - просто Сороки. В этот день по обычаю пекли жаворонков - булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу.

Обряд этот имел серьезное бытовое значение и даже взрослые крестьяне хозяева считали нужным и полезным покликать весну хотя бы с крыльца. А девушки-невесты и дети забирались на пригорки и крыши и «кликали весну», пели веснянки. Одну из фигурок бросали при этом в печь. «Жаворонков» также относили на гумно, оставляли в сарае, давали скоту, отпускали в проточную воду. Поиграв с жаворонками, детвора съедала их. Оставление одного жаворонка на соломе, на балке, на дереве, может быть, имело раньше жертвенное значение.

Выпекали и украшали птичек везде по местным традициям. В деревнях их пекли чаще всего из пресного ржаного теста, украшали старинными узорами, зернышками, перевязывали цветными тряпочками, лентами. Фигурки лепили разной формы: завивали спиралью, завязывали узелком, перевивали веревочкой, сажали на спинку птенцов. Городские жители готовили жаворонков из сдобного пшеничного теста с разными вычурами, мазали медом, золотили головку. А деревенским ребятам и простые ржаные жаворонки доставляли большую радость.

Чаще всего птиц делали с растопыренными крыльями, летящими, но также широко была распространена технологическая традиция, по которой тестяные птицы делались настолько условно, что можно только догадываться что это птица, тем более нельзя было понять летит она или сидит.

В эту же пору в Каргополе хозяйки пекут особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех обводов, завитых "по солнышку". В «тетерках» заложен глубочайший смысл, в них изображены древние символы, связанные с солнцем, небом, идеей процветания и блага. [3; 22].

На Благовещенье пекли просфоры, которые наделяли особыми магическими свойствами. Просфору получали в церкви, либо сами хозяйки выпекали дома «хлебцы» из кислого ржаного теста, которым старались также придать форму просфоры. «Хлебцам» приписывалась такая же чудодейственная сила в обеспечении будущего урожая, личного и семейного благополучия, как церковным просфорам. Существовал обычай в одну из домашних просфор запекать копейку и тот, кому она доставалась, считался счастливым и удачливым, мог начинать сев и другие работы. Вместо просфор в некоторых местах пекли благовещенское печенье в форме сельскохозяйственных орудий: плуга, бороны и серпа. «Серпы» отдавали девушкам, чтоб быстро жали, а «плуги» и «бороны» - парням, чтобы они преуспели в распашке. Во многих местах во время сева просфору измельчали и добавляли к семенам, с которыми шли засевать . Также благовещенскую просфору в платочке брали с собой в путь для благополучия.

На 4 неделе Великого Поста, в Средокрестье, пекли печенье «кресты» или «покрестники». Это печенье в форме креста или лепешки с наложенным на неё из того же теста четырехконечным крестом. Покрестники эти, как знаки благополучия и урожая, засушивали и берегли. Печенье давали ребятам в первый день выгона животных, брали с собой, когда ехали запахивать, несли в поле вместе с куском пасхи и просфорой.

В ходе своего исследования я убедилась, что обрядовое печенье было для русского народа не просто пищей и развлечением, а имело магический смысл. Приготовление обрядового печенья было направлено на укрепление семьи и поддержание связи с предками, отражало обожествление человеком окружающей природы, тесную связь с ней. Все действия с обрядовым печением представляли собой различные способы передачи ритуальной пищи умершим родственникам, стремлением почтить своих предков. Почитая своих предков, люди ждали от них помощи и подсказки, что и как нужно сделать, чтобы было лучше и правильнее. Все обряды были пронизаны глубокой верой, искренностью, эмоциональностью. Люди, сохраняющие традиции, живущие по заповедям, берегущие честь рода, накапливают положительную энергию. Это радость, здоровье, творческая активность.

Знание истории, духовной культуры, уклада жизни, этики взаимоотношений между поколениями, помогут возрождению нашего национального самосознания.







Список литературы:

1.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.

2. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III. -/ Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 249 с.

3. Шевелева Е.В. «Каргопольские тетерки» //Народное творчество. - 2003.

Интернет-ресурсы:

rnv.rodnovery.com/index.php/2011-01-07-15-07-46/59-hlebivypechka



© 2010-2022