Рекомендации по выполнению исследовательских работ

Методическое  пособие  для  студентов  3 и 4 курсов педагогических колледжей. В работе  представлена  последовательная технология выполнения выпускной квалификационной работы. Данное  пособие  может  быть интересно и для  руководителей  выпускных квалификационных работ. В работе  освещены  такие  вопросы:   как правильно сформулировать тему исследования, отобрать  необходимую  для  изучения литературу, оформить список  литературы, а также  даны  рекомендации по написанию обзорно-теоретической  ч...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по выполнению исследовательских работМинистерство образования и науки Челябинской области

ГОУ СПО «Саткинский педагогический колледж!

В помощь студентам при выполнении научно-исследовательских работ.







Сатка, 2009.

Методическое пособие составлено преподавателем высшей категории ГОУ СПО «Саткинский педагогический колледж» Нефёдовой Л.А









Методическое пособие для студентов 3 и 4 курсов педагогических колледжей. В работе представлена последовательная технология выполнения выпускной квалификационной работы. Данное пособие может быть интересно и для руководителей выпускных квалификационных работ.

Оглавление.

Введение ……………………………………………………………………… 3

1.Формулирование темы …………………………………………………… 5

2.Поиск информации по теме исследования…………………………………7

3.Составление библиографии………………………………………………… 12

4.Изучение и анализ научно-методической литературы…………………….16

5.Написание обзорно-теоретической части исследовательской работы….18

6.Определение объекта и предмета исследования…………………………..21

7.Формулирование цели и задач исследования…………………………… 23

8.Формулировка гипотезы……………………………………………………..24

9.Опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы……………25

10.Литературное оформление материалов исследования …………………..29

11.Технические требования к оформлению выпускной квалификационной работы………………………………………………………………………… 30

12.Правила оформления приложений………………………………….

13. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

14.Процедура защиты выпускной квалификационной работы………………… Приложение

Литература



Введение.

Дошкольные учреждения, школа сегодня нуждаются в воспитателях, учителях, которые владеют методиками диагностики и способами личностного развития детей; умеют выделять личностные смыслы в содержании образования; умеют обучать детей творчески мыслить и действовать. При этом достаточно велика роль исследовательской работы студентов педагогического колледжа в развитии таких качеств специалиста, как профессионализм и компетентность, самостоятельность и творческий подход к делу, формировании умений непрерывно учиться, обновлять свои знания.

В настоящее время в действие введена Программа развития среднего педагогического образования. В ней говорится об основных тенденциях развития содержания среднего педагогического образования, среди которых усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки; интеллектуализация содержания среднего педагогического образования; преемственность содержания среднего и высшего педагогического образования. Одним из направлений инновационной деятельности в системе среднего педагогического образования является становление исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений

В современной педагогической науке существует большое количество работ, посвященных различным аспектам исследовательской работы студентов . Опыт привлечения студентов к исследовательской и опытно-экспериментальной работе имеется во многих педагогических колледжах и училищах. Сформирована практика проведения научных конференций студентов

В литературе встречаются термины «научно-исследовательская работа» и «учебно-исследовательская работа», которые толкуются по-разному. Так, под научно-исследовательской работой понимают такую деятельность студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой . Таким образом, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов взаимодополняют друг друга. Из приведенных определений видно, что существенным различием между ними является степень самостоятельности выполнения исследовательского задания студентом и новизна результата.

Таким образом, под термином «учебно-научно-исследовательская работа студентов» можно понимать процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности, предполагающей с этой целью на начальном этапе внедрение элементов научных исследований в учебный процесс в колледже, затем - в вузе, а в дальнейшем - самостоятельную исследовательскую работу студента по проблеме.

Исследовательская работа организуется в колледжах с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы. Итогом этой работы являются выступления на студенческих научных конференциях, рефераты, курсовые и дипломные работы, возможно публикации (статьи или тезисы). Исследования могут проводиться как по общим вопросам педагогики или психологии, так и по частным методикам. В ходе их выполнения решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведения научного исследования и, в тоже время, знания по педагогике, психологии и методике приобретают конкретное наполнение, закрепляются в ходе непосредственной работы с детьми. В результате обеспечивается повышение уровня методической подготовки педагога.

Анализ выпускных квалификационных работ, выполненных студентами показывает, что большинство студентов испытывают сложности при написании выпускной квалификационной работы. Данное пособие направлено на то, чтобы помочь студенту преодолеть все этапы затруднения при проведении исследования и её оформлении.



  1. Формулирование темы.

С чего начать выпускную квалификационную работу?

Любая исследовательская работа начинается с определения темы.

Тему может предложить преподаватель или сам студент.

Как правильно сформулировать тему? Как правильно выбрать тему исследования?

Выбор темы исследования имеет важнейшее, во многом определяющее значение. От правильного подхода к определению темы во многом зависит результативность всей работы студента.

При выборе темы учитываются ее актуальность, новизна постановки научной проблемы, потребности практики.

Актуальность темы определяется в данном случае двумя параметрами - потребностью, во-первых, в ее изучении самой наукой, во-вторых, практики. Здесь практика понимается в широком плане, она предполагает использование материалов работы не только в работе воспитателя, но и в учебном процессе в качестве специальных курсов, дополнительных источников для раскрытия темы.

При определении темы исследования существенное значение имеет новизна постановки и решения проблемы. Определяя ее, следует принимать во внимание ранее проведенные исследования и сделанные предшественниками выводы. Тема должна формулироваться так, чтобы ее исследование стало новым шагом в науке. Составляющих при выборе темы много, но исключительное значение необходимо отнести пониманию, осознанию ее студентом.

При выборе темы необходимо учитывать наличие документальной базы. Бывает так, что тема как бы вырисовывается, ее содержание исследователь хорошо представляет, но источников явно недостаточно, чтобы провести изучение научной проблемы.

Тема может быть в своей основе новой для студента. Но лучше, намного лучше, если он ее знает, понимает, хотя бы в основном. Лучше всего, когда студент приносит с собой облюбованную и в какой-то мере выношенную им тему работы.

Немаловажное значение имеет формулировка темы.

Во-первых, она должна точно отражать суть темы, цель исследования;

во-вторых, должна быть по возможности краткой;

в-третьих, конечно же, написана грамотно.

Ключевые слова формулировки темы должны указывать на предметную область исследования и суть проблемы.

Например,

«Формирование связной речи детей седьмого года жизни а процессе словесного творчества на материале русских народных сказок о животных»

Иногда большое значение придают тому, чтобы формулировка была яркой, броской, но не всегда это возможно.



2.Поиск информации по теме исследования.

Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли студент искать и обрабатывать найденную информацию. На сегодняшний день существуют альтернативные источники информации: базы данных библиотек; учебная, методическая и научная литература; художественная литература; базы данных сети Интернет.

Первый шаг в этом направлении- выбор научных и методических источников по проблеме. Для подбора необходимой литературы студенту лучше всего обратится в городскую библиотеку, в которой имеются тематические каталоги.

Каталоги бывают - каталоги книг, периодических изданий, кинофотофонодокументов, магнитоленточных изданий, микрофиш.

По способу группировки записей каталоги подразделяются на алфавитные, систематические, предметные и т.д. В алфавитном каталоге библиографические карточки в ящичках библиотеки расположены по фамилиям авторов изданий (в алфавитном порядке). В систематическом каталоге библиографические карточки сгруппированы по темам и тоже в алфавитном порядке.

В библиотеке попросить библиотекаря подобрать имеющиеся источники, исходя из темы исследования и взять данные источники для ознакомительного чтения. Каждый источник зафиксировать на библиографической карточке. В карточку внести данные, которые в дальнейшем будете использовать для составления списка литературы. Советую следующий тип оформления карточки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА - карточка, содержащая описание источника информации об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (год и место издания, издательство, надзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание), количественную характеристику источника (страницы, объём, тираж, цена и т.п.).

В настоящее время большинство документов публикуются на бумажных носителях. Это очень дорого, занимает много места, связано с большими трудностями поиска данных. Поэтому особый интерес сегодня вызывает работа с информацией в сети Интернет.

Работа с информацией в сети Интернет.

ИНТЕРНЕТ ( Internet ) - Всемирная компьютерная информационная сеть. Охватывает более 70 стран в различных частях света. Информация в Интернете представлена в двух основных видах: на WWW и FTP серверах.

На WWW серверах, как правило, представлена регулярно обновляющаяся, открытая для свободного поиска информация, здесь также можно работать с графическими изображениями.

Данные на FTP серверах в основном представляют собой огромные архивы полезной информации, работа с которыми требует предварительной перекачки информации с сервера на свой компьютер. Во многих случаях эта информация поддерживается коммерческими организациями, и в этом случае за информацию надо платить.

Аббревиатура RU означает Russia (Россия), US -Америка. и т.д.

Потенциальные возможности Интернет для образовательных учреждений средней и высшей школы огромны. Студенты, имеющие вход в Интернет, могут общаться со своими сверстниками, живущими в любой стране, имеют доступ к богатейшим информационным ресурсам мира.

ПОИСКОВЫЕ ПОРТАЛЫ

Далее будут рассмотрены наиболее значимые информационные проекты и службы двух крупнейших российских порталов, которые были созданы на основе поисковых систем.

Яндекс yandex.ru/Рекомендации по выполнению исследовательских работ

Поисковая система yandex.ru предназначена для работы с «русскоязычным» интернетом. Это одна из самых популярных и удобных поисковых систем.

RAMBLER


Рекомендации по выполнению исследовательских работ


rambler.ru


Интернет-холдинг Rambler является одним из наиболее известных российских порталов. Он объединяет поисковую систему Rambler, а также ряд бесплатных сервисов и информационных проектов. Ресурсы портала ежедневно посещают более 3.5 миллионов человек. Доступ к ИПС Rambler был открыт в 1996 году. На сегодняшний день база этой ПС содержит информацию о более чем 12 миллионах документов, расположенных на серверах России и стран СНГ.

Наиболее значимыми проектами портала Rambler являются " Rambler -Наука", " Nature ", "Интерактивные карты", "Словари" и " Rambler - FTP ".

Проект Rambler -Наука (science.rambler.ru/)

Данный проект был создан с целью повысить научный потенциал российского Интернета и сгладить дисбаланс, сложившийся в сфере распространения научной информации. Являясь одним из основных способов обмена узкоспециальной информацией, сеть Интернет остается очень слабо задействованной в таких областях, как междисциплинарный обмен, обучение и популяризация знаний. Проект Rambler-Наука осуществляется при поддержке МГУ им.М.В.Ломоносова, научный потенциал которого гарантирует высокий уровень подготовленных материалов.

Рекомендации по выполнению исследовательских работ Апорт http



Специализированный поисковый портал Апорт является одним из наиболее известных российских порталов и объединяет поисковую систему, каталог Интернет-ресурсов, а также ряд бесплатных сервисов и информационных проектов.

Рекомендации по выполнению исследовательских работ

Рекомендации по выполнению исследовательских работ



Еще одна очень удобная поисковая система - это GOOGLE, которая позволяет за короткое время по ключевым словам найти нужную информацию. Продемонстрируем, как это сделать. Например, мы ищем материал по теме «Антиутопия». Набираем в строке поиска это слово и ждём результат. За 0,24 секунды система предлагает нам примерно 359 000 вариантов. По их краткому описанию мы выбираем наиболее нам подходящие и интересные. Открываем их, лучше всего в новом окне. Это сэкономит наше время, сделает доступными одновременно несколько документов.

Без сомнения, будет полезна многим учителям ссылка на портал "Культура России", который является официальным сервером Министерства культуры РФ.

"Культура России" http :// www . russian culture.ru

Портал обладает встроенной ПС, которая позволяет осуществлять поиск с использованием ключевых слов как в текстовых материалах сайта, так и по описаниям оцифрованных изображений. Результаты поиска выводятся в виде списка ссылок на объекты, отвечающие заданным критериям.

Основная база портала содержит критические и биографические статьи о художниках, писателях, архитекторах, артистах театра, актерах кино и их произведениях. В разделе "Изобразительное искусство" представлены оцифрованные изображения произведений искусства, фотографии памятников архитектуры, портреты деятелей культуры, коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи.

Структура портала состоит из следующих разделов: изобразительное искусство, литература, архитектура, театр, кино, музыка и декоративно-прикладное искусство. В зависимости от типов представленных объектов выделы разделы по персоналиям, произведениям, искусствоведческим и культурологическим обзорам, новостям культурной жизни.
Альтернативную навигацию по web-сайту можно осуществлять по хронологическим периодам отечественной истории. Внутри каждого хронологического раздела материал сгруппирован по произведениям культуры и искусства, созданным в это время, и биографическим сведениям об авторах.

3.Составление библиографии.

Составление библиографии - важная часть процесса написания научной работы. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентируются государственными стандартами Российской Федерации.

Библиографический список к научной работе включает библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой. Он помещается после основного текста работы. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Существуют различные способы группировки литературы в библиографических списках:

  • алфавитная (общий алфавит фамилий авторов и заглавий книг и статей)

  • по главам работы монографического характера (вначале указывается литература общего характера, затем материалы, относящиеся к той или иной главе в алфавитном или хронологическом порядке)

Библиографическое описание документа состоит из приводимых в определенной последовательности фрагментов (областей описания), содержащих сведения о конкретном признаке издания, статьи, патента, электронного ресурса. Сведения об издании следует приводить с титульного листа документа. Каждая область описания отделяется условным разделительным знаком. Общая схема библиографического описания документа в целом:


  • Заголовок. Основное заглавие [Вид документа] : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. - Сведения об издании. - Место издания : Издательство, Дата издания. - Объем. - (Основное заглавие серии; номер выпуска серии).

Рекомендуется представлять единый список литературы (книги и статьи) к работе в целом. В этом случае каждый источник упоминается в списке один раз. Все записи в списке располагаются в алфавитном порядке авторов или заглавий.

При наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд в конце списка документов с единой нумерацией по всему списку.

Библиографическое описание документа

Обращаем ваше внимание, что с 1.07. 2004 в действие введен новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.1- 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Этот стандарт заменяет ГОСТ 7.1-84 и вносит существенные изменения в правила библиографического описания книг и статей, используемых при составлении списков литературы к теме научного исследования. Стандарт размещен на сайте Российской книжной палаты: bookchamber.ru/gost.htm

Согласно правилам предусмотрены следующие элементы библиографического описания:

  • фамилия автора, инициалы

  • заглавие

  • сведения, относящиеся к заглавию (сведения, уточняющие основное заглавие книги)

  • сведения об ответственности (авторы, редакторы, составители)

  • сведения о повторности издания

  • выходные сведения (место издания, название издательства, год издания)

  • количественная характеристика

Примеры библиографического описания различных документов

Описание книги одного автора


Бирюков П. Н. Международное право: учеб. пособие / П. Н. Бирюков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 416 с.

Описание книги двух (или трех) авторов

Вначале указывается фамилия первого автора, а за косой чертой перечисляются оба с инициалами перед фамилией.

Еникеев М. И. Общая, социальная и юридическая психология: краткий энциклопедический словарь / М. И. Еникеев, О. Л. Кочетков. - М.: Юридическая литература, 1997. - 447 с.

Статьи из сборников, журналов и газет

Для описания статей из сборников, журналов и газет указываются следующие сведения:

  • фамилия автора, инициалы

  • заглавие статьи

  • источник (газета, журнал, сборник статей, в котором помещена статья)

  • место, год, номер или выпуск, страницы, на которых размещена статья.

Статья из сборника

Александрова Т. Н. Основы номинации историзмов современности / Т. Н. Александрова // Филологические чтения факультета иностранных языков. - Вологда, 2001. - Вып. 3. - С. 3-4.

Статья из журнала

Иванова Е. Ю. На грани элитарной и массовой культур: к осмыслению "игрового пространства" русского авангарда / Е. Ю. Иванова // Общественные науки и современность. - 2001. - № 1. - С. 162-174.

4.Изучение и анализ научно-методической литературы.



Следующий этап- просмотровое чтение. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, поскольку с их помощью студент может только предположить, что в книге или статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части(оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные знания и насколько полно в каждом из источников они представлены

В результате такого просмотра устанавливает- какие из источников будут использованы в дальнейшем .

Далее приступаете к ознакомительному чтению. Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, дословное внимательное прочтение отобранных статей, книг или отдельных страниц.

Цель - познакомиться с характером информации в целом, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания .

Следующий этап -аналитико-критическое или творческое чтение -близкие между собой виды чтения Первый из них предполагает направленный критический анализ информации, второй-поиск тех суждений, фактов , по которым высказываются мысли. Данный вид чтения предполагает , что читатель работает с карандашом в руках . Если ,читаемая книга, журнал принадлежит вам лично, то многие записи можно делать прямо на полях Если перед вами библиотечные страницы, обязательно нужны закладки. Ими отмечается то, что остановило внимание, на них указывается индекс страницы и образца (например, с 18, 4сверху). Обычно опытный читатель пользуется системой условных обозначений, которые он делает на полях книги.

  1. Знаки одобрения NB!-выделение важных, интересных мест.

  2. Знаки возражение (сомнения или ошибочные на ваш взгляд___??? Vv

  3. Знаки дополнения ( для фиксирования дополнительных сведений)

При работе со своей или чужой книгой в равной степени нужны записи прочитанного. Совершенно бесполезно переписывать весь текст книги или статьи. По ходу чтения достататочно выборочных записей Обычно выписывается то, что наиболее существенно для данного читателя Вопрос о том, где записывать, решается с учетом целей и задач работы. Очень удобно укладывать записи в отдельные листы. Особенно удобна работа на листах . Листы с записями легче объединить при рассмотрении отдельного вопроса, их легче сравнивать, обобщать, систематизировать .Чтобы их не потерять необходимо завести папочки по темам.

Записи должны быть удобны для пользования и грамотными одновременно. Так, совершенно необходимо вначале дать точные выходные данные о читаемой работе(автор, полное название книги по титульному листу, место издания,год издательства)

Например,

Петряков И.В., Трифонов Д.И.

Великий закон . М. 1976г.

Если вы работаете со сборником, вначале укажите полное название всей книги, а затем название главы, статьи.

По каждой изученному информационному источнику составьте план, который в дальнейшем поможет увидеть одинаковые вопросы в работах разных авторов.

Рекомендации по составлению плана.

Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы уточнить формулировки.

Стремитесь ,чтобы заголовки- пункты наиболее полно раскрывали мысли автора. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.


  1. Написание обзорно-теоретической части исследовательской работы.

Изучив, отобранные источники , приступите к составлению плана рассмотрение первой главы выпускной квалификационной работы. Чаще всего данную главу работы называют: «Обзорно-теоретический анализ литературы по проблеме….».

Содержание обзорно-теоретической главы зависит от жанра ВКР (выпускной квалификационной работы).Однако в любом случае она имеет свое название, адекватно отражающее ее содержание.

В случае исследовательской работы данная глава посвящается рассмотрению существующих в отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературе подходов к разработке поставленной или аналогичной проблем. Глава должна адекватно отражать состояние разрабатываемой проблемы на момент написания работы, содержать критический разбор существующих подходов к ее решению, указание того, какие особенности существующих подходов не позволяют считать проблему решенной и требуют ее дальнейшей разработки. Краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других авторов сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются «белые пятна», противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора. Обзорно-теоретическая часть работы завершается кратким резюме и логичным переходом к эмпирической части исследования.

Результатом написания обзорной главы должны быть:

- разъяснение поставленной в работе проблемы,

- постановка и обоснование теоретической гипотезы исследования, определяющей, в каком направлении необходимо искать разрешение сформулированной проблемы,

- постановка общих задач работы, касающихся как нахождения общетеоретического разрешения проблемы, так и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотез исследования,

- обоснованный переход к эмпирической части работы.

В случае методической работы содержание обзорной главы сводится в основном к анализу существующих в данной области технологий, средств, методов воспитания, обучения и развития. Результатом написания главы выступает доказательство необходимости разработки и апробации новых методов и процедур, которые предлагает автор работы.

В случае прикладной работы обзорная глава оказывается посвящена описанию возникшего практического затруднения и методов его преодоления, существующих к настоящему времени, включая анализ их сильных сторон и недостатков. Результатом написания главы выступают разъяснение практических трудностей, с которыми столкнулся автор, и выделение критериев эффективности, которым должны удовлетворять возможные решения (включая авторские).

Обзорно-теоретическая часть ВКР не должна быть вторичной, т.е. построенной исключительно на воспроизведении сделанных кем-то ранее обзоров в анализируемой области. Ценность обзора определяется также тем, что в нем содержится новый для специалистов в этой области материал (т.е. автор не должен ограничиваться изложением работ, известных специалистам и до него).

Работа должна содержать собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы, предлагаемее студентом. Эта часть работы может составить отдельную теоретическую главу, а может выступить параграфом обзорно-теоретической главы.

Для грамотного написания данной главы необходимо владеть умением составлять тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана.

Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Учитесь классифицировать знания. Необходимо научиться умению находить главное, кратко записывать и четко формулировать мысли. Нужно уметь сравнивать взгляды, точки зрения разных авторов.

Что такое сравнение и как его делать?

Сравнить - это значит сопоставить, найти сходства и различия

Для этого необходимо:

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и признаков, и синтеза - обобщения и нахождения взаимосвязей.

Вы написали конспекты по вопросам плана, который сами составили. Пришла очередь сделать выводы об изученности проблемы в научной литературе, ответить на вопросы

  1. Насколько полно изучено учеными данная проблема?

  2. Какие вопросы изучены полностью?

  3. Какие вопросы вызывают сомнения, противоречивые суждения?

  4. Есть ли «белые пятна», неизученные вопросы в данной проблеме?

Ответив на эти вопросы, вы для себя определите объект , предмет, цели, задачи исследования выдвинете гипотезу.

6.Определение объекта и предмета исследования.

Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам.

В. Даль: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ». «Предметъ - все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения - основа, смысл его»

С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко: «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».

Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему..

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

Например по теме:

«Формирование связной речи детей седьмого года жизни в процессе словесного творчества на материале русских народных сказок о животных»

Объектом исследования будет процесс развития связной речи, а предметом исследование- развития связной речи детей седьмого года жизни в процессе словесного творчества на материале русских народных сказок о животных. Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

7.Формулирование цели и задач исследования.



Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель это результат, которого исследователь желает достичь. Исследователь должен помнить, что результат должен носить теоретический характер.

Например, по теме «Формирование связной речи детей седьмого года жизни в процессе словесного творчества на материале русских народных сказок о животных»

Цель исследование может быть следующей: разработать о обосновать систему работы по формированию связной речи детей седьмого года жизни в процессе словесного творчества на материале русских народных сказок о животных.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

8.Формулировка гипотезы.



Гипотезы бывают:

- описательные (предполагается существование какого-либо явления);

- объяснительные (вскрывающие причины его);

- описательно-объяснительные.

К гипотезе предъявляются определенные требования:

- она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

- в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

- требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это делаем, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы:

- адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);

- правдоподобность, т. е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

- проверяемость.

9.Опытно-экспериментальная проверка

выдвинутой гипотезы.

Этот этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний.

В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования.

Составить программу исследования, методику невозможно:

- во-первых, без уяснения, в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;

- во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.

В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено:

- какое явление изучается;

- по каким показателям;

- какие критерии оценки применяются;

- какие методы исследования используются;

- порядок применения тех или иных методов.

Таким образом, методика - это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования.

При выборе методики учитывается много факторов, и прежде всего предмет, цель, задачи исследования.

Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты:

- теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика;

- исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

- совокупность применяемых методов, их субординация и координация;

- порядок применения методов и методологических приемов;

- последовательность и техника обобщения результатов исследования;

- состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла.

Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи.

Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:

- быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

- вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

При формулировании важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:

- своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы;

- непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы.

В процессе формулирования исследовательских задач, как правило, возникает необходимость в проведении констатирующего эксперимента для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, преобразующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности.

Таким образом, констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта, его задача в другом: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования, на решением которых проводится формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимента начинается после формулирования исследовательских задач.

Программа экспериментальной работы (т. е. перечень работ на весь собственно экспериментальный период), методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств.

Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: исследовательских методик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных. Назначение такой проверки - внести возможные уточнения, изменения в документацию, отсечь излишества по сбору фактических данных, которые впоследствии окажутся обременительными, отнимающими время и отвлекающими вни-мание от центральных вопросов проблемы.

Экспериментальный процесс - наиболее трудоемкая, напряженная, динамичная часть исследования.

Параллельно эксперименту необходимо вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

Фактический материал подвергается квалификации по разным основаниям, формируются статистические последовательности, обнаруживаются тенденции развития стабильности, скачков в формировании качеств объекта экспериментального воздействия и исследования.

На основе объективно познанных закономерностей проводятся:

- ретроспективная ревизия выдвинутой гипотезы с целью перевода ее в ранг теории, в той ее части, в которой она оказалась состоятельной;

- разработка прикладной части теории, адресуемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики.

10.Литературное оформление материалов исследования .



Литературное оформление материалов исследования - трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.

В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:

- название и содержание глав, а также параграфов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание парагра-фов -главу в целом;

- первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;

- проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (библиографию);

- стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

- изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;

- соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой вклад в науку;

- перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.

11.Технические требования к оформлению выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная и курсовая работы печатаются на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле - 35 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, примерное количество знаков на странице - 2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы выпускной квалификационной работ с рисунками и приложениями должны имют сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Титульный лист и оглавление оформляются по установленному образцу (Приложения 1 ).

Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена.

12.Правила оформления приложений.



Приложение - заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, дидактический материал

В приложение не включается список использованной литературы. Приложения оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы на ее последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

13. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

Подготовленную выпускную квалификационную работу студент представляет научному руководителю для получения письменного отзыва о работе и отметки в зачетной книжке о том, что он допущен к защите. Затем переплетенная выпускная квалификационная работа представляется рецензенту для подготовки письменной рецензии на работу.

Получение отрицательного отзыва научного руководителя или рецензента не является препятствием к представлению работы на защиту.

Подготовленную к защите выпускную квалификационную работу вместе с письменными отзывами научного руководителя и рецензента студент передает руководителю, который ставит свою визу на титульном листе работы. Не позднее, чем за неделю до даты защиты студент должен передать выпускную квалификационную работу, вместе с письменным отзывом научного руководителя и рецензией ответственному секретарю ГАК.

Секретарь ГАК фиксирует срок сдачи ВКР в специальном журнале и в зачетной книжке студента. Данный вариант работы считается окончательным, он не подлежит доработке или замене.

В случае если студент не представил ответственному секретарю ГАК выпускную квалификационную работу с отзывом научного руководителя и рецензией к указанному сроку, в течение двух дней рассматривается вопрос о допуске студента к защите в данный период ГАК. Если причина задержки представления работы признается неуважительной, то составляется протокол за подписью председателя комиссии по защите выпускных квалификационных работ о непредставлении работы. Защита данной работы проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации ГУ- вместе с работами, получившими на защите неудовлетворительную оценку.

Отзыв научного руководителя

В отзыве научный руководитель характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на недостатки, определяет степень самостоятельности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания выпускной квалификационной работы, степень соответствия требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам соответствующего уровня, рекомендует выпускную квалификационную работу к защите

Рецензия

В рецензии должен быть дан анализ содержания и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к ее раскрытию (наличия собственной точки зрения автора), умения пользоваться современными методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки работы. В заключение рецензент дает характеристику общего уровня выпускной квалификационной работы и оценивает ее, после чего подписывает титульный /лист работы. Объем рецензии должен составлять от одной до трех страниц машинописного текста.

14.Процедура защиты выпускной квалификационной работы.

Защита выпускной квалификационной работы проводится в установленное время на заседании экзаменационной комиссии ГАК с участием не менее двух третей её состава.

Кроме членов экзаменационной комиссии на защите желательно присутствие научного руководителя и рецензента выпускной квалификационной работы, а также возможно присутствие преподавателей и студентов .

Защита начинается с доклада студента по теме выпускной квалификационной работы. Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания научной проблемы и формулировки цели работы, а затем, в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, по главам раскрывать основное содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные разделы и интересные результаты, новизну работы, критические сопоставления и оценки. Заключительная часть доклада строится по тексту заключения выпускной квалификационной работы, перечисляются общие выводы из ее текста без повторения частных обобщений, сделанных при характеристике глав основной части, собираются воедино основные рекомендации. Студент должен излагать основное содержание выпускной работы свободно, не читая письменного текста.

После завершения доклада члены ГАК задают студенту вопросы, как непосредственно связанные с темой выпускной квалификационной работы, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.

После окончания дискуссии студенту предоставляется заключительное слово. В своём заключительном слове студент должен ответить на замечания рецензента и членов ГАК.

После заключительного слова студента процедура защиты выпускной квалификационной работы считается оконченной.

Результаты защиты ВКР определяются на основе оценок:

  • научного руководителя за качество работы, степень ее соответствия требованиям, предъявляемым к ВКР соответствующего уровня;

  • рецензента за работу в целом, учитывая степень обоснованности выводов и рекомендаций, их новизны и практической значимости;

  • членов ГАК за содержание работы, ее защиту, включая доклад, ответы на замечания рецензента.

Итоговая оценка по результатам защиты выпускной квалификационной работы студента по пятибалльной системе оценивания проставляется в протокол заседания комиссии и зачётную книжку студента, в которых расписываются председатель и члены экзаменационной комиссии. В случае получения неудовлетворительной оценки при защите выпускной квалификационной работы повторная защита проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации .





Приложение №1

Титульный лист выпускной квалификационной работы.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное педагогической учреждение среднего профессионального образования

«Саткинский педагогический колледж»





ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.



Выполнена студенткой 4курса41 группы

Петровой Ольгой Николаевной.

Специальность 050709«Дошкольное образование»

по предмету»Методика развития речи»

Научный руководитель работы: Нефёдова Л.А.

Рецензент : преподаватель дошкольной

педагогики Бабенко С.В.











2009год



Литература.

Бирюков П. Н. Международное право: учеб. пособие / П. Н. Бирюков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 416 с.


1. Ануфриев А.Н. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы/ А.Н Ануфриев. М., 2002.

2. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике/ Е.В Брежнева. - М., 1999.

3. Болотин Г.М. Оформление материалов самостоятельной работы: рекомендации для студентов / Г.М.Болотин. -Киев, 1984.

4. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу/ Л.В Борикова.- М., 2000.

5. Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ: для учащихся школ, студентов колледжей, вузов/ Н.А. Виноградова.- М., 1999.

6. Сердобинцев В.Я. Научная работа студентов - одно из важных условий формирования мировоззрения и профессиональной подготовки // Система учебно-воспитательной работы в педагогическом институте как условие совершенствования качества подготовки специалистов. Саратов, 1972.

7. Ярошенко Н.Г., Гунявина Н.Л., Васильева С.В. Тенденции развития среднего педагогического образования // Среднее педагогическое образование: состояние, перспективы развития / Под ред. П.Ф. Анисимова. Москва, 2001.





© 2010-2022