Все о методе проекта

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

(Л. С. Выготский)

С методом проекта я познакомилась еще 2009 году на курсах в ИПП и ППК в г. Петропавловск. Там же я защищала первый проект.

Все о методе проектов

  • «Брошенный вперед», «путь исследования» (греч)

  • Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях -план, замысел какого-либо действия.

  • Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию
    личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания продукта, обладающего субъективной или объективной новизной.

Учебный проект

  • Комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально) с целью практического и теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов

Все о методе проекта

Классификация проектов

Типы проектов (по способу организации деятельности учащихся)

  • Индивидуальная

  • Парная

  • Групповая

Типы проектов

Все о методе проекта

Все о методе проекта

Особенности исследовательских проектов

Все о методе проекта

Все о методе проекта

Все о методе проекта

Все о методе проекта

Все о методе проекта

Предметно-содержательная область проектирования:

  • Монопроект

  • Межпредметные проекты

Особенности монопроектов

  • Такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются более сложные разделы или темы.

  • Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей, но сама проблема принадлежит к какой-то одной конкретной области.

  • Данный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате проектной работы.

Межпредметные проекты

  • Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время. Предполагают большие затраты временных ресурсов.

  • Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, согласованной работы многих творческих групп в выборе средств достижения целей, тщательной структуризации хода исследования, хорошо проработанные формы итоговой презентации.

Основные условия применения метода проектов

  • Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.

  • Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).

  • Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.

  • Структурирование этапов выполнения проекта.

  • Самостоятельность деятельности воспитанников в ситуации выбора.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно используются и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и, конечно, проектная деятельность. Эта педагогическая технология эффективно используется в ДОУ, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

В чем мы преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. «В ДОУ, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за воспитателем».

Главными целями введения этого метода в ДОУ являются: развитие интереса к знаниям, приобретение исследовательского опыта, развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории, развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т. д.; получение дополнительных знаний по теме, развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер и поэтому-то взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или же, иначе говоря, их интеграция.
В соответствии с требованиями образовательно-воспитательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Таким образом, интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.
Вариативность использования интегрированного метода обучения довольно многообразна:

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности);

  • Интеграция дополнительного образования воспитательно - образовательного процесса;

  • Интеграция разнообразных видов искусств внутри художественно-эстетичесогого направления;

  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

И именно интеграция на основе единого проекта представляет особый интерес.
Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Другими словами, проектный метод это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.
Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать "деятеля", а не "исполнителя", развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры.
Темы проектов могут быть самыми различными - как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.). Тема проекта может быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т. п.).

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.



© 2010-2022